рефераты бесплатно

МЕНЮ


Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского

Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Банковская школа Центрального банка РФ

Р Е Ф Е Р А Т

На тему: Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского

Выполнил: студент группы 111

Габайдуллина Л.Р.

КАЗАНЬ 2002 год

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - российский

естествоиспытатель, мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области

наук о Земле, основатель ряда новых наук и научных направлений, организатор

науки, педагог, общественный и политический деятель, историк, публицист.

В.И. Вернадский родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863 г.

Родом из дворян. Мать - Анна Петровна Константинович (1837-1898), отец -

Иван Васильевич Вернадский (1821-1884), профессор политической экономии и

статистики. В 1886 г. Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой

(1862-1943), с которой прожил более 56 лет в гармонии и согласии, по его

словам - "душа в душу, мысль в мысль". В семье было двое детей - сын

Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973), профессор русской истории,

дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898-1985), врач-психиатр; оба

скончались в США в эмиграции.

В 1873-1881 гг. В.И. Вернадский учился в классических гимназиях

Харькова и Петербурга. В 1881-1885 гг. обучался на естественном отделении

физико-математического факультета Петербургского университета. Его

учителями были крупнейшие русские ученые Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев,

А.Н. Бекетов, И.М. Сеченов и др. В университете Вернадский начал работать в

области естественных наук, проблем философии и научного мировоззрения. С

1885 по 1888 г. Вернадский работал хранителем Минералогического кабинета

столичного университета, с 1888 по 1890 г. был в научной командировке в

Италии, Германии и Франции для подготовки к профессорскому званию. С 1890

по 1911 г. Вернадский в качестве приват-доцента, а затем профессора

преподавал минералогию и кристаллографию в Московском университете, защитил

в Петербургском университете магистерскую (1891) и докторскую (1897)

диссертации. В 1906 г. был избран действительным членом-адъюнктом по

минералогии Петербургской Академии наук и назначен заведующим

минералогическим отделением Геологического музея академии. В конце XIX -

начале XX в. в Москве и Петербурге сложилась научная школа Вернадского в

области геологии и минералогии. В 1911 г. он переехал в Петербург, работал

в Академии наук и в 1912 г. был избран в ней ординарным академиком по

минералогии.

С 1916 г. в научном творчестве Вернадского начался принципиально новый

качественный этап, продолжавшийся до конца жизни, - он приступил к

систематическому исследованию живой природы в атомном и планетарно-

космическом аспектах, перейдя одновременно к естественноисторическому

изучению человека и человечества, их настоящего и будущего. С конца 1917 г.

Вернадский жил и работал на Украине и юге России, в 1921 г. возвратился в

Петроград. С 1922 г. он продолжал свою научную и педагогическую

деятельность во Франции и Чехословакии, в 1926 г. вернулся в Ленинград. В

1935 г. переехал в Москву. С 1941 г. был в эвакуации в селе Боровом

Казахской ССР, в Москву возвратился в 1943 г. В последние годы жизни

Вернадский работал над итоговой книгой - "научным завещанием потомкам",

"книгой жизни", как он ее называл, - "Химическое строение биосферы Земли и

ее окружения", подбирал материал к книге воспоминаний "Пережитое и

передуманное". В.И. Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 г.,

похоронен на Новодевичьем кладбище.

_ _ _

В.И. Вернадского нередко и справедливо называют "Ломоносовым XX века".

Трудно назвать такую область естествознания, которая так или иначе не была

бы затронута его универсальным гением. В полной мере сказанное относится и

к биологии. У нас есть все основания говорить не просто о биологических, но

в прямом смысле о биокосмических взглядах, идеях, концепциях Вернадского.

