рефераты бесплатно

МЕНЮ


Российские торговые системы, организаторы биржевой и внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг и государственное регулирование их деятельности

рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения,

штрафы,

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом

зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но

одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую

практику мирового рынка ценных бумаг. Основными из указанных принципов

являются:[22]

. разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и

инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных

участников рынка — с другой. В первой связке регулируются отношения между

владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй —

отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и

профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или

между профессиональными участниками;

. выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е.

тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться

и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги

нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими

инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам

рынка;

. максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех

участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных

участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками

рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях

на рынке;

. необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного

повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип

реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции

отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права

перед регулирующими органами — в нормах не упоминаются конкретные имена

или фирменные названия;

. при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить

из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться

одним лицом;

. обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей

решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и

его объективность;

. соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования

рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не

учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с

международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования

рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового

рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные

регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как

повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг

между государственными и негосударственными органами управления

(коммерческими организациями, общественными организациями).

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

. эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

. инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных

предприятий.

. профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных

аукционов;

. регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

. верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему

судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование

со стороны общественных органов государственной власти. Система

государственного регулирования рынка включает:

. государственные и иные нормативные акты;

. государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на:

. прямое, или административное, управление;

. косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со

стороны государства осуществляется путем:

. установления обязательных требований ко всем участникам рынка

. ценных бумаг;

. регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

. лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

. обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

. поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг

осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении

экономические рычаги и капиталы:

. систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);

. денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы

и др.);

. государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды

финансовых ресурсов и др.);

. государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия,

природные ресурсы и земли). [23]

Структура органов государственного регулирования российского рынка

ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. На начало 1996 г. ее

составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума

издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы,

поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных

бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами;

главная их цель — осуществление и ускорение процесса приватизации и

экономической реформы; Правительство — выпускает постановления, обычно в

развитие указов президента.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского

уровня:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в

области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления

квалификационных требований и т.д. В течение последнего года функции ФКЦБ

значительно расширились: ей доверено исключительное право государственной

регистрации выпусков ценных бумаг, исключительное положение организации,

имеющей право лицензирования участников фондового рынка. В период

октябрьско - ноябрьского фондового кризиса, захлестнувшего и российский

рынок ценных бумаг ФКЦБ принимала участие совместно с Центральным банком в

программе по выводу из кризиса. В частности, Комиссия установила единый для

всех торговых площадок порядок расчета фондовых индексов и ввела жесткий

регламент торгов в зависимости от его изменения.

Министерство финансов РФ — министерство в составе Правительства — до

последнего времени регистрировало выпуски ценных бумаг корпораций (кроме

кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного

самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании,

инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с

ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и

регулирует их обращение.

Центральный банк РФ — федеральный орган, действующий на основании

закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций,

осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными

организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного

кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует

антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных

организаций, регулирует дятельность на рынке ценных бумаг клиринговых

организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с

ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт

капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает

антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных

бумаг страховых компаний.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок

ценных бумаг:

. Гражданский кодекс РФ, части 1 и II (1995—1996 гг.);

. Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);

. Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);

. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в

РСФСР» (1991 г.);

. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);

. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);

. Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992

г.);

. Закон об акционерных обществах (1996 г.)

. Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г.

выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется

российский рынок ценных бумаг;

. Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются

регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их

разновидностях.

. Положения и постановления, принимаемые Федеральной Комиссией по ценным

бумагам и фондовому рынку.

Основным органом, контролирующем деятельность организаторов торговли

на рынке ценных бумаг согласно законодательству РФ является

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ обладает

исключительным правом лицензирования деятельности организаторов

торговли, определяет статус и основные принципы деятельности биржевых

и внебиржевых систем, издаёт законы, регулирующие и контролирующие их

поведение на рынке. Основополагающими здесь являются Временное

положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на

рынке ценных бумаг и Временное положение о лицензировании видов

деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, принятые

19 декабря 1996г. Ключевыми принципами в данных положениях являются:

. Биржевая или внебиржевая система должна быть организована в форме

некоммерческого партнерства;

. Организация торговли – исключительный вид деятельности, т.е.

организатор торговли на рынке ценных бумаг не имеет права совмещать

данный вид деятельности ни с какой другой. До принятия Временного

положения фондовая биржа или организатор внебиржевой торговли имели

право заниматься, например, клиринговой деятельностью. Так на ММВБ

обслуживанием взаиморасчетов по государственным ценным бумагам

занимался Депозитарий ММВБ, однако сейчас, после вступления данного

положения в силу ММВБ вынуждена была сменить обслуживающий

депозитарий на Национальный Депозитарный Центр.

. Определены требования к минимальному собственному капиталу и

количеству членов для получения организатором внебиржевой торговли

или фондовой биржой лицензии;

. Введены основные положения листинга и делистинга ценных бумаг.

Глава II. Биржевой рынок ценных бумаг в России.

