Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского
Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Банковская школа Центрального банка РФ
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского
Выполнил: студент группы 111
Габайдуллина Л.Р.
КАЗАНЬ 2002 год
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - российский
естествоиспытатель, мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области
наук о Земле, основатель ряда новых наук и научных направлений, организатор
науки, педагог, общественный и политический деятель, историк, публицист.
В.И. Вернадский родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863 г.
Родом из дворян. Мать - Анна Петровна Константинович (1837-1898), отец -
Иван Васильевич Вернадский (1821-1884), профессор политической экономии и
статистики. В 1886 г. Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой
(1862-1943), с которой прожил более 56 лет в гармонии и согласии, по его
словам - "душа в душу, мысль в мысль". В семье было двое детей - сын
Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973), профессор русской истории,
дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898-1985), врач-психиатр; оба
скончались в США в эмиграции.
В 1873-1881 гг. В.И. Вернадский учился в классических гимназиях
Харькова и Петербурга. В 1881-1885 гг. обучался на естественном отделении
физико-математического факультета Петербургского университета. Его
учителями были крупнейшие русские ученые Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев,
А.Н. Бекетов, И.М. Сеченов и др. В университете Вернадский начал работать в
области естественных наук, проблем философии и научного мировоззрения. С
1885 по 1888 г. Вернадский работал хранителем Минералогического кабинета
столичного университета, с 1888 по 1890 г. был в научной командировке в
Италии, Германии и Франции для подготовки к профессорскому званию. С 1890
по 1911 г. Вернадский в качестве приват-доцента, а затем профессора
преподавал минералогию и кристаллографию в Московском университете, защитил
в Петербургском университете магистерскую (1891) и докторскую (1897)
диссертации. В 1906 г. был избран действительным членом-адъюнктом по
минералогии Петербургской Академии наук и назначен заведующим
минералогическим отделением Геологического музея академии. В конце XIX -
начале XX в. в Москве и Петербурге сложилась научная школа Вернадского в
области геологии и минералогии. В 1911 г. он переехал в Петербург, работал
в Академии наук и в 1912 г. был избран в ней ординарным академиком по
минералогии.
С 1916 г. в научном творчестве Вернадского начался принципиально новый
качественный этап, продолжавшийся до конца жизни, - он приступил к
систематическому исследованию живой природы в атомном и планетарно-
космическом аспектах, перейдя одновременно к естественноисторическому
изучению человека и человечества, их настоящего и будущего. С конца 1917 г.
Вернадский жил и работал на Украине и юге России, в 1921 г. возвратился в
Петроград. С 1922 г. он продолжал свою научную и педагогическую
деятельность во Франции и Чехословакии, в 1926 г. вернулся в Ленинград. В
1935 г. переехал в Москву. С 1941 г. был в эвакуации в селе Боровом
Казахской ССР, в Москву возвратился в 1943 г. В последние годы жизни
Вернадский работал над итоговой книгой - "научным завещанием потомкам",
"книгой жизни", как он ее называл, - "Химическое строение биосферы Земли и
ее окружения", подбирал материал к книге воспоминаний "Пережитое и
передуманное". В.И. Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 г.,
похоронен на Новодевичьем кладбище.
_ _ _
В.И. Вернадского нередко и справедливо называют "Ломоносовым XX века".
Трудно назвать такую область естествознания, которая так или иначе не была
бы затронута его универсальным гением. В полной мере сказанное относится и
к биологии. У нас есть все основания говорить не просто о биологических, но
в прямом смысле о биокосмических взглядах, идеях, концепциях Вернадского.
