рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ответы на билеты по биологии за 11 класс

доказательство их родства, единства органического мира.

2.

1. Наследственная изменчивость – свойство организмов приобретать новые

признаки в процессе онтогенеза и передавать их потомству. Виды

наследственной изменчивости – мутационная и комби-нативная. Материальные

основы наследственной изменчивости – изменение генов, генотипа; ее

индивидуальный характер (проявление у отдельных особей), необратимость,

передача по наследству.

2. Комбинативная изменчивость – результат перекомбинации генов при

скрещивании организмов. Причины перекомбинации генов – перекрест и обмен

участками гомологичных хромосом, случайный характер распределения хромосом

между дочерними клетками в ходе мейоза, случайное сочетание гамет при

оплодотворении, взаимодействие генов. Пример: появление дрозофил с темным

телом и длинными крыльями при скрещивании серых дрозофил с длинными

крыльями с темными дрозофилами с короткими крыльями.3. Мутационная

изменчивость –внезапное, случайное возникновение стойких изменений

генетического аппарата, вызывающее появление новых признаков в фенотипе.

Примеры: шестипалая рука, альбиносы. Виды мутаций – генные (изменение

последовательности нуклеотидов в гене) и хромосомные (увеличение или

уменьшение числа хромосом, потеря их части). Последствия генных и

хромосомных мутаций. – синтез новых белков, а значит, и появление новых

признаков у организмов, которые чаще всего ведут к снижению

жизнеспособности, а иногда и к смерти.4. Полиплоидия – наследственная

изменчивость, вызванная кратным увеличением числа хромосом. При этом

увеличиваются размеры, масса, число семян и плодов у растения. Причины –

нарушение процессов митоза или мейоза, нерасхождение хромосом в дочерние

клетки. Широкое распространение в природе полиплоидии у растений. Получение

поли-плоидных сортов растений, их высокая урожайность.5. Соматические

мутации – изменение генов или хромосом в соматических клетках,

возникновение изменений в той части организма, которая развилась из

мутировавших клеток. Соматические мутации потомству не передаются, они

исчезают с гибелью организма. Пример – белая прядь волос у человека.

3.

Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она обеспечивает

последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спираль ДНК с помощью

ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На основе

принципа дополнительности нуклеотиды располагаются и фиксируются на матрице

ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц всегда

присоединяется нуклеотид Г или наоборот:к Г – Ц, а к нуклеотиду А–У (в РНК

вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соединяются между собой и

молекула иРНК сходит с матрицы.

Билет№10

1.

1. Фотосинтез – вид пластического обмена, который происходит в клетках

растений и некото

рых автотрофных бактерий. Фотосинтез – процесс образования органических

веществ из углекислого газа и воды, идущий в хлоро-пластах с использованием

солнечной энергии. Суммарное уравнение фотосинтеза:

[pic]

2. Значение фотосинтеза – образование органических веществ и запасание

солнечной энергии, необходимой всем организмам, обогащение атмосферы

кислородом. Зависимость жизни всех организмов от фотосинтеза.3. Хлоропласты

– расположенные в цитоплазме органоиды, в которых происходит фотосинтез. Их

отделение от цитоплазмы двумя мембранами. Образование гран – многочисленных

выростов на внутренней мембране, в которые встроены молекулы хлорофилла и

ферментов.4. Хлорофилл – высокоактивное вещество, зеленый пигмент,

способный поглощать и использовать энергию солнечного света на синтез

органических веществ из неорганических. Зависимость активности хлорофилла

от включения его в структуры хлоропласта.5. Фотосинтез – сложный процесс, в

котором выделяют световую и темновую фазы.Световая фаза фотосинтеза:1)

поглощение на свету хлорофиллом энергии солнечного света и ее

преобразование в энергию химических связей (синтез молекул АТФ);2)

расщепление молекул воды на протоны и атомы кислорода;3) образование из

атомов молекулярного кислорода и выделение его в атмосферу;4)

восстановление протонов электронами и превращение их в атомы

водорода.Темновая фаза фотосинтеза – ряд последовательных реакций синтеза

углеводов: восстановление углекислого газа водородом, который образовался в

световую фазу при расщеплении молекул воды. Использование запасенной в

световую фазу энергии молекул АТФ на синтез углеводов.

2.

1. Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира како наиболее

высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках человека и

человекообразных обезьян.2. Сравнительно-анатомические и эмбриологические

доказательства происхождения человека от млекопитающих животных.

