рефераты бесплатно

МЕНЮ


Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip

|учебной |расположение почек». | |

|деятельности | | |

|Приемы |Организация проверки изученного на предыдущем уроке, | |

|деятельности |лабораторной работы, закрепление изученного материала. | |

|учителя | | |

|Познавательные |1. Если вы все поняли на предыдущем уроке, ответьте на | |

|задания |задания теста по теме «Корень». | |

| |1. Придаточные корни отходят: а) от главного корня; б) | |

| |от стебля; в) от боковых корней. | |

| |2. Съедобная часть моркови — это: а) корнеплод; б) | |

| |дыхательный корень; в) корень-подпорка. | |

Технологическая карта М 15 (продолжение)

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОБЕГА. ПОЧКИ

Тема урока

Познавательные задания

3. Корневой чехлик образован:

а) механической тканью;

б) покровной тканью;

в) проводящей тканью.

4. Корневые волоски:

а) удерживают растение в почве;

б) всасывают растворы;

в) выделяют ненужные вещества.

5. Растворы поднимаются вверх к листьям по сосудам:

а) древесины;

б) коры;

в) кожицы.

5. Стержневая корневая система имеет:

а) главный корень;

б) главный и боковые корни;

в) главный и видоизмененные корни.

Ответы на вопросы, теста: 16, 2а, 36, 46, 5а, 66.

2. Посмотрите на растение и назовите части побега, подумайте, какую роль

они играют в жизни растения.

3. Рассмотрите предложенные вам гербарии, растения. Какие вы видите почки,

как они располагаются, какое это имеет значение?

4. Рассмотрите почку в разрезе. Сделайте рисунок в тетради, пользуясь

рисунком (таблицей) на доске. Сделайте вывод. Почему почку называют

зачаточным побегом?

5. Если у вас нет вопросов, выполните тест.

1. Почка — это зачаточный побег, (да)

2. Почки бывают листовые и цветочные, (да)

3. Почки бывают верхушечные и боковые, (да)

4. В почке находится образовательная ткань, (да)

5. Чешуйки у всех почек липкие, (нет)

6. Побеги бывают летние, зимние и осенние, (нет)

7. Побег состоит из стебля и листьев, (нет)

8. Почки могут располагаться на стебле супротивно, поочередно, (да)

9. Если отрезать верхушечную почку, главный побег расти не будет.

(Да) 10. Клубень картофеля — это видоизмененный побег, (да)

Организация деятельности учащихся

Выполняют тест по домашнему заданию, обсуждают строение побега, проводят

лабораторную работу, зарисовывают строение и расположение почек, делают

вывод об их значении в жизни растения, отвечают на задания теста,

демонстрируя усвоение материала.

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания, выполнять тест, работать с раздаточным

материалом, делать выводы, видеть красоту растения, красоту почек — будущих

весенних побегов, цветов.

Технологическая карта Л" 15 (продолжение)

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОБЕГА. ПОЧКИ |

|Основные понятия|Побег зимний, весенний, стебель, лист, почки — боковая и |

|и термины урока |верхушечная, листовая и цветочная, чешуйки, конус |

| |нарастания, зачаточный побег. |

|Источники |Основные: учебник, с. 40; ветки тополя, липы, бузины с |

|информации |почками, лупа, скальпель, препаровальная игла, диафильм, |

| |таблица, видеофрагмент распускающихся почек, листьев, |

| |цветов. Дополнительные: Д. И. Трайтак. Растения. |

| |Бактерии. Грибы. Лишайники. С. 43-46. |

|Домашнее задание|Учебник, с.40. |

| | |

|Оценки за урок |По усмотрению учителя — за тесты и лабораторную работу. |

Технологическая карта № 16

СТЕБЕЛЬ КАК ОСЕВОЙ ОРГАН ПОБЕГА

Тема урока

Планируемые результаты

Учащиеся углубляют знания о жизненных формах растений, видах стеблей,

особенностях их строения и функциях.

