Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ
| |ресурсов для новых частных предприятий. Наконец, свободная банковская | |
| |система дает возможность создать денежные системы, не базирующиеся на | |
| |иностранных валютах. Они могут быть обеспечены золотом либо | |
| |предлагаемыми в теоретической литературе разнообразными товарными | |
| |стандартами, имеющими стабильную покупательную способность на мировых | |
| |рынках. [Если политика стабилизации рубля увенчается успехом, | |
| |появляется предложенная Милтоном Фридманом (M. Friedman; 1984, pp. | |
| |48--52) возможность перехода к денежной системе, работающей без | |
| |центрального банка: заморозить эмиссию рублевой наличности и | |
| |беспроцентных рублевых депозитов в центральном банке (деньги повышенной| |
| |покупательной силы). Тогда рубль превратится для частных банков в одну | |
| |из конкурирующих резервных валют.] | |
| |Переход | |
| |Обычный подход западных экономистов к задаче перехода централизованно | |
| |планируемого социалистического хозяйства на рельсы рыночной экономики | |
| |заключается в том, чтобы превратить существующие институты командной | |
| |экономики в аналогичные рыночные учреждения. Возьмите государственный | |
| |банк и превратите его в двух-уровневую банковскую систему: независимый | |
| |центральный банк и конкурирующие коммерческие банки. Превратите | |
| |предприятия оборонной промышленности в конкурирующих производителей | |
| |потребительских товаров. Превратите государственные монополии в | |
| |акционерные компании, заинтересуйте управляющих участием в прибылях, и | |
| |уповайте на то, что предприятия будут вести себя так же, как частные | |
| |корпорации. Продайте квартиры в государственном доме и назовите это | |
| |кондоминиумом. Возьмите организацию, которая разрешала конфликты между | |
| |предприятиями ориентируясь на цели центрального плана, и превратите ее | |
| |в суд, разрешающий коммерческие конфликты между частными предприятиями.| |
| | | |
| |Такого рода конверсия может оказаться действенной, либо нет. | |
| |Параллельный подход в том, чтобы позволить и облегчить развитие | |
| |институтов рыночной экономики "с нуля". Тогда, если конверсия старых | |
| |институтов окончится неудачей, их можно будет закрыть, отправить на | |
| |дно, списать, ликвидировать или просто позволить исчезнуть по мере | |
| |того, как их место займут новые институты. Деньги и банковское дело -- | |
| |хорошая стартовая площадка. | |
| |Денежная реформа: достаточно ли одной свободы? | |
| |Проблема денежной реформы | |
| |Почему это важно и что из этого следует практически для перспектив | |
| |денежной реформы в странах СНГ? По моему мнению, это очень важно, | |
| |поскольку отсюда следует, что хотя свободные банки могут повысить | |
| |эффективность существующего валютного стандарта, но конкуренция валют | |
| |не столь уж хорошее средство создания нового стандарта (или стандартов)| |
| |вместо уже существующего. Причины этого, как я уже отметил, вполне | |
| |ясны. В прошлом свободные банковские системы не имели никакого | |
| |отношения к выбору или возникновению денежных стандартов, поскольку те | |
| |возникали в результате длительной эволюции, которая исторически и | |
| |логически предшествовала возникновению банков. Может быть, сейчас и | |
| |возможно было бы ускоренное воспроизведение этого процесса за счет | |
| |того, что западные валюты вошли в широкое пользование. Но может | |
| |оказаться и так, что результатом будет не быстрое возникновение нового | |
| |и более совершенного валютного стандарта, но консервация существующего | |
| |положения и замедленное развитие банков -- свободных или несвободных. | |
| |На деле: "мешанина из денег, номинованных в рублях, долларах, марках, | |
| |йенах, а может быть и в иных валютах, -- которая может стать | |
| |результатом предлагаемых ею реформ, -- не слишком отличается от того, | |
| |что есть сейчас; просто ситуация станет узаконенной и открытой, в | |
