рефераты бесплатно

МЕНЮ


Товарные биржы

организациями производилась по сравнительно низким ценам, с участием

частных лиц – по повышенным ценам.

Важнейшим источником котировального материала стала декретированная СТО

обязательная регистрация государственными организациями внебиржевых сделок.

Побудительным мотивом к такому шагу послужили попытки государства

административным путем привлечь наибольшее число сторон на биржу и в то же

время установить дополнительный контроль над деятельностью промышленных и

торговых предприятий. Директивное решение последовало после безуспешных

попыток внедрить его рекомендательными мерами.

В регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались с позиций их

экономической и коммерческой целесообразности. Те из них, которые

заключались госучреждениями и предприятиями между собой, регистрировались

продавцом. Сделки госорганов с кооперативными и частными предприятиями и

лицами регистрировались лишь госорганами. Акт купли-продажи подлежал

регистрации в течение трех дней.

Параллельно применялось экономическое стимулирование к проведению

биржевых операций путем более высоких ставок сборов с внебиржевых сделок

при их регистрации. Однако на практике такой маневр не сыграл сколько-

нибудь заметной роли. Заключенные фактически вне биржи сделки просто

приносились или даже присылались через рассыльного для оформления их как

биржевых.

Состав контрагентов советской торговой биржи, несмотря на краткую

историю ее существования, претерпел определенную эволюцию. На начальном

этапе основными ее участниками стали государственные и кооперативные

организации. Частные предприятия и лица появлялись здесь лишь эпизодически.

И это в общем-то понятно, поскольку доля частного предпринимательства в

рыночном обороте оставалась незначительной. К тому же они стремились скрыть

реальные масштабы своего оборота из-за допускавшейся дискриминации. Частные

лица не могли быть членами центральной товарной биржи, не допускались на

биржевые собрания. Например, по уставу Саратовской биржи частные лица имели

право быть ее членами, но число их в собрании не должно было превышать 2/7

общего количества участников.

Вообще же членами товарной биржи могли быть государственные предприятия

и учреждения, кооперативные организации и их объединения, уплачивающие

промысловый налог не ниже 3-го разряда по торговле и 5-го разряда по

промышленности, физические и юридические лица, являющиеся владельцами

частных торговых и промышленных предприятий. На биржи допускались

иностранцы, удовлетворяющие установленным довольно жестким требованиям.

Важно отметить, что, помимо добровольного членства, существовал институт

обязательного членства.

По мере развития частного предпринимательства, расширения биржевой

торговли растет доверие к ней частника, возрастает его участие. В известном

смысле переломным можно считать рубеж 1924–1925 годов, когда за девять

месяцев (с октября 1924 по июнь 1925 года) при общем росте состава членов

бирж с 4024 до 5446 число частных лиц увеличилось с 731 до 1395. Эта

тенденция получила дальнейшее развитие.

На 1 октября 1926 года – апогей биржевой торговли – в стране

насчитывалось 114 товарных бирж. Их членами состояло 8514 торгово-

промышленных предприятий и частных лиц. Государственные и кооперативные

органы составляли 67 процентов, а частные лица – 33 процента участников.

В целом, повторимся еще раз, несмотря на относительно широкое развитие

товарных бирж, с коммерческо-рыночной точки зрения, они уже для того

времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли.

В дальнейшем, в условиях свертывания НЭПа и курса на жесткую

централизацию в управлении народным хозяйством, начинает последовательно

проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 года принято

решение о сокращении их числа до 14 и сужении функций, а с февраля 1930

года – о ликвидации.

Современный этап в деятельности товарных бирж начался в мае 1990 г. с

регистрацией Московской товарной биржи (МТБ).

Состояние российской экономики к 1990 г. характеризовалось, в отличие

от западной, беспрецендентным уровнем монополизации, весьма своеобразным и

непродуманным размещением предприятий, материальной и финансовой

разбалансированностью и другими особенностями.