2.1. Торговля государственными ценными бумагами на

Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации

является крупнейшим заемщиком на российском рынке ценных бумаг. Вместе с

тем, несмотря на быстрый рост государственных заимствований в 1993-1996

годах, размер публичных заимствований на рынке ценных бумаг в процентном

отношении к валовому внутреннему продукту еще далек от размера

соответствующих заимствований на развитых рынках. Государство планирует

продолжать активное использование рынка ценных бумаг для финансирования

расходов федерального бюджета в части осуществления конкретных проектов и

целевых долгосрочных программ.

Основные задачи государства по определению объемов и сроков

заимствований на рынке ценных бумаг включают в себя:

. расширение практики заимствований на рынке ценных бумаг для покрытия

дефицита федерального бюджета в части финансирования целевых долгосрочных

программ и обслуживания накопленного государственного долга;

. стабилизация режима привлечения средств в государственные ценные бумаги

(обеспечение планового характера поступлений в общем контексте бюджетной

политики) и рынка ценных бумаг;

. целенаправленная последовательная работа по снижению стоимости

заимствований на рынке ценных бумаг;

. функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты

денежного рынка (краткосрочные государственные бумаги) и инструменты

рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного гола,

выпускаемые для финансирования конкретных проектов и целевых долгосрочных

программ);

. выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения

потребностей различных групп инвесторов (население, институциональные

инвесторы, банки и другие группы), выпуск дисконтных ценных бумаг и

ценных бумаг с купоном, выпуск купонных бумаг как с фиксированным

процентом, так и с плавающей ставкой; последовательная либерализация

допуска нерезидентов на рынок государственного долга;

. обеспечение скоординированных действий федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации по привлечению заемных средств через механизмы рынка

ценных бумаг.

В целях поддержания надежности и доступности государственных ценных

бумаг для инвесторов Российская Федерация как заемщик:

. осуществит на основе новейших компьютерных технологий создание

государственной долговой книги и обеспечит возможность прямого владения

ценными бумагами любым группам инвесторов;

. не будет принуждать инвесторов принимать на себя риски третьих лиц в

связи с хранением и обслуживанием государственных ценных бумаг;

. будет стимулировать развитие механизмов, обеспечивающих доступ

максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных ценных

бумаг, и прежде всего всех форм коллективных инвестиций.

. Государство также будет активно способствовать развитию и использованию

расчетных, депозитарных и клиринговых систем (включая использование

платежных систем Центрального банка Российской Федерации и

Сберегательного банка Российской Федерации). [24]

Государственный долг, выраженный в государственных облигациях,

требует как и любая другая ценная бумага некой инфраструктуры, которая

позволяла бы заинтересованным сторонам – в данном случае государству и

инвесторам – заключать сделки. В апреле- мае 1992 г. Центральный банк РФ

при содействии "Российско-американского банковского форума" приступил к

разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных

ценных бумаг в России. После разработки с июня по декабрь 1992г. ЦБ РФ

нормативный основы проекта организации обращения ГКО, к которому

подключается также Минфин РФ был проведен конкурсный отбор среди московских

бирж (ММВБ, ММФБ, МЦФБ, РМВФБ) на право создания торгово-депозитарной и

расчетной части проекта выпуска ГКО. Его выиграла ММВБ, которая приступила

к подготовке организационно-технической базы рынка. [25]

В мае 1993 г. утверждена законодательно-нормативная база рынка

ГКО, разработанная Центральным банком РФ и Минфином РФ. Правительство РФ

приняло постановление N. 107 "О выпуске государственных краткосрочных

бескупонных облигаций РФ", в котором одобряются основные условия выпуска

ГКО. Верховный совет РФ принял постановление N. 4526-1 от 19.02.93 "О

выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", в котором

разрешил правительству РФ в 1993 году осуществить размещение займа на

сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска ГКО. ЦБ РФ по согласованию с

Минфином РФ утвердил "Положение об обслуживании и обращении выпусков

государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (приказ ЦБ РФ N.02-78

от 6.05.93). ММВБ подписала Договор с ЦБ РФ на выполнение функций

депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных

краткосрочных бескупонных облигаций (17.05.93).

Тогда же в мае 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион (18 мая) по

размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со

сроком обращения 3 месяца (объем выпуска -- 1,0 млрд. руб.). На базе

торгово-депозитарной системы биржи начались регулярные вторичные торги, в

которых приняли участие 24 банка и финансовые компании, получившие от ЦБ РФ

статус официального дилера на рынке ГКО.

Таким образом, Московская Межбанковская Валютная биржа, которой

посвящена данная глава дипломной работы, являясь уникальной торговой

системой для размещения и обслуживания облигаций внутреннего

государственного долга и обслуживая крупнейший сегмент российского рынка

ценных бумаг (объем составляет 384,88 трлн. руб.) представляет из себя

крупнейшую инфраструктурную организацию российского рынка ценных бумаг.

Всего в секторе государственных ценных бумаг работают более трёхсот

дилеров ЦБ РФ: 303 банка и финансовых компаний ведут торги с 1200 удаленных

рабочих мест

В торгово-депозитарном комплексе ММВБ на 1 января 1998 г. было открыто

около 43,5 тыс. счетов отечественных и иностранных инвесторов. Кроме торгов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.