Почему же? Ответ состоит в том, что биологические взгляды Вернадского,

органично входя в его научное мировоззрение, не только составили основное

ядро и содержание его, но и сами, в свою очередь, представляют собой в

подлинном смысле целый биокосмос, охватывающий все три "разреза" реальности

- микро-, макро- и мега мир, выступающие в качестве различных по

свойственным им закономерностям, но взаимосвязанных и между собой

взаимодействующих уровней проявления живого. Особое место в биографии

Вернадского занимают 1916-1926 гг. В этот период завершается в основных

чертах формирование учения о живом веществе, биогеохимии как новой научной

дисциплине и учения о биосфере как целостной общебиологической и

геологической концепции. Этим разделам своих научных изысканий Вернадский

посвящает большую серию работ под общим названием "Живое вещество в земной

коре и его геохимическое значение" (около 1200 рукописных страниц), книгу

"Биосфера", вышедшую в 1926 г., ряд статей и заметок, опубликованных в

отечественной и зарубежной печати, а также разделы монографии "Геохимия",

опубликованной в 1924 г. в Париже на французском языке, много десятков и

сотен (завершенных и оставшихся неоконченными) заметок, набросков, писем,

сохранившихся в рукописных вариантах. В 1927-1944 гг. этот полноводный

поток не только не иссякает, но, напротив, становится еще обширнее и

мощнее, обогащаясь все новыми трудами, идеями, концепциями, проблемами.

Многое из наработанного Вернадским в этот период в области биокосмических

проблем было опубликовано при его жизни, часть увидела свет уже после его

кончины. В этот период научная школа Вернадского расширяется, в нее

вливаются свежие молодые силы. Помимо геологов, минералогов, физиков,

химиков, традиционно составлявших ее основной костяк, это были также

биологи разного профиля - биофизики, биохимики и др., радиологи,

кристаллографы, математики... Понимая, сколь важны разрабатываемые им и его

учениками и коллегами проблемы, Вернадский стремится создать в пределах

нашей страны мощный научно-исследовательский центр, который бы

организовывал и координировал разработку разнообразных биокосмических

проблем, вынашивает идею об основании Международного института живого

вещества. Этим его стремлениям было суждено осуществиться лишь отчасти. В

конце 20-х гг. в системе Академии наук СССР была создана Биогеохимическая

лаборатория, ранее существовавшая как Отдел живого вещества в составе

академической Комиссии по изучению естественных производительных сил

России, организатором и председателем которой был Вернадский; он же

возглавлял как Отдел живого вещества, так и затем Биогеохимическую

лабораторию. Последняя в 1943 г. была переименована в Лабораторию

геохимических проблем им. В.И. Вернадского АН СССР, на базе которой уже

после кончины Вернадского был создан Институт геохимии и аналитической

химии им. В.И. Вернадского АН СССР (ныне - Российской Академии наук);

биогеохимическая лаборатория функционирует в качестве структурного

подразделения этого института. Биокосмические воззрения Вернадского

представляют собой сложную, внутренне расчлененную и дифференцированную, но

вместе с тем целостную и стройную систему, являющуюся основанием, по сути,

биокосмической картины мира, в ряде наиболее важных своих положений

естественно выходящую на фундаментальные проблемы философии и научного

мировоззрения. В настоящее время ощущается все большая потребность в

коллективном (так как одному автору с этой задачей заведомо не справиться)

монографическом исследовании этой темы, в создании как итога такого

исследования своего рода "Энциклопедии биокосмоса Вернадского". К

сожалению, к настоящему времени такая работа не проделана. В дальнейшем мы

остановимся только на некоторых узловых моментах этой большой и сложной

проблемы.

