рефераты бесплатно

МЕНЮ


АПК Украины

Типичным недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка

есть трудность, связанные с сдерживанием роста производства, которое

приводит к увеличению непроизводственных затрат на закупку

сельскохозяйственной продукции, ее сохранение и экспорт на льготных

условиях.

В отличие от США и большинства европейских стран, государственное

регулирование цен в Украине применяют в условиях сравнительно высокого

спроса на сельскохозяйственную продукцию и спада производства. Имеющаяся

система цен не возмещает высоких затрат на производство

сельскохозяйственной продукции. Расчеты, выполненные по данным

Минсельхозпрода относительно затрат на производство в объемах 1990 г. с

учетом индексов цен на материальные ресурсы 1995 г., удостоверяют, что

частица стоимости купленных материальных ресурсов увеличился с 33,6 до

67,9%, в том числе затрат на нефтепродукты – с 2,5 до 21,1%; электроэнергию

– с 0,7 до 2,7%.

Вместе с тем резко уменьшается частица стоимости материальных ресурсов

собственного производства: кормов – с 19,1 до 9,8%, оплаты работы с всеми

видами доплат – с 28,2 до 5,9%. Это при условиях, если в структуру

себестоимости не включена стоимость земли - основного средства производства

в сельском хозяйстве [8, с.39].

Важная функция цены в рыночной экономике – обеспечить прибыль

товаропроизводителям. Особенность ценообразования в аграрной сфере состоит

в том, что, учитывая на условия конкуренции в сельском хозяйстве, между

ценой реализации и себестоимостью есть очень маленькая разность.

В условиях рынка цена всегда реагирует на соотношение спроса и

предложения и степень конкуренции в области. Государственная ценовая

политика на агропродовольственных рынках не создаст равновесия, но может

предупредить ее нарушения. Цена дает возможность более скорое согласовывать

действия монопольной и организационно раздробленной части рынка. Тому рух

цен сейчас можно большее объяснить достигнутым уровнем монополизации и

мероприятиями аграрной политики, чем изменением предложения и спроса.

Либерализация цен в Украине раскрыла межотраслевые, структурные и

ценовые диспропорции в сфере АПК, которые складывалось на протяжении

продолжительного периода. В результате разрушения старых отношений возникли

новые проблемы:

. общая ценовая несбалансированность и нестабильность;

. диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В условиях высокой инфляции понесут урон прежде всего области с

продолжительным оборотом капитала. Сельское же хозяйство имеет сезонный и

циклический характер, а его продукция в большинства быстро портится и не

может ждать благоприятной конъюнктуры цен. Вместе с тем для приобретения

средств производства нужны дополнительные средства. Здесь начинает

действовать фактор реальных «ножиць цен» на промышленную и

сельскохозяйственную продукцию, не в пользу последней. Обесценивание

средства, полученных от продажи урожая, происходит еще к началу новой

посевной.

Политика либерализации цен на промышленные товары и сохранение

несовершенного государственного регулирования цен на сельскохозяйственную

продукцию еще большее усилили диспаритет цен на протяжении 1991-1997гг.

Цены на продукцию сельского хозяйства в 1997 г. сравнительно с 1990 г.

возросли в 68,1 тыс. раз, а на промышленную – в 296,2 тыс. раз. То есть

уровень повышения цен на промышленную продукцию относительно

сельскохозяйственной был в 4,35 разы высший. В частности, в 1994 г. темпы

роста цен на промышленные товары, которые потребляет сельское хозяйство,

были более чем в десять раз высшими от темпов роста цен на

сельскохозяйственную продукцию (рис.1).

[pic]

Рис.6.1 - График изменения ценового паритета сельского хозяйства в

хозяйственном комплексе Украины

Сравнение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию – а

эквивалентность их обмена свидетельствует, что диспаритет цен еще большее

углубляется (табл. 7).