| |отличие от нынешней". Но ведь в том-то и вся проблема, что нынешняя | |
| |ситуация ужасна, и всякая реформа, достойная этого имени, должна | |
| |стремиться к ее быстрому изменению. | |
| |Мои опасения можно подкрепить указанием на многочисленные и хорошо | |
| |известные ситуации, когда денежный стандарт оставался в употреблении | |
| |несмотря на гиперинфляцию, быстро разрушавшую покупательную способность| |
| |денег. Хотя при этом параллельно с обесценивающимися деньгами начинали | |
| |ограниченно ходить другие валюты, традиционные деньги сохраняли свою | |
| |роль главного инструмента обмена до тех пор, пока инфляция не | |
| |заканчивалась. Причем нередко прекращение инфляции знаменовалось тем, | |
| |что правительство вводило новую денежную единицу. Все это мы можем | |
| |наблюдать в странах СНГ, где быстро обесценивающийся рубль остается | |
| |главным инструментом обмена, хотя в ходу и альтернативные инструменты | |
| |главным образом бартер. Хотя не приходится отрицать, что результатом | |
| |конкурентной эмиссии будет повышение доверия к более стабильным | |
| |денежным единицам, нельзя быть уверенным в том, что подобная система | |
| |осуществима. | |
| |Очень реальна вероятность, что даже в условиях свободных рынков | |
| |низкокачественная валюта на некоторое время сохранит доминирующее | |
| |положение, при том что все будут осознавать ее недостатки. Эта давно | |
| |известная инерция благосклонна к низкокачественным, но традиционным | |
| |деньгам в ущерб более качественной, но только возникающей валюте. | |
| |Каждый будет сторонником перехода к другим деньгам, но никто не захочет| |
| |двинуться первым. В технических терминах речь идет о "сетевом аспекте" | |
| |денежного хозяйства. Действие инерции будет особенно выраженным, если | |
| |правительство, потребует, чтобы "официальные деньги и впредь являлись | |
| |инструментом учета и налоговых платежей". Рассчитывать на то, что силы | |
| |свободного рынка смогут привести к замене валютного стандарта, значит | |
| |ждать такого ухудшения ситуации, когда перестанут действовать даже | |
| |могущественные силы инерции. Мне кажется, что гораздо лучше, если | |
| |правительство примет активное участие в отказе от официального | |
| |валютного стандарта, что обеспечит сокращение переходного периода -- | |
| |хотя, конечно, результат будет не столь хорош, как если бы он был | |
| |создан только самодеятельностью рынка. | |
| |Валютное управление | |
| |Валютное управление дает правительству возможность использовать свои | |
| |доминирующие позиции для организации согласованного перехода к более | |
| |качественному валютному стандарту. В этом подходе, разумеется, больше | |
| |конструктивизма, чем в идее "начать с нуля" и позволить рынку выявить | |
| |стандарт. При этом одновременно, возрастает риск сохранения политизации| |
| |эмиссионного хозяйства. Отвечая на эту критику, я, прежде всего, хочу | |
| |указать, что система с валютным управлением способна предотвратить | |
| |манипуляции с базовыми деньгами и при этом способна символизировать | |
| |валютный суверенитет. В конце концов, это гораздо лучше, чем система с | |
| |центральным банком, эмитирующим независимую валюту. А именно таким | |
| |будет выбор большинства членов СНГ, если им придется выбирать между | |
| |совершенно свободными банками и центральным банком. | |
| |Во-вторых, на деле не приходится говорить о начале с самого нуля. Как я| |
| |уже отметил, решение правительства доверить дело рынкам не будет | |
| |означать старта с нуля. Соревнование за новый стандарт будет похоже на | |
| |скачки, где одна лошадь (пусть хромая) уже прошла полкруга, когда | |
| |остальные только вступили на трек. Значит, правительству придется | |
| |заботиться о сохранении крайне неудовлетворительного статус-кво. | |
| |Наконец, позволить правительству участвовать в формировании нового | |
| |валютного стандарта не то же самое, что исключить возможность выбирать | |
