рефераты бесплатно

МЕНЮ


Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания

лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и быстрее передвигаются

на четвереньках.

Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде

легче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти годы активно

развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы.

А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, а

не в дошкольном, как часто говорят и пишут.

Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет,

можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом

не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой

скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что

детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не

могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной

силой.

Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит

активное развитие двигательных качеств. Проведено много исследований по

изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и

других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического

воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН России накоплены

многочисленные данные, анализ которых показал, что:

- развитие различных двигательных качеств происходит разновременно

(гетерохронно);

- величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и

неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными

величинами, если сравнивать приросты разных двигательных способностей;

- у большинства детей младшего и среднего школьного возраста

показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если

рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчик

быстро пробегает короткую дистанцию, то это ещё не значит, что он сможет

быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровень

силовой выносливости у одного и того же ребёнка в большинстве случаев не

совпадает с уровнем статической и динамической выносливости и т.д.);

- специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по

объёму и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить данные

детей разного возраста, пола и физического развития, даёт различный

педагогический эффект и более высокий в период взлёта того или иного

двигательного качества.

Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий в

спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и

тренера повысится, если знать, какие же возрастные периоды являются

критическими в развитии двигательных способностей.

С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причём

скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с

14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей

на велостанке достигается мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в

дальнейшем почти не изменяются.

Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в

результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног

девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после

наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста

силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук

заканчивается к 15 годам.

Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один

критический период — с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины у

девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год

менструального цикла; у мальчиков — только в предпубертатный период, с 8 до

11 лет.

Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у

мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела).

Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает

величин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечным

нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек

14-15 лет (в основном за счёт интенсивного прироста с 9 до 11 лет).

Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с

8 лет на 100-105%, 9 лет — 54-62%, 10 лет — на 40-50%.

В период полового созревания выносливость к физическим нагрузкам, как

правило, не увеличивается. И если даже удаётся повысить посредством

тренировки, то достигнутый эффект держится недолго. Более чётко это

выявляется, если сгруппировать данные не по «паспортному», а по

биологическому возрасту, а также учесть пропорциональность основных

антропометрических параметров (длина и вес тела, окружность грудной

клетки). Выносливость стабилизируется к моменту появления вторичных половых

признаков и далее снижается до тех пор, пока не установится «гормональное

равновесие".

В целом, можно считать, что самые существенные изменения в двигательных

способностях происходят в младшем школьном возрасте, а у девочек —

преимущественно в период с 8 до 11 лет.

Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех

координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует

уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как

точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и

силовых параметров движений; равновесие согласование движений, ритм,

ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и

частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам.

Подростковый возраст — переломный период в развитии двигательных

функций ребёнка. К 11-12 годам дети в основном овладевают базовыми

двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазание и т.д. У них

складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над

развитием двигательных способностей.

В этом возрасте продолжается овладение детьми базовыми двигательными

действиями, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика,

гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах,

плавание). Обучение сложной технике видов спорта основывается на

приобретенных двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-

тактическое обучение и совершенствование детей в возрасте 10-11 лет

наиболее тесно переплетается с развитием координационных способностей. В

данный период жизни детей развитие их координационных способностей

необходимо органично сочетать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых

способностей, а также выносливости и гибкости. В подростковом возрасте

сообщение знаний целесообразно сочетать с освоением и совершенствованием

конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей,

формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять

физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

4. Оценка физического развития и двигательной подготовленности пловцов и

школьников 11-16 лет, не занимающихся спортивным плаванием

Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов совпадает с возрастным

периодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей и подростков

- пубертатом. Рациональное построение многолетней тренировки невозможно без

знания возрастных закономерностей физического развития и двигательных

качеств, лимитирующих спортивные достижения в плавании. Поэтому данные о

гетерохронности и возрасте максимальных годовых приростов показателей

физического развития и двигательной подготовленности являются

основополагающими для развития программ педагогического воздействия,

направленных на интенсификацию роста этих показателей.

Задачи исследования:

1. Установить различия в возрастном развитии юных пловцов и школьников,

занимающихся физкультурой в объеме школьной программы.

2. Уточнить возрастные зоны наибольших темпов прироста некоторых

морфофункциональных показателей с целью наиболее эффективного

педагогического воздействия на процессы роста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

исследования: соматометрический, динамометрический, тестирования,

вариационно-статистический.

Изучались основные признаки физического развития: длина тела, вес тела,

обхват грудной клетки, а также функциональные и силовые показатели у

пловцов и школьников обоего пола 11-16 лет.

Результаты исследования.

По тотальным размерам пловцы обоего пола превосходят своих сверстников,

не занимающихся спортом. Следует отметить, что в возрасте 11-13 лет большая

разница показателей длины, массы тела и периметра груди наблюдается у

девочек, в то время как с 14 лет более ярко выражены различия у мальчиков.