Таблица 7

Расчет эквивалентности обмена сельхозпродукции на машины

и горючее за 1997 год (тонн за единицу)

|Подсолнух |246 |139 |309 |152 |166 |163 |

|Сахарные свеклы |70 |483 |1086 |534 |5,6 |4,6 |

|Молоко |239,5 |142 |318 |156 |1,6 |1,3 |

|Мясо в живом |1040 |33 |73 |36 |0,38 |0,31 |

|весе | | | | | | |

Паритет отношений – сложное явление, а ценовой аспект есть лишь одной

из его сторон. Для характеристики ценового аспекта нужно учитывать такое:

1. Сельскохозяйственное производство, учитывая свою специфику,

функционирует в сравнительно конкурентоспособной среде, а области, которая

его обслуживают - в монополизированном.

2. Для сельхозпроизводителей характерная иммобильность ресурсов,

обусловленная низкими темпами перелива капитала.

3. Неэластичный спрос на сельскохозяйственную продукцию.

4. Для оценки состояния паритетности нужен комплексный подход, который

предусматривает не только индексы цен, а и темпы прироста и прочие

показатели.

5. В случае поддержки ценового паритета государством цены не должны

терять свойство регулятора.

6. Обеспечение товаропроизводителю своевременных выплат за

реализованную продукцию. В условиях инфляции выручка обесценивается, а

производство теряет смысл, поскольку полученных средств хозяйству не

хватает даже для простого воспроизведения.

В Украине на современном этапе во время формирования цен в аграрной

сфере нужно учитывать так называемый затратный метод ценообразования. Это

обусловлен двумя главными моментами: во-первых, через неразвитость

национального рынка, и, во-вторых, весьма низким техническим и

технологическим уровнями сельскохозяйственного производства. Тем не менее,

с развитием рыночных факторов, надо отказаться от этого метода

ценообразования, что обусловит потребность поиска снижение затрат

национальными производителями.

Модель ценообразования в Украине должна предусматривать три разные

равные цены.

Первый уровень - гарантированная, или интервенционная цена.

Гарантированную цену рассчитывают для главных видов сельскохозяйственной

продукции. Она должна быть гарантией возмещения производственных затрат и

стабилизации структуры производства. Гарантированная цена включает средний

уровень затрат у нормально работающих хозяйств и минимальный уровень

прибыли. Это нижняя (пороговая) ценовая граница, она может быть стартовой

ценой для биржевых торгов. Гарантированную цену можно использовать и с

целью нужных структурных изменений.

Второй уровень - эквивалентная цена, которая должна обеспечивать

среднюю норму прибыли на авансовый капитал (учитывая стоимость земли) и

включать рентный доход, ее рассчитывают на уровне средней нормы прибыли

основных областей промышленности, которые связанные с аграрной сферой

(машиностроение, энергетика, химическая промышленность и др.).

Определяя нормы прибыли, надо обязательно принимать во внимание

структуру капитала. Прежде всего, это касается введения стоимости земли,

как главного средства производства, к аграрному капиталу. В структуре

основного капитала в аграрной сфере индустриальное развитых стран удельный

вес стоимости земли колеблется в границах 35-65%, а в Японии она составляет

почти 80%.

Стоимость земли в авансовый капитал планируют вводить постепенно, по

мере ее введения к товарообороту. Стоимость земли есть элементом постоянных

затрат в структуре себестоимости производства. На современном этапе в

структуру себестоимости сельскохозяйственной продукции целесообразно ввести

частицу от 3 до 5% от определенной цены земли. С возрастанием

платежеспособного спроса населения, уменьшением падения объемов

производства этот процент нужно постепенно увеличивать.

Расчеты за такой моделью ценообразования усложняет инфляция. Поэтому

цены должны учитывать так называемые инфляционные ожидания - разность между

темпами инфляции и депозитным процентом. Если темпы инфляции большие, чем

процент на депозитные вклады, то цену нужно увеличивать на величину

инфляционных ожиданий.

Третий уровень цен - это цены стимулирования производства. Они должны

быть высшие от мировых, их можно использовать для расчетов с

производителями за некоторые виды продукции. Такие цены должны учитывать

покупательную способность, интересы потребителей, а также психологический

аспект.

