Ответы на экзаменационные билеты по биологии за 11 класс медицинского лицея
5) Образ жизни: укрывались в пещерах, не боялись огня.6) Одновременно сущ.
5-6 видов австралопитеков.
Предки современного человека:
Нomo habilis, архантропы и неандертальцы. Ноmohabilis – В Африке 2700-
1750 тыс. лет до н.э. Останки найдены в Алдавайском ущелье.
1) Рост 120-160 см (как и у австралопитеков), но руки длиннее. Мозг
(увеличился до) 650 г. Строение стопы приняло горизонтальное положение,
завершился переход к прямохождению. АРХАНТРОП (человек прямоходящий)
“тропос-человек” “архи-старый, древний”. О-в Ява. Алдавайский питекантроп.
Гейдельбергский человек (Германия). Средняя Европа… 1) Начали
использоавать огонь. 2) Рост - 170 см. (прямоход., слегка наклоняются
вперёд). 3) Объём мозга - 800-1000 см3. 4) Лобные доли уплощены. 5)
Надбровный валик. 6) Челюсти выдавались вперёд.7) Жили в пещерах,
согревались огнём, делали скребки, свёрла из камня. Жили первобытно-общ.
Строем. Время сущ. 1,6-1,2 млн. лет до н. э. (ледниковый период). ДРЕВНИЕ
ЛЮДИ. Неандертальцы (по имени реки Неандр - Германия.) 1) Рост 155-160 см.
Пропорции тела близки к современным. 2) Объём гол-го мозга 1400 см3
(извилин мало). 3) Внешний облик. Слабовыраженный подбородочный выступ,
лицо широкое, глаза расставлены. Кисти рук не приспособлены к выполнению к
выполнению мелкой работы. Широко использовали огонь.
Неандертальцы и кроманьонцы.
Кроманьонцы – первые современные люди (человек разумный). Местечко
Кроманьон – юг Франции. Перешли преимущественно от биологической эволюции к
социальной. В их развитии особую роль стали играть воспитание, обучение,
передача опыта. Одерживали верх над другими популяциями. Оберегали своё
потомство и стариков (живых носителей накопленного опыта).
Знание способов охоты, выделки орудий, традиций, обычаев. 1) рост 180 см.
с высоким прямым лбом. Объём черепной коробки 1400 см3. 3) Хорошее развитие
подбородочного выступа => членораздельная речь.
14. Чел-е расы, их происх-е и единство. Критика расизма.
Человеческие расы, их происхождение.
На эволюцию всего человечества огромное влияние оказывал труд, обществ.
Образ жизни и характер труда. Когда, под влиянием движ. сил эволюции у
предков чел-ка сформировались: прямохожд-е, членораздельная речь, рука как
орган труда, тогда изменение физического склада сильно замедлилось и
свелось к небольшим изменениям второстепенных признаков. В наст. вр. на
Земле обитает один вид человека. На принадлежность всех людей к одному виду
указывают единство строения их черепа, мозга, стопы, наличие одних и тех же
групп крови, лёгкая скрещиваемость и плодовитость потомства.
Человечество делится на 3 большие расы: 1) Австрало-негроидная
(экваториальная): тёмный цвет кожи, курчавые волосы (чёрные), отсутствие
растительности на теле, нос приплюснутый (широкий), губы толстые широкие,
относительно высокий череп. Африка и Австралия – 2 расы:
австралоидная и негроидная. 2) Европиоидная (евразийская): кожа светлая
или смуглая. Волосы волнистые и мягкие (прямые), хорошо развит волосяной
покров на лице и теле. Нос узкий выступающий, губы тонкие. Рапространение:
Европа, Сев. Африка, Сев Индия, Передняя Азия. 3) Азиатско-амер-я делится
на: Американоидную и Монголоидную: кожа светлая (желтоватая) или смуглая.
