Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ
|только системы BISS, но и всей модифицированной автоматизированной системы |
|межбанковских расчетов (АС МБР). |
| |
|Процесс обновления программно-технической платформы в ходе промышленной |
|эксплуатации BISS будет происходить поэтапно в течение по меньшей мере нескольких |
|лет. При этом темпы внедрения последующих модификаций BISS будут точно |
|соизмеряться с возможностями банков и их филиалов, а применение обязательных |
|нормативов на ближайшее время не планируется. |
| |
|Проблемы и поиски их решения |
|Параллельно с новыми организационными, техническими и правовыми вопросами, |
|связанными с запуском системы BISS, приходилось учитывать и ряд изменений в работе|
|платежной системы, введенных с начала 1998 г.: |
|отказ НБ РБ от предоставления коммерческим банкам дневного овердрафта средств на |
|их корреспондентских счетах и введение новых рыночных механизмов обеспечения |
|ликвидности для банков на базе операций с ценными бумагами; |
|введение новой Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета по |
|доходам, что привело к изменению технологии зачисления в доход бюджета налогов, |
|обязательных платежей и иных поступлений, уплачиваемых юридическими и физическими |
|лицами в национальной валюте. |
|Это не могло не добавить сложностей при внедрении системы. |
| |
|Разработка системы BISS потребовала серьезной модернизации технологии обработки |
|платежей не только в БМРЦ, но и в банках. Однако гораздо серьезнее и сложнее |
|технических проблем, чем это оценивали некоторые специалисты, оказались проблемы |
|правовой и договорной базы. Например, одним из проблемных при заключении новых |
|договоров между БМРЦ и банками оказался вопрос о размере возмещения возможных |
|убытков банков в случаях неисполнения БМРЦ своих обязанностей. Требование банков о|
|возмещении убытков в полном размере вполне понятно, однако сегодня оно не |
|соответствует финансовым возможностям БМРЦ, так как его тарифная политика строится|
|на бесприбыльной основе. |
|Краткая справка о межбанковских расчетах в РБ |
| |
|По состоянию на 1 марта 1998 г. во внутренней платежной и расчетной системе РБ |
|работали 30 банков-участников, включая НБ РБ, и одна небанковская финансовая |
|организация, а также свыше 600 их филиалов. В 1997 г. они ежемесячно проводили в |
|среднем около 2,3 млн. безналичных внутренних межбанковских платежей, которые |
|обрабатывались оператором платежной системы РБ - государственным предприятием |
|"Белорусский межбнковский расчетный центр» (ГП БМРЦ). |
| |
|ГП БМРЦ, входящий в структуру НБ РБ, является самостоятельным субъектом в его |
|структуре, занимающимся автоматизированной обработкой информации для проведения |
|межбанковских расчетов в РБ. На него возложены эксплуатация банковской сети |
|телекоммуникаций, центрального вычислительного комплекса и его региональных узлов,|
|разработка и сопровождение программных прикладных средств, участие в разработке |
|новых технологий автоматизированных расчетов и правовой базы для их практической |
|реализации, определение процедур внутренних расчетов и их оперативное исполнение в|
|течение дня на основании договора с НБ РБ. БМРЦ также оказывает банкам широкий |
|диапазон информационных услуг, услуги по коллективному доступу в сеть SWIFT и |
|централизованной обработке бухгалтерских данных "опердня». БМРЦ яляется также |
|разработчиком и оператором системы BISS. |
| |
|Общее и методическое руководство и контроль за проведением и завершением |
|межбанковских расчетов, соблюдением режимов платежей и работы коррсчетов в РБ |
|осуществляет Департамент платежной системы и информатизации НБ РБ. |
|Ряд рекомендаций в адрес НБ РБ и ГП БМРЦ был сделан и комиссией по приемке |
|пускового комплекса системы BISS. В частности, была отмечена актуальность |
|обеспечения хранения средств резервного фонда для регулирования кредитных ресурсов|
|на коррсчете банка и их использование для поддержания текущей ликвидности с |
|обязательным обеспечением банком в течение месяца среднедневных резервных |
|требований. |
| |
|Комиссия также рекомендовала НБ РБ путем правого регулирования реализовать |
|возможность применения электронных документов в безналичных расчетах на всех |
|стадиях осуществления переводов денежных средств, и на решение вопросов скорейшего|
|принятия законодательного акта об электронном документе и цифровой подписи к нему |
|будут в ближайшее время направлены усилия НБ РБ и коммерческих банков. |
| |
|Создание Рабочей группы по доработке BISS при Ассоциации белорусских банков, |
|проведение НБ РБ ряда крупных совещаний с представителями коммерческих банков и |
|другие организационные меры, предпринятые в феврале-марте 1998 г., позволили |
|выработать согласованные со всеми пользователями новой системы подходы к ее |
|дальнейшему совершенствованию и перспективному развитию. |
|Планируется, что первая очередь системы BISS будет сдана в промышленную |
|эксплуатацию в январе 1999 г. после завершения выполнения дополнительных |
|организационно-методических, нормативно-правовых и технических мероприятий. |
|Банки также высказались за доработку ряда утвержденных НБ РБ |
|нормативно-инструктивных документов, особенно в части более детальной |
|регламентации правил ведения новой формы расчетов, включая вопросы обеспечения |
|безопасности. |
|При этом |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|некоторые банки самостоятельно предприняли попытку разработки типовых положений, |
|организационно-распорядительной документации и рекомендаций по работе с BISS в |
|банке-пользователе. |
| |
| |
| |
Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы.
