рефераты бесплатно

МЕНЮ


Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

Использование систем RTGS приводит к тому, что управление ликвидностью

организации в целом становится значительно более напряженным. Отделы

банков, занимающиеся корреспондентскими отношениями, в конце концов

обнаружат, что они борются с другими подразделениями своей организации за

дефицитные ресурсы, которые приобретают ощутимую стоимость в течение дня.

Короче говоря, система RTGS придает деньгам самостоятельную ценность в

течение дня.

Все это привлекает особое внимание к банкам, предоставляющим

корреспондентские услуги. Как они собираются покрывать эти издержки? Как

они будут убеждать клиентов вносить плату за то, что прежде было

бесплатным, т.е. за кредиты, предоставляемые на один день?

На внутрибанковском уровне им придется подумать, каким рискам они

подвергаются при своем внутреннем учете взаимных требований и обязательств

по корреспондентским счетам. Когда окончательность расчетов действительно

достигается?

Система RTGS не только затрудняет обоснование правил, которые исключают

зарубежные корреспондентские банки из непосредственного членства в

национальных платежных системах, но и дает этим банкам явный стимул

уменьшить издержки путем отказа от прежних корреспондентов.

Для многих международных банков это хорошо согласуется с растущим

убеждением, что они должны проявлять больше интереса к тому, чтобы прямо

контролировать потоки своих платежей по всему миру, а не оставлять их в

руках своих корреспондентов, которые в более широком контексте могут также

быть их конкурентами. Например, в Великобритании в течение последних двух

лет банки Deutsche Bank и Credit Lyonnais вошли в систему Chaps в качестве

членов по непосредственным расчетам.

Непосредственное членство позволяет банку решительно взять в свои руки

контроль над координацией потоков его собственных платежей, вводя

осуществление платежей в ряд общих мер по управлению ликвидностью, а также

позволяет использовать обеспечение не только в одной точке, но по крайней

мере в пределах одного часового пояса, а в лучшем случае, и круглосуточно.

Оно может также дать то дополнительное преимущество, что в будущем банк

составит свое мнение об издержках системы и, следовательно, о ценах,

которые он решит назначить своим клиентам.

Конечно, не перед всеми банками этот выбор встанет так остро, но он будет

привлекать многих, и, вероятно, наиболее выгодных корреспондентов. В

будущем, когда в основном будут использоваться системы RTGS, лидером рынка

станет банк, управляющий своей ликвидностью наиболее эффективно.

В контексте Европейского союза действует еще один дополнительный фактор:

системы RTGS почти наверняка будут связаны между собой, чтобы обеспечить

необходимую часть финансовой инфраструктуры Европейского валютного союза

(EMU), даже между теми государствами -- членами ЕС, которые первоначально

не присоединятся к единой валюте. Путь к этому указывает работа

Европейского валютного института над проектом Target.

Хотя основная причина объединения систем RTGS -- необходимость обеспечения

беспрепятственного проведения кредитно-денежной политики в пределах всего

Европейского союза, непосредственная передача этим путем некоторых

коммерческих платежей может стать также привлекательной и в отношении

экономической выгоды. Платежи, которые должны быть произведены к концу

текущего дня, платежи большого объема на денежных рынках, крупные платежи

для незнакомых контрагентов и платежи, выполняемые во время напряженности

на рынке, -- все могут проходить через этот канал.

Возможность осуществлять окончательные платежи откуда угодно в пределах

Европейского союза непосредственно членам каждой национальной системы также

может быть привлекательной и с точки зрения собственной деятельности банка,

и давать ему мощный инструмент в конкурентной борьбе за качество

обслуживания корпоративных клиентов, включая управление денежными

средствами.

В основе всех этих факторов лежит растущее понимание того, что существующая

схема договоренности об оплате позволяет существовать неприемлемому уровню

риска, связанного с партнером, в особенности расчетного риска.

