рефераты бесплатно

МЕНЮ


АПК Украины

Главная черта кредитования аграрной сферы в Украине состоит в том, что

сегодня свыше 90% кредитов - это краткосрочные кредиты, которые

предоставляют без учета сезонности и продолжительности производства.

Коэффициент платежеспособности сельскохозяйственных предприятий состоянием

на 1 января 1998 г. составлял лишь 0,33, что обусловлен несвоевременностью

расчетов потребителей продукции и государства с товаропроизводителями.

На протяжении 1995-1997 гг. в АПК через банковскую систему поступило

кредитов на сумму 483 млн. грн., из них 98% – через банк «Украина». В 1997

г. кредитная поддержка агропромышленного комплекса составляла 904,5 млн.

грн., из них 172,4 млн. грн. было предоставлено непосредственно

сельскохозяйственным производителям. Процентная ставка за предоставленные

кредиты составляла 30%.

Однако заемщики несостоятельные возвратить кредиты. Состоянием на

1.01.1998 г. долги предприятий АПК банка «Украина» по займам достигли 175,3

млн. грн. с учетом пролонгированной задолженности, за процентами – 40 млн.

грн. Задолженность сельхозпроизводителей составляла 76,7 млн. грн., за

процентами - 21,2 млн. грн. Данные таблицы 8 характеризуют состояние

кредитной задолженности предприятий АПК банка «Украина» в 1997 г.

Для расширения сферы кредитных услуг предприятиям АПК целесообразно

создать специализированный государственно-коммерческий банк.

Таблица 8

Состояние кредитной задолженности предприятий

АПК банка «Украина», тыс. грн.

|Учреждения |Предост|Всего |Удельный |

| |авлен |долгов|вес |

| |кредито|банку |долгов в |

| |в АПК |АПК на|общей |

| |за |1.01.9|сумме |

| |1997г. |8г. |предостав|

| | | |ленных |

| | | |кредитов.|

| | | |% |

|Винницкая |4816 |10409 |21,6 |

|Волынская |18187 |4304 |23,7 |

|Днепропетровска |13627 |12321 |90,4 |

|Донецка |29923 |3978 |13,3 |

|Житомирская |32398 |8055 |24,9 |

|Закарпатская |9833 |3049 |31,0 |

|Запорожская |32319 |2303 |7,1 |

|Ивано-Франковска |22171 |2565 |11,6 |

|Киевская |28307 |14100 |49,8 |

|Кировоградская |11368 |1907 |16,8 |

|Республика Крым |32738 |5046 |15,4 |

|Луганска |18293 |3868 |21,1 |

|Львовская |54687 |7587 |13,9 |

|Николаевская |11173 |9089 |81,6 |

|Одесская |25948 |5218 |20,1 |

|Полтавская |54477 |7150 |13,1 |

|Ровенская |13936 |2479 |17,8 |

|Сумская |45522 |8933 |19,6 |

|Тернопольская |15378 |7547 |49,1 |

|Харьковская |35592 |4794 |13,5 |

|Херсонская |30296 |18960 |62,6 |

|Хмельницкая |19543 |11421 |58,4 |

|Черкасская |25849 |7651 |29,6 |

|Черновицкая |13500 |2428 |18,0 |

|Черниговская |28768 |5962 |20,7 |

|Севастопольская |2405 |0 |0,0 |

|Киевская городская |55848 |44134 |79,0 |

|Всего |730262 |215258|29,5 |

|Предоставлен гарантий на проведение расчетов|174253 | | |

|за поставку горюче-смазочных материалов, | | | |

|сельскохозяйственной техники для обеспечения| | | |

|потребностей АПК | | | |

|Вместе |904515 | | |

Через такой банк государство могло бы: иметь регулировочное влияние на

кредитный рынок и кредитное отношение в области агропромышленного

производства; размещать все кредиты, которые предоставляют

сельскохозяйственным производителям со стороны государства и международных

кредитных учреждений; выполнять ипотечные операции и вести операции с

землей.

Такой банк мог бы активно участвовать в создании сети кооперативных

банков, максимально приближенных к аграрным производителям. Филиала

специализированного банка и сеть кооперативных банков с течением времени

было бы целесообразно реформировать в единую систему кредитного

обслуживания предприятий АПК.

Одним из вариантов государственного регулирования в кредитной сфере

Украины может стать бонификация процентов, как это делают во многих.

развитых странах мира. Бонификацию ведут путем непосредственного

субсидирования как получателей кредитов для погашения процентов за займы,

так и банков. Это дает возможность банкам предоставлять кредиты под низкие

проценты.