Личностная значимость изучаемого для

\ школьника

План урока

Лианы растут не только в тропических лесах, но и у нас в огороде,

например — горох.

[pic]

1. Актуализация знаний.

2. Виды стеблей: травянистые, деревянистые, прямостоячие, лианы

укороченные. '

3. Жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья.

4. Клеточное строение стебля.

5. Отличие стебля двудольных и однодольных растений.

6. Функции стебля как основной части побега.

7. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Практическая работа в группах.

Приемы деятельности учителя

Организация краткого повторения, работы с раздаточным материалом,

учебником, обсуждение проблемы, проведение теста.

Познавательные задания

1. Вспомните, что такое побег. Какие есть видоизмененные побеги? Приведите

примеры.

2. Рассмотрите предложенные вам наборы стеблей и разделите их на группы. По

каким признакам вы можете их классифицировать? Обоснуйте ответ^

3. Аккуратно разрежьте вдоль веточку бузины. Что вы видите? Какие слои?

Сравните с рисунком в учебнике на с. 42. Как вы думаете, какими тканями

образован каждый слой (с. 43)? Найдите отличия в строении у однодольного

травянистого растения (с. 43).

| |Технологическая карта Л° 16 (продолжение) |

|Тема урока |СТЕБЕЛЬ КАК ОСЕВОЙ ОРГАН ПОБЕГА |

|Познавательные |4. Сделайте вывод о значении стебля в жизни растения. |

|задания |5. Выполните задание—вставьте пропущенные слова (если не |

| |хватит времени, можно дать на следующем уроке). 1 |

| |г.тойлтт пп прочности бывают и ., |

| |0 У кустарник"", " птличие от дерева, стеблей. |

| | |

| |4 Ртрйотть рттяружтт покрыт |

| |5 Яд рч^ кямйия стебель растет в > образуя ————— |

| |кольца. |

| |^ П" ^"р^ ттрррлвигатотся вещества, поэтому снимать |

| |кпру кольцом |

| |7 р др°р^""" упрптттп развита ткань, поэтому она |

| |прочная. 8 По сосудам древесины снизу вверх поднимаются |

| |..,., . |

| |9 Дупло в дереве образуется, если выгнивает |

| |1П Стебель—это часть ' • |

|Чга^— . ,-„.-.. |6. После Отечественной войны 1812 года появилось очень |

|„.,-.,.. |много лубков, изображавших боевые подвиги русского |

| |народа. Что такое лубок? Из чего его делали? Из чего |

| |плели лапти? |

| | |

|Организация |Слушают ответ товарища, рассматривают и классифицируют |

|деятельности |стебли, ' обосновывают свой вариант ответа, рассматривают|

|учащихся |разрез побега, сравнивают с рисунками учебника, |

| |используют ранее изученный материал о тканях, делают |

| |вывод. |

|Развитие умений |Использовать имеющиеся знания, выполнять тест, |

|учащихся |самостоятельно работать в заданном темпе, сравнивать |

| |объекты, работать с рисунками и текстом учебника, |

| |анализировать, делать вывод. |

|Основные понятия |Стебель, деревянистый, травянистый, жизненные формы, |

|и термины урока |однодольные и двудольные растения, кора, луб, камбий, |

| |древесина, сердцевина, проводящий пучок, лианы. |

|Источники |Основные: учебник, с. 39, 42-43; таблица, ветки растений,|

|информации |кусочки побега бузины, бритва или скальпель; изделия из |

| |бересты, лыка, иллюстрации лубков. Дополнительные: Д. И. |

| |Трайтак. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. С. 46-58. |

|Домашнее задание |Учебник, с. 39, 42-43; подготовить сообщения о значении |

| |цветка. Используя дополнительную литературу, найти |

| |легенды о цветках. |

|Оценки за урок |1 оценка за устный ответ; 4-5 оценок за задания № 2, 3, 4|

| |и по выбору — за задания № 5, 6. |

Технологическая карта Л" 17