Почему же? Ответ состоит в том, что биологические взгляды Вернадского,
органично входя в его научное мировоззрение, не только составили основное
ядро и содержание его, но и сами, в свою очередь, представляют собой в
подлинном смысле целый биокосмос, охватывающий все три "разреза" реальности
- микро-, макро- и мега мир, выступающие в качестве различных по
свойственным им закономерностям, но взаимосвязанных и между собой
взаимодействующих уровней проявления живого. Особое место в биографии
Вернадского занимают 1916-1926 гг. В этот период завершается в основных
чертах формирование учения о живом веществе, биогеохимии как новой научной
дисциплине и учения о биосфере как целостной общебиологической и
геологической концепции. Этим разделам своих научных изысканий Вернадский
посвящает большую серию работ под общим названием "Живое вещество в земной
коре и его геохимическое значение" (около 1200 рукописных страниц), книгу
"Биосфера", вышедшую в 1926 г., ряд статей и заметок, опубликованных в
отечественной и зарубежной печати, а также разделы монографии "Геохимия",
опубликованной в 1924 г. в Париже на французском языке, много десятков и
сотен (завершенных и оставшихся неоконченными) заметок, набросков, писем,
сохранившихся в рукописных вариантах. В 1927-1944 гг. этот полноводный
поток не только не иссякает, но, напротив, становится еще обширнее и
мощнее, обогащаясь все новыми трудами, идеями, концепциями, проблемами.
Многое из наработанного Вернадским в этот период в области биокосмических
проблем было опубликовано при его жизни, часть увидела свет уже после его
кончины. В этот период научная школа Вернадского расширяется, в нее
вливаются свежие молодые силы. Помимо геологов, минералогов, физиков,
химиков, традиционно составлявших ее основной костяк, это были также
биологи разного профиля - биофизики, биохимики и др., радиологи,
кристаллографы, математики... Понимая, сколь важны разрабатываемые им и его
учениками и коллегами проблемы, Вернадский стремится создать в пределах
нашей страны мощный научно-исследовательский центр, который бы
организовывал и координировал разработку разнообразных биокосмических
проблем, вынашивает идею об основании Международного института живого
вещества. Этим его стремлениям было суждено осуществиться лишь отчасти. В
конце 20-х гг. в системе Академии наук СССР была создана Биогеохимическая
лаборатория, ранее существовавшая как Отдел живого вещества в составе
академической Комиссии по изучению естественных производительных сил
России, организатором и председателем которой был Вернадский; он же
возглавлял как Отдел живого вещества, так и затем Биогеохимическую
лабораторию. Последняя в 1943 г. была переименована в Лабораторию
геохимических проблем им. В.И. Вернадского АН СССР, на базе которой уже
после кончины Вернадского был создан Институт геохимии и аналитической
химии им. В.И. Вернадского АН СССР (ныне - Российской Академии наук);
биогеохимическая лаборатория функционирует в качестве структурного
подразделения этого института. Биокосмические воззрения Вернадского
представляют собой сложную, внутренне расчлененную и дифференцированную, но
вместе с тем целостную и стройную систему, являющуюся основанием, по сути,
биокосмической картины мира, в ряде наиболее важных своих положений
естественно выходящую на фундаментальные проблемы философии и научного
мировоззрения. В настоящее время ощущается все большая потребность в
коллективном (так как одному автору с этой задачей заведомо не справиться)
монографическом исследовании этой темы, в создании как итога такого
исследования своего рода "Энциклопедии биокосмоса Вернадского". К
сожалению, к настоящему времени такая работа не проделана. В дальнейшем мы
остановимся только на некоторых узловых моментах этой большой и сложной
проблемы.
