рефераты бесплатно

МЕНЮ


Мелиоративные машины

водоис-точниками. Диапазон изменения подачи—от 25 до 705 л/с, напора—от 0,

1 до 1, 1 МПа, привод от ВОМ трактора или от собственного двигателя.

В зависимости от напора (высоты подъема воды) насосные

станции подразделяются на три группы: низконапорные—при напоре до 0, 25

МПа, средненапорные—при напоре от 0, 25 до 0, 5 МПа, высоконапорные—при

напоре выше 0, 5 МПа.

Насосные станции с приводом от ВОМ трактора монтируют на раме,

навешиваемой на трактор, а насосные станции с собственным двигателем—на

раме-салазках или на одно- и двухосном прицепах с пневматическими шинами.

Навесные насосные станции (типа СНН) с приводом от ВОМ трактора наиболее

мобильны. Однако они должны быть относительно легкими и компактными,

поэтому их выпускают с подачей не более 75 л/с. Обязательное наличие

повышающего редуктора и использование в работе трактора удорожает стоимость

установки, поэтому и стоимость поданной воды оказывается выше, чем для

насосных станций с собственным двигателем. Их целесообразно применять для

полива небольших участков с частой сменой позиций, при подаче воды

непосредственно в дождевальные машины или установки.

Передвижные насосные станции с собственным двигателем (типа СНП) менее

мобильны и зачастую работают на одном месте в течение всего оросительного

сезона, но стоимость подаваемой ими воды ниже. Их выпускают с двигателями

внутреннего сгорания и с

электродвигателями (подача от 25 до 705 л/с); они получили наибольшее

распространение.

Для привода насосной станции используют, как правило, дизельные двигатели

внутреннего сгорания. Мощность двигателя насосной станции рассчитывают с

учетом ее работы при полном открытии заслонки.

Насосы преобразуют энергию двигателя в энергию напора воды. Насосные

станции снабжают, как правило, центробежными насосами, в редких

случаях—осевыми пропеллерными. Находят применение центробежные насосы двух

разновидностей: с односторонним подводом воды—консольные (марки К) и с

двухсторонним подводом воды (марки Д).

Находят применение одно- и двухколесные насосы. Последние могут работать

в двух режимах: параллельном (двухпоточном) и последовательном

(двухступенчатом). При параллельном режиме полость каждого колеса снабжена

отдельным всасывающим и напорным трубопроводами, подача возрастает вдвое по

сравнению с одноколесным насосом. При настройке на последовательный режим

полости колес соединяют переводным коленом, в результате подача

уменьшается, а напор возрастает вдвое. Осевые пропеллерные насосы

обеспечивают высокую производительность, но с малым напором (от 2 до 10 м),

поэтому находят применение в низконапор-ных насосных станциях. По сравнению

с центробежными они имеют более высокий к. п. д. (0, 90...0, 95), их

рабочие колеса меньше истираются частицами песка и ила, содержащимися в

воде. Для подъема и опускания всасывающего трубопровода служит, как

правило, ручная лебедка со стрелой, блоками и тросом. Всасывающую линию при

пуске заполняют водой с помощью специального вакуумнасоса, эжектора или

вручную. Насосные станции с собственным двигателем, как правило,

оборудованы системой автоматической защиты двигателя и реле времени.

Автоматическая защита контролирует режим работы систем охлаждения и смазки

двигателя и давление в напорной линии насоса и отключает двигатель при

нарушении нормального режима работы. Реле времени отключает двигатель по

истечении определенного, заранее заданного, времени работы. Это позволяет

одному машинисту обслуживать несколько насосных станций, работающих

одновременно на разных участках. Плавучие насосные станции отличаются более

высокой материалоемкостью, так как их монтируют на понтонах, связанных

между собой рамой, или металлическом судне. Наиболее распространенные

плавучие насосные станции типа СНПЛ имеют ряд унифицированных узлов с

сухопутными передвижными насосными станциями типа СНП соответствующей

подачи. По водоему станция перемещается за счет работы водометного

движителя. Воду от насоса можно направлять в напорный трубопровод или в

сопло водометного движителя. В последнем случае реактивная сила,

развиваемая струёй, приводит станцию в движение. Для изменения направления

движения сопло с помощью штурвала поворачивают вокруг вертикальной оси.

Рабочий процесс. Перед пуском насосной станции закрывают задвижку

напорной линии, а рабочую камеру насоса и всасывающую трубу заполняют

водой. Включают двигатель и, дав ему отработать 0, 5...! мин, медленно

открывают задвижку напорной трубы. По показаниям вакуумметра и манометра

убеждаются в том, что насос работает в нужном режиме.

