рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ответы на билеты по биологии за 11 класс

водоема.4. Продуценты – автотрофы (водоросли и высшие травянистые

растения), их роль в биогеоценозе водоема: создание органических веществ из

неорганических в процессе фотосинтеза и обогащение воды кислородом – основа

обеспечения животных и других гетеротро-фов пищей, энергией, кислородом.5.

Консументы – гетеротрофы, разные виды животных (рыбы, моллюски, насекомые,

черви, дафнии и др.), их роль в водоеме: расщепление органических веществ,

обогащение воды углекислым газом – исходный продукт фотосинтеза.6.

Редуценты – чаще всего ор-ганизмы-сапрофиты (грибы, бактерии), а также жуки-

мертвоеды и др., их пища – органические вещества мертвых остатков растений

и животных, продукты жизнедеятельности животных. Разрушение сапрофитами

органических веществ до неорганических, использование их растениями в

процессе минерального питания.7. Движение вещества и энергии в цепях

питания, значительные потери энергии от звена к звену – причина коротких

цепей питания. Растения или органические остатки (результат

жизнедеятельности растений) – начальное звено цепей питания, включение ими

солнечной энергии в круговорот веществ. Растения –> растите-льноядные

животные –> хищные животные (цепь питания).

Билет№19

1.

Моногибридное скрещивание. Одна из особенностей метода Менделя состояла в

том, что он использовал для экспериментов чистые линии, то есть растения, в

потомстве которых при самоопылении не наблюдалось разнообразия по

изучаемому признаку. (В каждой из чистых линий сохранялась однородная

совокупность генов). Другой важной особенностью гибридологического метода

было то, что Г.Мендель наблюдал за наследованием альтернативных

(взаимоисключающих, контрастных) признаков. Например, растения низкие и

высокие; цветки белые и пурпурные; форма семян гладкая и морщинистая и т.д.

Не менее важная особенность метода — точный количественный учет каждой пары

альтернативных признаков в ряду поколений. Математическая обработка опытных

данных позволила Г.Менделю установить количественные закономерности в

передаче изучаемых признаков. Очень существенно было то, что Г.Мендель в

своих опытах шел аналитическим путем: он наблюдал наследование

многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары

альтернативных признаков. Гибридологический метод лежит в основе

современной генетики.Единообразие первого поколения. Правило доминирования.

Г.Мендель проводил опыты с горохом — самоопыляющимся растением. Он выбрал

для эксперимента два растения, отличающихся по одному признаку: семена

одного сорта гороха были желтые, а другого — зеленые. Поскольку горох, как

правило, размножается самоопылением, в пределах сорта нет изменчивости по

окраске семян. Учитывая это свойство, Г.Мендель искусственно опылил это

растение, скрестив сорта, отличающиеся цветом семян. Независимо от того, к

какому сорту принадлежали материнские растения, гибридные семена первого

поколения оказались только желтыми. Следовательно, у гибридов проявляется

только один признак, признак другого родителя как бы исчезает. Такое

преобладание признака одного из родителей Г.Мендель назвал доминированием,

а соответствующие признаки доминантными. Признаки, не проявляющиеся у

гибридов первого поколения, он назвал рецессивными, В опытах с горохом

признак желтой окраски семян доминировал над зеленой окраской. Таким

образом, Г.Мендель обнаружил единообразие по окраске у гибридов первого

поколения, т.е. все гибридные семена имели одинаковую окраску. В опытах,

где скрещивающиеся сорта отличались и по другим признакам, были получены

такие же результаты: единообразие первого поколения и доминирование одного

признака над другим.Расщепление признаков у гибридов второго поколения. Из

гибридных семян гороха Г.Мендель вырастил растения, которые путем

самоопыления произвели семена второго поколения. Среди них оказались не

только желтые семена, но и зеленые. Всего он во втором поколении получил

6022 желтых и 2001 зеленое семя, т.е. 3/4 гибридов имели желтую окраску и

1/4 — зеленую. Следовательно, отношение числа потомков второго поколения с

доминантным признаком к числу потомков с рецессивным оказалось близким к

3:1. Такое явление он назвал расщеплением признаков. Г.Менделя не смутило,

что реально обнаруженные им соотношения потомков немного отклонялись от

отношения 3:1. Далее, изучая статистическую природу закономерностей

наследования, мы убедимся в правоте Менделя. Сходные результаты во втором

поколении дали многочисленные опыты по генетическому анализу других пар

признаков. Основываясь на полученных результатах, Г.Мендель сформулировал

первый закон — закон расщепления. В потомстве, полученном от скрещивания

гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: четверть

особей из гибридов второго поколения имеет рецессивный признак, три

четверти — доминантный.