_ _ _
В системе биокосмических воззрений В.И. Вернадского ключевое положение
занимает понятие живого вещества - совокупности всех растительных и
животных организмов планеты. Благодаря введению этого понятия был
достигнут, по меньшей мере, двойной эффект. Во-первых, были оставлены в
стороне, как не относящиеся к делу, различные псевдотеоретические и
спекулятивные изыскания относительно "сущности" жизни как таковой. Во-
вторых, живые организмы стали признаваться компонентами земной коры, столь
же естественными и "равноправными", как минералы и горные породы, но
намного превосходящими последних по своей геологической активности, что
особенно ярко проявляется в деятельности человечества - составной части
живого вещества планеты. В плане этой активности, отмечал Вернадский,
сопоставимыми с живым веществом в прошлые геологические эпохи могут быть
лишь радиоактивные минералы Земли. Отсюда следовали - и в этом, пожалуй,
заключалось главное своеобразие исходной позиции Вернадского - возможность
и необходимость изучения живых организмов и их сообществ не только в
традиционно биологическом плане, но также и как объекта геологии. Этот
произведенный Вернадским в научном познании поворот "системы отсчета",
необходимость которого была обоснована им с большой убедительностью и
глубиной, оказал подлинно революционизирующее воздействие не только на
биологию и геологию, но и на весь комплекс наук о Земле. Каковы же основные
аспекты учения Вернадского о живом веществе? Прежде всего, он
сосредоточивает внимание на составных элементах и структуре живого
вещества. Это, во-первых, сами живые организмы; во-вторых, жизненная среда
- та часть косной (абиотической) природы, жидкой, твердой и газообразной,
которая безусловно необходима для поддержания жизнедеятельности организмов;
в-третьих, все выделения живых организмов (газы, пот, экскременты и т.д.),
находящиеся в земной коре; в-четвертых, отмершие и отмирающие части
организмов, трупы и их остатки на земной поверхности. Таким образом, в
понимании Вернадского, строение и состав живого вещества внутренне
противоречивы, представляя собой единство противоположностей: живого и
косного, биогенного и абиогенного, живого и мертвого. Он писал: "Отмершие
части живых организмов и трупы должны быть отнесены к живому веществу, так
как они всегда - в среднем - насыщены разнообразными организмами, до конца
использующими для жизни находящиеся в них соединения. В среднем масса и
энергия всех этих организмов, в конце концов, будут равны массе и энергии
трупов и их отмерших частей. Лишь небольшая - может быть, постоянная -
часть их ими не используется". При фиксации элементов и структуры живого
вещества, считал Вернадский, по возможности должен приниматься во внимание
временной аспект: чем короче промежуток времени, в пределах которого такая
фиксация происходит, тем точнее будет определено живое вещество. Обращаясь
непосредственно к проблемам экологии живых организмов и их сообществ
(биоэкологии), Вернадский рассматривает основные формы существования живого
вещества. Под ними, употребляя его собственную терминологию, он
подразумевает: 1) пленки жизни, например пленки планктонную и бентосовую
(или донную) в пределах океана; 2) сгущения - в атмосфере, в гидросфере, в
пограничных областях гидр и литосферы (области приливов и отливов,
прибрежные морские и океанические территории) и в литосфере (озера, пруды,
реки, грунтовые воды, болота, торфяники, леса, степи, луга); 3) разрежения
- в атмосфере (воздушное пространство в горах), в гидросфере (нижние слои
некоторых морей, ледяные покровы) и в литосфере (пустыни различных типов,
ледники, пески, скалистые обнажения). Разрежения разбросаны среди сгущений
живой природы и взаимодействуют с ними. "Первичные сгущения не остаются
неизменными. Всюду в природе между ними происходит борьба, идет переход
одних сгущений в другие". Переходы эти двоякого рода: сгущения одного типа
переходят в другие (лес/степь) или происходит видоизменение сгущений
(хвойный лес/лиственный лес). Говоря о динамике и статике живого вещества,
Вернадский обращается к анализу таких проблем, как организм и среда, живое
вещество и эволюция видов, размножение живых организмов, скорость заселения
планеты, давление жизни, растекание живого вещества, пищевые цепи, живое
вещество и второе начало термодинамики, поле существования жизни, границы
живого, латентное, потенциальное и стационарное состояния живого вещества и
др. Вернадский выделяет далее следующие основные свойства живого вещества:
массу (вес), геохимическую энергию и химический состав, которые в
совокупности определяют интенсивность таких важнейших его геологических
функций, как газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная,
метаболическая. В исследовательской и историко-научной литературе учение
Вернадского о живом веществе обычно не выделяется в самостоятельную отрасль
научного знания и, как правило, заключается в одни скобки с биогеохимией.
