рефераты бесплатно

МЕНЮ


Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

|только системы BISS, но и всей модифицированной автоматизированной системы |

|межбанковских расчетов (АС МБР). |

| |

|Процесс обновления программно-технической платформы в ходе промышленной |

|эксплуатации BISS будет происходить поэтапно в течение по меньшей мере нескольких |

|лет. При этом темпы внедрения последующих модификаций BISS будут точно |

|соизмеряться с возможностями банков и их филиалов, а применение обязательных |

|нормативов на ближайшее время не планируется. |

| |

|Проблемы и поиски их решения |

|Параллельно с новыми организационными, техническими и правовыми вопросами, |

|связанными с запуском системы BISS, приходилось учитывать и ряд изменений в работе|

|платежной системы, введенных с начала 1998 г.: |

|отказ НБ РБ от предоставления коммерческим банкам дневного овердрафта средств на |

|их корреспондентских счетах и введение новых рыночных механизмов обеспечения |

|ликвидности для банков на базе операций с ценными бумагами; |

|введение новой Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета по |

|доходам, что привело к изменению технологии зачисления в доход бюджета налогов, |

|обязательных платежей и иных поступлений, уплачиваемых юридическими и физическими |

|лицами в национальной валюте. |

|Это не могло не добавить сложностей при внедрении системы. |

| |

|Разработка системы BISS потребовала серьезной модернизации технологии обработки |

|платежей не только в БМРЦ, но и в банках. Однако гораздо серьезнее и сложнее |

|технических проблем, чем это оценивали некоторые специалисты, оказались проблемы |

|правовой и договорной базы. Например, одним из проблемных при заключении новых |

|договоров между БМРЦ и банками оказался вопрос о размере возмещения возможных |

|убытков банков в случаях неисполнения БМРЦ своих обязанностей. Требование банков о|

|возмещении убытков в полном размере вполне понятно, однако сегодня оно не |

|соответствует финансовым возможностям БМРЦ, так как его тарифная политика строится|

|на бесприбыльной основе. |

|Краткая справка о межбанковских расчетах в РБ |

| |

|По состоянию на 1 марта 1998 г. во внутренней платежной и расчетной системе РБ |

|работали 30 банков-участников, включая НБ РБ, и одна небанковская финансовая |

|организация, а также свыше 600 их филиалов. В 1997 г. они ежемесячно проводили в |

|среднем около 2,3 млн. безналичных внутренних межбанковских платежей, которые |

|обрабатывались оператором платежной системы РБ - государственным предприятием |

|"Белорусский межбнковский расчетный центр» (ГП БМРЦ). |

| |

|ГП БМРЦ, входящий в структуру НБ РБ, является самостоятельным субъектом в его |

|структуре, занимающимся автоматизированной обработкой информации для проведения |

|межбанковских расчетов в РБ. На него возложены эксплуатация банковской сети |

|телекоммуникаций, центрального вычислительного комплекса и его региональных узлов,|

|разработка и сопровождение программных прикладных средств, участие в разработке |

|новых технологий автоматизированных расчетов и правовой базы для их практической |

|реализации, определение процедур внутренних расчетов и их оперативное исполнение в|

|течение дня на основании договора с НБ РБ. БМРЦ также оказывает банкам широкий |

|диапазон информационных услуг, услуги по коллективному доступу в сеть SWIFT и |

|централизованной обработке бухгалтерских данных "опердня». БМРЦ яляется также |

|разработчиком и оператором системы BISS. |

| |

|Общее и методическое руководство и контроль за проведением и завершением |

|межбанковских расчетов, соблюдением режимов платежей и работы коррсчетов в РБ |

|осуществляет Департамент платежной системы и информатизации НБ РБ. |

|Ряд рекомендаций в адрес НБ РБ и ГП БМРЦ был сделан и комиссией по приемке |

|пускового комплекса системы BISS. В частности, была отмечена актуальность |

|обеспечения хранения средств резервного фонда для регулирования кредитных ресурсов|

|на коррсчете банка и их использование для поддержания текущей ликвидности с |

|обязательным обеспечением банком в течение месяца среднедневных резервных |

|требований. |

| |

|Комиссия также рекомендовала НБ РБ путем правого регулирования реализовать |

|возможность применения электронных документов в безналичных расчетах на всех |

|стадиях осуществления переводов денежных средств, и на решение вопросов скорейшего|

|принятия законодательного акта об электронном документе и цифровой подписи к нему |

|будут в ближайшее время направлены усилия НБ РБ и коммерческих банков. |

| |

|Создание Рабочей группы по доработке BISS при Ассоциации белорусских банков, |

|проведение НБ РБ ряда крупных совещаний с представителями коммерческих банков и |