Первые шаги в преодолении отрицательных последствий сезонных и

конъюнктурных колебаний объемов продажи и цен, в частности на зерно и

хлебопродукты, уже сделаны Указом Президента Украины от 29 июня 2000 года

«О неотложных мероприятиях по стимулированию производства и развития рынка

зерна». Начиная с 2000 г. внедряется механизм заставных закупок зерна у

сельскохозяйственных товаропроизводителей, им в сезон собирания

гарантируются прав дальнейшей продажи этого зерна по рыночным ценам (в

случае повышения заставных цен при условии возмещения стоимости сохранения

такого зерна). С 2000 г. предполагается кредитование заставных закупок, а

начиная с 2001 г. – их бюджетное финансирование.

В аграрном производстве практически всех стран с развитой рыночной

экономикой действует специализированная система сельскохозяйственного

кредита. Это обусловлен спецификой сельского хозяйства, недостатком

свободного финансового средства, высокой капіталомісткістю и сравнительно

низкой фондоотдачей, сезонностью производства и значительной

продолжительностью производственного цикла.

Еще одной особенностью сельского хозяйства, которая влияет на

специфику кредитования, есть зависимость от природно-климатических условий.

Это снижает гарантированность займов сельскохозяйственным

товаропроизводителям.

На кредитование влияют и сравнительно маленькие размеры предприятий

аграрного сектора, который делает их менее конкурентоспособными на рынке

коротко и долгосрочных кредитов.

В рыночной экономике сложились особые учреждения и формы

сельскохозяйственного кредита. Голавля их характеристики – это высокий

уровень государственной поддержки и кооперативные начала.

Система финансирования аграрного сектора в разных странах Западной

Европы и Америки имеет свою специфику. Например, в Великобритании никогда

не было специализированной системы аграрных кредитов и фермерские хозяйства

поддерживали с помощью государственных субсидий. В Германии, Бельгии, Дани,

Франции, США, наоборот, историческое развитие фермерского уклада привел к

созданию специализированных учреждений кредитования фермеров.

Важное место в кредитной системе западных стран сядут кооперативные

банки. Впервые они начали функционировать в Германии в виде кредитно-

сберегательных сельских кооперативов Райфазен (по имени основателя). На

базе некоторых кооперативов возникли большие банки. Известнейшие среди них:

Креди Агриколь (Франция), ДГ Банк (Германия), РАБОБАНК (Нидерланды), Фарм

Кредит Систем (США) и др. В частности, Креди Агриколь есть одним из

наибольших банков Европы, он обслуживает 14 млн. клиентов и свыше 75%

кредитных потребностей сельской местности Франции.

Широкого развития сельская кредитная кооперация приобрела в США, где

ею опекается Министерство сельского хозяйства. В США насчитывается 4000

коммерческих сельскохозяйственных банков, на которые приходится почти 35%

общего объема кредитных ресурсов в сельском хозяйстве (в 1995 г. общая

сумма кредитов в аграрной сфере составляла 160 млрд. долл.).

Кооперативная сельскохозяйственная банковская система функционирует в

рамках кооперативного законодательства и имеет ряд преимуществ, в частности

она не подпадает под действие антимонопольного законодательства. Поскольку

кооперативные банки ориентированы прежде всего на обслуживание фермерских

хозяйств, им часто предоставляют льготы в налогообложении. Государство

выделяет бюджетные средства для кооперативных и специализированных

сельскохозяйственных банков за такими направлениями: выдача льготного

кредита на укрупнение хозяйств и проведения землеустроительных работ;

снижение ссудного процента; перепланирование хозяйств; изменение структуры

и типа производства.

К льготному кредитованию можно отнести и систему залогов под

сельскохозяйственную продукцию, и кредиты, в сущности, превращаются в

беспроцентный заем.

Есть также льготные кредитные займы для фермеров-начинающих, молодые;

целевые займы на обустройство хозяйства, жилья. В некоторых странах

функционирует льготная система кредитов для строительства жилья, а сами эти

затраты изымают из налогооблагаемого дохода.