Волосы жёсткие, прямые. Размеры носа, губ – средние. Плоское лицо, скулы -
чётко выражены. Узкий разрез глаз (третье веко).
Критика расизма.
Различие между расами закалючаются в морфологических ос-тях: цвете кожи,
волос, глаз, форме носа, губ и т.д. Никаких существенных различий в
умственных способностях, мышлении, речи между расами – нет, все расы
биологически - равноценны. Народы разных рас стоят на разных уровнях
развития культуры, в силу ряда общественно-экологич-х факторов. С развитием
социальных отношений обособленность чел-х рас и морфологические отличия
между ними уменьшаются в рез-те смешанных браков. Некот-е учёные
исповедуют реакционное учение – расизм. Сущность его состоит в том, что чел-
ие расы якобы неравноценны: высшие, низшие. Расисты считают, что причина
экономической отсталости нек-х народов заключаются в их “расовой
биологической неполноценности”. Расисты расценивают расовые различия как
видовые и даже родовые, они не признают единство происх-я рас и утверждают,
что каждая раса проих-т от своего предка. В каждой расе есть люди, кот-е
пытаются док-ть, что их раса самая высшая среди других. К расистским
теориям примыкает социал-дарвинизм, антинаучная реакционная теория о
действии законов борьбы за сущ-е естественного отбора в человеческом
обществе.
15. Предмет и задачи экол-ии. Среды жизни. Экол-я ниша. Экол-е факторы:
абиогенные, их значение.
Экология изучает живые организмы как отдельные особи, так и члены
популяций и сообществ в их взаимодействии со средой обитания. Задачи экол-
ии: исследование взаимоотн-ий орг-ов и их популяций с окр-ей средой; иссл-е
действия среды на строение, поведение и жизнедеят-ти орг-ма; установление
между средой и численн-ю популяций. Изучает борьбу за сущ-е в популяциях и
напр-я естеств-го отбора. Экол-я имеет большое знач-е для развития отраслей
нар-го хоз-ва. Применение экол-х знаний: охрана окр-ей среды, сельское хоз-
во, некот-е отрасли промышл-ти.
Среды жизни: 1) Водная. Обитатели воды – гидробионты.
Плотность водной среды определяет скорость передвиж-я разных орг-ов и
давления на разных глубинах. Плотность прир-ой воды в среднем 1,35 г/см3
(на 1 см2). Пл-ть воды обеспеч-ет спос-ть гидробионтов опираться на неё.
Кислор-ый режим водной среды в 21 раз ниже, чем в воздухе. Кислород в
воде берётся из водных растений, чем больше глубина, тем меньше кислорода в
воде. Зимой гидробионты (рыбы) не имеют доступа кислорода из-за корки льда
и поэтому гибнут.
Солевой режим водной среды – пресные и солёные озёра.
Температурный режим.
Световой режим – в воде света на много меньше.
2) Наземно-воздушная.
Плотность среды (все наземные орг-мы связаны с землёй, на высоте 6000
метров над ур-ем моря не встречается жизнь).
Газовый состав воздуха – процентное содержание различных газов
(элементов) в воздухе.
Влага – постоянный дефицит влаги, большой перепад температур.
Световой режим: 1) В наземно-возд-ой среде не огр-ет жизнь зел-х
растений. 2) Рельеф местности. 3) Осадки.
3)Почва – рыхлый поверхностный слой суши, контактирующий с возд-ой
средой.
4)Сами живые организмы.
Экол-я ниша – опред-ет функцион-ю роль орг-ма отн-но пол. внешних
факторов. Эк-я ниша – профессия орг-ма, местообитание - прир-ся к адресу
орг-ма.
Экол-е факторы (компоненты прир-ой среды, влияющие на сост-е и св-ва
орг-ма, популяции, прир-го сообщества): Абиотические – все компоненты
неживой природы, среди них очень важны свет, влажность, темп-ра и др-е комп-
ты климата, так же состав водной, почвенной и возд-ой среды.