Билет№20

1.

1. Применимость законов наследственности к человеку. Материальные основы

наследственности человека: 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые

хромосомы, много тысяч расположенных в них генов.2. Цель изучения

наследственности человека – выявление генетических основ заболеваний,

поведения, способностей, таланта. Результаты генетических исследований:

установлена природа ряда заболеваний (наличие лишней хромосомы у людей с

синдромом Дау-на, замена одной аминокислоты на другую в молекуле белка у

больных серповидноклеточной анемией; обусловленность доминантными генами

карликовости, близорукости).3. Методы изучения генетики человека,

зависимость их использования от биологических, психологических и социальных

особенностей (позднее появление потомства, его малочисленность,

неприменимость метода гибридологического анализа).4. Генеалогический метод

изучения наследственности человека – изучение родословной семьи с целью

выявления особенностей наследования признака в ряду поколений. Выявлено:

доминантный и рецессивный характер ряда признаков, генетическая

обусловленность развития музыкальных и других способностей, наследственный

характер заболеваний диабетом, шизофренией, предрасположенности к

туберкулезу.5. Цитогенетический метод – изучение структуры и числа хромосом

в клетках, выявление свыше 100 изменений в структуре хромосом, изменение

числа хромосом (болезнь Дауна).6. Близнецовый метод – изучение наследования

признаков ублизнецов, влияния генотипа и среды на развитие их биологических

и психологических особенностей.7. Профилактика наследственных заболеваний.

Зависимость формирования признаков от генотипа и условий среды. Борьба с

загрязнением окружающей среды мутагенами, отказ от употребления алкоголя,

наркотических веществ, курения.

2.

Экология.Термин экология был предложен в 1866 году немецким зоологом Э.

Геккелем для обозначения экологической науки, изучающей взаимоотношения

организмов с окружающей их средой обитания. Экология занимается изучением

отдельных особей, популяций (состоящих из особей одного вида), сообществ

(состоящих из популяций), и экосистем (включающих сообщества и окружающую

их среду). Экологи изучают, как среда влияет на живые организмы и как

организмы воздействуют на среду. Понятие «экология» распространено очень

широко. Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие

человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас

среды, вызванное хозяйственной деятельностью. В обществе растет

беспокойство по поводу экологического состояния окружающей среды и начинает

формироваться чувство ответственности за состояние природных систем Земли.

Экологическое мышление, т.е. анализ всех принимаемых хозяйственных решений

с точки зрения сохранения и улучшения качества окружающей среды, стало

абсолютно необходимым при разработке любых проектов освоения и

преобразования территорий.Экологические факторы. Абиотические факторы —

это все факторы неживой природы. К ним относятся физические и химические

характеристики среды, а также климатические и географические факторы,

имеющие сложную природу: смена сезонов года, рельеф, направление и сила

течения или ветра, лесные пожары и др. Биотические факторы — сумма

воздействий живых организмов. Многие живые организмы влияют друг на друга

непосредственно. Хищники поедают жертв, насекомые пьют нектар и переносят

пыльцу с цветка на цветок, болезнетворные бактерии образуют яды,

разрушающие клетки животных. Кроме того, организмы косвенно воздействуют

друг на друга, изменяя среду обитания. Например, отмершие листья деревьев

образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих

организмов. Антропогенный фактор — вся разнообразная деятельность человека,

которая приводит к изменению природы как среды обитания всех живых

организмов или непосредственно сказывается на их жизни. Биологический

оптимум. Часто в природе бывает так, что одни экологические факторы

находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие (например, азот) — в

недостаточных количествах. Факторы, снижающие жизнеспособность организма,

называют ограничивающими (лимитирующими). Например, ручьевая форель живет в

воде с содержанием кислорода не менее 2 мг/л. При содержании в воде

кислорода менее 1,6 мг/л форель гибнет. Кислород — ограничивающий фактор

для форели. Ограничивающим фактором может быть не только его недостаток, но

и избыток. Тепло, например, необходимо всем растениям. Однако если

продолжительное время летом стоит высокая температура, то растения даже при

увлажненной почве могут пострадать из-за ожогов листьев. Следовательно, для

каждого организма существует наиболее подходящее сочетание абиотических и

биотических факторов, оптимальное для его роста, развития и размножения.

