рефераты бесплатно

МЕНЮ


Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip

| |учителя | |

| |Познавательные |1. Выполните тест (ответы: 1в, 2в, 36, 46, 5а, 6а, 76, |

| |задания |8в). / 1. В состав клетки входят: а) вода и минеральные |

| | |соли; б) вода и органические вещества; в) органические и |

| | |неорганические вещества. |

| | |2. Носителями наследственной информации являются: а) |

| | |белки и углеводы; б) белки и нуклеиновые кислоты; в) |

| | |нуклеиновые кислоты. |

| | |3. Сходство химического состава и клеточное строение |

| | |растений и животных говорит: а) об их происхождении от |

| | |неживой природы; б) о единстве органического мира; в) о |

| | |происхождении животных от растений. |

|е| |Сы&>. .. -о |

|"| | |

| | | |

|Г| |4. Все клетки животных организмов: а) только ядерные; б) |

|г| |могут быть ядерные и безъядерные; в) только безъядерные. |

| | |5. Половые клетки имеют: а) одинарный набор хромосом; б) |

|и| |двойной набор хромосом; в) могут иметь одинарный и |

| | |двойной набор хромосом. |

|ы| |6. Растительные клетки, в отличие от животных, имеют: а) |

|ы| |хлоропласты, вакуоли, оболочку из клетчатки; б) |

| | |хлоропласты и вакуоли; в) вакуоли и оболочку. |

| | |7. Вирусы — неклеточные формы жизни — могут поражать: а) |

| | |бактерии; б) бактерии, растения, животных, человека; в) |

| | |животных, человека. |

| | |8. Энергия в клетке образуется и накапливается: а) в |

| | |цитоплазме; б) в ядре; в) в митохондриях. |

| | |2. Почему Д. И. Ивановский дал название «вирус» (яд) |

| | |возбудителю болезни табака? |

| | |3. Пользуясь своими знаниями и материалами сообщений |

| | |товарищей, |

| | |приведите примеры вирусов. |

Технологическая карта Л" 8 (продолжение)

|Тема урока |ВИРУСЫ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО СТРОЕНИЮ И ХИМИЧЕСКОМУ |

| |СОСТАВУ КЛЕТКИ |

|Познавательные |Вирусы бактерий растений животных человека |

|задания |Рассмотрите строение бактериофага на с. 21 учебника. |

| |4. Подумайте и предложите меры профилактики гриппа, |

| |гепатита, бешенства, СПИДа. |

|Организация |Выполняют тест по изученному ранее материалу, обсуждают |

|деятельности |историю открытия и особенности строения вируса, приводят |

|учащихся |примеры вирусных заболеваний и правила их предупреждения.|

| | |

|Развитие умений |Показывать имеющиеся знания, обсуждать проблему, |

|учащихся |использовать дополнительную информацию, соблюдать правила|

| |здорового образа жизни. |

|Основные понятия|Неклеточные формы жизни, вирус, бактериофаги, ДНК, РНК. |

|и термины урока |гепатит, бешенство, грипп, СПИД. |

|Источники |Основные: учебник, с. 21; таблица. Дополнительные: |

|информации |брошюры о вирусных заболеваниях, материалы телепередач и |

| |других средств массовой информации; Д. И. Трайтак. |

| |Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. С. 236-239. |

Домашнее задание

Повторить материал о хромосомах. Учебник, с. 19, нуклеиновые кислоты.

Оценки за урок

Всем оценки за тест; 4-5 оценок за сообщения и выполнение познавательных

заданий; 4-5 тетрадей на проверку.

Технологическая карта Л? 9

|Тема урока |ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ |

|Планируемые |Учащиеся узнают механизм деления клетки, понимают |

|результаты |получение клетками наследственной информации. |

|Личностная |Строго упорядоченно делятся нормальные клетки, раковые |

|значимость |клетки делятся постоянно, и возникает опухоль. |

|изучаемого для | |

|школьника | |

|План урока |1. Актуализация знаний, постановка проблемы. 2. Деление |

| |клеток — важнейшее их свойство. 3. Митоз и мейоз — |

| |основные типы деления клеток. 4. Состояние клетки между |

| |двумя делениями. 5. Основные фазы митоза, особенности |

| |каждой из них. 6. Закрепление изученного материала |

| |(учебник, с. 28). |

(М о»

Технологическая карта Л8 9 (продолжение)

Тема урока

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ

Методы обучения

Проблемный. За счет чего растет организм — вырастают его клетки или

возрастает их количество?

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Организует опрос, постановку проблемы, просмотр видеофильма или

диафильма, демонстрацию микропрепаратов, выполняет учебный рисунок.