|другие организационные меры, предпринятые в феврале-марте 1998 г., позволили |

|выработать согласованные со всеми пользователями новой системы подходы к ее |

|дальнейшему совершенствованию и перспективному развитию. |

|Планируется, что первая очередь системы BISS будет сдана в промышленную |

|эксплуатацию в январе 1999 г. после завершения выполнения дополнительных |

|организационно-методических, нормативно-правовых и технических мероприятий. |

|Банки также высказались за доработку ряда утвержденных НБ РБ |

|нормативно-инструктивных документов, особенно в части более детальной |

|регламентации правил ведения новой формы расчетов, включая вопросы обеспечения |

|безопасности. |

|При этом |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|некоторые банки самостоятельно предприняли попытку разработки типовых положений, |

|организационно-распорядительной документации и рекомендаций по работе с BISS в |

|банке-пользователе. |

| |

| |

| |

Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы.

| | | |

| | | |

| |Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы. | |

| |Для республик бывшего Советского Союза и Содружества независимых | |

| |государств (СНГ) главной проблемой является создание денежной системы, | |

| |отвечающей нуждам экономической реформы и переходного периода от | |

| |социализма и центрального планирования к рыночной экономике. | |

| |Текущая ситуация | |

| |Внутренняя и межреспубликанская торговля рухнула из-за отсутствия | |

| |подходящих средств обмена. Частично ответственна гиперинфляция: на фоне| |

| |общего роста уровня цен трудно оценить информацию, содержащуюся в | |

| |относительных ценах, а потому трудно заключать контракты и строить | |

| |планы на будущее в условиях высоких и непостоянных темпов инфляции. Но | |

| |немалая ответственность за нынешние трудности лежит и на советской | |

| |банковской системе. | |

| |Рублевые депозиты предприятий не легко обратимы в наличность; в | |

| |условиях центрального планирования наличные средства использовались | |

| |почти исключительно для выплаты заработной платы. За поставки машин и | |

| |материалов следовало платить банковскими переводами безналичных. | |

| |Президиум Верховного Совета в конце января 1992 г., когда эта система | |

| |уже почти рухнула, подтвердил эти ограничения (Bush, 1992). В середине | |

| |1990-го года авторы плана "500 дней" отметили, что обменный курс между | |

| |наличными и безналичными деньгами составляет 1:3 (Yavlinsky et al.; | |

| |1991, р. 75). В операциях на недавно заработавшей товарной бирже | |

| |сохраняется то же соотношение. | |

| |В условиях централизованного планирования задачей центрального банка | |

| |было не просто выдавать и собирать коммерческие кредиты (или даже | |

| |контролировать объем денег в обращении), но выдавать кредиты в | |

| |соответствии с плановыми решениями и, таким образом, обеспечивать | |

| |выполнение планов. Произведенная продукция поставлялась государству, и | |

| |от него же получали все нужное для производства. Фактически | |

| |существовала централизованная система бартера. Министерства являлись | |

| |совладельцами банковских депозитов предприятий. | |

| |После провала начатой в июле 1987 г. попытки создать коммерческие (но | |

| |по-прежнему принадлежащие государству) банки, передав им активы | |

| |государственного банка, в 1990 г. министерства и госпредприятия начали | |

| |создавать банки (IMF, 1991: 2, pp. 107--115; Vadilov, 1991). Эти банки | |

| |задуманы для снабжения своих владельцев кредитами и непохоже, что они | |

| |будут функционировать как коммерческие банки, работающие ради прибыли; | |

| |госбанк может предоставлять им межбанковские кредиты. Таким образом, | |

| |при всех изменениях еще не произошла передача права принятия | |

| |инвестиционных решений от правительства рынку. Новые кооперативы -- а | |

| |многие из них были созданы внутри госпредприятий -- учредили ряд | |

| |кооперативных банков. Они также выдают кредиты своим владельцам, но | |

| |более приспособлены к осуществлению коммерческих операций. | |

| |В конце 1989 г. имел место один из самых причудливых эпизодов в истории| |

| |центральных банков: республиканские правительства учредили собственные | |

| |"центральные" банки, и по крайней мере часть из них принялась | |

| |накачивать рубли в обращение для покрытия дефицита республиканских | |

| |бюджетов. Руководитель государственного банка заявил, что главным | |

| |нарушителем равновесия была Россия (Lloyd, 1991). Все выглядело так, | |

| |как если бы республики соревновались -- кто напечатает больше денег | |

| |прежде, чем рубль окончательно обесценится. [Бенджамин Клейн (Benjamin | |

| |Klein; 1974, р. 439) пишет: "В истории редки примеры конкурентной | |

| |эмиссии одной валюты. ... Имеющиеся примеры свидетельствуют о наличии | |