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЛИСТА |

|Планируемые |Учащиеся углубляют знания о внешнем строении и функциях |

|результаты |листа. |

|Личностная |Листья разнообразны, некоторые человек может употреблять |

|значимость |в пищу. В листьях происходит фотосинтез, который |

|изучаемого для |необходим для жизни на Земле. |

|школьника | |

|План урока |1. Актуализация знаний. 2. Особенности внешнего строения |

| |листа. 3. Разнообразие листьев: сидячие и черешковые, |

| |простые и сложные, видоизмененные. 4. Положение листьев |

| |на стебле. 5. Клеточное строение листа. 6. Значение листа|

| |в жизни растения. 7. Закрепление изученного материала. |

|Методы обучения |Частично поисковый, проблемный. ' ' : |

|Формы |Работа в группах. Лабораторная работа «Простые и сложные |

|организации |листья». |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация лабораторной работы, поэтапного закрепления |

|деятельности |изученного, обсуждение значения листьев в жизни растения |

|учителя |и биосфере. |

Познавательные задания

Организация деятельности учащихся

Развитие умений учащихся

Основные понятия и термины урока

1. Рассмотрите внимательно предложенные "»ам листья, разделите их на

ГПУППЬТ ЭТ пйт^стрттетто п/\ 1уотуг*м-*т ттт^т-»-.»»»- ь"--- —— -

группы и объясните, по какому принцг

""^ их классифицировали.

'щст. Подпиши-\

/'^„„.^_ -.,=--—--"--

Ответ обоснуйте.

/

2. Зарисуйте в тетради черешковый, си/

те рисунки. /

[pic]

3. Рассмотрите на растении или герб» стьев. Сравните с расположение!» вы,

что такое мозаика? Листовая Почему все листья должны бьг

4. Внимательно выслушайте рас ста и объясните, какими тг лист в жизни

растения?

5. Как вы понимаете, в чем тений?

Работают с раздаточш вают свое решение, делу листьев и почек, слуу

листьев.

Работать в заду вать и обосновыв^

Сидячий, чеу ние, прилисту

| |Технологическая карта №17 (продолжение) |

|Тема урока |СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЛИСТА |

|Источники |Основные: учебник, с. 38-39, 43; комнатные растения, |

|информации |наборы листьев в конвертах, гербарные экземпляры |

| |растений, таблицы, видеофрагмент о функциях листа. |

| |Дополнительные: Д. И. Трайтак. Растения. Бактерии. Грибы.|

| |Лишайники. С. 29-42. |

|Домашнее задание|Учебник, с.38-39, 43. |

| | |

|Оценки за урок |6-7 оценок по усмотрению учителя. |

Технологическая карта Л° 18

|Тема урока |ЦВЕТОК, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И СТРОЕНИЕ. СОЦВЕТИЯ |

|Планируемые |Учащиеся углубляют знания о строении цветка, соцветий, их|

|результаты |значении в жизни растения. |

|Личностная |Ромашка, гвоздика — это соцветия, в них масса цветков, а |

|значимость |тюльпан, роза — это один цветок. |

|изучаемого для | |

|школьника | |

|План урока |1. Опрос по изученному материалу. . 2. Цветок — орган |

|1 |размножения. |

3. Особенности строения околоцветника, его значение в

жизни растения.

4. Главные части цветка: тычинки и пестик.

5. Соцветия, их многообразие, значение в жизни растения.

6. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Формы организации учебной деятельности

Частично поисковый, проблемный. Что является главной частью цветка?

Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение цветка».

Приемы деятельности учителя

Организация опроса, лабораторной работы, эвристической беседы, обобщение

изученного на уроке.

Познавательные задания

1. Кратко проанализируйте и оцените ответы учащихся у доски.