Думается, что это неверно. Конечно, учение о живом веществе и биогеохимия
(о ней речь пойдет ниже) не имеют строго фиксированных, неподвижных границ
и тесно переплетены, но все же учение о живом веществе может быть
достаточно четко определено. Это - учение о живой природе как целостной и
вместе с тем внутренне дифференцированной системе на макрокосмическом
уровне ее бытия. Поэтому наряду с собственно биологическими существенное
значение приобретают также механические, физические, химические и
математико-статистические методы и проблемы. Сошлемся в этой связи на
самого Вернадского. "Свойства живого вещества, - пишет он, - отнюдь не
являются теми свойствами, которые мы изучаем при исследовании отдельного
организма. В совокупности организмов - живом веществе - проявляются новые
свойства, незаметные или несущественные, если мы станем изучать отдельный
организм. Переходя от организма вида к живому веществу вида, мы получаем не
только новые данные количественного характера для понимания явлений жизни,
но и новые данные качественного характера. В этом я вижу большое значение
включения этих явлений в область изучения не только геологических, но и
биологических наук. Здесь мы встречаемся с новым примером проявления
природных процессов, охватываемых человеком статистическим путем, законами
больших чисел... В связи с этим открываются те стороны изучения природы,
которые не обращали на себя внимания морфологов и физиологов; в живой
материи открываются новые свойства жизни, но они проявляются не на
отдельном организме, а среди их комплексов". Понятие живого вещества отнюдь
не "отменяет" те подразделения классификации живой природы, которые
достаточно давно установлены в биологии и стали для нее традиционными. Это
обстоятельство весьма существенно, так как свидетельствует о сохранении
глубокой преемственности между биокосмосом Вернадского, с одной стороны, и
классическими проблемами биологии - с другой. Живое вещество проявляет себя
на всех уровнях организации, модифицируясь в каждом случае в зависимости от
того, идет ли речь, допустим, о биоценозе, популяции и т.д., в пределе
охватывая всю живую материю Земли, коль скоро предметом исследования
становится биосфера как целостная система.
_ _ _
Обратимся к следующей компоненте биокосмических воззрений В.И.
Вернадского - биогеохимии. Предмет этой науки кратко можно было бы
определить как исследование живого вещества в геохимическом плане.
Поскольку же главная задача геохимии - изучение истории атомов земной
материи, постольку биогеохимия - и в этом заключается ее отличие от учения
о живом веществе - исследует живую природу на микрокосмическом уровне ее
существования, движения, эволюции и взаимодействия с неживой материей. Вряд
ли поэтому будет правильным рассматривать возникновение биогеохимии как
результат только синтеза геохимии и биохимии (хотя такой синтез, конечно
же, имел место). В реальном процессе становления биогеохимии дело обстояло
значительно сложнее. С одной стороны, биогеохимия созидала себя,
отпочковываясь от геохимии, - и здесь налицо процесс дифференциации,
аналитического расчленения исходной материнской науки. Но, с другой
стороны, дочерняя наука одновременно с этим усваивала биологическую
проблематику, смыкаясь не только с биологией в ее классическом варианте, но
также и с целой серией биологических наук, возникших в последние
десятилетия, - биофизикой, биохимией, радиобиологией и др., и в данном
случае на передний план выступал уже процесс интеграции, синтеза.
Возникновение биогеохимии носило, таким образом, довольно сложный аналитико-
синтетический характер, что определялось в конечном счете спецификой
исходного понятия живого вещества, в котором эти противоречия уже как бы
были заложены в свернутом виде. К сожалению, высказанные выше общие
положения пока не могут быть изложены более конкретно и детально ввиду
отсутствия специальных историко-научных исследований, посвященных этой
проблеме. При всей относительности различий между биогеохимией и учением о
живом веществе все же может быть обнаружен такой класс вопросов, где эти
Страницы: 1, 2
|