Многие процедуры, принятые на рынке, к тому же излишне увеличивают эти

риски -- это платежи, поступающие в систему ранее даты расчета, иногда

чтобы удовлетворять слишком ранним крайним срокам для расчетов в день

заключения сделки; системы, которые не позволяют банкам выявить и отозвать

платежи в случае возникновения проблем; выписки, посылаемые с запозданием

или даже по почте; выверки, делаемые часто и десять дней спустя.

Тем временем риск потенциальных убытков может возрасти до уровня,

значительно превышающего тот, которому банки, выполняющие расчеты, были бы

готовы подвергаться. Как стало ясно из недавнего коммюнике расположенной в

Базеле Комиссии группы G-10 по платежным и расчетным системам, центральные

банки берут на себя обязательства проводить политику, которая приведет к

значительному и неуклонному уменьшению расчетного риска в пределах всего

рынка. В ходе этой работы методы корреспондентской банковской деятельности

подвергались тщательному изучению, и оказалось, что они во все большей

степени не отвечают предъявляемым требованиям.

Есть два особых обстоятельства, которые могут увеличить давление на

традиционные корреспондентские отношения, направленное на перевод все

большего потока расчетов в системы RTGS. Одно из них заключается в растущем

интересе к тому, что может быть названо "системой истинной поставки против

платежа", или учитывающий изменения валютного курса обмен денег на ценные

бумаги в режиме реального времени.

При использовании многих существующих систем опасность состоит в том, что

клиент получает поставку против платежа на самом деле за счет своего

расчетного банка, который и принимает на себя тот риск, что расчет может не

состояться. Этот потенциальный риск расчетных банков не может более быть

приемлемым ни для самих банков, ни для организаций, их контролирующих. В

частности, риски расчетов в международных сделках с ценными бумагами

становятся более явными.

Проблема заключается в том, что хотя методика "поставка против платежа"

решает одну сторону вопроса, она же порождает новые трудности. Во-первых,

как для банков, так и для их клиентов -- небанковских финансовых

организаций -- значительно затрудняется управление ликвидностью.

Замораживаете ли вы денежные средства на время ожидания поставки ценных

бумаг или нет? В любом случае, в системах реального масштаба времени, где

ликвидность в большом почете, вы подвергаетесь риску временного отсутствия

средств, если не готовы допустить для платежей, связанных с ценными

бумагами, наличие неограниченных, предоставляемых на один день овердрафтов.

Тогда перед вами встает та же самая проблема, но с другой стороны.

В случае международных расчетов в разных валютах эти трудности

увеличиваются. По данным Банка международных расчетов (Bank for

International Settlements, BIS), эта область является основным источником

систематического риска.

Недавние события показали, что на рынках иностранной валюты по-прежнему

существует временной, или херштатский, риск (Herstatt risk, см. врезку).

Для того чтобы уменьшить его, было сделано немало, тем не менее усилия

нужно продолжать прикладывать и дальше. Инфраструктура корреспондентской

банковской деятельности была признана самым слабым звеном. В этой области

существует не одна проблема и, следовательно, нет и единого решения.

Однако есть схема осуществления платежей, которая несомненно привлечет в

ближайшем будущем более пристальное внимание -- это "платеж против

платежа", которую можно определить так: соглашение, при котором обмен

ценностей в одном месте находится в взаимозависимости от обмена ценностей в

другом месте. Другими словами, прямые связи между системами RTGS дают

возможность, например, обеспечить получение банком окончательной и не

подлежащей отмене поставки фунтов стерлингов в Лондоне.

Многосторонние расчетные палаты являются большим шагом вперед, и в связи с

этим заслуживают изучения идеи группы частных банков G-20. Реализовать их

будет нелегко, но и реализованные, они не станут окончательным ответом.

Угроза и возможности, исходящие из систем RTGS, не исчезнут. Одновременный

расчет привнесет проблемы управления ликвидностью в обе системы,

участвующие в нем. Только те банки, которые всесторонне обдумали методы

своей деятельности, смогут остаться конкурентоспособными и прибыльными.