Познавательные задания

1. Опрос.

1. На доске выпишите признаки, характерные для живого, кратко расскажите

о тех признаках, которые уже изучили.

2. На доске начертите схему классификации форм жизни. Дайте краткую

характеристику особенностей строения клеток.

3. Что вы знаете о нуклеиновых кислотах, хромосомах и их функциях? Какие

хромосомы называют гомологичными?

2. Выскажите ваше мнение по проблеме урока. Просмотрев видеофрагмент,

скорректируйте вашу точку зрения.

3. Выполните рисунки фаз митоза, опишите, что происходит в каждой фазе,

сделайте вывод.

4. Можно и даже нужно дать учащимся задание; найдите, что в учебнике на с.

24-25 нарисовано неправильно.

1. Лучше рисовать четное число хромосом (половина—материнские, половина —

отцовские).

2. Лучше использовать два цвета, например красный (отцовские хромосомы) и

синий (материнские гомологичные хромосомы). Непонятно, чьи хромосомы

зеленого цвета.

3. Нити веретена деления прикрепляются к первичным перетяжкам хромосом, а

не к их концам.

Организация деятельности учащихся

Слушают ответы товарищей и анализируют их,' смотрят видеофрагмент и

обсуждают проблему урока, читают текст на с. 24 учебника и сравнивают митоз

и мейоз, обсуждают процессы, происходящие в клетке между ее делениями,

рисуют в тетрадях фазы митоза, пользуясь рисунком учителя на доске.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, читать текст, обсуждать проблему, выполнять учебный

рисунок, рассказывать по рисунку, делать вывод.

Основные понятия и термины урока

Деление клетки, митоз, мейоз, хромосомы, хроматиды, клеточный центр,

гомологичные хромосомы, веретено деления, дочерние клетки. двойной набор

хромосом, удвоение ДНК.

Источники информации

Основные: учебник, с. 24-25; таблица, динамическое пособие,

видеофрагмент, микропрепараты фаз митоза, микроскоп, цветные мелки.

Домашнее задание Учебник, с. 24-25, рисунок в тетради.

ю 1 Оценки за урок 3 оценки за опрос; 3-4 оценки за тетради.