Система льготного кредитования фермеров хорошо отработанная в США, она

касается также обеспечение жилищными условиями населения в сельской

местности. В частности, под строительство или реконструкцию дома или

погашение долгов за жилье кредит предоставляют на 33 года по ставке 1%.

Льготные кредиты под 1% сроком до 50 лет предоставляют для аренды дома в

сельской местности людям с низкими доходами, а также старшим 62 лет. Кроме

того, правительство ведет активную политику относительно регулирования

процентных ставок. Учетная ставка Федеральной Резервной Системы не

превышает 7%, ассоциации производственного кредита и кооперативных банков -

9-10%.

Кредитную политику используют также для стимулирования возрастания

объемов товарной продукции. С этой целью делают кредитования под будущий

урожай на условиях фьючерсных контрактов, заключенных по договорной цене.

Такое кредитование на льготных условиях с использованием средства

государственного и местных бюджетов дает возможность уже в начале весеннего

сезона обеспечивать сельскохозяйственные предприятия оборотным средством.

Однако, учитывая, что сельское хозяйство - область рискованного

производства, такая форма кредитования нуждается в системы страхования,

которая предусматривает:

. государственную гарантию возмещения страховых платежей по всем

видам страхования в определенных размерах;

. возвращение большей части страховых взносов в случае их

неиспользования по результатам минувшего года;

. решение вопроса об отнесении затрат страхования имущества на

себестоимость продукции.

Большое значение для формирования аграрного капитала в условиях

рыночной экономики имеет система ипотечного кредита. Ипотека - это передача

должником в залог своего недвижимого имущества кредитору как гарантию

уплаты долга. Кредитополучатель (кредитор) наделенный правами владение

недвижимостью к полной выплате долга кредитодатель. В этом случае кредитор

не превращается у собственника. Это важно, поскольку банки могут

предоставлять заем под залог земли. Мировая же практика свидетельствует о

потребности ограничивать обретение прав собственника земли таким образом.

Например, законодательством таких стран, как Япония, Италия, внедрен

суровый лимит на размеры сельскохозяйственного землевладения для физических

и юридических лиц. Для заемщиков главное условие – обеспечение дохода,

гарантированного недвижимостью [7, с.200].

В странах с развитой рыночной экономикой система ипотечного кредита

полностью выполняет свои функции. Однако в условиях кризиса (цепь

неплатежей, падение цен на сельскохозяйственную продукцию, снижение доходов

сельскохозяйственных предприятий) под угрозой есть сам факт собственности

сельских товаропроизводителей на землю. Возникает опасность массовой потери

земли производителями. Чтобы предупредить это, нужное вмешательство

государства. Такая ситуация сложилась в некоторых странах в кризисе 30-х

годов. В частности, в США администрация Ф. Рузвельта на трех года закрепила

землю за фермерами, которые задолжали; в Германии был принятый закон о

неотчуждении крестьянского двора, который запрещал его продажу за долги.

Так была введена юридическая норма об условности характера прав кредитора

относительно распоряжения землей сельскохозяйственных производителей. Более

поздний это стало базой для разработки законов, которые защищали права

фермеров на заставленную землю и определяли право кредиторов относительно

распоряжения ею.

На современном этапе в Украине для становления ипотечной системы нет

достаточных условий, поскольку нет рынка земли. Пока что ипотечный кредит

может развиваться лишь в отдельных регионах страны, где частично есть

земельный оборот.

Система сельскохозяйственного кредита в Украине лишь начинает

формироваться, ее перспективы зависят от ряда факторов, прежде всего от

финансовой стабилизации экономики.

Аграрная сфера АПК, за подсчетами ученых-аграрников, требует

финансовых ресурсов для обновления материально-технической базы на сумму

свыше 50 млрд. долл. Кредитное обеспечение не удовлетворяет

сельскохозяйственных производителей: ежегодная потребность в кредитах

составляет 3,5 млрд. грн., а возможности АПБ «Украина» лишь 0,5 млрд. грн.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.