рефераты бесплатно

МЕНЮ


Экономическая история развития биржевого дела

Первая биржа в России была учреждена Петром I в 1703 году и открыта в

Петербурге. В отстроенном специально для нее в 1705 году здании Петр лично

установил часы биржевых собраний. Однако объективные условия не

способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 года

государь предписывал "приневолить" купцов к посещению этих новых

коммерческих учреждений. Таким образом, в отличие от Запада инициатива

создания биржи принадлежала не торговцам, а государству.

Следующая российская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1724

году. Создание же Московской биржи связано с декретом Екатерины II "Об

утверждении плана построения Гостинного двора с биржей при нем",

подписанного императрицей в 1789 году. В числе первых российских бирж была

Одесская, основанная в 1796 году.

В целом можно отметить, что будучи введенной сверху в принудительном

порядке и при существовавшей в то время неразвитой экономической системе,

биржа бездействовала почти 100 лет. Оживление наступило лишь с 20-х годов

XIX века, когда в обращение поступают облигации Государственных займов; с

1827 г. - акции.

В последующем Российские биржи возникают в Кременчуге (1834); Москве

(1839); Рыбинске (1842); Одессе (1848); Нижнем Новгороде (1848).

Быстрый переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года дает

толчок к появлению бирж во многих городах Российской Империи. Как правило,

их появление связано с развитием хлебной торговли. В 90-е и последующие

годы биржевое дело получает дальнейший импульс развития в связи с

интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, появлением

коммерческих банков, развитием подтоварного кредита под хлеб.

В начале века до 1913 года появляется еще 50 бирж. В целом к началу

первой мировой войны их общее количество достигло 115.

По сравнению с западными русские биржи обладали спецификой. Их

отличал, во-первых, низкий уровень биржевой техники, что было связано с

неразвитостью инфраструктуры. Как следствие, на русских биржах не получили

распространения сделки на срок. Также не было жесткой регламентации правил

заключения сделок.

Во-вторых, в силу того, что русское купечество представляло собой

размытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства их

интересов. Во многих биржевых уставах прямо указывалось на это. Ни одна

западная биржа не выполняла этой функции, ибо представительство интересов

купечества в этих странах осуществлялось через торговые палаты, которые

были созданы в результате длительной политической и экономической борьбы

предпринимателей за свои цели.

В-третьих, обыденное отношение к биржам в России всегда было

неоднозначным. Часто преобладало мнение, что порядочному человеку там

делать нечего. Бурное развитие капитализма в России породило тенденцию

"европеизации" русских бирж. Однако этому процессу не суждено было

завершиться.

1893: Министерство финансов установило ряд ограничений для операций на

бирже без посредничества маклеров. Ревизию книг маклеров проводило

Министерство финансов.

1895: введено положение о необходимости получения разрешения

Министерства финансов на допуск ценностей к котировке на бирже.

1911: по данным Министерства торговли и промышленности в России

насчитывается 87 бирж, большинство из которых товарные биржи, на них

доминируют сделки купли-продажи сельхозпродуктов и сырья.

16 июля, 1914: фондовые биржи закрываются. В январе 1917 года снова

открываются, а в феврале закрываются опять.

После Октябрьской революции деятельность биржевых комитетов, как и

самих бирж, была прекращена: они не вписывались в теорию и практику

"военного коммунизма". Однако НЭП восстановил биржи в правах. Первые

товарные биржи в стране Советов возникли в конце 1921 года (Вятская,

Нижегородская), четыре месяца 1922 года были периодом наиболее быстрого

роста их числа.

К августу 1922 года, когда вышло постановление Совета труда и обороны

о биржах, ставшее основой их существования, их число достигло 50. К 1923

году их насчитывалость 79, а к 1924 г. - 96.

Самое большое значение в биржевом обороте имела Московская товарная

биржа, оборот которой достиг 39.3% всего биржевого оборота, а затем

Ленинградская (9.1%), Харьковская (8.1%), на остальные 109 бирж приходилось

- 43.5%.

Большинство бирж, в соответствии с резолюцией IX съезда Советов,

возникли как государственные, кооперативные или государственно-

кооперативные. Однако в некоторых случаях в зарождении участвовала частная

торговля (так, Воронежская биржа возникла как "Объединенная биржа

государственных, кооперативных и общественных учреждений и организаций и

частных предприятий").

Поскольку юридическая природа советских товарных бирж вызывала споры,

разъяснениями комвнуторга от 18.01 и 17.02.23 года, биржи были признаны

общественными организациями.

Как организации общественные, товарные биржи пользовались

относительной независимостью, устанавливая внутреннюю организацию и

распорядок работы биржевых институтов - маклериата, котировальной,

арбитражной комиссии и др.

Основным принципом организации товарной биржи была выборность ее

органов. Комвнуторгу сообщались данные о личном составе избранного

биржевого комитета.

