Анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства
| |1999г. |2001г. |1999г. |2001г. |1999г. |2001г. |условная |
| |q0 |q1 |z0 |z1 |q0z0 |q1z1 |q1z0 |
|Зерно |10113 |17795 |200,83 |199,55 |2031 |3551 |3573,77 |
|Овощи |24195 |38370 |162,14 |198,7 |3923 |7624 |6221,31 |
|Плоды |8830 |14802 |226,16 |353,33 |1997 |5230 |3347,62 |
|Итого |- |- |- |- |7951 |16405 |13142,7 |
Общий индекс затрат и абсолютное изменение определяется по формулам:
S z1q1
Izq = ——— ,
(27)
S z0q0
?zq = S z1q1 - S z0q0 .
(28)
Для данного примера согласно формулам 27 и 28:
16405
Izq = ——— = 2,06
7951
?zq = 16405 – 7951 = 8454 тыс.руб.
Общий индекс себестоимости и абсолютное изменение определяется по
формулам:
S z1q1
Iz = ——— ,
(29)
S z0q1
?z = S z1q1 - S z0q1 .
(30)
По формулам 29 и 30:
16405
Iz = ——— = 1,25
13142,7
?z = 16405 – 13142,7 = 3262,3 тыс.руб.
Общий индекс физического объема и абсолютное изменение определяется по
формулам:
S z0q1
Iq = ——— ,
(31)
S z0q0
?q = S z0q1 - S z0q0 .
(32)
По формулам 31 и 32:
13142,7
Iq = ———— = 1,65
7951
?q = 13142,7 – 7951 = 5191,7 тыс.руб.
Индексный анализ затрат на производство продукции растениеводства
показал, что в 2001 г. по сравнению с 1999г. затраты на производство
увеличились на 106,3% или на 8454 тыс.руб. В том числе за счет увеличения
количества произведенной продукции на 65,3% затраты на производство
увеличились на 5191,7 тыс.руб.; за счет увеличения себестоимости на 24,8%
затраты увеличились на 3262,3 тыс.руб. Наибольшее увеличение себестоимости
произошло по строке ''плоды'' – на 156,23%.
С помощью индексного метода также можно определить влияние факторов на
изменение выручки от реализации растениеводства. Данные для индексного
анализа представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Вспомогательная таблица для индексного анализа выручки от
реализации товарной продукции растениеводства
|Виды |Количество |Цена реализации |Выручка от реализации, |
|продукции |реализованной |1 ц, руб. |тыс.руб. |
| |продукции, ц | | |
| |1999г. |2001г. |1999г. |2001г. |1999г. |2001г. |услов- |
| | | | | | | |ная |
| |q0 |q1 |p0 |p1 |q0p0 |q1p1 |q1p0 |
|Зерно |12771 |15778 |145,02 |212,83 |1852,05|3358,03 |2288,13 |
|Овощи |10989 |11018 |529,53 |436,10 |5819 |4804,95 |5834,36 |
|Плоды |2655 |4632 |764,22 |538,86 |2029 |2496 |3539,87 |
|ИТОГО |- |- |- |- |9700,05|10658,98|11662,36|
Индивидуальные индексы физического объема:
q1
iq = — . (33)
q0
Согласно формуле 33:
15778
iq (зерно) = ——— = 1,235;
12771
11018
iq (овощи) = ——— = 1,003;
10989
4632
iq (плоды) = ——— = 1,745.
2655
Индивидуальные индексы цен:
p0
ip = ——.
(34)
p1
По формуле 34 рассчитаем индивидуальные индексы цен для каждой
культуры:
212,83
ip (зерно) = ——— = 1,47;
145,02
436,10
ip (овощи) = ——— = 0,82;
529,53
538,86
ip (плоды) = ——— = 0,71.
764,22
Общий индекс товарооборота:
S q1p1
Ipq = ——— .
(31)
S q0p0
Согласно формуле 31:
10658,98
Ipq = ———— = 1,099.
9700,05
Общий индекс физического объема:
S q1p0
Iq = ——— .
(32)
S q0p0
Согласно формуле 32:
11662,36
Iq = ———— = 1,202.
9700,05
Общий индекс цен:
S q1p1
Ip = ——— .
(33)
S q1p0
Согласно формуле 33:
10658,98
Ip = ———— = 0,914.
11662,36
Абсолютные изменения:
V товарооборота:
?qp = Sp1q1 - Sp0q0;
(34)
?qp = 10658,98 – 9700.05 = 958,93 тыс.руб.;
V физического объема:
?q = Sp0q1 - Sp0q0;
(35)
?q = 11662,36 – 9700,05 = 1962,31 тыс.руб.;
V цен:
?p = Sp1q1 - Sp0q1;
(36)
?p = 10658,98 – 11662,36 = - 1003,38 тыс.руб.