| | | |
| | | |
| |Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы. | |
| |Для республик бывшего Советского Союза и Содружества независимых | |
| |государств (СНГ) главной проблемой является создание денежной системы, | |
| |отвечающей нуждам экономической реформы и переходного периода от | |
| |социализма и центрального планирования к рыночной экономике. | |
| |Текущая ситуация | |
| |Внутренняя и межреспубликанская торговля рухнула из-за отсутствия | |
| |подходящих средств обмена. Частично ответственна гиперинфляция: на фоне| |
| |общего роста уровня цен трудно оценить информацию, содержащуюся в | |
| |относительных ценах, а потому трудно заключать контракты и строить | |
| |планы на будущее в условиях высоких и непостоянных темпов инфляции. Но | |
| |немалая ответственность за нынешние трудности лежит и на советской | |
| |банковской системе. | |
| |Рублевые депозиты предприятий не легко обратимы в наличность; в | |
| |условиях центрального планирования наличные средства использовались | |
| |почти исключительно для выплаты заработной платы. За поставки машин и | |
| |материалов следовало платить банковскими переводами безналичных. | |
| |Президиум Верховного Совета в конце января 1992 г., когда эта система | |
| |уже почти рухнула, подтвердил эти ограничения (Bush, 1992). В середине | |
| |1990-го года авторы плана "500 дней" отметили, что обменный курс между | |
| |наличными и безналичными деньгами составляет 1:3 (Yavlinsky et al.; | |
| |1991, р. 75). В операциях на недавно заработавшей товарной бирже | |
| |сохраняется то же соотношение. | |
| |В условиях централизованного планирования задачей центрального банка | |
| |было не просто выдавать и собирать коммерческие кредиты (или даже | |
| |контролировать объем денег в обращении), но выдавать кредиты в | |
| |соответствии с плановыми решениями и, таким образом, обеспечивать | |
| |выполнение планов. Произведенная продукция поставлялась государству, и | |
| |от него же получали все нужное для производства. Фактически | |
| |существовала централизованная система бартера. Министерства являлись | |
| |совладельцами банковских депозитов предприятий. | |
| |После провала начатой в июле 1987 г. попытки создать коммерческие (но | |
| |по-прежнему принадлежащие государству) банки, передав им активы | |
| |государственного банка, в 1990 г. министерства и госпредприятия начали | |
| |создавать банки (IMF, 1991: 2, pp. 107--115; Vadilov, 1991). Эти банки | |
| |задуманы для снабжения своих владельцев кредитами и непохоже, что они | |
| |будут функционировать как коммерческие банки, работающие ради прибыли; | |
| |госбанк может предоставлять им межбанковские кредиты. Таким образом, | |
| |при всех изменениях еще не произошла передача права принятия | |
| |инвестиционных решений от правительства рынку. Новые кооперативы -- а | |
| |многие из них были созданы внутри госпредприятий -- учредили ряд | |
| |кооперативных банков. Они также выдают кредиты своим владельцам, но | |
| |более приспособлены к осуществлению коммерческих операций. | |
| |В конце 1989 г. имел место один из самых причудливых эпизодов в истории| |
| |центральных банков: республиканские правительства учредили собственные | |
| |"центральные" банки, и по крайней мере часть из них принялась | |
| |накачивать рубли в обращение для покрытия дефицита республиканских | |
| |бюджетов. Руководитель государственного банка заявил, что главным | |
| |нарушителем равновесия была Россия (Lloyd, 1991). Все выглядело так, | |
| |как если бы республики соревновались -- кто напечатает больше денег | |
| |прежде, чем рубль окончательно обесценится. [Бенджамин Клейн (Benjamin | |
| |Klein; 1974, р. 439) пишет: "В истории редки примеры конкурентной | |
| |эмиссии одной валюты. ... Имеющиеся примеры свидетельствуют о наличии | |
| |сильных стимулов к чрезмерной эмиссии". Поведение бывших советских | |
| |республик дает еще один пример тому.] Центральное правительство | |
| |финансировало свой дефицит из того же источника. | |
| |Могла бы или нет Россия или СНГ восстановить контроль над эмиссией | |
| |денег, но другие республики, особенно Украина, стремились завести | |
| |собственные деньги, прежде всего, для того, чтобы предотвратить перелив| |
| |рублей из России. Украина начала печатать купоны, которые должны стать | |