Становление и развитие кредитной системы в аграрном секторе АПК

возможные при условиях формирования кредитной инфраструктуры, которое

предусматривает:

. расширение сети коммерческих банковских структур, максимально

приближенных к товаропроизводителям, и создания крестьянских

кооперативных банков за счет взносов сельскохозяйственных

производителей и долгосрочных беспроцентных займов государства;

реформирование системы ипотечного кредитования; развитие

финансового аграрного консалтингу; расширение функций кредитных

союзов с предоставлением им права привлечения средства не только

физических, а и юридических лиц и расширения возможностей ведения

финансовых операций;

. создание на государственном уровне специального кредитного фонда

как источника покрытие разности между льготными и действующими

процентными прудами за кредитами, которые предоставляют на льготных

условиях сельскохозяйственным производителям, и гарантирование их

возвращения. Такой фонд можно формировать из части средства,

которые будут поступать от размещения государственных облигаций,

ввозной и вывозной таможенной пошлины на продукцию сельского

хозяйства и продуктов его переработки, части прибыли коммерческих

банков от использования денежных средств предприятий АПК и других

источников;

. формирование с участием коммерческих банков агропромышленно-

финансовых групп, которые объединят аграрных производителей,

перерабатывающие предприятия и структуры, которые обеспечивают

сохранение и реализацию конечной продукции. Создание

соответствующей законодательной базы, которая бы регламентировала

формирования этих структур;

. интенсивное внедрение в сельское хозяйство лизингового

кредитования;

. реформирование товарного кредита в виде краткосрочного банковского

кредита в рамках вертикальной интеграции агропромышленного

комплекса, если не государство, а коммерческие структуры являются

непосредственными партнерами сельскохозяйственных производителей

относительно их обеспечения материальными ресурсами на определенных

условиях.

Нужно постепенно свертывать государственные субсидии неэффективному,

нерентабельному и неконкурентоспособному производству. Целесообразней было

бы использовать государственные средства не для прямого кредитования села,

а для предоставления гарантий структурам, которые возникают и начинают

работать на рынке сельскохозяйственного кредита.

Формой кредитования приобретений техники сельскохозяйственными

производителями есть и финансовый лизинг. В случае кредита в основные фонды

заемщик делает в установленные сроки платежи для погашения долга; в этом

случае банк для обеспечения возвращения кредита сохраняет за собою право

собственности на кредитованный объект к полному погашению займа. В случае

лизинга арендатор становится собственником взятого в аренду имущества лишь

после окончания срока соглашения и выплаты полной стоимости арендованного

имущества.

Финансовый лизинг - это форма долгосрочного кредитования. После

окончания его действия арендатор в зависимости от условий сделки может

возвратить объект аренды, продолжить соглашение ли заключить новую, или

купить его за остаточной стоимостью. Итак, это соглашение, которое

предусматривает на протяжении периода своего действия выплату лизинговых

платежей, которые покрывают полную стоимость амортизации оснащение или

большую его часть, дополнительные затраты и прибыль лизингодателя.

Финансовый лизинг имеет такие главные черты:

. участие кредитной стороны (производителя или посредника);

. невозможность разрыва соглашения на протяжении основного срока

аренды, нужного для замещения затрат арендодателя. Однако такое

преждевременное прекращение соглашения может быть обусловлено в

самом соглашении о лизинге;

. более продолжительный период лизингового соглашения, конечно,

близкий к сроку службы объекта соглашения.

Сравнительно с кредитованием лизинг имеет свои преимущества и

недостатки. К преимуществам належит то, что лизинг предусматривает 100%

кредитование и не требует сразу же платежей, а в случае использования

кредита для купли имущества хозяйство должно свыше 20% стоимостей

выплачивать сразу же. Оплачивать кредит нужно независимо от того, купленное

имущество или нет, а арендные платежи начинаются лишь после доставки

оснащения арендатору или позднее [12, с.5].

Значительно выгоднее для хозяйства заключить лизинговый контракт, чем

получить заем. В особенности это касается фермерских хозяйств, которые не

имеют достаточно средств для купли нужной техники или основных средств,

которые могли бы гарантировать возвращения кредита. Некоторые лизинговые

компании даже не требуют никаких дополнительных гарантий, обеспечением

соглашения есть самое оснащение.

Лизинг есть более гибким, чем заем. Кредит всегда предусматривает

ограниченные сроки и размеры возвращения. Лизинг дает возможность

арендатору рассчитывать поступление своих доходов и выработать с

арендодателем соответствующий график платежей.

Преимуществом лизинга можно считать и то, что МВФ не учитывает сумм

лизинговых контрактов в случае подсчета национальной задолженности. То есть

можно превысить лимиты кредитной задолженности, определенные фондом для

отдельных стран.

Однако есть и определенные недостатки лизинговых соглашений, в

частности: арендатор не выиграет на повышении остаточной стоимости

оснащения в случае, если значительные темпы инфляции и есть повышение

уровня цен; если оснащение, взятое в финансовый лизинг, устареет (в

процессе развития научно-технического прогресса), то платежи все одно не

прекращаются до конца контракта.