Демократические реформы позволили после долгого перерыва возобновить

биржевую торговлю. несмотря на серьезные экономические проблемы и при

отсутствии опыта биржевой торговли, биржи стали заметным явлением

экономической жизни.

В течение 1990–1991 г.г. в России происходил настоящий «биржевой бум»

было зарегистрировано (по разным источникам) 700–900 бирж. Во всем мире, в

это время, насчитывалось около 120 товарных бирж.

Товарные биржи, созданные в этот период, имели ряд черт, которые не

позволяли их считать полноправными биржами: нерегулярность дней торговли и

нефиксированность часов торгов; универсальный характер номенклатуры товара,

большое количество небержевых товаров; отсутствие практически

специализированных секций; нестандартизированность партий товаров,

несовершенство или отсутствие методов котировки и др.

Отечественные биржи, в отличии от зарубежных, создавались как

коммерческие организации, и большинство представляло собой обычные

посреднические предприятия, которые выставляли на продажу товары от своего

имени и покупали товары для дальнейшей реализации, сдавали в аренду или

продавали брокерские места желающим торговать на их площадях по

установленным им правилам.

С вступление в действие с 1 марта 1992 г. Закона о товарных биржах и

биржевой торговли, в котором ожесточаются требования к биржам и биржевым

товарам, ограничивается инвестиционная деятельность бирж, а также с

изменение экономической ситуации в стране, количество бирж резко

сокращается. В таблицах 2, 3 приведены основные показатели деятельности

товарных бирж и структур и структур их биржевого оборота за 1992-1998 г.г.

До 1996 года идет рост биржевого оборота и концентрация его на меньшем

количестве бирж, однако с 1997 г. наблюдается падение биржевой торговли

реальным товаром и уменьшение количества бирж. Несмотря на рост

потребительских товаров, в структуре биржевого оборота 1998 года все-таки

преобладала продажа близких к сырьевым товаров (89,3 %).

Таблица 3. Основные показатели деятельности товарных бирж

за 1992-1998 г.г.

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

|Число бирж и товарным |224 |159 |137 |91 |78 |67 |47 |

|отделов | | | | | | | |

|товарно-фондовых бирж | | | | | | | |

|(на конец года) | | | | | | | |

|Среднесписочная |7,8 |4.3 |2.6 |1,7 |1,3 |1,0 |0.7 |

|численность работавших| | | | | | | |

|на биржах (без | | | | | | | |

|совместителей) и | | | | | | | |

|работников | | | | | | | |

|несписочного состава, | | | | | | | |

|тыс. человек | | | | | | | |

|Численность |2.0 |1.0 |0,6 |0,3 |0,14 |0,11 |0.1 |

|совместителей, тыс. | | | | | | | |

|человек | | | | | | | |

|Число проведенных |19,7 |14,3 |10,8 |6,6 |7.9 |4,3 |2.6 |

|торгов, тыс. | | | | | | | |

|Число заключенных |147,7|182.5|175,5|125.2|50.1 |25.9 |11,9 |

|сделок, тыс. | | | | | | | |

|Биржевой оборот – |335.1|872.4|1327 |1675 |4653 |2960 |2321 |

|всего1), млрд. руб. | | | | | | | |

|(1998 г – млн. руб.) | | | | | | | |

|в том числе: | | | | | | | |

|потребительские товары|107,9|215.5|235,0|664,3|463 |1297 |1943 |

|продукция |227,0|656,6|1081 |951,2|4151 |1624 |377 |

|производственно-технич| | | | | | | |

|еского назначения | | | | | | | |

|прочие виды товаров |0,2 |0,3 |11,1 |59,6 |39 |39 |- |

На биржевых торгах в 1998 г. преобладала продажа агропродукции (78,8%

биржевого оборота), газа естественного, нефти и нефтепродуктов (5,2%),

металлов и металлоизделий (5,3%).

1) В фактически действовавших ценах, без оборота по фьючерсным

сделкам.