Индексный анализ выручки от реализации продукции позволил выявить, что
в 2001г. по сравнению с 1999г. выручка от реализации продукции увеличилась
на 9,9% или на 958,93 тыс.руб. В том числе за счет увеличения количества
реализованной продукции на 20,2% выручка от реализации увеличилась на
1962,31 тыс.руб.; за счет уменьшения цен на 8,6% выручка уменьшилась на
1003,38 тыс.руб.
3.3. Влияние основных факторов на измение прибыли от реализации
продукции растениеводства в спк «краснодарский»
Прибыль - экономическая категория, комплексно отражающая хозяйственную
деятельность предприятия в форме денежных накоплений. Прибыль,
характеризующая конечные результаты торгово-производственного процесса,
является основным показателем финансового состояния предприятия. В
статистике финансов предприятий (организаций) рассчитываются следующие
показатели прибыли: прибыль балансовая, прибыль от реализации продукции
(работ, услуг), валовая и чистая прибыль.
Финансы предприятий (организаций) - хозяйствующих субъектов
представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной форме,
возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов
и накоплений в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ
и оказания различных услуг.
Финансовые отношения предприятий (организаций) различаются по
характеру и направленности. Внутри самих предприятий (организаций)
финансовые отношения возникают, прежде всего, в процессе образования
доходов, формирования и использования целевых фондов внутрихозяйственного
назначения для удовлетворения потребностей производственного и
потребительского назначения.
Финансово-денежные отношения предприятий (организаций) с государством
возникают в связи с формированием и использованием бюджетных и внебюджетных
фондов и выражаются в форме платежей в бюджет и внебюджетные фонды
различных уровней.
Кроме того, предприятия (организации) вступают в определенные
финансовые отношения в пределах внутриотраслевого перераспределения
финансовых ресурсов, т. е. так называемые "вертикальные" взаимосвязи.
Предметом изучения статистики финансов предприятий является
количественная характеристика их финансово-денежных отношений с учетом их
качественных особенностей, обусловленных образованием, распределением и
использованием финансовых ресурсов, выполнением обязательств хозяйствующих
субъектов друг перед другом, перед финансово-банковской системой и
государством.
Основными задачами статистики финансов предприятий (организаций)
являются:
. изучение состояния и развития финансово-денежных отношений
хозяйствующих субъектов;
. анализ объема и структуры источников формирования финансовых ресурсов;
. определение направлений использования денежных средств;
. анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности (доходности)
предприятия (организации);
. оценка финансовой устойчивости и состояния платежеспособности;
. оценка выполнения хозяйствующими субъектами финансово-кредитных
обязательств.
В статистике финансов предприятий (организаций) применяется система
показателей, отражающих финансовое положение хозяйствующих субъектов,
поступление, распределение и характер использования денежных средств,
размеры и структуру задолженности, в том числе просроченной, и др.
Финансовые ресурсы - это денежные средства (собственные и
привлеченные) хозяйствующих субъектов, находящиеся в их распоряжении и
предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления
затрат для производства.
На вновь создаваемых предприятиях независимо от организационно-
правовой формы объединения (акционерное общество, кооператив и т. д.)
финансовым источником является уставный фонд, т. е. сумма вкладов
учредителей, в том числе иностранных, в виде основного и оборотного
капитала, зафиксированная в соответствующих юридических документах. К
вкладам в уставный капитал относятся также имущественные права учредителей
на пользование землей, интеллектуальной собственностью природными
ресурсами, патентами, лицензиями, торговыми марками прочие вложения в
нематериальной форме (нематериальные активы). Помимо денежных средств, в
процессе производства могут быть инвестированы финансовые ресурсы отрасли,
паевые и иные взносы кооперативов, банковский кредит, бюджетные средства и
т. д.
Объем и состав финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем
развития предприятия и его эффективностью. Чем успешнее деятельность
предприятия, тем при прочих равных условиях выше размеры его денежных
доходов. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в
момент учреждения предприятия (организации), когда образуется уставный
фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм
хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов
кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (в условиях функционирования
ведомственно-отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.
