рефераты бесплатно

МЕНЮ


Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

| |примеры. В большинстве случаев все банки использовали одну и ту же | |

| |резервную валюту или стандарт ценности, в которую конвертировались | |

| |прочие деньги. Смысл предложения Хайека заключался в конкуренции между | |

| |валютами с разными единицами номинации. Ему казалось возможным, что в | |

| |результате конкуренции возникнет валютный стандарт, имеющий постоянную | |

| |покупательную способность относительно корзины сырьевых товаров. | |

| |Главным в его (и других ученых) аргументах было то, что | |

| |правительственная монополия на эмиссию денег и на определение стандарта| |

| |ценности настолько извратила ситуацию, что у рынка просто не было | |

| |возможности поэкспериментировать с эмиссией денег, которые могли бы | |

| |подойти потребителю. | |

| |Независимо от того, какой могла бы стать законченная система с | |

| |конкурирующими частными деньгами, исторические данные говорят нам о | |

| |том, чего можно ожидать от подобной системы, независимо от того -- | |

| |используют или нет все банки одинаковый валютный стандарт. | |

| |Наиболее интересен исторический опыт Шотландии от 1716 г., когда пала | |

| |монополия Шотландского банка, до 1845 г., когда был принят закон об | |

| |окончательной монополии банка Англии на эмиссию денег. Уайт (White, | |

| |1984) обобщил этот опыт и сравнил его с опытом Англии. В Шотландии | |

| |ничто не препятствовало учреждению новых банков. Все банки кроме трех | |

| |были основаны как фирмы с неограниченной ответственностью, так что их | |

| |владельцы в случае банкротства должны были нести ответственность перед | |

| |вкладчиками и держателями банкнот. С 1765 г. был запрещен выпуск мелких| |

| |банкнот и принято требование оплачивать банкноты по предъявлению, что | |

| |сделало незаконным прежнюю практику, в соответствии с которой банк мог | |

| |оплатить предъявленные банкноты с задержкой на 6 месяцев, выплачивая за| |

| |этот период проценты держателям. Таковы были единственные формы | |

| |регулирования. | |

| |В Англии, напротив, на протяжении большей части этого периода выпуск | |

| |банкнот был запрещен, если в банке было более 6 совладельцев; после | |

| |1826 г. была разрешена эмиссия банкнот банкам, расположенным на | |

| |расстоянии более 65 миль от Лондона. Уровень банкротств в Англии более | |

| |чем в 4 раза превосходил соответствующий показатель для Шотландии, и | |

| |убытки зачастую ложились на держателей банкнот, тогда как в Шотландии, | |

| |как правило, убытки покрывались владельцами банков (White; 1984, р. | |

| |47). | |

| |В США "свобода" банков означала не свободу предпринимательства, а | |

| |возможность учреждения банка без специального разрешения | |

| |законодательных органов. Опыт США отличается крайней пестротой, | |

| |поскольку законы некоторых штатов работали вполне хорошо, а в некоторых| |

| |были просто чудовищны. Даже внутри штатов, как правило, не разрешалось | |

| |создавать банковские филиалы. Некоторые штаты использовали банки как | |

| |рынок для своих облигаций и требовали от них скупать облигации для | |

| |обеспечения эмитируемых банкнот, но при этом требовали, чтобы облигации| |

| |учитывались не по рыночной оценке, а по номинальной цене. Эмитенты были| |

| |привязаны к номинальной цене облигаций, и если последняя превышала | |

| |рыночный курс, банки (даже в случае банкротства) могли получить | |

| |мгновенную прибыль за счет эмиссии банкнот, обеспеченных ценными | |

| |бумагами штата. Согласно Рокофу (Rockoff, 1975) эти правовые | |

| |ограничения стали причиной возникновения крайне рискованных (диких) | |

| |форм банковской практики, характерных для одних штатов и неизвестных в | |

| |других; другим результатом была неспособность банков погашать | |

| |эмитированные банкноты в случае обесценивания облигаций штата, что было| |