_ _ _

В системе биокосмических воззрений В.И. Вернадского ключевое положение

занимает понятие живого вещества - совокупности всех растительных и

животных организмов планеты. Благодаря введению этого понятия был

достигнут, по меньшей мере, двойной эффект. Во-первых, были оставлены в

стороне, как не относящиеся к делу, различные псевдотеоретические и

спекулятивные изыскания относительно "сущности" жизни как таковой. Во-

вторых, живые организмы стали признаваться компонентами земной коры, столь

же естественными и "равноправными", как минералы и горные породы, но

намного превосходящими последних по своей геологической активности, что

особенно ярко проявляется в деятельности человечества - составной части

живого вещества планеты. В плане этой активности, отмечал Вернадский,

сопоставимыми с живым веществом в прошлые геологические эпохи могут быть

лишь радиоактивные минералы Земли. Отсюда следовали - и в этом, пожалуй,

заключалось главное своеобразие исходной позиции Вернадского - возможность

и необходимость изучения живых организмов и их сообществ не только в

традиционно биологическом плане, но также и как объекта геологии. Этот

произведенный Вернадским в научном познании поворот "системы отсчета",

необходимость которого была обоснована им с большой убедительностью и

глубиной, оказал подлинно революционизирующее воздействие не только на

биологию и геологию, но и на весь комплекс наук о Земле. Каковы же основные

аспекты учения Вернадского о живом веществе? Прежде всего, он

сосредоточивает внимание на составных элементах и структуре живого

вещества. Это, во-первых, сами живые организмы; во-вторых, жизненная среда

- та часть косной (абиотической) природы, жидкой, твердой и газообразной,

которая безусловно необходима для поддержания жизнедеятельности организмов;

в-третьих, все выделения живых организмов (газы, пот, экскременты и т.д.),

находящиеся в земной коре; в-четвертых, отмершие и отмирающие части

организмов, трупы и их остатки на земной поверхности. Таким образом, в

понимании Вернадского, строение и состав живого вещества внутренне

противоречивы, представляя собой единство противоположностей: живого и

косного, биогенного и абиогенного, живого и мертвого. Он писал: "Отмершие

части живых организмов и трупы должны быть отнесены к живому веществу, так

как они всегда - в среднем - насыщены разнообразными организмами, до конца

использующими для жизни находящиеся в них соединения. В среднем масса и

энергия всех этих организмов, в конце концов, будут равны массе и энергии

трупов и их отмерших частей. Лишь небольшая - может быть, постоянная -

часть их ими не используется". При фиксации элементов и структуры живого

вещества, считал Вернадский, по возможности должен приниматься во внимание

временной аспект: чем короче промежуток времени, в пределах которого такая

фиксация происходит, тем точнее будет определено живое вещество. Обращаясь

непосредственно к проблемам экологии живых организмов и их сообществ

(биоэкологии), Вернадский рассматривает основные формы существования живого

вещества. Под ними, употребляя его собственную терминологию, он

подразумевает: 1) пленки жизни, например пленки планктонную и бентосовую

(или донную) в пределах океана; 2) сгущения - в атмосфере, в гидросфере, в

пограничных областях гидр и литосферы (области приливов и отливов,

прибрежные морские и океанические территории) и в литосфере (озера, пруды,

реки, грунтовые воды, болота, торфяники, леса, степи, луга); 3) разрежения

- в атмосфере (воздушное пространство в горах), в гидросфере (нижние слои

некоторых морей, ледяные покровы) и в литосфере (пустыни различных типов,

ледники, пески, скалистые обнажения). Разрежения разбросаны среди сгущений

живой природы и взаимодействуют с ними. "Первичные сгущения не остаются

неизменными. Всюду в природе между ними происходит борьба, идет переход

одних сгущений в другие". Переходы эти двоякого рода: сгущения одного типа

переходят в другие (лес/степь) или происходит видоизменение сгущений

(хвойный лес/лиственный лес). Говоря о динамике и статике живого вещества,

Вернадский обращается к анализу таких проблем, как организм и среда, живое

вещество и эволюция видов, размножение живых организмов, скорость заселения

планеты, давление жизни, растекание живого вещества, пищевые цепи, живое

вещество и второе начало термодинамики, поле существования жизни, границы

живого, латентное, потенциальное и стационарное состояния живого вещества и

др. Вернадский выделяет далее следующие основные свойства живого вещества:

массу (вес), геохимическую энергию и химический состав, которые в

совокупности определяют интенсивность таких важнейших его геологических

функций, как газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная,

метаболическая. В исследовательской и историко-научной литературе учение

Вернадского о живом веществе обычно не выделяется в самостоятельную отрасль

научного знания и, как правило, заключается в одни скобки с биогеохимией.