| |основной национальной валюты, в январе 1992 г. (Uchitelle, 1992). | |
| |Предполагается, что в будущем и Украина и Россия создадут стабильные | |
| |деньги, и тогда межреспубликанская торговля опять воспрянет. Такого | |
| |будущего может быть придется ждать долго. | |
| |Нынешней реальностью является унаследованный от коммунистических систем| |
| |банков и торговли легализованный бартер. Крупные авиазаводы начали | |
| |штамповать алюминиевые кастрюли, чтобы было чем расплачиваться за | |
| |поставки. Поскольку предприятия стремятся улучшить снабжение своих | |
| |работников, на мясо можно выменять почти что угодно. Такие дефицитные и| |
| |высокоценимые товары как автомобили иногда котируются на бирже в тоннах| |
| |пшеницы (Bamnger, 1991). Угольщики Кузбасса зимой 1991--1992 года | |
| |пытались выменивать уголь на сахар. Ассоциация частных фермеров | |
| |выменивала мясо и другие продукты на колесные трактора и др. технику | |
| |(Banerjee, 1991). Даже непьющие запасали водку для обмена (Albright, | |
| |1991). И предприятия и потребители предпочитают владеть товарами, а не | |
| |рублями; накопление запасов стало стандартным поведением. | |
| |Из-за чрезмерной концентрации производства, когда доля отдельных | |
| |производителей доходила до 85--100 процентов всего выпуска, особенно | |
| |важна роль межреспубликанской торговли (IMF; 1991: 2, pp. 16, 40). В | |
| |июле 1991 г. небольшое предприятие с Дальнего Востока России сообщило, | |
| |что испытывает трудности с получением стали для изготовления | |
| |водонагревателей. И это небольшое предприятие являлось единственным | |
| |поставщиком бойлеров для всей территории бывшего СССР (FBIS; 29 July, | |
| |1991, р. 53). В 1988 г. для всех республик кроме России объем | |
| |межреспубликанской торговли превосходил 30 процентов объема валового | |
| |производства, а в 12 республиках -- более 40 процентов (The Economist; | |
| |1991, р. 77). | |
| |Из-за быстрого обесценивания рубля в торговле начали использовать | |
| |доллар США и другие твердые валюты. [О сегодняшней атмосфере бизнеса | |
| |см. Copetas (1991).] По разным оценкам на руках у населения сейчас от 2| |
| |до 10 млрд. долл. и других твердых валют. О недоверии к денежной | |
| |политике правительства свидетельствует высказывание человека, который в| |
| |феврале 1992 г. был в США с официальным визитом: "свою твердую валюту я| |
| |храню дома". Привлекательность доллара сказывается в его более высокой | |
| |покупательной способности -- сравнительно как с официальным, так и с | |
| |черным курсом (Ignatius and Hays, 1992). В то же время государства, | |
| |возникшие на месте СССР, унаследовали внешний долг более чем в 60 млрд.| |
| |долл. | |
| |В общем, как внутренняя, так и внешняя торговля республик страдает | |
| |из-за отсутствия нормальных средств обмена. И для внутренней и для | |
| |межреспубликанской торговли нужны хорошие деньги, и как можно быстрее | |
| |-- без этого не удается использовать существующие ресурсы. Республикам | |
| |нужна система коммерческих банков и им следовало бы вовлечь в оборот | |
| |запасы твердой валюты, принадлежащей их гражданам. [Маккиннон (McKumon;| |
| |1979, р. 251--254) считает одним из факторов успеха плана Маршалла | |
| |создание европейского платежного союза, в фонд которого США внесли -350| |
| |млн. долл. Платежный союз, в котором доллар служил единицей учета, | |
| |сделал европейские валюты конвертируемыми и возродил торговлю. При этом| |
| |перелив капитала из США составил только 4 процента ВНП.] | |
| |Свободное банковское дело: история | |
| |Свободную банковскую систему отличает возможность беспрепятственно | |
| |учредить банк и беспрепятственно выпускать банкноты -- при минимальном | |
| |правительственном вмешательстве. Роль правительства ограничена (если не| |
| |считать предоставления соответствующего законодательства) наблюдением | |
| |за выполнением договоров и законов, запрещающих жульничество и другие | |
| |формы преступной деятельности. В такой системе нет центрального банка, | |
| |и никто не приходит на помощь банкротам. | |
| |После публикации работ Ф. Хайека 1976 и 1978 гг. о конкурентных | |
| |валютах, история и теория частной эмиссии конкурирующих валют привлекла| |
| |повышенное внимание западных экономистов. Делаются известными новые | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|