Наилучшее сочетание условий называют биологическим оптимумом. Выявление

биологического оптимума, знание закономерностей взаимодействия

экологических факторов имеют большое практическое значение. Умело

поддерживая оптимальные условия жизнедеятельности сельскохозяйственных

растений и животных, можно повышать их продуктивность.Влияние основных

абиотических факторов на живые организмы. Температура и ее влияние на

биологические процессы, Температура — один из важнейших абиотических

факторов. Во-первых, она действует везде и постоянно. Во-вторых,

температура влияет на скорость многих физических процессов и химических

реакций, в том числе и на процессы, идущие в живых организмах и их клетках.

Физиологические адаптации. На основе физиологических процессов многие

организмы могут в определенных пределах менять температуру своего тела. Эта

способность называется терморегуляцией. Обычно терморегуляция сводится к

тому, что температура тела поддерживается на более постоянном уровне, чем

температура окружающей среды. Более разнообразны по способностям к

терморегуляции животные. Все животные делятся по этому признаку на

холоднокровных и теплокровных. Влияние влажности на наземные организмы. Все

живые организмы испытывают потребность в воде. Биохимические реакции,

идущие в клетках, протекают в жидкой среде. Вода для живых организмов

служит «универсальным растворителем»; в растворенном виде транспортируются

питательные вещества, гормоны, выводятся вредные продукты обмена и др.

Повышенная или пониженная увлажненность накладывает отпечаток на внешний

облик и внутреннюю структуру организмов. Роль света в жизни гетеротрофов.

Гетеротрофы — организмы, потребляющие готовые органические вещества и не

способные к их синтезу из неорганических. Животные, ориентирующиеся с

помощью зрения, приспособлены к определенной освещенности. Поэтому

практически все животные имеют выраженный суточный ритм активности и заняты

поисками пищи в определенное время суток. Фотопериодизм. В жизни

большинства организмов важную роль играет смена сезонов года. Со сменой

сезонов меняются многие факторы среды: температура, количество осадков и

др. Однако наиболее закономерно изменяется длина светового дня. Для многих

организмов изменение длины дня служит сигналом смены сезонов. Реагируя на

изменение длины дня, организмы подготавливаются к условиям наступающего

сезона. Эти реакции на изменение длины дня называют фотопериодическими

реакциями, или фотопериодизмом. От длины дня зависят сроки цветения и

другие процессы у растений. У многих пресноводных животных укорочение дней

осенью вызывает образование покоящихся яиц переживающих зиму. Для

перелетных птиц сокращение светлого времени суток служит сигналом к началу

миграции. У многих млекопитающих от длины дня зависит созревание половых

желез и сезонность размножения. Как показали недавние исследования, у

многих людей, живущих в умеренном поясе, короткий фотопериод в зимнее время

вызывает нервное расстройство — депрессию. Для лечения этого заболевания

человека достаточно каждый день в течение определенного периода времени

освещать ярким светом.

Билет№21

1.

Селекция является одной из важнейших областей практического приложения

генетики. Теоретическая база селекции — генетика. Хотя генетика и селекция

являются вполне самостоятельными дисциплинами, они неразрывно связаны между

собой. Управление процессами наследования, изменчивости и индивидуального

развития растений и животных требует знания законов наследственности,

действия гена в системе генотипа, генетического потенциала данного вида и

т.д. Задачи селекции. Задача селекции состоит в создании новых и улучшении

уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Выдающийся советский генетик и селекционер, академик Н.И.Вавилов, определяя

содержание и задачи современной селекции, указывал, что для успешной работы

по созданию сортов и пород следует изучать и учитывать: исходное сортовое и

видовое разнообразие растений и животных; наследственную изменчивость

(мутации); роль среды в развитии и проявлении изучаемых признаков;