В целом конкретные мероприятия деятельности бирж можно разбить на

следующие группы: деятельность бирж как органа защиты интересов торговли;

создание центрального рынка; выявление состояния рынка и цен; содействие

развитию более высоких форм торговли. В 1930 году деятельность советской

биржи прекратилась. Утверждавшаяся в стране тоталитарная командно-

распределительная система не нуждалась более в механизме свободного

рыночного регулирования. За плановыми основами народного хозяйства стояла

железно регламентная принудительная система контролируемого производства и

распределения, держащая в руках свободу и права человека, его материальные

и духовные потребности.

Современное развитие биржевого дела на Украине.

В 1993 году в Украине функционировало свыше 60-ти товарных бирж. Такое

большое их количество обусловлено низким уровнем развития оптовой торговли.

Со временем, с развитием экономики, количество бирж уменьшится.

Особенностью украинских бирж является, по сравнению с западными, малый

уставной капитал и универсальность, низкий уровень специализации.

В зависимости от объекта продажи и биржи подразделяются на

универсальные и специализированные. Объектом продажи Киевской универсальной

товарной биржи являются картофель, капуста, консервированные помидоры и

огурцы, говядина, свинина и скот.

В условиях сокращения производства закономерным является ускорение

биржевых процессов, расширение ассортимента биржевых товаров - и наоборот.

Вот почему для нашей страны характерен рост универсальных товарных бирж.

Биржи, на которых объектом торговли являются отдельные товары или их

группы, называются специализированными. В свою очередь, они подразделяются

на специализированные широкого профиля и узкоспециализированные.

В Украине значительно чаще встречаются специализированные широкого

профиля биржи. Среди них выделяется “Украгропромбиржа”, в которую входят

центральная биржевая структура и несколько региональных. Через

“Украгропромбиржу” реализуется сельско-хозяйственная и промышленная

продукция для удовлетворения потребностей АПК Украины. В перспективе

предполагается проведение как национальных, так и международных торгов

сахаром, зерном, металлоизделиями, сельхозтехникой и транспортными

средствами.

Дальнейшее формирование товарных бирж в Украине создаст условия для

концентрации в определенных местах большого количества товаров, что будет

способствовать образованию цены равновесия, устранению дефицита и

затоваривания.

Украинская фондовая биржа.

В Украине принят и действует ряд нормативных актов, заложивших основу

для функционирования ценных бумаг. Одним из главных нормативных актов,

регулирующих взаимоотношения между всеми участниками, является Закон

Украины “ О ценных бумагах и фондовой бирже”. В соответствии с этим Законом

фондовая биржа создается лишь как акционерное общество. Ее основателями

могут быть лишь торговцы ценными бумагами и их должно быть не менее 20.

Основатели должны внести в уставной фонд биржи определенную сумму.

Фондовая биржа Украины основывается на бесприбыльных началах и должна

действовать на принципах ликвидности, то есть свободного превращения ценных

бумаг в деньги без финансовых потерь для владельца, стабильность рынка,

широкой гласности и доверия. Это позволит ей выполнять роль: средства

привлечения денежных сумм для инвестиций в производственную и социальную

сферы; перераспределения капиталов между различными отраслями и

предприятиями; средства централизации капиталов, стабилизации сбережений

представителей различных слоев населения, создания условий для развития в

стране предпринимательской деятельности.

Организацию украинского рынка ценных бумаг и создание необходимых

условий для его функционирования приняла на себя Украинская фондовая биржа

(УБФ). Среди ее акционеров (всего их около 30) такие крупные

республиканские банки, как Укринбанк, Агропомбанк, Укрсоцбанк, Агропромбанк

“Украина”, Сберегательный банк Украины, региональные банки в Одессе,

Днепропетровске, Харькове, Донецке, Ужгороде, Крыму.

Исходя важной регулирующей роли фондовой биржи в экономической жизни

страны установлено, что она является субъектом особой государственной

регистрации. Ее регистрирует Кабинет Министров Украины, тогда как товарную

- исполком местного Совета (как и всех субъектов предпринимательской

деятельности на общих началах). Особенностью государственного регулирования

работы биржи является то, что министерство Финансов назначает своих

представителей, уполномоченных следить за соблюдением положений устава и

правил фондовой биржи и имеющих право принимать в работе ее руководящих

органов. Такая практика имеет место в странах с развитой экономикой:

например, в Англии, США функционируют государственные комиссии по надзору

за фондовыми биржами. Правительство намерено идти на признание

правопреемства в отношении ценных бумаг и осуществлять компенсацию потерь

от их обесценивания.

Закон предусматривает также особые условия прекращения деятельности

фондовой биржи. Одним из них является возникновение ситуации, когда в бирже

остается 10 членов и в течение 6 месяцев в ее состав не будут приняты новые

члены. Таким образом законодатель пытается не допустить возникновения

монополистов в сфере фондового рынка.

На УБФ в соответствии с действующим законодательством могут

выпускаться и находиться в обращении как государственные, так и

негосударственные ценные бумаги, заключаться кассовые соглашения и

соглашения на срок.

Первые торги на УБФ произошли 6 февраля 1992 г. В настоящее время,

кроме основной биржи, функционируют 25 ее филиалов по всей Украине. 13

декабря 1993 г. состоялись первые электронные торги.