Это связано с более поздним вступлением мальчиков в пубертатный период по

сравнению с девочками (рис.1- рис.3)

[pic]

Рис.1

Анализ динамики абсолютных и относительных приростов показал, что в

возрастном диапазоне 11-16 лет кривая роста длины тела у школьников носит

двухпиковый характер: 12-13 лет - 8,03 см, 14-15 лет - 7,56 см; у пловцов

же - однопиковый с максимальным приростом в 13-14 лет - 9,10 см (рис.4). У

девочек обеих групп кривая роста имеет один пик, который приходится у

школьниц на 11-12 лет и составляет 6,98 см, у пловчих сдвинут на один год

(12-13 лет) и равен 6,36 см. (рис.7) Очевидно, что пловцы обоего пола

вступают в пубертат в среднем на 1 год позже, чем школьники.

Вместе c тем у девочек обеих групп скачок роста происходит на год

раньше, чем у их сверстников-мальчиков, что обусловлено особенностями их

биологического развития.

Кривые роста массы тела и обхвата грудной клетки у мальчиков-школьников так

же, как и длина тела, имеют два пика в возрастные периоды 12-13 и 15-16

лет, причем максимальные приросты этих показателей наблюдаются в 15-16 лет.

У пловцов кривые роста массы тела и обхвата грудной клетки носят

однопиковый характер. Максимальная прибавка массы тела у них происходит в

возрасте 13-14 лет, а обхвата грудной клетки в 14-15 лет (рис.5, рис.6).

У девочек-пловчих при однопиковом характере кривых роста массы тела и

обхвата грудной клетки максимальные приросты совпадают по времени со

школьницами и приходятся на возраст 12-13 лет (рис. 8, рис.9).

[pic]

Рис. 2

[pic]

Рис. 3

Обхват грудной клетки в возрастном диапазоне 11-16 лет больше у

пловцов, чем у школьников, причем от года к году эта разница увеличивается,

что более четко выражено у мальчиков (рис. 6). Так, если в 11 лет она

составляет лишь 3,33 см, то к 15 годам ее величина достигает уже 9,54 см,

что обусловлено влиянием систематических занятий плаванием.

[pic]

Рис. 4

[pic]

Рис. 5

Известно, что в спортивном плавании развитие дыхательного аппарата и

биоэнергетических показателей определяет достижение высоких спортивных

результатов.

У юных пловцов в 11-летнем возрасте периметр грудной клетки составляет

менее половины длины тела (49,16%), а с 15 лет - более ее половины. У

девочек-пловчих в отличие от их сверстниц - не спортсменок отношение

обхвата грудной клетки к длине тела более 50% обнаружено уже в 12-летнем

возрасте. У мальчиков и девочек, не занимающихся плаванием, этот индекс

составляет менее 50%.

[pic]

Рис. 6

[pic]

Рис. 7

[pic]

Рис.8

Абсолютные величины функциональных и силовых показателей у пловцов

выше, чем у школьников на всем протяжении возрастного диапазона 11-16 лет.

При этом необходимо подчеркнуть, что приросту функциональных возможностей

организма предшествуют годы прироста соматических признаков, что

подтверждается полученными данными (рис.12).

Установленная закономерность чередования периодов более бурного

прироста соматических признаков и периодов "подъемов" функциональных

возможностей прослеживается на протяжении всего онтогенеза.

Скачкообразность прироста соматических признаков имеет взаимосвязь с

пиками приростов функциональных показателей, что, в конечном счете,

определяет направленность тренировочных программ в эти возрастные периоды.

[pic]

Рис. 9

С возрастом, как и следовало ожидать, увеличиваются показатели ЖЕЛ

(жизненная емкость легких). Причем, если в 11-летнем возрасте величина ЖЕЛ

у обеих групп испытуемых почти одинакова (у пловцов - 2,25 л, а у

школьников - 2,07 л), то затем наблюдается ее бурное увеличение у мальчиков-

пловцов и в значительно меньшей степени у школьников. В 16-летнем возрасте

ЖЕЛ у пловцов достигает 5,49 л, а у школьников - лишь 3,63 л.

[pic]

Рис. 10

Наибольшая разница в показателе ЖЕЛ была обнаружена в 15-летнем

возрасте (ее величина составляет 2,24 л), что отражает влияние занятий

плаванием на дыхательную систему детей и подростков.

У девочек в обеих группах наблюдается та же тенденция. В 11-летнем

возрасте разница в показателях ЖЕЛ невелика (у пловчих - 2,61 л, у школьниц

- 2,03 л), в 15 лет величина ЖЕЛ пловчих уже составляет 4,00 л, а у

школьниц - 3,06 л. Максимальные различия по этому признаку отмечены в 13-

летнем возрасте (рис.13).

От величины ЖЕЛ зависят такие показатели, как количество поглощаемого

в единицу времени кислорода, степень интенсивности окислительных процессов

и т.д.