Таблица 4. Структура оборота товарных бирж за 1992-1998 гг

Первые попытки создания фьючерсного рынка относятся к 1992 году. Для

формирования фьючерсного рынка предлагались: сахар-песок (рафинат), пшеница

второго класса мягкая, древесина ценных пород, бензин А-76, алюминий в

чушках и др., однако все попытки российских товарных бирж наладить

полноценную торговлю товарными фьючерами были безуспешными. В условиях

сильной инфляции, когда цены на товары изменялись лишь в сторону повышения,

товарный фьючерсный рынок развиваться не смог.

С осени 1992 г. на МТБ начала развиваться фьючерсная торговля валютой

(первым фьючерсным контрактом стал контракт на 10 долларов США с поставкой

в декабре). Она шла высокими темпами. В 1995 г. объем валютного контракта

был увеличен до 5000 долларов США. Росту фьючерсной торговли способствовало

наличие хорошо развитого реального рынка валюты, на котором неоспоримым

авторитетом пользовались котировки ММВБ (Московской межбанковской валютной

биржи) и изменчивость валютного курса.

В июне 1993 г. на МТБ появились специальные агенты по хеджированию,

работающие исключительно на клиентов – хеджиров. По результатам

проведенного опроса в конце января 1995 г., среди руководителей московских

торговых фирм, около 15% (из 242 опрошенных) либо уже работали с

фьючерсными контрактами, либо собирались использовать хеджирование от

резких колебаний валютного курса.

Таким образом современные товарные биржи перешагнули рубеж реального

товара и по составу участников стали более близкими к классическим

образцам, но только пока по торговле валютой.

3. Организационное построение товарной биржи

Согласно российскому законодательству под товарной биржей понимается

организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем

организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме

гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в

определенное время по установленным ею правилам. Она может иметь филиалы и

другие обособленные подразделения.

Биржа может учреждаться юридическими и физическими лицами. Однако в

учреждении биржи не могут участвовать: высшие и местные органы

государственной власти и управления, банки и кредитные учреждения,

страховые и инвестиционные компании и фонды, общественные, религиозные и

благотворительные объединения и фонды.

Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может

превышать 10%.

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе

лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Министерстве по

антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

Организационно-правовая форма биржи определяется в соответствии с

Гражданским кодексом РФ; Биржи являются акционерными обществами открытого

типа; акционерными обществами закрытого типа, обществами с ограниченной

ответственностью.

Управление товарной биржей осуществляется тремя органами, компетенция

которых различна и функции могут иметь специфику на различных биржах: общим

собранием членов биржи (пайщиков), Биржевым комитетом (Советом),

Исполнительной дирекцией.

Высшим органом управления биржи является общее собрание ее членов,

которое в соответствии с Уставом биржи утверждает Устав и все вносимые в

него изменения, другие документы биржи и дополнения к ним («Положение о

Биржевом комитете», «Положение о брокерских конторах», «Положение о

страховании сделок на бирже» и другие; рассматривает жалобы и заявления на

работу Биржевого комитета, Генерального директора, Президента биржи (если

он есть); рассматривает и решает вопросы по приему новых членов биржи и их

исключению. Общее собрание определяет численный состав Биржевого комитета

(Совета), рассматривает годовые и чрезвычайные отчеты о финансовой и

хозяйственной деятельности Биржевого комитета (Совета), Исполнительной

дирекции, принимает решение о размерах платы, которую вносят посетители

биржи, принимает решение об увеличении (уменьшении) Уставного фонда,

размеров паевых взносов и о дополнительном выпуске акций. Общее собрание

пайщиков принимает решение о ликвидации биржи, утверждает состав наиболее

важных комиссий (расчетной палаты, котировальной и арбитражной), избирает

их председателей.

Общее руководство в промежутках между собраниями осуществляет Биржевой

совет (Совет директоров, Биржевой комитет). Численность такого органа может

быть различна.