| |результатом невозможности в достаточной степени диверсифицировать | |

| |активы. Некоторые штаты оказывались неспособными закрывать | |

| |неплатежеспособные банки. | |

| |Стабильная система свободных банков, похожая на шотландскую систему, | |

| |возникла в штатах Новой Англии -- конкурентный выпуск банкнот, забота о| |

| |поддержании номинального курса и система межбанковского клиринга, | |

| |начало которой положил бостонский Suffolk Bank. | |

| |Стабильная система развилась и в Нью-Йорке, национальном центре | |

| |торговли и промышленности. В 1840 г. был принят закон, по которому | |

| |облигации штата, служившие обеспечением эмиссии, учитывались по | |

| |рыночной цене. В общем случае закон предполагал ограниченную | |

| |ответственность банков. Были установлены нижние границы уставного | |

| |капитала банков, и если при наличии долгов оказывалось, что уставный | |

| |капитал изъят, накладывался запрет на выплату дивидендов владельцам до | |

| |тех пор, пока они не возмещали убыль уставного капитала. За изъятие | |

| |уставного капитала банк мог подвергнуться ликвидации. Нью-йоркский | |

| |закон требовал также наличия резервов в размере 12,5 процента от суммы | |

| |эмитированных банкнот, и гарантировал компенсацию тем держателям | |

| |банкнот, которым банк отказал в погашении по предъявлению (Rockoff; | |

| |1975, р. 70--79, 81). | |

| |В Швеции частные коммерческие банки с неограниченной ответственностью | |

| |эмитировали банкноты с 1830 по 1904 г, когда эта практика была | |

| |запрещена; параллельно ходили деньги государственного банка (Sandberg; | |

| |1978, р. 657--665). Один из этих банков сыграл особенно важную роль в | |

| |развитии шведской промышленности. Сэндберг (Sanberg; 4978, р. 651) | |

| |считает банковскую систему одним из важнейших слагаемых успеха Швеции, | |

| |в том числе самых высоких темпов роста ВНП в Европе в период 1870--1914| |

| |гг. Банковских банкротств не было (Selgin; 1988, р. 7). | |

| |Между 1826 и 1850 гг. швейцарские кантоны разрешали частным банкам | |

| |эмитировать банкноты. Пример Швейцарии особенно интересен, потому что в| |

| |то время там не существовало единого валютного стандарта и банки были | |

| |вольны выбирать денежную единицу. Восемь банков с различными формами | |

| |собственности использовали четыре валютных стандарта. Базельский банк, | |

| |банкноты которого были деноминованы во французских франках, и | |

| |цюрихский, эмитировавший банкноты в брабантских таллерах, принимали | |

| |банкноты друг друга по курсу, установленному банком-эмитентом. Время от| |

| |времени частные небанковские эмитенты приостанавливали | |

| |конвертируемость, но банкротств не было (Weber, 1988). Законы, | |

| |ограничивавшие объем эмиссии и устанавливавшие резервные требования, не| |

| |влияли на поведение банков, поскольку размер эмиссии неизменно был ниже| |

| |разрешенного по закону, а объем резервов в среднем превышал требуемый | |

| |законом. | |

| |История свободных банков в ряде стран на протяжении длительного периода| |

| |-- в Шотландии более 100 лет, в США от 1838 до 1860 гг. -- в целом | |

| |гораздо доброкачественнее, чем можно было бы представить по анекдотам о| |

| |диких банках. Впрочем, важнейший урок истории требует создания условий,| |

| |неблагоприятных для диких банков (т.е. банков, созданных исключительно | |

| |с целью выбросить на рынок как можно больше банкнот). | |

| |Параллельно с изучением исторических свидетельств развивалась теория | |

| |свободных банков. Основные теоретические выводы таковы: 1) система | |

| |свободных банков в принципе неифляционна (т. е. не ведет к | |

| |систематической сверхэмиссии банкнот); 2) не способствует ценовой | |

| |неопределенности; 3) не порождает денежного неравновесия или колебаний | |

| |ценности денег; 4) не создает условий для нестабильности -- паник и | |

| |бегства депозитов; 5) не ведет к неэффективному использованию ресурсов.| |