| |деньги. Например, если молдавское валютное управление выпустит деньги, | |
| |базирующиеся на экю, это не должно помешать частным фирмам предложить | |
| |банковские услуги на базе, скажем, доллара или золота. Я считаю, что | |
| |закон должен предусматривать возможность такого рода конкуренции. | |
| |Остается фактом, что благодаря покровительству правительства -- при | |
| |любой конкуренции -- почти наверняка победит евро, так же как в случае | |
| |бездействия правительства почти наверняка победа достанется рублю. | |
| |Результат скачек и здесь будет подтасован, но, по крайней мере, победа | |
| |достанется более полноценной лошади. | |
| |Еще одно возрожение против валютного управления: есть риск, что | |
| |правительство конфискует активы валютного управления, и его деньги | |
| |утратят конвертируемость. Этого риска легко избежать с помощью ряда | |
| |предосторожностей. Можно учредить валютное управление как частную | |
| |фирму, так чтобы ее активы не принадлежали правительству. Можно | |
| |зарегистрировать его, например, в Швейцарии, и там же можно хранить | |
| |активы. Наконец, можно доверить руководство валютным управлением | |
| |иностранцам, и определить их статус таким образом, чтобы полностью | |
| |защитить от внутренней политики (Schuler, Selgin and Sinkey; 1991, pp. | |
| |14--15). | |
| |Итог | |
| |Все вышесказанное относится к сравнению относительных достоинств | |
| |валютного управления и конкурентной эмиссии в деле предоставления | |
| |валютного стандарта. Что касается конкурентного выпуска банкнот, то я | |
| |счастлив поддержать радикальное решение, предполагающее свободу | |
| |банковского дела. Я также согласен с утверждением Андерсон, что | |
| |эффективность системы с валютным управлением только вырастет, если | |
| |частным банкам будет позволено эмитировать банкноты только частично | |
| |обеспеченные деньгами валютного управления. Это обеспечит достаточную | |
| |гибкость эмиссии и позволит адекватно реагировать на сезонные и | |
| |циклические колебания спроса. Это также будет способствовать большему | |
| |использованию банковских (внутренних) денег, чем правительственных | |
| |(внешних), что приведет к вытеснению внешних кредитов внутренними. | |
| |Последнее предполагает повышение роли денежной системы в направлении | |
| |экономического развития страны. Но именно здесь и есть ахилесова пята | |
| |такой точки зрения , а именно банкам необходимо будет выработать схемы | |
| |клиринговых расчетов именно в сфере реального производства , товаров и | |
| |услуг .В противном случае существует опасность создания «виртуальной | |
| |экономики» . Примером такой системы может служить Транспортная | |
| |Клиринговая Палата осуществляющая расчеты в сфере авиаперевозок. | |
| |Компания «Итера» осуществляющая взаиморасчет за поставки газа в | |
| |Белоруссию по средствам валютного клиринга и т.д. | |
Транспорно клиринговая Палата – как пример реальной работы по средствам
валютного клиринга .
После распада СССР в декабре 1991 г. Министерство гражданской авиации было
ликвидировано и перестал существовать единый рублевый счет, на который
стекалась вся выручка от продажи авиауслуг. Как известно, в СССР
существовала одна громадная компания Аэрофлот, внутри которой был налажен
централизованный взаиморасчет и поддерживалась договорная дисциплина. Когда
на обломках Аэрофлота образовалось множество независимых авиапредприятий
возникла реальная угроза получить также и независимость от денег, которые
агентства теперь могли спокойно «уводить» от авиаперевозчиков. Агентства
находятся ближе всех к реальным деньгам и имеют возможности для разного
рода мошеннических действий и различного рода финансовых злоупотреблений.
Кроме того, в первое время после дробления Аэрофлота нередко бывали случаи
массового хищения бланков билетов.
Таким образом, несмотря на то, что билеты заметно подорожали и объем
перевозок почти не сократился, авиаперевозчики балансировали на грани
разорения.
