рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по аграрному праву

массивов в натуре, и незаконно занятые земли были возвращены колхозам.

Политика, на урезание подсобного хозяйства и приусадебных участков,

приведшая к раскрестьяниванию и превращению колхозника – крестьянина в

рабочего с огородом, продолжалось в последующие годы.

В целях упорядочения землепользования граждан – не членов колхоза,

проживающих в сельской местности (28 июня 1939 г.) выходит постановление «о

приусадебных участках рабочих, служащих, сельских учителей и других не

членов колхозов, проживающих в сельской местности». Суть – подсобное

хозяйство не членов колхозов не д.б. для них основным источником дохода,

участок д.б. в размере 0,15 га на семью, включая площадь, занятую

застройкой, все излишка земли д.б. переданы к землям колхозов.

Коллективизация закончилась к середине 30 – х гг. Последствия:

«Отрицательные»: подорваны на многие годы производительные силы с/х,

уменьшилось поголовье КРС и лошадей за 1929 – 1932 гг. на 1/3. А свиней и

овец – в 2 раза, голод, обрушившийся на ослабленную деревню, унес жизни

более 5 млн. человек, от голода и непосильного труда погибли млн.

«раскулаченных».

«+» обретена независимость от импорта хлопка, с увеличением тракторов о

МТС, увеличился уровень механизации с/х труда.

В короткий срок аграрный сектор, где господствовала мелкотоварная,

слабоуправляемая стихия, оказался во власти жесткой централизации,

администрирования, приказа, превратился в ограниченную составную часть

директивной экономики.

9. Особенности регулирования земельных отношений в период целинных и

залежных земель. Преобразование колхозов в совхозы. Земельный кодекс РСФСР

1968г. т.

Освоение началось в 1954 г., главным образом в Северном Казахстане. Т.к.

урожайность стала снижаться, необходимо было восполнять запасы зерновых.

Туда уехали сотни тыс. добровольцев. На голом месте возникло множество

зерновых совхозов. В оборот ввели 42 млн. га пашни, где выращивалась до 40

% всех зерновых. Но урожайность была ниже общесоюзной. Т.к. освоение

происходило при отсутствии научно – обоснований системы земледелия, шел

процесс эрозии почв.

С 1956 г. массовое преобразование колхозов в совхозы (несколько колхозов

в 1 совхоз). Каждое преобразование осуществлялось на основе специального

постановления совета министров РСФСР.

В 1958 – 1960 гг. произошла дискуссия по поводу регулирования трудовых

отношений работников совхозов и колхозников. В 1970 г. дискуссия

завершилась принятием КЗОТа, который распространил свое действие на

трудовые отношения рабочих и служащих гос п/п (в т.ч. и совхозов). Согласно

ст. 3 КЗОТ труд членов колхоза регулируется на основе их уставов

(учредительных документов) и законами об этих организациях.

Начиная с 1970 г., в России устанавливаются раздельные режимы

регулирования труда работников совхозов и регулирования труда членов

колхозов. В колхозе Советская власть продолжала видеть источник распада

социалистического устройства.

В 1968 г. принят новый земельный кодекс. Он сохранял тенденцию деления

зем фонда РФ на категории в зависимости от их целевого назначения. В

отличие от старого ЗК, этот выделял 7 категорий: 1- земли с/х назначения

(земли для ведения с/х). Но не определял систему ограничения их от других

категорий (# до сих пор земли с/х назначения – это земли под постройки на

селе), 2 – земли поселений (городские, сельские), 3 – земли промышленности,

транспорта и связи, 4 – особо охраняемые территории (заповедники, парки), 5

– земли лесного фонда, 6 – земли водного фонда, 7 – земли запасов. 1-я и 2-

я наиболее привилегированные категории.

Особенность ЗК 1968 г. – официальное признание правовой значимости фигуры

землепользователя (граждане). Земля в эти годы товаром не являлась. Ее

распоряжались. Поэтому доход принадлежал гос-ву полностью. Поэтому у

колхозников и работников совхоза интереса к особому использованию земли не

было, т.е. не было энтузиазма.

1968 г. ввод земельного кадастра (нужна была инвентаризация земель,

главная задача – определить стоимость земли).

10. Особенности регулирования аграрных отношений в период перестройки.