На действующих предприятиях в условиях рыночной экономики важнейшими
источниками формирования финансовых ресурсов являются прибыль от
реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг,
амортизационные отчисления, поступления, мобилизуемые на финансовом рынке
(продажа акций, облигаций и других ценных бумаг), дивиденды и проценты по
ценным бумагам других эмитентов, венчурный капитал (рисковые инвестиции,
производимые в новых сферах деятельности, связанные с большим риском, в
расчете на быструю окупаемость вложенных средств), краткосрочные и
долгосрочные кредиты, займы, доходы от продажи имущества, бюджетные
ассигнования, страховые возмещения и т. д. Немаловажным источником
финансовых средств является привлечение на акционерной основе или на
долевых началах денежных ресурсов других предприятий и организаций. Для
осуществления внешнеэкономической деятельности у предприятий формируется
валютный фонд, объем которого определяется валютной выручкой от
посреднических и банковских операций, реализацией экспорта товаров, услуг,
валютных средств, прибылью и валютными поступлениями на благотворительные
цели.
Проанализируем влияние факторов на изменение прибыли от реализации
продукции растениеводства в СПК «Краснодарский» за 1999 и 2001 гг.
Показатели реализации продукции растениеводства представлены в
нижеследующей таблице.
По формулам 37, 38 и 39
?П = П1 – П0 , где (37)
П0 – прибыль базисного года;
П1 – прибыль отчетного года.
П1 = S q0p0 - S q0z0
(38)
П0 = S q1p1 - S q1z1
(39)
найдем изменение величины прибыли для СПК «Краснодарский» за 1999 и 2001
гг.:
П1 = 9700,05 – 9980 = -279,95 тыс.руб.;
П0 = 10658,98 – 9793 = 865,98 тыс.руб.;
?П = -279,95 – 865,98 = -1145,93 тыс.руб.
По формуле 40
?ПР = S q1p1 - S q1p0
(40)
Таблица 10 - Показатели реализации продукции растениеводства
|Виды |Продано |Себестои-м|Цена |Полная |Выручка от |
|продукции|продукции,|ость 1 ц, |реализации|себестоимость |реализации |
| |ц |руб. |, руб. |продукции, |продукции, |
| | | | |тыс.руб. |тыс.руб. |
| | | | | |зерна,|прибыли,| |
| | | | | |ц |тыс.руб.| |
|1,8 - 14,73|10 |9,26 |93,83 |67,73 |53,61 |3,18 |67,50 |
|14,74 - |7 |16,55 |28,34 |20,94 |159,16|3,29 |95,61 |
|27,66 | | | | | | | |
|27,67 - … |8 |35,75 |139,83|65,25 |55,07 |2,53 |48,00 |
|В среднем |- |14,21 |55,18 |38,77 |90,88 |3,18 |73,91 |
Группировка хозяйств по фондообеспеченности показала, что при
наименьшем значении средней фондообеспеченности (группировочного признака в
данной группировке) показатель уровня товарности является наибольшим,
наименьшим – показатель урожайности, а при наименьшем значении
группировочного признака себестоимость 1 ц зерна является наибольшей,
наименьшими показателями являются значения прибыли и уровня рентабельности
продукции. В общем можно сказать, что фондообеспеченность хозяйства на
финансовые результаты от реализации зерна значительного влияния не
оказывает.
Таблица 12 - Влияние трудоемкости производства на финансовые результаты от
реализации зерна
|Группы |Чис|Средня|Себес|Уровен|Получено на 1 |Уровен|
|хозяйств |ло |я |тоимо|ь |га |ь |
|по уровню |хоз|трудое|сть 1|товарн| |рентаб|
|трудоемкос|яйс|мкость|ц, |ости | |ельнос|
|ти, |тв |, |руб. |зерна,| |ти |
|чел.-час |в |чел.-ч| |% | |продук|
| |гру|ас | | | |ции, %|
| |ппе| | | | | |
| | | | | |зерна|прибыли,| |
| | | | | |, ц |тыс.руб.| |
|0,07 - |11 |0,14 |41,09|32,74 |104,4|2,75 |76,49 |
|0,44 | | | | |8 | | |
|0,45 - |6 |0,50 |100,6|53,07 |59,48|3,64 |105,03|
|0,81 | | |6 | | | | |
|0,82 - … |8 |1,36 |119,6|71,28 |60,79|4,61 |56,27 |
| | | |8 | | | | |
|В среднем |- |0,30 |55,18|38,77 |90,88|3,18 |73,91 |
Группировка по уровню трудоемкости производства зерновых культур
показала, что с ростом средней трудоемкости растут такие показатели, как
уровень товарности зерна, себестоимость 1 ц и прибыль. Что касается
остальных показателей, то определенной тенденции к увеличению или
уменьшению не наблюдается. Наибольшая урожайность отмечена в I группе,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|