|со |, |Технологическая карта Л? 10 |

|оо | | |

| |Тема урока |МЕЙОЗ, ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ |

| |Планируемые |Учащиеся узнают особенности мейоза, понимают его значение|

| |результаты |для образования половых клеток. |

| |Личностная |Теперь понятно, почему у ребенка есть признаки отца и |

| |значимость |матери. |

| |изучаемого для | |

| |школьника | |

| |План урока |1. Проверка знаний об особенностях митоза. 2. Основные |

| | |отличия мейоза от митоза. 3. Особенности первого деления |

| | |мейоза. 4. Особенности второго деления мейоза, его |

| | |результаты. 5. Биологическое значение мейоза. 6. |

| | |Закрепление изученного материала (учебник, с. 28-29). |

| |Методы обучения |Частично поисковый, проблемный. Почему при слиянии двух |

| | |половых клеток образуется клетка с двойным набором |

| | |хромосом? |

| |Формы |Комбинированный урок. |

| |организации | |

| |учебной | |

| |деятельности | |

| |Приемы |Проверка изученного материала, рассказ с помощью рисунка |

| |деятельности |на доске, обсуждение и подведение итогов урока с |

| |учителя |использованием динамического пособия. 1 |

| | | |

| | |—— 1 |

| |Познавательные |1. Письменный опрос. Нарисуйте фазы митоза и сделайте |

| |задания |вывод (можно дать трафарет с контурами клеток). 2. |

| | |Используя динамическую модель или рисунок учителя на |

| | |доске, проследите за поведением хромосом. Обратите |

| | |внимание: где возникают новые комбинации хромосом? Какое |

| | |значение имеет обмен информацией между хромосомами? Не |

| | |потому ли дети наследуют признаки обоих родителей? 3. |

| | |Сколько клеток образуется в результате мейоза? С каким |

| | |набором хромосом? Ответьте на проблемный вопрос урока. |

| |Организация |Выполняют рисунок, внимательно слушают рассказ учителя, |

| |деятельности |решают проблему урока, используя динамическое пособие, |

| |учащихся |моделируют мейоз, делают вывод о его биологическом |

| | |значении. |

| |Развитие умений |Четко воспроизводить учебный рисунок, внимательно |

| |учащихся |слушать, анализировать информацию, сравнивать, делать |

| | |вывод. |

| |Основные понятия|Митоз, мейоз, гомологичные хромосомы, хроматиды, обмен |

| |и термины урока |участками хромосом. Удвоение хромосом, двойной и |

| | |одинарный набор хромосом. |

| |Источники |Основные: учебник, с. 26-27; динамическое пособие, |

| |информации |цветные мелки, таблица, диафильм. Дополнительные: |

| | |материалы средств массовой информации о «банках» тканей, |

| | |клонировании растений, животных. |

| |Домашнее задание|Учебник, с.26-27, 28-29. |

| | | |

|ы |Оценки за урок |Всем оценки за письменный опрос; 3-4 оценки за |

|(0 | |познавательные задания №2,3. |

|, |Технологическая карта Л° 10 |

|Тема урока |МЕЙОЗ, ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ |

|Планируемые |Учащиеся узнают особенности мейоза, понимают его значение|

|результаты |для образования половых клеток. |

|Личностная |Теперь понятно, почему у ребенка есть признаки отца и |

|значимость |матери. |

|изучаемого для | |

|школьника | |

|План урока |1. Проверка знаний об особенностях митоза. 2. Основные |

| |отличия мейоза от митоза. 3. Особенности первого деления |

| |мейоза. 4. Особенности второго деления мейоза, его |

| |результаты. 5. Биологическое значение мейоза. 6, |

| |Закрепление изученного материала (учебник, с. 28-29). |

|Методы обучения |Частично поисковый, проблемный. Почему при слиянии двух |

| |половых клеток образуется клетка с двойным набором |

| |хромосом? |

|Формы организации|Комбинированный урок. |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Проверка изученного материала, рассказ с помощью рисунка |

|деятельности |на доске, обсуждение и подведение итогов урока с |

|учителя |использованием динамического пособия. ' |

| | |

| | |

|Познавательные |1. Письменный опрос. Нарисуйте фазы митоза и сделайте |

|задания |вывод (можно дать трафарет с контурами клеток). 2. |

| |Используя динамическую модель или рисунок учителя на |

| |доске, проследите за поведением хромосом. Обратите |

| |внимание: где возникают новые комбинации хромосом? Какое |

| |значение имеет обмен информацией между хромосомами? Не |

| |потому ли дети наследуют признаки обоих родителей? 3. |

| |Сколько клеток образуется в результате мейоза? С каким |

| |набором хромосом? Ответьте на проблемный вопрос урока. |

|Организация |Выполняют рисунок, внимательно слушают рассказ учителя, |

|деятельности |решают проблему урока, используя динамическое пособие, |

|учащихся |моделируют мейоз, делают вывод о его биологическом |

| |значении. |

|Развитие умений |Четко воспроизводить учебный рисунок, внимательно |

|учащихся |слушать, анализировать информацию, сравнивать, делать |

| |вывод. |

|Основные понятия |Митоз, мейоз, гомологичные хромосомы, хроматиды, обмен |

|и термины урока |участками хромосом. Удвоение хромосом, двойной и |

| |одинарный набор хромосом. |

|Источники |Основные: учебник, с. 26-27; динамическое пособие, |

|информации |цветные мелки, таблица, диафильм. Дополнительные: |

| |материалы средств массовой информации о «банках» тканей, |

| |клонировании растений, животных. |

|Домашнее задание |Учебник, с. 26-27, 28-29. |

|Оценки за урок |Всем оценки за письменный опрос; 3-4 оценки за |

| |познавательные задания №2,3. |

| |Технологическая карта Л° 11 | |

|Тема урока |ТКАНИ РАСТЕНИЙ | |

|Планируемые |Учащиеся узнают виды тканей растений и особенности их | |

|результаты |строения в зависимости от выполняемых функций. | |

|Личностная |Образовательная ткань находится на верхушке побега, | |

|значимость |кончике корня; прищипывая их, можно управлять ростом | |

|изучаемого для |растения. Например, бон-сай (карликовые деревья). | |

|школьника | | |

|План урока |1. Актуализация знаний. 2. Одноклеточные и | |

| |многоклеточные организмы. 3. Определение понятия | |

| |«ткань», межклеточное вещество. 4. Образовательная | |

| |ткань, ее расположение у растений. 5. Особенности | |

| |покровной ткани, связанные с функциями. 6. Проводящая, | |

| |основная, механическая ткани, особенности их строения и | |

| |функции. 7. Закрепление изученного материала (учебник, | |

| |с. 36). | |

|Методы обучения |Частично поисковый, проблемный. Одинаковы ли по строению| |

| |все клетки в многоклеточном организме растений? | |

|Формы организации|Лабораторная работа «Ткани растений». | |

|учебной | | |

|деятельности | | |

|Приемы |Постановка проблемы урока, организация лабораторной | |

|деятельности |работы, подведение итогов. | |

|учителя | | |

| | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.