Закон СССР «О кооперации в СССР» 1988г. Закон СССР «об аренде и арендных

отношениях в СССР» 1989г. т.

Восстановление кооперативной природы колхозов и создание системы

межхозяйственной кооперации. Этот этап связан с законом от 26 мая 1988 «О

кооперации в СССР».

Гос сектор Кооперативы Частный

сектор

Был перенос в эту строну В СССР

его почти

Не было эффективности и не

было

Стабильности в экономике России

Была разрешена предпринимательская деятельность, на только в форме

кооперативов. Влияние данного закона на с/х – согласно ст. 33 колхозы

объявлялись преобладающей формой с/х производственных кооперативов.

В колхозе имущественные отношения состоят из 2-х частей: 1- за счет

взносов членов колхозов оформляется паевой фонд, 2- для обеспечения

хозяйственной устойчивости колхоза создается неделимый фонд, туда

включается имущество, составляющее материальную базу.

Закон объявлял колхоз самостоятельным товаропроизводителем. Закон им

открывал возможность развития в с/х системы коллективного и семейного

подряда, создание хозрасчетных подразделений. Доходы, которых ставились в

зависимость от конечных результатов (то, что сверх, реализуют сами, это

было стимулированием труда).

Хозрасчет – самоокупаемость и самофинансируемость.

КХ

Фермы 1

3 Мех отряд

Посевная бригада 2

1 + 2 + 3 = хозрасчетные подразделения.

Изношенность оборудования была очень высока. В с/х было разрешено

создавать не только кооперативы по производству с/х продукции, но и

перерабатывающие кооперативы, снабженческо-сбытовые, обслуживающие. В эти

кооперативы могли вступать и сельские, и городские жители. Предоставлялись

льготы по переселению городских жителей в село, в это время (к. 80 – х гг.)

это было перспективно.

Законом о кооперации бала предусмотрена возможность колхозами и другими

с/х п/п на договорных началах предоставлять хозрасчетным коллективам право

самостоятельной реализации продукции по свободным ценам, распределение

полученных доходов (оплата труда и налоги), а также открывать счета в

банках. Также хозрасчетные коллективы могли создаваться в виде первичных

с/х кооперативов.

Эффект вышеперечисленного был колоссальным. 1990 г. золотой год с/х.

13 ноября 1989 г. принят закон «Об аренде и арендных отношениях» он

предоставлял право сельским и городским жителям брать землю в аренду в

наследованное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения

продукцией. Но земля, как и раньше, принадлежала местным советам и

колхозам. А они ревниво охраняли свое главное богатство, крайне неохотно

шли на встречу новоиспеченным фермерам.

Сдерживало частное предпринимательство на селе то, что арендные договора

м.б. расторгнуты властями в одностороннем порядке с уведомлением за 2

месяца.

11. Аграрная реформа в России (1991 – 1994 г.) Общая характеристика.

Начало аграрной реформы связано с указом президента от 27.12.91 № 323 «О

неотложных мерах по осуществлению зем реформы в РСФСР». До этого в 1990 г.

были приняты законы, которые являлись предпосылкой к аграрной реформе.

24 декабря 1990 г. – закон «О собственности в РСФСР». Особенность –

перечислены виды п/п, которые м.б. созданы в РФ. Формы собственности на

имущество этих п/п. Перечень был исчерпывающий, т.е. не допускающий никаких

дополнений.

К числу п/п относились – коллективные, арендные, кооперативы, колхозы

(как вид кооперативов). Форма собственности на их имущество – коллективная

(долевая или совместная).

Закон направлял Россию на путь создания народных п/п. Т.е. 75 % акций у

работников п/п и сделки с ними в рамках п/п.

25 декабря 1990 г. – закон «О п/п и предпринимательской деятельности»

прямо противоположный по содержанию закону от 24.12.90 г. К числу п/п

относились: ОАО и ЗАО, т.е. АОЗТ и АООТ, ТОО, смешанные товарищества, ИЧП,

унитарные (гос) п/п. Форма собственности – общая, долевая. Этот закон

направлен в сторону частных п/п. Общая долевая собственность давала

возможность остаться собственником внесенного имущества. На закон

возлагалась задача привлечь население в предпринимательскую деятельность.