| |[См. Klein (1974); Glassner (1989); Rockoff (1975); Salsman (1990); | |

| |White (1984, 1989a, 1989b); Selgin (1988); Vaubel (1987). Селгин и | |

| |Уайт, исходя из исторических фактов и теоретических построений, дают | |

| |гипотетическую картину системы свободных банков (Selgin: 1988, chap. 2,| |

| |pp. 16--34; White, 1989b).] | |

| |Как теория, так и исторические свидетельства говорят, что рынок есть | |

| |эффективный и действенный механизм предоставления денег. История | |

| |демонстрирует также, что когда правительство решает уничтожить режим | |

| |свободного банковского дела, оно (к несчастью) добивается своего без | |

| |затруднений, и что это всегда осуществлялось во имя собственных целей | |

| |правительства -- чтобы приобрести преимущества монопольной эмиссии и | |

| |способности обесценивать валюту. | |

| |Система свободных банков для СНГ | |

| |В условиях свободной банковской системы каждое из государств-членов СНГ| |

| |сможет при желании принять законы, разрешающие частным банкам принимать| |

| |вклады в твердой валюте, золоте или других ценностях, и выпускать | |

| |банкноты или создавать депозиты, конвертируемые в твердую валюту, | |

| |золото, в нефть или в корзину товаров, пользующихся устойчивым спросом | |

| |на мировых рынках. Каждое государство затем установит, что банки могут | |

| |использовать вклады или банкноты в трансакциях или контрактах без | |

| |всяких ограничений, и что правительство будет следить за выполнением | |

| |этих контрактов таким же образом и с таким же усердием, с какими оно | |

| |принуждает к выполнению контрактов в рублях или любой другой валюте, | |

| |выпущенной самим правительством или от его имени; государство также | |

| |примет на себя обязанность использовать законы, преследующие | |

| |жульничество, подделку ценных бумаг и пр. так же, как оно преследует | |

| |аналогичные преступления против собственных денег. | |

| |Лицензия на учреждение таких банков должна предоставляться по | |

| |удовлетворении некоторых определенных минимальных требований -- имена, | |

| |адреса и характеристика собственников (люди с криминальным прошлым | |

| |должны быть исключены из числа возможных собственников), копия уставных| |

| |документов банка с информацией о договорных обязательствах и | |

| |взаимоотношениях с акционерами, вкладчиками и держателями банкнот, а | |

| |также с именами и адресами аудиторов. От каждого банка можно | |

| |потребовать, чтобы в его названии содержалось стандартное выражение | |

| |типа "не государственный", которое свидетельствовало бы, что банк не | |

| |принадлежит государству и не поддерживается им, и что его банкноты и | |

| |депозиты не застрахованы правительством. Страны СНГ могут решить, что | |

| |иностранные юридические и физические лица могут иметь право на | |

| |получение банковской лицензии на полное или долевое владение банком. | |

| |Законы каждого государства СНГ потребуют, чтобы банки выполняли | |

| |договорные обязательства перед держателями банковских билетов и | |

| |вкладчиками; в случае невыполнения обязательств правительство закроет | |

| |банк в соответствии с существующими правилами о банкротстве частных | |

| |банков и уставными требованиями самого банка о порядке удовлетворения | |

| |претензий. | |

| |Государство может потребовать, чтобы каждый банк обнародовал регулярную| |

| |(даже ежедневную) аудиторскую информацию по установленной форме о | |

| |состоянии банка, и вывешивал ее во всех отделениях банка и передавал в | |

| |печать для публикации. Кроме того, банки должны информировать | |

| |правительство и публиковать в печати сведения о количестве напечатанных| |

| |банковских билетов; также и все типографии, печатающие банковские | |

| |билеты, должны информировать правительство и публику о тиражах банкнот.| |

| |Весьма вероятно, что обнародование информации станет обычным и само по | |

| |себе, без всякого регулирования. Предполагается, что определенные | |