[pic]

Рис.11

[pic]

Рис.12

О развитии дыхательного аппарата можно судить и по величине экскурсии

грудной клетки, которая почти во всех возрастных группах у пловцов больше,

чем у школьников (рис.11, рис.13). Как видно, занятия спортивным плаванием

благоприятно влияют на развитие межреберных мышц туловища, участвующих в

акте дыхания, что объясняется спецификой вида спорта, связанной с

преодолением сил давления воды во время дыхательных движений пловца. Эта

преодолевающая работа способствует увеличению объема легких,

приспосабливает организм к максимальному использованию функциональных

возможностей мышц.

Тенденция увеличения разницы показателей наблюдается и при

сопоставлении данных кистевой динамометрии пловцов обоего пола и их

ровесников - не спортсменов. От 11 к 16 годам происходит увеличение данного

показателя и у пловцов, и у школьников, однако эти изменения различны

(рис.12, рис.14).

Рис. 13

Максимальный прирост силы у мальчиков-пловцов имеет место в 14-15 лет

(7,48 кг) с первым пиком в 11-12 лет (5,72 кг), у школьников - в 14-15 лет

(5,91 кг). У девочек максимальное увеличение кистевой силы отмечается в 11-

12 лет (4,51 кг), у школьниц - в 13-14 лет (2,96 кг), т.е. на 2 года позже.

Видно, что у юных пловцов, как у мальчиков, так и у девочек, максимальные

величины приростов силовых показателей выше, чем у школьников (рис.12,

рис.14). Наибольшие различия в показателях силы обнаружены у мальчиков в 15

лет и составляют 7,06 кг, у девочек - в 13 лет и равны 8,29 кг.

[pic]

Рис. 14

Выводы:

1. Абсолютные показатели физического развития в двигательной

подготовленности у пловцов в возрастном диапазоне 11-16 лет значительно

выше, чем у школьников, что объясняется влиянием многолетних занятий

плаванием.

2. Возрастная динамика развития соматических и функциональных

показателей у пловцов и школьников имеет достоверные различия. У

спортсменов обоего пола величины годовых приростов больше, а возрастные

зоны наибольших темпов прироста на 1 год позже, чем у школьников.

3. Учитывая высокую степень подобия динамики созревания

морфофункциональных показателей у девочек и мальчиков с 11 до 16 лет

(девочки опережают мальчиков на 1,5-2 года), планирование и содержание

тренировочных программ для девочек в этом возрастном диапазоне должны

коренным образом отличаться от мальчиков.

Заключение

В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физической

культуры, воспитание и развитие двигательных способностей содействует

решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному

развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-

экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Воспитание

физических качеств способствует развитию физической и умственной

работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в

интересах общества.

Познание себя самого является необходимым условием обеспечения

жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней

среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения

рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и

двигательной деятельности.

Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней

средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может

осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься

спортом и т.д. При этом организм получает более высокую способность к

сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних

воздействиях: температуры, влажности, давления, силы воздействия солнечной

радиации.

Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая

адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней

среды.

Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально

организованной двигательной активности на уровень физической и умственной

работоспособности.

Таким образом, можно сделать заключение, что двигательная функция -

основная функция человеческого организма, которую следует постоянно

совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности,

в том числе и умственной.

Список использованной литературы:

1. Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. - Киев: Знания, 1989

2. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1988

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура

и спорт, 1988.

4. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека.

- М.: Физкультура и спорт, 1987.

5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и

спорт, 1990

6. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971.

7. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: МГУ, 1976.

8. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и

практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- №5-

6.

9. Воробьев А.Н. Семья спортивная - М.: Физкультура и спорт, 1987

10. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология,

– М.: Медицина, 1975.

11. Гладышева А.А., Никитюк Б.А., Анатомия и спортивная морфология

(Практикум): Учебное пособие для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

12. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. – М.: Физкультура и

спорт, 1987

13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и

спорт, 1970.

14. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.:

Физкультура и спорт, 1979.

15. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и

практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - №7.

16. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств

школьников // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1975.

- №1.

17. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - М.:

Физкультура и спорт, 1996. - №2.

18. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания:

Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1.

Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и

спорт, 1976.

19. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991

20. Под редакцией В.В. Васильевой. Физиология человека – М.: Физкультура и

спорт, 1984.

21. Под редакцией Коваленко В.А., Физическая культура: Учебное пособие -

Изд-во АСВ, 2000

22. Под редакцией А.В. Карасева, Энциклопедия физической подготовки – М.:

Лептос, 1994.

23. Под ред. В.И.Ильинича, Физическая культура студента: Учебник - М.:

Гардарики, 1999

24. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.

25. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

26. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. - Москва, Физкультура и

спорт, 1990

27. Синяков А. Ф. Познать себя. - Москва, Физкультура и спорт, 1990.

28. Синяков А. Ф. Самоконтроль физкультурника. Москва, Физкультура и спорт,

1987.

29. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием

двигательных способностей // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура

и спорт, 1994.

30. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для

институтов и техникумов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.