1992 г. все с/х п/п реорганизуются в соответствии с законом от 25.12.90

г. в новые хозяйственные формы.

29.12.91. принято постановление правительства № 86 «О порядке

реорганизации колхозов и совхозов», в нем разрешено реорганизоваться в

соответствии с иными законодательными актами. Это давало возможность

маневра.

Июнь 1992 г. В Москве состоялось совещание работников АПК, где приняли

решение о недопустимости реформирования с/х в России. По указу президента

нужно было разредить ситуацию.

4.09.92 постановление № 708 «Положения о реорганизации колхозов и

совхозов и приватизации гос с/х п/п». Им допускалось сохранения прежней

формы хозяйствования.

Далее ситуация меняется из-за I части ГК, который вступил в силу 1.01.95

г. Вместо режима общей долевой собственности ГК вводил режим обособленности

имущества юр лиц от его учредителей.

1.02.95 г. постановление № 96 «О порядке осуществления прав собственника

зем долей и имущественных паев», предусматривались различные варианты

использования земель.

ГК предписывает юр лицам до его введения, привести их учредительные

документы в соответствии со специальными законами. И вследствие этого

принимаются: 26.12.95 « Об АО», 8.01.98 «об ООО», 8.12.95 «о с/х

кооперации» (единственный закон, адаптированный к с/х), 8.05.95 «О

производственных кооперативах», 11.10.02 «О гос и муниципальных унитарных

п/п».

В соответствии со ст. 15 конституции РФ общепризнанные м/днародные нормы

права являются частью правовой системы России, причем, если отечественное

законодательство противоречит общепринятым м/днародным нормам, то приоритет

имеют м/днародные нормы права.

12. Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве (1991-1994 г.)

Закон РСФСР «О земельной реформе » 1990г. Земельный кодекс РСФСР

1991г т.

Основополагающим законом был закон РФ от 23.10.90 «О земельной реформе».

Он отменил монополию гос собственности на землю. Он провозгласил

многообразие форм зем собственности: частная, гос, муниципальная, а также

иные формы собственности. Перечень форм зем собственности не исчерпывающий,

что означает в будущем создание иной формы собственности.

В соответствии со ст. 5 закона, колхозам, совхозам и иным с/х п/п. А

также п/п созданным в ходе реорганизации на их базе зем участки

предоставлена коллективная собственность (общая, долевая, совместная).

Эта статья дала приравнивать по смыслу 2-х правовых понятий, которые по

смыслу противоречивых др. др. (коллективная и общая собственность), что

сохраняется до сегодняшнего дня.

Правом собственности на зем участок обладает с/х п/п доказательством тому

является гос акт «о праве собственности на землю». Составной частью акта

является план зем участка. Граждане владеют землей условно, без определения

долей.

В 1990 г. развитие зем отношений не пошло.

22.12.90 – закон «О К(Ф)Х».

Последовательность принятия 2-х законов объяснялась тем, что в законе

предусматривалось, что КФХ в праве иметь землю в собственности на правах

аренды, в постоянном (бессрочном) пользовании и безвозмездном (срочного)

пользования механизм передачи землю КФХ не предусмотрено. КФХ никак не

могли приобрести землю в право собственности. Это лишало хозяйственных

перспектив.

Указ от 27.12.91 был посвящен вопросам реорганизации в с/х, включительно

зем отношений. Он внес небольшую неопределенность. Указ вводил новое

понятие зем пая (означает долю участия в УК или паевом фонде юр лица,

определяется по итогам работы за год, т.е. она может быть выше или ниже,

величина переменная), которым обладают граждане. Предполагалось, что зем

пай д.б. равным по размеру.

Постановление правительства от 29.12.91 появление зем доли (доля в праве

собственности на зе участок, величина постоянная, не меняется в зависимости

от результата работы). В 1993 г эти 2-а определения попеременно

используются в различных нормативных документах. Произошло смешение

понятий, хотя по смыслу они не совпадают.

Наделение оказалось возможным только за счет земель с/х п/п, поэтому

необходимо «разорвать круг запретов» на распоряжение гражданами с/х

назначения: 1- с/х п/п владело землями с/х назначения, 2- Зем кодекс 1991

г. препятствие на пути наделения землей граждан. ЗК запрещал сделки с

землями с/х назначения, направлял на отчуждение земли, возможна только

аренда.