Однако те, кто все-таки завершит этот процесс, будут вознаграждены. Для них

это будет означать поиск новых благоприятных возможностей для выяснения

того, какие услуги и как именно предоставлять клиентам самым выгодным

образом. Это будет также означать более тесную внутреннюю координацию,

нежели та, что иногда имела место в некоторых банках, между подразделениями

управления денежными средствами, внутренних и международных платежных

систем, и теми, кто несет коллективную ответственность за расчеты по

сделкам с ценными бумагами -- все они будут следить за использованием

ограниченных ликвидных средств банка. Это может повлечь за собой изменение

структуры организации и обдумывание заново основных направлений

менеджмента, чтобы обеспечить максимальную эффективность. И наконец, для

поддержки тех, кто отвечает за принятие решений, потребуются специальные

структуры и системы, предоставляющие высококачественную и своевременную

информацию.©

FTiB, May 1996, Vol. Xiii, No. 9, p. 8

Врезка к статье "RTGS и банки-корреспонденты": Всемирный валютный

клиринговый банк

Ведущие международные банки планируют совместно разработать систему

постоянно выполняемых расчетов, связанных с изменением валютного курса.

Система предназначена для уменьшения международного риска, который

возникает на мировых валютных рынках, имеющих дневной оборот 800 млн. ф.

ст.

Эта инициатива выдвинута Группой двадцати (G-20), в нее вошли семнадцать

крупнейших банков мира. Первая встреча членов Группы состоялась во время

Международного семинара SWIFT по банковским операциям (SIBOS) в 1994 г. в

Бостоне. На ней они выразили озабоченность безопасностью работы систем

крупных платежей.

В течение последних шести месяцев группа G-20 сосредоточила внимание на

предложении, выдвинутом частным сектором, о создании системы "платеж против

платежа" (Payment Versus Payment, PVP) с целью уменьшения риска и

увеличения эффективности расчетов и клиринга валютных платежей, связанных c

изменением валютного курса и зависящих преимущественно от сделок на рынках

иностранной валюты.

В ходе встречи в феврале 1996 г. группа G-20 обсудила вопросы реализации

системы PVP, основанной на концепции постоянно выполняемых расчетов,

связанных с изменением валютного курса и производимых через международный

клиринговый банк. По этому сценарию многовалютная расчетная система

позволит обеспечивать немедленный расчет по встречным транзакциям,

производимым ее членами.

Как представляется в настоящее время, встречные транзакции, соответствующие

ограничениям по риску, будут немедленно и одновременно выполняться путем

дебетования и кредитования счетов членов многовалютной клиринговой системы.

Ее следует разработать таким образом, чтобы на входе воспринимались данные,

выдаваемые системами двустроннего и многостороннего учета требований и

обязательств, что позволит работать с валютами, имеющими хождение на

внутреннем рынке и использующимися для расчетов по крупным сделкам в режиме

реального времени, часы работы с которыми пересекаются с часами работы

других внутренних платежных систем.

Поддерживающие данный проект представители частного сектора надеются

заручиться одобрением центральных банков, подготовивших в 1993 г. так

называемый Рождественский доклад, в котором приводятся описания рисков,

возникающих из-за перекрытия и взаимных зависимостей национальных платежных

систем. Он опубликован под эгидой Банка международных расчетов (Bank for

International Settlements), в нем предлагается возможный сценарий будущих

международных платежей, который устанавливает связи между системами крупных

денежных переводов и переход на круглосуточную работу. В докладе также

представлены потенциальные возможности центральных банков сообща

обрабатывать многовалютные платежи и расчеты.

Исходя из своих предложений, группа G-20 надеется убедить руководителей

центральных банков в готовности частного сектора самостоятельно

разрабатывать и реализовывать программы по уменьшению риска, а также в

отсутствии необходимости дальнейшего вмешательства.