1. Подпишите на доске рисунок «Строение листа».

2. Рассортируйте по группам предложенные листья. Результат обоснуйте.

3. По таблице или рисунку в учебнике (с. 43) расскажите о внутреннем

строении листа, назовите ткани, его образующие. Где находится в листе

образовательная ткань? Или листья не растут?

4. Назовите функции листа. В чем заключается космическая роль зеленых

растений?

2. Лабораторная работа «Строение цветка».

1. Рассмотрите цветок, держа его за цветоножку. Обратите внимание на его

размеры, окраску, запах, количество частей, подумайте о его значении для

жизни растения.

Технологическая карта Л° 18 (продолжение)

ЦВЕТОК, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И СТРОЕНИЕ. СОЦВЕТИЯ

Тема урока

Познавательные задания

2. Аккуратно на листке бумаги отделите околоцветник. !

3. Выделите главные части цветка: тычинки, пестик. Рассмотрите, как

они устроены.

4 Надпишите на листке названия частей цветка и разложите их '

соответственно названиям (можно пользоваться текстом учебника

на с. 40).

5. Зарисуйте в тетрадь схему строения цветка и подпишите ее. Сделайте

вывод о роли цветка в жизни растения.

3 Рассмотрите в учебнике (с. 43) строение цветков огурца. В чем их осо-'

бенность? Вспомните, как летом одни тополя все покрыты белым пухом от

которого у некоторых людей бывает аллергия, а на других -^ пуха нет. Как

называются такие растения и цветки (с. 43, последний

абзац)?

4 Распределите на 2 группы открытки (гербарные экземпляры) цветущих

растений. 1-я группа-одиночные цветки, 2-я — соцветия. Ушаков значение

имеет наличие соцветий для растения? Посмотрите схемы соцветий на с. 40 в

учебнике. Приведите примеры растении, имеющих соцветия. Каких растений вы

знаете больше: имеющих цветок или имеющих соцветие? Сделайте вывод. Какие

легенды о цветах вы знаете (нарцисс, гиацинт и т. д.)?

Организация деятельности учащихся

Анализируют и оценивают ответы товарищей, выполняют лабораторную работу,

делают рисунок в тетради, работают с текстом и рисунками учебника,

сортируют раздаточный материал, обосновывают свой выбор, делают вывод.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать товарища, доброжелательно, но объективно оценивать

его ответ, анализировать и обосновывать, работать с раздаточным материалом,

высказывать свое мнение, делать вывод.

Основные понятия и термины урока

Цветок, околоцветник, цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка,

пестик, завязь, столбик, рыльце, пыльник, тычиночная нить, однодомные,

двудомные, соцветия.

Источники информации

Основные: учебник, с. 40, 43; цветки, можно консервированные, пре-

паровальная игла, лист бумаги, набор открыток, гербарий, таблица;

видеофрагмент распускающегося цветка, весеннего сада. Дополнительные:

Д. И. Трайтак. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. С. 67-87.

Домашнее задание Учебник, с. 40-43. Замочить семена фасоли, гороха или

боба.

Оценки за урок

4 оценки за устный опрос; 2-3 оценки за задания № 3, 4 — за лабораторную

работу по усмотрению учителя.

Технологическая карта Л° 19

ПЛОДЫ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Тема урока

Учащиеся углубляют знания о плодах, их разнообразии и

значении.

Планируемые результаты

Личностная значимость изучаемого для

Плоды вишни — костянки, малины — сборная костянка. У гороха плод — боб, а

вовсе не стручок, яблоко — это вообще ложный плод.

школьника

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Особенности строения и образования плодов.

3. Плоды сухие и сочные.

4. Значение плодов в жизни растения.

5. Закрепление изученного материала.

Частично поисковый, проблемный.

Методы обучения

формы организации учебной деятельности

Приемы деятельности учителя

I вариант: комбинированный урок. Лабораторная работа «Сухие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.