| |сильных стимулов к чрезмерной эмиссии". Поведение бывших советских | |

| |республик дает еще один пример тому.] Центральное правительство | |

| |финансировало свой дефицит из того же источника. | |

| |Могла бы или нет Россия или СНГ восстановить контроль над эмиссией | |

| |денег, но другие республики, особенно Украина, стремились завести | |

| |собственные деньги, прежде всего, для того, чтобы предотвратить перелив| |

| |рублей из России. Украина начала печатать купоны, которые должны стать | |

| |основной национальной валюты, в январе 1992 г. (Uchitelle, 1992). | |

| |Предполагается, что в будущем и Украина и Россия создадут стабильные | |

| |деньги, и тогда межреспубликанская торговля опять воспрянет. Такого | |

| |будущего может быть придется ждать долго. | |

| |Нынешней реальностью является унаследованный от коммунистических систем| |

| |банков и торговли легализованный бартер. Крупные авиазаводы начали | |

| |штамповать алюминиевые кастрюли, чтобы было чем расплачиваться за | |

| |поставки. Поскольку предприятия стремятся улучшить снабжение своих | |

| |работников, на мясо можно выменять почти что угодно. Такие дефицитные и| |

| |высокоценимые товары как автомобили иногда котируются на бирже в тоннах| |

| |пшеницы (Bamnger, 1991). Угольщики Кузбасса зимой 1991--1992 года | |

| |пытались выменивать уголь на сахар. Ассоциация частных фермеров | |

| |выменивала мясо и другие продукты на колесные трактора и др. технику | |

| |(Banerjee, 1991). Даже непьющие запасали водку для обмена (Albright, | |

| |1991). И предприятия и потребители предпочитают владеть товарами, а не | |

| |рублями; накопление запасов стало стандартным поведением. | |

| |Из-за чрезмерной концентрации производства, когда доля отдельных | |

| |производителей доходила до 85--100 процентов всего выпуска, особенно | |

| |важна роль межреспубликанской торговли (IMF; 1991: 2, pp. 16, 40). В | |

| |июле 1991 г. небольшое предприятие с Дальнего Востока России сообщило, | |

| |что испытывает трудности с получением стали для изготовления | |

| |водонагревателей. И это небольшое предприятие являлось единственным | |

| |поставщиком бойлеров для всей территории бывшего СССР (FBIS; 29 July, | |

| |1991, р. 53). В 1988 г. для всех республик кроме России объем | |

| |межреспубликанской торговли превосходил 30 процентов объема валового | |

| |производства, а в 12 республиках -- более 40 процентов (The Economist; | |

| |1991, р. 77). | |

| |Из-за быстрого обесценивания рубля в торговле начали использовать | |

| |доллар США и другие твердые валюты. [О сегодняшней атмосфере бизнеса | |

| |см. Copetas (1991).] По разным оценкам на руках у населения сейчас от 2| |

| |до 10 млрд. долл. и других твердых валют. О недоверии к денежной | |

| |политике правительства свидетельствует высказывание человека, который в| |

| |феврале 1992 г. был в США с официальным визитом: "свою твердую валюту я| |

| |храню дома". Привлекательность доллара сказывается в его более высокой | |

| |покупательной способности -- сравнительно как с официальным, так и с | |

| |черным курсом (Ignatius and Hays, 1992). В то же время государства, | |

| |возникшие на месте СССР, унаследовали внешний долг более чем в 60 млрд.| |

| |долл. | |

| |В общем, как внутренняя, так и внешняя торговля республик страдает | |

| |из-за отсутствия нормальных средств обмена. И для внутренней и для | |

| |межреспубликанской торговли нужны хорошие деньги, и как можно быстрее | |

| |-- без этого не удается использовать существующие ресурсы. Республикам | |

| |нужна система коммерческих банков и им следовало бы вовлечь в оборот | |

| |запасы твердой валюты, принадлежащей их гражданам. [Маккиннон (McKumon;| |

| |1979, р. 251--254) считает одним из факторов успеха плана Маршалла | |

| |создание европейского платежного союза, в фонд которого США внесли -350| |

| |млн. долл. Платежный союз, в котором доллар служил единицей учета, | |

| |сделал европейские валюты конвертируемыми и возродил торговлю. При этом| |

| |перелив капитала из США составил только 4 процента ВНП.] | |

| |Свободное банковское дело: история | |

| |Свободную банковскую систему отличает возможность беспрепятственно | |

| |учредить банк и беспрепятственно выпускать банкноты -- при минимальном | |

| |правительственном вмешательстве. Роль правительства ограничена (если не| |

| |считать предоставления соответствующего законодательства) наблюдением | |

| |за выполнением договоров и законов, запрещающих жульничество и другие | |

| |формы преступной деятельности. В такой системе нет центрального банка, | |

| |и никто не приходит на помощь банкротам. | |

| |После публикации работ Ф. Хайека 1976 и 1978 гг. о конкурентных | |

| |валютах, история и теория частной эмиссии конкурирующих валют привлекла| |

| |повышенное внимание западных экономистов. Делаются известными новые | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.