Биотические ф-ры – взаимод-я между разл-ми особями в популяциях, между
популяциями в прир-х сообщ-вах. Антропогенный – вся разнообр-я деят-ть
чел-ка, приводящая к изменению природы как среды обитания всех живых орг-ов
или непоср-но сказы-тся на их жизни.
Абиогенные факторы и их значение: Осн-е абио-е факторы: свет,
темп-ра, влажность, механический состав почвы, содержание в ней или воде
элементов питания, солёность воды и т.п. Абиогенные ф-ры бывают:
оптимальными и ограничивающими. Ограничивающие – факторы, снижающие
жизнеспос-ть орг-ма. Огранич-щим ф-ром может быть не только его недостаток,
но и избыток. Например, тепло необходимо всем растениям. Но если долгое
время летом стоит жара, то растения могут пострадать из-за ожогов листьев.
=> для каждого организма существует наиб-ее подходящее сочетание абиоге-х
(и биогенных) ф-ров. Оптимальный ф-р – наилучшее сочетание условий для
организма. Приспособления растений и животных к этим факторам имеют
зональный и сезонный хар-р. СВЕТ. Солнечное излучение – основной
источник энергии для всех процессов, происходящих на Земле. Солнечные лучи
делятся на 3 группы, в зависимости от их биологич-го действия:
Ултрафиолетовые лучи – губительны для всего живого. Жизнь на Земле сох-тся
только потому, что эти лучи задерживаются озоновым слоем. Эти лучи в
большой дозе могут повреждать живые кл-ки. В небольших дозах они необх-мы
чел-ку и животным. Видимые лучи – имеют ос-нно большое значение для
организмов. Зел-е раст-я синтезируют орг-ое в-во => пища для всех остальных
орг-ов. Но некот-е бесхлорофильные раст-я приспособленны к жизни в темноте.
Инфракрасные лучи – важный источник внутр-ей энергии, но не воспринимаются
глазом чел-ка. Световые усл-я в природе имеют суточную и сезонную
периодичность из-за вращ-я Земли. Также оказывает влияние на жизненные
процессы организмов вращение Земли вокруг солнца, и вращение Луны вокруг
Земли. Р-я орг-ов на продолжительность дня и ночи пока-ет, что они способны
измерять время, т.е. обладают какими-то «биологич-ми часами», кот-е кроме
сезонных циклов, управляют многими биологич-ми явлениями. Они определяют
правильный суточный ритм активности целых организмов и процессов,
происходящих даже на уровне клеток, в частности клеточных делений. У
каждого вида в проц-се эволюции выработался свой годичный цикл интенсивного
роста и развития, размн-я, подг-ки к зиме – биологич-ий ритм.
Фотопериодизм – реа-я орг-ма на сезонные изм-я длины светового дня (это
общее важное приспособление, регулирующее сезонные явления у разных
организмов). Главным ф-ром регуляции сезонных циклов у большинства растений
и животных является изменение продолжительности дня. Наример, если растение
постоянно освещать (круглосуточно), то оно будут венозелёное. Из всего выше
перечисл-го следует, что свет самый главный абиогенный ф-р. ТЕМП-РА. Все
хим-е проц-сы, протек-е в орг-ме зависят от внешней и внутренней темп-ры.
Эта зависимость сильно выражена у орг-ов, не спос-ых поддерживать пост-ю
темп-ру тела. Не служит главным регулятором сезонных явлений в природе,
т.к. биол-е процессы подготовки к зиме начинаются ещё летом, когда тем-ра
высокая. При выс-ой тем-ре, например, у птиц появл-ся стремление к
перелёту, а значит тем-ра не является главным влиятелем на сезонное
состояние орг-ма. ВЛАЖНОСТЬ. Вода имеет большое значение в жизнедеят-ти кл-
ки и орг-ма в целом. Осадки на земной пов-ти в течение года распределяются
очень неравномерно. Т.к. большинство наземных жив-ых и раст-ий влаголюбивы,
то недостаток влажности ок-ся причиной, огранич-ей их жизнедеят-ть и
распростр-е. (..приспос-я жив-х и раст-ий пустыни к недостатку влаги…).