Начало консолидации
|В о всем мире у крупных авиакомпаний имеются собственные системы |
|резервирования, и некоторые из них переросли сегодня рамки одной фирмы и |
|трансформировались в глобальные дистрибутивные системы: Galileo, Amadeus, |
|WORLDSPAN и SABRE. Для проведения взаиморасчетов между авиакомпаниями |
|применяются глобальные системы взаиморасчетов: BSP IATA и ARC (США). Среди |
|автоматизированных систем резервирования билетов на внутреннем рынке России |
|можно отметить следующие: «Сирена-2», «Сирена-2.3», «Сирена-2000», проект |
|«Сирена-3» и шлюзы из/в системы Габриэль, Amadeus и WORLDSPAN. Однако каждая |
|авиакомпания по-прежнему заинтересована в том чтобы продать именно свои места |
|агентству, а потом и пассажиру, поэтому, в частности, необходим нейтральный слой|
|и гарантия того, что будут обеспечены равные права по распределению билетов. |
|Формально ТКП нанимается авиаперевозчиками для осуществления взаиморасчетов по |
|перевозкам. Палата, в свою очередь, заключает соглашения с агентствами и |
|проводит их аккредитацию. В результате создается нейтральная среда обслуживания |
|пассажиров, не зависящая ни от авиакомпании, ни от агентства. Такая среда дает |
|пассажиру возможность самому выбирать авиаперевозчика в соответствии только со |
|своими потребностями, вкусами и представлениями о маршруте и уровне сервиса. К |
|услугам пассажира любая авиакомпания, агентство и система резервирования, а ТКП |
|здесь служит гарантом того, что будут соблюдаться интересы всех субъектов |
|процесса авиаперевозки. |
|Кроме того, ТКП разрабатывает технологии расчетов по грузовым перевозкам, |
|правила перевозок и регистрации документов, развивает технологии программного |
|обеспечения, организует правовое пространство между участниками системы |
|взаиморасчетов. При этом ТКП держит связь с авиационными администрациями СНГ и |
|международными организациями: IATA (International Air Transport Associations – |
|http://www.iata.org), ICAO, ARC, Всемирным тарифным центром, Международным |
|Центром расписаний и т.д. В функции ТКП входят также контакты с компаниями, |
|работающими с другими видами транспорта, а также обучение операторов агентств, |
|участвующих в воздушных перевозках. |
Стремясь положить конец анархии, в конце 1992 г. все участники
авиатранспортного процесса подписали Генеральный Договор о взаиморасчетах,
соблюдение которого контролировалось общественной организацией –
Наблюдательным советом авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). Это
событие в свою очередь повлекло за собой множество новых проблем, в
частности, потому, что в России раньше вообще не было какой-либо системы
взаиморасчетов между авиапредприятиями (наиболее распространенная на
внутреннем рынке система бронирования билетов «Сирена 2» была рассчитана на
работу только с одной авиакомпанией и множеством ее агентств). Напрямую
заимствовать другие решения: ARC – система для взаиморасчетов в США или BSP
– система взаиморасчетов за международные перевозки в других регионах было
невозможно из-за специфических особенностей банковско-финансовой системы,
уровня развития телекоммуникаций и соображений государственного
суверенитета. Поэтому для выполнения всего комплекса работ, связанных с
осуществлением взаиморасчетов в 1994 году была создана Клиринговая палата,
позднее преобразованная в Транспортную Клиринговую Палату.
Участниками ТКП стали 160 регулярных и 50 чартерных перевозчиков СНГ, а
ее учредителями были 22 крупнейшие авиакомпании России и СНГ. Через
Комиссию по аккредитации при ТКП прошли около 200 агентств по продаже
билетов из СНГ и других стран. Всего было аккредитовано около 15 тыс.
агентов, обеспечивающих продажу перевозок на нейтральных бланках ТКП
международного образца, принятых взамен старых. Сейчас большинство бывших
ведомственных агентств «Аэрофлота» (МГА) получили аккредитацию в ТКП. После
того как в 1995 г. был запущен механизм взаиморасчетов, можно было говорить
о том, что перевозчики СНГ, агентства и другие субъекты авиатранспортной
системы сумели преодолеть кризис неплатежей и нейтрализовать негативные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|