Подачу и напор регулируют двумя способами: изменением положения задвижки

и зменением частоты вращения вала насоса Первый наиболее прост, но приводит

к зачительному снижению к.п.д. насоса. В конструкциях современных

передвижных насосных станций находят применение оба способа.

Быстроразборные трубопроводы и арматура. Быстроразборные трубопроводы

предназначены для подачи воды от передвижных насосных станций к

дождевальным машинам и установкам или в открытые оросительные каналы. Такой

трубопровод состоит из от-дельных труб (секций) длиной 5...6 м, соединяемых

быстроразъемными муфтами. При соединении конец одной трубы входит в рас-

труб другой—смежной. По форме раструбных концов различают разборные

трубопроводы с шаровыми (типа РТШ), конусными и цилиндрическими (типа РТ)

соединениями. Во всех конструкциях раструб снабжен резиновой манжетой,

которая создает уплотнение автоматически под действием напора воды в

трубопроводе. После выключения насосной станции напор исчезает и

трубопровод выпускает воду через муфты автоматически. Это исключает местное

затопление растений, неизбежное при опорожнении трубопровода в одном месте.

За счет эластичности манжет и зазоров между труба-ми их можно соединять не

только соосно, но и под углом до 10... 15° одна к другой, чем достигается

необходимая приспособляемость в условиях сложного рельефа местности. Для

предотвращения повреждений растений каждая труба (секция) снабжена опорой

высотой 0, 1...0, 4 м.

Быстроразборные трубопроводы снабжены водораспределительной арматурой:

гидрантами-задвижками, колонками, трубамищает лопатку 40 в струю, и цикл

повторяется. Лопатка не только поворачивает ствол, но и выполняет роль

дефлектора. Когда она входит в струю, то орошается площадь вблизи аппарата,

когда выходит из нее, орошается площадь, удаленная от аппарата.

В аппарате с турбинкой обеспечивается круговое вращение ствола с помощью

турбинки, лопасти которой входят в струю воды выбрасываемую через сопло. От

турбинки через два червячных , редуктора, кривошипно-шатунный и храповой

механизмы вращение передается червяку, который обкатывается вокруг

червячного колеса, закрепленного на неподвижном корпусе, и приводит во

вращение ствол. Скорость вращения ствола регулируют изменением входа

лопаток турбинки в струю. В процессе работы турбинка отсекает часть струи,

обеспечивая тем самым хороший полив зоны, расположенной вблизи аппарата.

Однако это приводит к снижению дальности полета струи на 25...30%.

Механизм вращения, работающий за счет разрежения, создаваемого струе й.

Сопло такого дождевального аппарата заканчивается диффузором (расширяющейся

насадкой). Поток воды, проходя узкое сечение диффузора, образует зону

вакуума. Эту зону соединяют трубкой с пневматическим, например

диафрагмовым, двигателем, работающим за счет перепада давления между

атмосферой и вакуумом в диффузоре. Колебания диафрагмы обычно через

храповой механизм приводят в движение ствол аппарата.

Если ось сопла расположить под некоторым углом к оси ствола или отнести

ее в сторону, то возникнет реактивный момент, который может быть

использован для вращения ствола дождевального аппарата. Дальнеструйные

дождевальные аппараты, вращение которых основано на этом принципе, обычно

оборудуют специальными тормозными устройствами, воспринимающими разность

между вращающим моментом от реактивной силы струи и моментом трения

вращающихся частей аппарата. Наиболее распространены гидравлические и

механические тормозные устройства. Гидравлический тормоз обычно

представляет собой шестеренчатый или иной ротационный масляный насос,

перегоняющий масло по замкнутому каналу, сопротивление которого

регулируется вентилем или краном. Изменяя сопротивление, регулируют частоту

вращения ствола дождевального аппарата.

Простейшие дождевальные устройства, состоящие из быстроразборных переносных

трубопроводов и разбрызгивающих воду рабочих органов. Дождевальные машины в

•отличие от установок снабжены еще и средствами для механизированного

перемещения. Дождевальные агрегаты в отличие от установок и машин содержат

все элементы дождевальной системы, которые навешены на трактор и работают в

движении. По принципу действия (технологии дождевания) дождевальные

устройства подразделяют на устройства позиционного действия и устройства,

работающие в движении, а по виду перемещения—на устройства с фронтальным

перемещением и устройства с перемещением по кругу. И, наконец, в

зависимости от дальности разбрызгивания различают короткоструйные,

среднеструйные и дальнеструйные устройства.