| |требования могут сократить период времени, который потребуется рынку, | |

| |чтобы сформировать спрос на информацию, на основании которой можно | |

| |оценивать деятельность частных банков. | |

| |Правительственное регулирование деятельности этих банков должно | |

| |ограничиваться выдачей лицензий и определенными информационными | |

| |требованиями. Не следует ограничивать создание отделений или | |

| |территориально ограничивать деятельность, не нужно также ограничивать | |

| |набор возможных финансовых услуг (включая услуги клиринговых домов). Не| |

| |нужны требования к величине резервов и не следует ограничивать величину| |

| |процента по вкладам или кредитам, или виды кредитных услуг, которые | |

| |может предоставлять банк (в том числе участие в собственности). (Не | |

| |нужно запрещать банкам предоставлять кредиты госпредприятиям или брать | |

| |у них вклады, но правительство, как владелец госпредприятий, может | |

| |запретить всем или некоторым из них брать кредиты у частных банков или | |

| |держать в них счета). | |

| |Процесс учреждения новых банков не должен знать других ограничений, | |

| |кроме минимальных требований при выдаче лицензии (и, может быть, | |

| |минимального начального капитала), поскольку конкуренция есть главный | |

| |регулятор системы свободных банков. Не должно ограничиваться | |

| |конвертирование счетов в наличные деньги или использование таких | |

| |инструментов, как чеки, электронный перевод средств, банкоматы и пр. Не| |

| |следует ограничивать спектр возможных банковских обязательств перед | |

| |клиентами, в том числе -- быть ли банку акционерным обществом с | |

| |ограниченной или неограниченной ответственностью. Банк может иметь | |

| |право на выпуск банкнот с правом отсроченного выкупа -- так что банк | |

| |получит возможность разменивать предъявленные банкноты с отсрочкой, | |

| |скажем, на полгода. Банк сам решает, признавать ли ему банкноты, | |

| |выпускаемые другими банками; клиринговые палаты также должны иметь | |

| |свободу включать те или иные банки в число своих клиентов. Выпускаемые | |

| |банками денежные инструменты будут свободно котироваться на рынке | |

| |относительно друг друга и относительно рубля. | |

| |Чтобы поощрить развитие системы, правительства стран СНГ могут счесть | |

| |желательным амнистировать, может быть временно, владельцев средств в | |

| |твердой валюте с учетом происхождения или источника их средств. | |

| |Правительствам, быть может, придется гарантировать отказ от конфискаций| |

| |или денежных "реформ" конфискационного типа. Но правительствам не | |

| |следует брать на себя обязательства по выплате вкладов или размену | |

| |банковских билетов. Не следует также требовать, чтобы банки владели | |

| |чем-то определенным, особенно правительственными обязательствами или | |

| |облигациями. [Было бы разумным принять основы банковского | |

| |законодательства, но разрешить областям и автономиям решать, желают ли | |

| |они допустить на своих территориях свободу банковского дела.] | |

| |Правительства республик могут оказаться вынужденными как-то определить | |

| |или ограничить возможные виды обеспечения для вкладов и банкнот. В | |

| |настоящее время явным кандидатом является доллар, но не ясно, что же | |

| |будет во всей рублевой зоне в конце десятилетия. Немецкая марка на | |

| |западе страны, йена на Востоке, финская марка в Санкт-Петербурге, и, | |

| |наконец, экю для всех желающих. Можно также использовать золото или | |

| |валюты конвертируемые, скажем, в доллар, но имеющие основой спотовую | |

| |цену нефти. Как сказал недавно Милтон Фридман, "пусть общие деньги | |

| |возникнут тем же путем, каким возник общий язык, в ходе добровольного | |

| |сотрудничества ... больше надежд на то, что надежные общие деньги | |

| |возникнут в результате добровольного сотрудничества через рыночный | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.