закономерности наследования при гибридизации; формы искусственного отбора,

направленные на выделение и закрепление желательных признаков.Основные

направления селекции. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к

сортам различных культур, породам животных и применительно к климатическим,

почвенным зонам, селекция имеет следующие ориентации: 1. на продуктивность

сортов растений и пород животных; 2. на качество продукции (технические,

технологические свойства, химический состав зерна — содержание белка,

клейковины, жиров, отдельных незаменимых аминокислот); 3. на

физиологические свойства (скороспелость, засухоустойчивость, иммунитет к

заболеваниям и т.д.); 4. на создание сортов интенсивного типа, способных

высокопроизводительно использовать условия высокой современной агротехники,

в том числе орошения, пригодность к механизированному возделыванию и т.д.В

селекции растений важное место занимает отдаленная гибридизация —

скрещивание растений разных видов или родов. В развитии метода отдаленной

гибридизации и преодолении трудностей получения плодовитых гибридов

(обусловленных различиями в структуре генома, негомологичностью хромосом и

др.) В опытах по получению межродового гибрида (капусты и редьки),

способного к размножению, метод совмещения геномов родительских форм,

отличающихся по количеству хромосом, с помощью искусственной полиплоидии.В

современной селекции для увеличения разнообразия исходного материала все

шире используется явление полиплоидии. Полиплоидией называют явление

кратного увеличения набора хромосом в ядрах клеток организмов. Растения, в

соматических клетках которых содержится обычный двойной набор хромосом,

называются диплоидными. Если у растений набор хромосом повторяется более

двух раз, они являются полиплоидными. Большинство видов пшеницы имеют 28

или 42 хромосомы и относятся к полиплоидам, хотя известны диплоидные виды с

14 хромосомами (например, однозернянка). Среди видов табака и картофеля

есть виды с 24, 48 и 72 хромосомами. Полиплоидия — довольно частое явление

в природе, особенно у цветковых растений (злаковых, пасленовых,

сложноцветных и др.). По внешним признакам полиплоиды обычно бывают более

мощными, чем диплоиды, с рослыми крепкими стеблями, крупными листьями,

цветками и семенами. Это объясняется тем, что у полиплоидов клетки

значительно крупнее, чем у диплоидов.В селекционной работе для создания

разнообразия исходных форм широко применяется экспериментальный мутагенез —

получение мутаций под воздействием рентгеновских или ультрафиолетовых

лучей, низких или высоких температур, различных химических веществ и др.

Большинство мутантов отличаются пониженной жизнеспособностью или не имеют

хозяйственно ценных признаков. Все же часть мутаций вызывает благоприятные

изменения отдельных признаков и свойств, не снижая жизнеспособности, а

иногда даже повышая ее. Встречаются мутанты, проявляющие более высокую

продуктивность, чем исходные сорта. Такие формы были получены у ячменя,

овса, гороха, люпина, льна, арахиса, горчицы и других культур.Порода

(сорт) – искусственно созданная в процессе селекции совокупность особей

которая характеризуется определенными наследственными особенностями:

высокой продуктивностью, морфологическими и физиологическими

признаками.Штамм – что-то связанное с бактериями, микроорганизмами (

пример, кишечная палочка с внедрённым геном, синтезирует инсулин.

2.

1. Агроценоз (агроэкосистема) – искусственная система, созданная в

результате деятельности челове ка Примеры агроценозов: парк, поле, сад,

пастбище, приусадебный участок2. Сходство агроценоза и биоге-оценоза,

наличие трех звеньев- организмов – производителей, потребителей и

разрушителей орга нического вещества, круговорот веществ, территориальные и

пищевые связи между организмами, растения – начальное звено цепи питания3.

Отличия агроценоза от био-геоценоза: небольшое число видов в агроценозе,

преобладание организмов одного вида (например, пшеницы в поле, овец на

пастбище), короткие цепи питания, непо лный круговорот веществ

(значительный вынос биомассы в виде урожая), слабая саморегуляция, высокая

численность животных

отдельных видов (вредителей сельскохозяйственных растений или паразитов).4.

Агроценоз – экологически неустойчивая система, ее причины – слабый

круговорот веществ, недостаточно выраженная саморегуляция, небольшое число

видов идр5. Роль человека в повышении продуктивности агроценозов: выведение

высокопродуктивных сортов растений и пород животных, их выращивание с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.