16. Биогенные экол-е факторы, их значение.
Биогенные ф-ры: Влияние растений на других членов биоценоза, влияние
животных на других членов биоценоза, антропогенные ф-ры, возникающие в рез-
те деят-ти чел-ка, например выбросы тяжёлых металлов и т.д. В природе сущ-
ют слож-е и очень разные связи между популяциями, т.к. все они вступают в
пищевые и террито-е взаимоотн-я. Невзаимод-щих попул-ий и видов в
сообществе нет. Конкуренция. Популяции, принадлежащие к разным видам,
могут конкурировать между собой за жизненные рес-сы: воду, пищу, убежища и
т.д. Возникает конкуренция в том случае, если различные виды обладают один-
ми потребностями к условиям жизни, пище. Например, такие, угнетающие оба
вида отношения возникают между культурными растениями и сорняками. В рез-те
конкур-ии наименее приспос-е орг-мы погибают. Хищничество – такие отн-я,
при кот-х особи одного вида поедают особей другого. Например,
растительноядные насекомые поедаются хищными насекомыми (хищные осы, жуки,
стрекозы). Мелкие хищные насекомые поедаются крупными (муравьед поедает
муравьёв). Хищничество возможно так же и между животными и растениями
(растение росянка). Хищничество практически никогда не приводит к полному
истреблению жертвы. Хищники истребляют наиболее ослабленных особей,
поддерживая тем самым состав и численность популяции на оптимальном ур-не.
В рез-те взаимосвязи хищник – жертва в природе осущ-ся естеств-ый отбор.
Паразитизм – такая форма связи в популяциях, при кот-ой паразит получает
необх-е пит-е в-ва от орг-ма хозяина, принося ему обычно вред, но не
вызывая немедленной гибели, т.к. смерть хозяина привела бы и к гибели
паразита. Симбиотическиесвязи организмов. Симбиоз - такая форма сущ-я
популяций, при кот-ой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом.
Примером симбиоза являются азотфиксирующие клубеньковые бактерии,
снабжающие растения орг-им азотом, получая от них сахара. Лишайники –
симбиоз гриба и водорослей. Организмы, входящие в симбиоз, настолько
приспособленны к совместному сущ-ю, что часто не могут жить самостоят-но, а
если некот-е симбионты живут отдельно, то не выдерживают конкуренции с др-
ми видами.
17. 1)Экологич-я хар-ка вида. 2)Популяция: причины изм-я её числ-ти,
способы регуляции.
1) Вид – совокупность особей, обладающих общими морфофизиологич-ми
приз-ми, приспос-ых к опред-ным усл-ям жизни, занимающих общую площ. –
ареал, и определённых возм-ю скрещ-ся др. с др. (Дарвин считал: виды
реально сущ-ют, отн-но пост-ны и являются рез-ом историч-го разв-я).
Характерные для вида признаки и св-ва наз-ют – критериями, их нес-ко:
1.Морфологич-ий 2.Генетич-ий 3.Физиологич-ий 4.Геогр-ий 5.Экологич-ий
Виды различаются между собой многими признаками: окраской особей,
размером, средой обитания и др. В процессе эволюции у каждого вида
сформировались приспос-я к опред-ой среде обит-я. Например, обитатели
пустыни имеют желто-серую окр-ку и разнообр-е приспос-я к выс-им темп-рам,
к нед-ку влаги. Обычно виды занимают большой ареал, в пределах кот-го
особи распред-ны неравном-но, группами – популяциями. Именно по этому вид,
состоящий из ряда популяций, занимает большой ареал, несмотря на
разнообразие усл-ий в его пределах. Но любой вид, кот-ый состоит из одной
или нескольких популяций представляет собой единое целое. Всё
разнообразие связей между особями вида, обеспечивает его сущ-е как
целостной системы. Эта целостность вида также достигается и его
обособленностью от других видов. Особи разных видов не могут скрещиваются
между собой из-за различия по числу и форме хромосом. Это является причиной
их физиологич-х и морфофизиол-х различий. Иногда особи разных видов
скрещиваются, но межвидовые гибриды оказываются нежизнеспос-ми или бесплод-
ми. Бывает, что вид-ые приспос-я приводят к гибели отде-х особей, но
они полезны виду в целом. Например, некот-е виды птиц выбрасывают часть
птенцов из гнезда, когда им становится там тесно. Как правило, выброшенные
птены погибают, но зато выживают оставшиеся птенцы, наиболее жизнеспос-е.