27.10.93 Президент принимает указ «О мерах по дальнейшему развитию зем

реформы». С тех пор меняется регулирование зем отношений в с/х: 1- начиная

с 1993 г. за гражданами признается право на зем долю. Зем пай более не

употребляется в нормативных актах, 2- документом о праве граждан на зем

долю являлось свидетельство «о праве собственности на землю».

24.12.93 указ президента «о приведении зем законодательства в

соответствии с конституцией РФ». Этим указом был отменен закон «о зем

реформе» 1990 г. т прекращалось действие ряда статей ЗК 1991 г.,

запрещавших сделки с землями с/х назначения. По указу зем участки стали

предоставляться гражданам, а если дело доходило до суда, то суд признавал

сделки недействительными, т.к. руководствовался верховенством закона.

Продолжалось до 1994 г.

Вопрос 13 КФХ

Самостоятельный хозяйственный субъект с правами юр. лица, предоставляемые

отдельным гражданам, семьям или группам лиц, осуществляющим производство,

переработку и реализацию сх. продукцию на основе использования имущества

находящегося в их использовании, в том числе в аренде или в собственности

зем. уч-в.

Крестьянство предусматривает собой форму свободного предпринимательства,

осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Членами считаются трудоспособные члены семьи и др. члены, совместно ведущие

хозяйство. Главой является один из его дееспособных членов.

Отличия от ЛПХ:

- если деятельность КФХ регулируется законом, то деятельность ЛПХ законом

не регулируется;

- в состав КФХ входят все трудоспособные граждане РФ. В ЛПХ никаких

ограничений не установлено;

- занятие КФХ явл. профессией, род деятельности, время работы в КФХ

зачисляется в общий непрерывный трудовой стаж, учитывается при начислении

пенсии;

- занятие ЛПХ предполагает вторичную занятость в свободное время от

основной работы, не учитывается в трудовом стаже;

- КФХ ориентировано на получение прибыли, ЛПХ – на удовлетворение интересов

членов семьи, за счет продажи части продукции на рынке;

- КФХ подлежит регистрации, ЛПХ не регистрируется.

Вопрос 14 Правовой статус земель с/х назначения

Землями с/х назначения признаются земли за чертой поселений,

предоставляются для нужд с/х-ва, и предназначаются для этих целей.

В составе земель с/х назн. выдел-ся с/х угодья, земли, занятые дорогами

(внутри хозяйства), коммуникациями, древесно-кустарниковыми растениями, а

также зданиями, строениями, используемыми для производства, хранения и

переработки с/х продукции.

Земли с/х назначения могут использоваться для ведения с/х производства,

создания защитных насаждений учебно-исследовательских учреждений и иных,

связанных с с/х производством целей.

С/х угодья в составе земель с/х назначения имеют приоритет в использовании

и подлежат особой охране.

Имущ. отношения в с/х рег-ся отдельно от земельных. Это связано с

особенностями реорганизации с/х предприятий. Имущественный пай –

стоимостное выражение доли участия в УК или паевом фонде с/х организаций.

Имущественными паями наделяются:

1) работники имеющие стаж 1 год и более

2) пенсионеры хоз-ва

Имуществ. паи были неравномерны. Наделение не ставилось в зависимость от

стажа работы в хоз-ве и размера з/п. Наделение происходило а стоимостной

форме. Имуществ. отношения явл. основными критериями для определения

подлинности ОПФ с/х п/п.

Вопрос 15

Порядок выдела: общество обязано выплатить участнику действительную

стоимость его доли или выдать ему имущество в натуре такой же стоимости в

течение 6 месяцев с момента окончания финанс. года, в течение кот. было

подано заявление о выходе из общества если иное не предусмотрено уставом.

Действит. стоимость доли участков выплачивается за счет разницы м/у

стоимости чистых активов и размеров УК. Если этой разницы недостаточно то

общество обязано уменьшить свой УК на недостающую сумму. Размер УК не

должен превышать стоимость ЧА. ЧА – имущество п/п без долгов.

Если ЧА «-» то никто не может выйти из организации. Организация обязана

объявить о банкротстве. Банкротство идет по ускоренной процедуре, все

теряют свои паи. Необходимо следить за ЧА и УК, если ЧА снижаются, то надо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.