Дождевальные установки могут быть стационарными, «с переносными

трубопроводами, с механизированным перемещением трубопроводов. Наиболее

широкое распространение получили установки с переносными быстроразборными

трубопроводами. Они предназначены для полива небольших участков со сложным

рельефом местности. Расход воды в таких установках не превышает 50 л/с, а

производительность 50 га в сезон. При повышении расхода воды (для

увеличения подачи) требуется увеличение диаметра и толщины стенок, а

следовательно, и массы труб, что неприемлемо при ручной их переноске.

К установкам такого типа относится КИ-50 (комплект ирригационный—расход

воды 50 л/с). В его состав входят (рис. 2): магистральный трубопровод 3 и

5, два распределительных трубопровода 9, четыре оросительных трубопровода

(дождевальные крылья) 6 с дождевальными аппаратами 8, гидранты 4 и 7.

Магистральный трубопровод длиной 906 м состоит из первого участка 3 (труба

D=150 мм) и второго участка 5 (труба D=125 мм). Распределительные

трубопроводы 9 длиной по 270 м располагают по двухсторонней схеме в начале

и конце магистрального трубопровода. При такой схеме половина расходуемой

воды еще в начале участка отводится в правый распределительный трубопровод,

что позволяет второй участок магистрального трубопровода выполнить из труб

меньшего диаметра. Дождевальные крылья длиной по 126 м (d) =105 мм)

располагают перпендикулярно распределительным трубопроводам 9 по обе

стороны от них. На каждом крыле установлено по четыре среднеструйных

дождевальных аппарата 8 типа «Роса» на расстоянии 36 м один от другого. В

комплект входит и идроподкормщик, который служит для внесения одновре менно

с поливом растворимых минеральных удобрений и может быть установлен в

начале распределительного трубопровода.

[pic]

Рис. 2. Схема дождевальной установки с быстрораз борными переносными

трубопроводами:

1 и 2 — насосная станция; 3 и 5 — первый и второй участки магистрального

трубопровода; 4— гидрант магистрального трубопровода; 6 — оросительный

трубопровод; 7 — гидрант распределительного трубопровода; 8 —

среднеструйный дождевальный аппарат; 9 —распределительный трубопровод.

Одновременно работают два дождевальных крыла—одно слева, другое справа от

магистрального трубопровода. Два других крыла в это время разбирают,

переносят и подготавливают к работе. После выдачи поливной нормы их

выключают, а включают подготовленные к работе крылья, присоединенные к

распределительным трубопроводам с противоположных концов. Передвигая крылья

навстречу одно другому, поливают всю площадь по обе стороны

распределительных трубопроводов, после чего разбирают распределительные

трубопроводы, переносят и присоединяют их к следующим гидрантам

магистрального трубопровода. Присоединив к ним крылья, поливают другую

часть участка. За один полив каждый распределительный трубопровод

последовательно обслуживает три позиции. Аналогично устроены и поставляемые

из ЧССР в нашу страну дождевальные установки «Сигма-Ирис-50». Основной

недостаток таких установок—большие затраты ручного труда на переноску труб

и связанная с ними низкая производительность труда.

Многоопорные дождевальные машины позиционного действия. Для устранения

больших затрат ручного труда при переноске труб дождевальных установок

конструкторы пошли по пути установки оросительных трубопроводов на колеса.

В результате появились, по существу, новые высокопроизводительные машины,

требующие минимальных затрат ручного труда (присоединение к гидранту).

Однако при этом они утратили основные положительные качества установок с

разборными трубопроводами:

способность работать на участках с неровным рельефом, в садах,

виноградниках и т. п. Установки такого типа, получившие название-

дождевальных колесных трубопроводов, нашли широкое применение как в нашей

стране, так и за рубежом.

Наиболее просты по конструкции машины, в которых оросительный трубопровод

одновременно служит и валом привода опорных колес. Машина отечественного

производства такого типа («Волжанка») состоит из магистрального

трубопровода 10 и двух независимых дождевальных крыльев 1...8 (рис. 3, а).

Крылья располагают по обе стороны от магистрального трубопровода со"

смещением на одну позицию одно от другого. Каждое крыло состоит из

оросительного трубопровода длиной от 150 до 400 м, собранного из отдельных

секций 7, и приводной тележки 3. Секция представляет собой трубу, посредине

которой установлено разъемное опорное колесо 6. Секции соединены между

собой с помощью присоединительных фланцев. На корпусе присоединительного

фланца установлен среднеструйный дождевальный аппарат кругового действия и

автоматический сливной клапан. Дождевальный аппарат присоединен к поливному

трубопроводу с помощью механизма самоустановки, который в процессе

перемещения удерживает дождевальный аппарат в вертикальном положении.