В Украине вопрос развития лизинга становится все более актуальнішим,

ведь лизинговый бизнес помогает удовлетворить острую потребность аграрного

производства в инвестициях. Впервые вопрос лизинга сельскохозяйственной

техники официально поднятый в Указе Президента Украины относительно решения

кризиса неплатежей и поддержки отечественных производителей, выданному в

мае 1995 г. Первыми лизинговыми ассоциациями стали Укрлізинг в составе

свыше 100 предприятий и ЗАО «Финансово-лизинговый дом банка «Украина»,

созданный в апреле 1996 г. Лизинговые активы общества составляют свыше 10

млн. долл. Министерство промышленной политики совместно с Фондом

государственного имущества создали компанию Укрмашинвест, главной задачей

которой есть усовершенствование взаимоотношений между производителями и

потребителями отечественной сельскохозяйственной техники, разработка и

внедрение механизма проведение лизинговых операций для обеспечения

производителей сельскохозяйственной продукции и перерабатывающих

предприятий средствами производства.

Конечно, лизинг не может полностью обеспечить средством сельское

хозяйство, однако может гарантировать очень весомую частицу техники,

оборотного средства. Кроме того, предоставление даже небольшого количества

техники в лизинг дает толчок для дальнейшего развития не только сельского

хозяйства, а и связанных с ним областей.

Лизинговые операции, как источник инвестирования, могли бы обусловить

нужную структурную перестройку экономики Украины относительно

энергообеспечения.

Экономическое состояние АПК Украины, общая финансовая нестабильность

большинства предприятий обусловили спад инвестиционной деятельности и не

обеспечивают даже простого воспроизведения материальной базы.

Низкая рентабельность областей АПК в целом, задолженность и постоянный

недостаток собственного оборотного средства, отсутствие ликвидного

залогового имущества делают его области неперспективными для

капиталовложений. Снижение инвестиционной активности ведет к физическому и

моральному старению основных фондов, изношенность которых в отдельных

областях АПК составляет от 50 до 70%.

Для выхода аграрной сферы из кризисного состояния нужно восстановить

полноценный аграрный инвестиционный процесс. С этой целью надо с помощью

прямых и косвенных рычагов государственного регулирования обеспечить

формирование достаточно высокого уровня инвестиций АПК из собственного и

привлеченного средства. Для этого надо существенно улучшить инвестиционный

климат в аграрной сфере, сделать ее потенциально привлекательной не только

для отечественных, а и иностранных инвесторов.

Необходимо устранить главные отрицательные явления аграрного

инвестиционного кризиса: восстановить механизм простого воспроизведения

основных фондов в сельском хозяйстве; обеспечить расширенное

воспроизведение основных фондов из прибылей производителей; создать

благоприятные условия для привлечения в область внешних инвестиций.

Главной задачей государства есть формирование благоприятного

инвестиционного климата и стимулирования инвестиционных процессов

средствами косвенного влияния. Прямые государственные средства нужно

выделять для финансирования лишь программ государственного уровня.

Для обоснования направлений и приоритетов капиталовложений в АПК

Украины надо обобщить и проанализировать инвестиционные процессы, которые

происходят в агробизнесе экономически развитых стран. По разным оценкам, в

агропромышленной сфере западных стран функционирует от 72 до 97 областей.

Инвестиционные процессы значительно зависят от конъюнктуры рынка,

особенностей экономики, связанных с отличиями в размерах и источниках

финансирования капиталовложений [6, с.71].

Инвестиции в агропромышленную сферу делают путем вложения частного

капитала (внутреннего и иностранного), прямых инвестиций из бюджетного

средства; косвенного бюджетного дотирования частных капиталовложений (за

счет инвестиционных кредитов и налоговых льгот); инвестиций из общественных

и благотворных фондов (преимущественно на объекты социального назначения).

В рыночной экономике динамика и объем капиталовложений зависят от

конъюнктуры рынка – спроса, предложения и цен на аграрную продукцию,

прибыльности области в конкретный момент.

Анализ современных тенденций инвестиционной политики в экономически

развитых странах удостоверяет, что близко 80% инвестиций в

продовольственный комплекс составляют капиталовложения производственного

назначения (в том числе в производственную инфраструктуру). Это прежде

всего частные вложения, а также бюджетные средства в форме прямых

инвестиций и кредитов. Инвестиции на социальные потребности (20% совокупных

инвестиций) делают преимущественно из бюджетного средства и кредитов.

До конца 60-х лет в системах агробизнеса развитых стран инвестиционный

процесс был направлен на техническое переоснащение, развитие системы

сохранение, транспортирования и первичной переработки сельскохозяйственной

продукции в местах его производства. Капитальные вложения возрастали более

скорыми темпами, чем увеличивалась валовая продукция сельского хозяйства.

Современная инвестиционная деятельность характеризуется оттоком вложений из

производственных областей и сферы АПК в систему производственной

инфраструктуры. Однако наряду этим агробизнес в развитых странах имеет

высокую бюджетную дотационность.

Инвестиционная политика в сфере агробизнеса развитых стран имеет

некоторые особенности. Это связан с структурными особенностями экономики

отдельных стран, уровнями развития разных сфер и областей АПК. В частности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.