Думается, что это неверно. Конечно, учение о живом веществе и биогеохимия

(о ней речь пойдет ниже) не имеют строго фиксированных, неподвижных границ

и тесно переплетены, но все же учение о живом веществе может быть

достаточно четко определено. Это - учение о живой природе как целостной и

вместе с тем внутренне дифференцированной системе на макрокосмическом

уровне ее бытия. Поэтому наряду с собственно биологическими существенное

значение приобретают также механические, физические, химические и

математико-статистические методы и проблемы. Сошлемся в этой связи на

самого Вернадского. "Свойства живого вещества, - пишет он, - отнюдь не

являются теми свойствами, которые мы изучаем при исследовании отдельного

организма. В совокупности организмов - живом веществе - проявляются новые

свойства, незаметные или несущественные, если мы станем изучать отдельный

организм. Переходя от организма вида к живому веществу вида, мы получаем не

только новые данные количественного характера для понимания явлений жизни,

но и новые данные качественного характера. В этом я вижу большое значение

включения этих явлений в область изучения не только геологических, но и

биологических наук. Здесь мы встречаемся с новым примером проявления

природных процессов, охватываемых человеком статистическим путем, законами

больших чисел... В связи с этим открываются те стороны изучения природы,

которые не обращали на себя внимания морфологов и физиологов; в живой

материи открываются новые свойства жизни, но они проявляются не на

отдельном организме, а среди их комплексов". Понятие живого вещества отнюдь

не "отменяет" те подразделения классификации живой природы, которые

достаточно давно установлены в биологии и стали для нее традиционными. Это

обстоятельство весьма существенно, так как свидетельствует о сохранении

глубокой преемственности между биокосмосом Вернадского, с одной стороны, и

классическими проблемами биологии - с другой. Живое вещество проявляет себя

на всех уровнях организации, модифицируясь в каждом случае в зависимости от

того, идет ли речь, допустим, о биоценозе, популяции и т.д., в пределе

охватывая всю живую материю Земли, коль скоро предметом исследования

становится биосфера как целостная система.

_ _ _

Обратимся к следующей компоненте биокосмических воззрений В.И.

Вернадского - биогеохимии. Предмет этой науки кратко можно было бы

определить как исследование живого вещества в геохимическом плане.

Поскольку же главная задача геохимии - изучение истории атомов земной

материи, постольку биогеохимия - и в этом заключается ее отличие от учения

о живом веществе - исследует живую природу на микрокосмическом уровне ее

существования, движения, эволюции и взаимодействия с неживой материей. Вряд

ли поэтому будет правильным рассматривать возникновение биогеохимии как

результат только синтеза геохимии и биохимии (хотя такой синтез, конечно

же, имел место). В реальном процессе становления биогеохимии дело обстояло

значительно сложнее. С одной стороны, биогеохимия созидала себя,

отпочковываясь от геохимии, - и здесь налицо процесс дифференциации,

аналитического расчленения исходной материнской науки. Но, с другой

стороны, дочерняя наука одновременно с этим усваивала биологическую

проблематику, смыкаясь не только с биологией в ее классическом варианте, но

также и с целой серией биологических наук, возникших в последние

десятилетия, - биофизикой, биохимией, радиобиологией и др., и в данном

случае на передний план выступал уже процесс интеграции, синтеза.

Возникновение биогеохимии носило, таким образом, довольно сложный аналитико-

синтетический характер, что определялось в конечном счете спецификой

исходного понятия живого вещества, в котором эти противоречия уже как бы

были заложены в свернутом виде. К сожалению, высказанные выше общие

положения пока не могут быть изложены более конкретно и детально ввиду

отсутствия специальных историко-научных исследований, посвященных этой

проблеме. При всей относительности различий между биогеохимией и учением о

живом веществе все же может быть обнаружен такой класс вопросов, где эти

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.