В капиталистических странах структура каждой биржи имеет свою

специфику, но основные черты их организации носят общий характер. На

Товарной бирже в Нью-Йорке («Комэкс») в Совет директоров входят 25 человек,

которые представляют четыре категории членов: торговцев реальным товаром,

брокеров в биржевом кольце, «комиссионные дома» (особый вид посредников во

фьючерсной торговле) и публику. Первые три группы имеют по 7 мест,

четвертая – 3. Кроме того, самостоятельно избирается председатель Совета

директоров. На «Чикаго Борд оф Трэйд» Совет директоров состоит из 22

человек, в том числе председателя, его заместителя, 15 директоров-членов, 1

директора – ассоциированного члена, 3 директоров – не членов биржи и

президента. На других биржах в Совет директоров входят от 14 до 24 человек.

На Лондонской бирже цветных металлов «Лондон Метал Эксчейндж» Биржевой

комитет может быть из 9–15 человек.

Совет возглавляет председатель Совета директоров или Президент. К

компетенции Совета относится назначение и смещение членов Правления биржи;

представительство от имени биржи в сношениях с предприятиями и

организациями по делам биржи; определение организационной структуры биржи;

подготовка к Собранию, в т.ч. по приему (исключению) новых членов;

установление размера оплаты для постоянных и разовых посетителей Биржевых

собраний, сбора с биржевых сделок, платы за пользование техническим

аппаратом биржи, ее информационной сетью, штрафов, пени и других сборов;

прием по контракту членов правления биржи и ее наемного персонала;

установление общей суммы расходов Исполнительной дирекции. Управление

биржей наряду с ее членами осуществляет и наемный персонал.

В состав Совета директоров входят, как правило, только члены биржи, но

могут входить, как мы видим, и не члены биржи. Из состава членов Совета

избирается Генеральный директор биржи (Председатель Биржевого совета). По

представлению Генерального директора Совет утверждает состав Правления, или

Исполнительной дирекции, который включает исполнительных директоров биржи и

управляющих.

Президент (вице-президенты) или директор осуществляют повседневное

руководство биржей и ее административным аппаратом.

Исполнительная дирекция (Правление) выполняет функции, которые не вошли

в компетенцию общего собрания пайщиков и Биржевого комитета. К их числу

относятся текущее руководство комиссиями (отделами) биржи: ведение

делопроизводства биржи; осуществление коммерческих связей с клиентами

биржи; подготовка, размножение и доведение до своих членов экономической

информации; контроль за соблюдением Правил биржевой торговли; подготовка

установленных форм бухгалтерской и статистической отчетности и т.д.

Исполнительная дирекция устанавливает размеры и формы оплаты труда наемным

работникам, а также осуществляет развитие производственно-технической базы

биржи.

Надзор за всеми сторонами деятельности биржи осуществляют комитеты

(комиссии, отделы), образованные ее членами и нанятыми работниками. При

этом штат сотрудников может быть достаточно большой (200–250 чел.).

Количество персонала и его обязанности определяются Советом директоров.

Персонал выполняет решения и поручения Совета директоров и комитетов, а

организационная структура персонала часто соответствует функциям различных

комитетов. Эти комитеты неравнозначны по своей роли. Часть из них, такие

как по приему новых членов, планово-финансовый, играя особо важную роль,

состоят только из членов Биржевого совета (Совета директоров) и

возглавляются ими.

Комитеты ответственны перед Советом директоров. Члены комитетов

работают без соответствующей оплаты. Они выносят рекомендации и помогают

Совету директоров, а также выполняют конкретные обязанности, связанные с

функционированием бирж, которые возложены на них правилами регулирования.

Наемный персонал не имеет каких-либо прав по торговле или права голоса.

Число комитетов на биржах Запада колеблется от 8 до 40. Практически на

каждой бирже существуют комитет по приему новых членов, арбитражный, по

деловой этике, контрольный, по новым товарам, ринговый, ревизионный,

финансовый и товарные комитеты. Есть такие комитеты, как по складированию

товара, по транспорту, статистике, взвешиванию, обучению, по правилам,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.