=> это приспос-е идёт на пользу виду в целом.
2) Популяция – совокупность свободно скрещивающихся особей одного
вида, кот-е длит-но сущ-ют в опред-ой части ареала, отн-но обособлена от
других совокупностей того же вида. Популяции объединяются в виды. Главный
объединяющий фактор популяций – своб-ое скрещ-е особей др. с др. Каждая
популяция хар-ся опред-ой числ-ю особей, её изм-ями, ареалом, возростным и
половым составом особей. Террит-я, кот-ю занимают разные популяции одного
вида, очень колеблется и зависит от степени подвижности особей. У разных
видов числ-ть в попул-ии различна, но она не может быть ниже некот-х
пределов. Сокращ-е числ-ти за эти пределы, может привести к вымиранию попул-
ии. Числ-ть попу-ий может резко меняться по сезонам и годам. Напр-р
известно массовое размн-е в некот-е годы саранчи и тд. Числ-ть более
устойчивая у видов жив-х и раст-ий с большей прод-ю жизни и малой
плодовитостью. При числ-ти популяции меньше нес-ких сотен ос-ей случ-е
причины (пожар или наводнение) могут сократить её на настолько, что
рождаемость перестанет покрывать смертность. => особи вымрут.
Популяции предст-ют собой форму сущ-я вида, обеспечивающую приспос-ть
его к конкретным усл-ям среды. Способы регуляции. 1. Правильное
ведение охотничьего хоз-ва – обеспеч-ет воспроизв-во популяций. 2.
Запрещена охота на птиц некот-х видов: все виды журавлей и лебедей и т.д. В
рез-те охраны и упорядочивания охоты уже спасены от истребления многие
виды. 3. Была создана «Красная книга», в кот-ю заносятся раст-я и жив-е,
нах-еся на грани исчезновения. Так же в неё занесены виды истреблённые и
исчезнувшие навсегда. Те виды, кот-е заносятся в «Кр. Кн.» Взяты под ос-ю
охрану. 4. Создание заповедников – террит-ий, где не допускается влияние
чел-ка на течение прир-х проц-ов. 5. Охране видов спос-ет переход промышл-
ти к новой технологии – без загрязнения атмосферы, воды и почвы отходами пр-
ва.
18. Хар-ка биогеоциноза. Цепи питания.
Биогеоценоз – (сообщество живой и не живой природы) сообщ-во совместно
живущих раст-ий, жив-х и микроорг-ов, связанных взаимовлиянием с
окружающими абиотич-ми факторами (усл-ями). Это саморегулирующ-ся система.
Основу большинства биогеоц-за сост-ют зел-е раст-я. Зел-е раст-я –
производители орг-го в-ва, продуценты. Биогеоц-зе обяз-но присутствуют
растит-ноядные и плотоядные животные – потребители живого орг-го в-ва –
консументы. И разрушители орг-х остатков – преимущ-но микроорг-мы, кот-е
доводят распад орг-х в-в до минеральных соединений – редуценты. В биогеоц-
зе каждая из этих трёх групп обр-на многими видами. Биогеоц-з неразрывно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|