Сливные клапаны предназначены для рассредоточенного слива воды из

трубопровода перед переездом на новую позицию. Клапан (рис. 3, б) состоит

из овальной резиновой пластины 12, установленной внутри фланца каждого

звена

[pic]

Рис. 3. Многоопорная дождевальная машина позиционного действия:

а—схема машины; б—автоматический сливной клапан; 1—концевая заглушка; 2—-

среднеструйный дождевальный аппарат; 3 — приводная тележка; 4 — ведущее

колесо; 5 — секция трубопровода; 6 — опорное колесо; 7—узел присоединения;

8 — гидрант; 9 — водопод водящий трубопровод; 10 — двигатель; 11 — болт; 12

— резиновая пластина; 13 — стальная

планка.

трубопровода с помощью болта 11 с гайкой, и планки 13. При нормальном

напоре резиновая пластина плотно прижимается водой к внутренней стенке

фланца, плотно закрывая отверстия. При падении давления пластина отгибается

и вода через сливные отверстия выходит из секции трубопровода. Приводная

тележка 3 установлена в середине крыла. Вращение от двигателя внутреннего

сгорания 10 через реверс-редуктор передается на два дополнительных ведущих

колеса 4 и водопроводящий трубопровод с ходовыми колесами.

Работает машина позиционно с фронтальным перемещением с одной позиции на

другую. После присоединения к гидранту под напором воды сливные клапаны

автоматически закрываются и дождевальные аппараты начинают работать. После

пуска первого крыла присоединяют и запускают второе. Выдав поливную норму,

отъединяют крыло от гидранта, запускают двигатель и, перекатив крыло к

следующему гидранту, включают его в работу. Оба крыла могут работать

одновременно. Машина предназначена для полива низкостебельных культур

высотой не более 1, 0 м. Для полива высокостебельных культур применяют

другую дождевальную машину такого же типа (ДФ-120 «Днепр»), в которой

оросительный трубопровод поднят на высоту 2, 1 м и установлен на

двухколесных самоходных тележках с помощью ферм и растяжек. Многоопорные

дождевальные машины, работающие в движении. Для полива в движении

отечественная промышленность выпускает машины двух разновидностей: с

движением по кругу; с фронтальным движением. Примером машины первого типа

может служить дождевальная машина «Фрегат» ДМУ; второго — двухконсольный

дождевальный агрегат. Дождевальная машина кругового движения (рис. 4, а)

представляет собой движущийся по кругу многоопорный трубопровод на колесах.

Основные узлы: неподвижная опора 1, водопроводящий трубопровод 2 со

среднеструйными дождевальными аппаратами 3 кругового действия, самоходные

тележки 5 с гидравлическим приводом, дальнеструйный дождевальный аппарат 4

секторного полива, система регулирования скорости движения тележек,

механическая и электрическая системы защиты от поломок. Центральная

неподвижная опора собрана из угловой стали и представляет собой ферму,

имеющую вид усеченной пирамиды. Ее устанавливают над гидрантом

водопроводящей сети. С помощью неподвижного колена, стояка, расположенного

по вертикальной оси опоры, и поворотного колена водопроводящий трубопровод

соединяют с гидрантом. Водопроводящий трубопровод составлен из стальных

оцинкованных труб с фланцами для их соединения и имеет переменное сечение:

первый участок, расположенный ближе к центру, составлен из труб большего

диаметра, чем второй, распо-ложенный на периферии. Он установлен на А-

образных рамах тележек с помощью растяжек на высоте 2, 2 м, что позволяет

поливать высокостебельные культуры, например кукурузу.

[pic]

Рис. 4. Дождевальные машина и агрегат, работающие в движении:

а—кругового движения; б—фронтального движения; 1 — неподвижная опора;- 2 —

секция тпубопровода с фланцевым соединением; 3 — среднеструйный

дождевальный аппарат; 4 — дальнеструйный дождевальный аппарат секторного

полива; 5 — самоходные тележки с гидроппиводом; 6 — гидродомкрат; 7 —

раскосы; 8 — панели; 9 — верхний пояс; 10 — концевая панель; 11 — стойки;

12 — плавучий клапан; 13 — трактор; 14 — поворотный круг; 15 — распорки;

16 — дождевальные насадки; 17 — растяжки; 18 — концевая насадка; 19 —

открылки;

Машина составлена из отдельных секций. Каждая секция со стоит из звена

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.