Практика функционирования фондового рынка показывает, что рынок

негосударственных ценных бумаг развивается более высокими темпами. На 1

июля 1993 г. в Украине были зарегистрированы 218 негосударственных

эмитентов, которыми было выпущено ценных бумаг на общую сумму 41,1 млрд.

крб. Большинство этих ценных бумаг - акции. Их выпущено на сумму 40,9 млрд.

крб., а облигаций - только на 2,2 млрд. крб. В тоже время видна тенденция

роста объемов соглашений по реализации кредитных ресурсов по сравнению с

продажей акций и других ценных бумаг. На бирже производятся и такие

операции, как реализация экспортных квот, валютные торги и т.д. Это говорит

о том, что биржа находится на “голодном пайке” (в стране не создан рынок

ценных бумаг на первичном уровне), нет товара фондовой биржи - ценных

бумаг, а жить всем, кто там работает, нужно.

5. Концепция становления фондового рынка Украины.

Операции, осуществляемые на украинском фондовом рынке, показывают, с

одной стороны, то, что его зарождение произошло, а с другой, - что он может

и законсервироваться, не стать тем институтом, который является ядром

современных рыночных отношений, если не произойдет настоящее

разгосударствление и приватизация, не будут созданы акционерные общества,

самостоятельные предприятия, не появятся ценные бумаги, которые будут

отражать реальный капитал - средства производства, землю, товар. Лишь в

этом случае можно надеяться на создание условий для рыночной среды,

перемещения капитала от инвестора к производителю, перелива его из одной

отрасли в другую.

Экономические и социальные реформы в нашей стране находятся в прямой

зависимости от формирования эффективной модели фондового рынка. В связи с

этим заслуживают внимания те предложения по корректированную рынка

капиталов в Украине, которые содержатся в Концепции, разработанной

Украинской фондовой биржей.

УФБ считает необходимым создание централизованного фондового рынка

Украины, который должен состоять из трех ведущих элементов: единой

национальной фондовой биржи, единого клирингового банка, единого

Центрального депозитария.

Первый институт - фондовая биржа является местом котировки,

осуществления операций с ценными бумагами и заключения соглашений. Фондовая

биржа способствует установлению единой цены на ценные бумаги, поскольку их

стоимость определяется рыночным путем в процессе торгов. Это дает

возможность противодействовать спекуляциям ценными бумагами вследствие

создания их искусственного курса в разных регионах, а также делает

невозможной продажу фиктивных бумаг.

Другой институт - клиринговый банк специализируется на расчетах по

операциям с ценными бумагами. Во Франции например, его функции выполняет

Французский Национальный банк. Требует решения, кто будет заниматься этим в

нашей стране.

Третий институт - Центральный депозитарий, который уже создан при УБФ,

занимается хранением, учетом и перемещением ценных бумаг. Такая структура

способствует введению единой сквозной нумерации ценных бумаг, унификации

правил осуществления операций по проведению платежей и доставке ценных

бумаг.

Однако в развитых странах применяется более прогрессивная форма

обращения ценных бумаг - в виде компьютерных записей на счет. Безбумажная

форма ценных бумаг гарантирует высокий уровень их безопасности -

невозможность подделки, похищения и противозаконных операций, экономит

значительные затраты на их выпуск и доставку (транспортировку), а также

гарантирует, что количество ценных бумаг на руках у инвесторов равняется

количеству выпущенных ценных бумаг.

УБФ считает, что к котировке и учету (хранению) в Центральном

депозитарии ценные бумаги могут приниматься лишь в дематериализованной

форме - «на предъявителя». Такая форма будет упрощать заключение

соглашений, а также корпоративные действия и учет бумаг.

Развитие украинского рынка ценных бумаг требует решения ряда важных, в

том числе и законодательных вопросов. К ним, прежде всего, относятся:

определение концепции рынка ценных бумаг и фондовой биржи, разработка

методики оценки имущества всех объектов народного хозяйства. Осуществление

этого вместе с другими рыночными мерами обеспечит не только появление

достаточного количества ценных бумаг, но и внедрение системы допуска

(листинга) этих бумаг. Листингирование будет способствовать

организационному упорядочению национального рынка ценных бумаг - на УБФ

будут поступать лишь те из них, которые прошли оценку основных фондов и

анализ всей хозяйственной деятельности в Министерстве финансов Украины. В

то же время листинг повысит гарантии для инвестора, позволит формировать

биржевой реестр и биржевые бюллетени, которые отражают обращение и

котировки ценных бумаг на фондовом рынке.

-----------------------

[1] На бирже торгуемый товар не должен присутствовать, более того он может

вообще не существовать. Это является подтверждением того, что лишь

заменимые товары могут быть предметом биржевого оборота. Кроме того, помимо

так называемых действительных владельцев товара (производителей, торговцев

и т.д.) и потребителей, его могут также продавать и покупать не состоящие

владельцами, потребителями или продавцами. В этом и заключается элемент

спекуляции.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.