Группа G-20 собирается добиться своей цели в течение трех лет, что

символически приурочено к 25-й годовщине краха немецкого банка Bankhaus

Herstatt. Стремительное закрытие банка Herstatt в 1974 г. вызвало сильный

шок, потрясший все мировые платежные круги. Участники валютных сделок

понесли серьезные потери, и после закрытия банка международные платежные

системы были несколько дней практически парализованы.

В настоящее время предложения группы G-20 находятся на стадии формирования,

причем большая часть усилий сосредоточивается на технических вопросах,

относящихся к описанию функционирования и планам проектирования и

реализации системы PVP для постоянно выполняемых расчетов, связанных с

изменением валютного курса. По мнению членов группы, она будет работать в

сотрудничестве с существующими отраслевыми службами, в том числе с системой

учета взаимных требований и обязательств Echo и сетью SWIFT. Несмотря на

уверения группы G-20, что никакого существенного дублирования функций не

возникнет, работники двусторонних систем учета требований и обязательств

опасаются воздействия, которое эти предложения окажут на их системы.

Система PVP будет иметь "объективные и открытые критерии членства, которые

разрешат законное и открытое вступление в нее. Поэтому система PVP будет

открыта для всех банков, удовлетворяющих критериям членства", говорится в

коммюнике группы G-20.

В проекте участвуют следующие банки: ABN Amro, Bank of America, Banque

Nationale de Paris, Barclays, Chase Manhattan Bank, Chemical Bank,

Citibank, Credit Suisse, Deutsche Bank, Fuji Bank, HSBC Holdings, J P

Morgan, National Westminster, Royal Bank of Canada, Societe Generale, Swiss

Bank Corporation и Union Bank of Switzerland.

Глава 2 Значение валютного клиринга для стран СНГ.

| |

|Платежная система Казахстана |

|Платежная система является жизненно важной составной частью финансовой |

|системы любой страны. Для Казахстана она имеет особую значимость, |

|поскольку стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на |

|переходном этапе. Основными составляющими этой проблемы являются, с |

|одной стороны, платежный кризис и его последствия, а с другой - |

|революционные изменения в расчетах между банками, представляющие |

|фундамент новой банковской системы. В настоящее время в республике |

|функционирует функционирует система розничных платежей (СРП) и система |

|крупных платежей (СКП) КЦМР. |

|С 1995 года перед Национальным Банком Республики Казахстан (НБК) была |

|поставлена задача модернизировать платежную систему, для того чтобы |

|ускорить расчеты между банками и их клиентами, а также расширить |

|перечень платежных инструментов. Первым этапом реализации этой задачи |

|стала подготовка нормативной базы. В том же году в г. Алматы была |

|организована первая клиринговая палата - Алматинская клиринговая палата,|

|которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Недостатком |

|данной системы было то, что банкам-участникам в конце дня приходилось |

|производить обмен первичными документами на бумажных носителях. Это было|

|обусловлено отсутствием опыта и нормативно закрепленного понятия |

|"электронный образ первичного документа". |

|В 1996 г. был создан Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), |

|на который были возложены функции по осуществлению межбанковского |

|клиринга и система крупных платежей (СКП). В КЦМР установлено |

|современное оборудование и разработано программное обеспечение, |

|позволяющее работать с электронными платежными документами, не |

|требующими подтверждения на бумажных носителях. Это стало возможным |

|после того, как понятие "электронное платежное поручение" было |

|закреплено нормативными правовыми актами НБК. Сейчас "электронное |

|платежное поручение" имеет юридическую силу первичного платежного |

|документа. |

|В апреле 1998 года было внедрено программное обеспечение бухгалтерской |

|системы для централизации генеральной бухгалтерии и вспомогательного |

|учета, а также для перехода на новую внутрибанковскую платежную систему |

|НБК и интерфейс с СКП КЦМР. |

|В период с октября по ноябрь 1998 года была произведена централизация |

|корреспондентских счетов банков второго уровня и организаций, |

|осуществляющих отдельные виды банковских операций, в центральный аппарат|

|НБК. Данный перевод позволил НБК оперативно осуществлять функции |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.