Доказательства принадлежности человека к классу млекопитающих:1) сходство

всех систем органов, внутриутробное развитие, наличие диафрагмы, млечных

желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс,

остатки третьего века); 3) атавизмы – проявление у людей признаков далеких

предков (многососко-вость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие

человека и млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство

стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие

хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в месячном

возрасте напоминает мозг рыб).3. Сходство человека и человекообразных

обезьян: 1) у обезьян также развита высшая нервная деятельность, есть

память. Они ухаживают за детьми, проявляют чувства (радость, гнев),

используют простейшие орудия труда;2) сходное строение всех систем органов,

хромосомного аппарата, групп крови, общие болезни, паразиты.4. Сходство

строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян

– доказательства их родства, происхождения от общих предков Признаки

различий (присущие человеку мышление, речь, прямохождение, высокоразвитая

трудовая деятельность) – доказательства дальнейшего развития человека и

человекообразных обезьян в разных на правлениях.

3.

Клубеньки представляют собой вздутия на корнях бобового растения, которые

образуются за счет разрастания тканей корня. В них обитают клубеньковые

бактерии, усваивающие азот из воздуха. Бактерии обеспечивают растения

доступными соединениями азота, а от растения получают органические

вещества. Это явление называют симбиозом.

Билет№11

1.

1. Деление клеток – основа роста и размножения организмов,передачи

наследственной информации от материнского организма (клетки) к дочернему,

что обеспечивает их сходство. Деление клеток образовательной ткани –

причина роста корня и побега верхушками.2. Ядро и расположенные в них

хромосомы с генами – носители наследственной информации о признаках клетки

и организма. Число, форма и размеры хромосом, набор хромосом – генетический

критерий вида. Роль деления клетки в обеспечении постоянства числа, формы и

размера хромосом. Наличие в клетках тела дипло-идного (46 у человека), а в

половых – гаплоидного (23) набора хромосом. Состав хромосомы – комплекс

одной молекулы ДНК с белками.3. Жизненный цикл клетки:интерфаза (период

подготовкиклетки к делению) и митоз (деление).1) Интерфаза – хромосомы дес-

пирализованы (раскручены). В интерфазе происходит синтез белков, липидов,

углеводов, АТФ, самоудвоение молекул ДНК и образование в каждой хромосоме

двух хро-матид;2) фазы митоза (профаза, мета-фаза, анафаза, телофаза) – ряд

последовательных изменений в клетке: а) спирализация хромосом, растворение

ядерной оболочки и ядрышка; б) формирование веретена деления, расположение

хромосом в центре клетки, присоединение к ним нитей веретена деления;в)

расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки (они становятся

хромосомами);г) формирование клеточной перегородки, деление цитоплазмы и ее

органоидов, образование ядерной оболочки, появление двух клеток из одной с

одинаковым набором хромосом (по 46 в материнской и дочерних клетках

человека).4. Значение митоза – образование из материнской двух дочерних

клеток с таким же набором хромосом, равномерное распределение между

дочерними клетками генетической информации.

2.

1. Антропогенез – длительный исторический процесс становления человека,

который происходит под влиянием биологических и социальных факторов.

Сходство человека с млекопитающими – доказательство его происхождения от

животных.2. Биологические факторы эволюции человека – наследственная

изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у

предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного

таза, прочного крестца – наследственные изменения, которые способствовали

прямохождению; 2) изменения передних конечностей – противопоставление

большого пальца остальным пальцам – формирование руки. Усложнение строения

и функций головного мозга, позвоночника, руки, гортани – основа

формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления.3. Социальные

факторы эволюции – труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный

образ жизни. Социальные факторы – основное отличие движущих сил

антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира.Главный признак

трудовой деятельности человека – способность изготавливать орудия труда.

Труд – важнейший фактор эволюции человека, его роль в закреплении

морфологических и физиологических изменений у предков человека.4. Ведущая

роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека. Ослабление

их роли на современном этапе развития общества, человека и возрастание

значения социальных факторов.5. Стадии эволюции человека:древнейшие,

древние, первые современные люди. Ранние стадииэволюции – австралопитеки,

черты их сходства с человеком и человекообразными обезьянами (строение

черепа,зубов, таза). Находки остатков человека умелого, его сходство с

австралопитеками.6. Древнейшие люди – питекантроп, синантроп, развитие у

них лобных и височных долей мозга, связанных с речью, – доказательство ее

зарождения. Находки примитивных орудий труда – доказательство зачатков

трудовой деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела,

позвоночника древнейших людей.7. Древние люди – неандертальцы, их большее

сходство с человеком по сравнению с древнейшими людьми (больший объем

мозга, наличие слаборазвитого подбородочного выступа), использование более

сложных орудий труда, огня, коллективная охота.8. Первые современные люди –

кроманьонцы, их сходство с современным человеком. Находки разнообразных

орудий труда, наскальных рисунков – свидетельство высокого уровня их

развития.

Билет№12

1.

1. Гаметы – половые клетки, участие их в оплодотворении, образовании зиготы

(первая клетка нового организма). Результат оплодотворения – удвоение числа

хромосом, восстановление их дип-лоидного набора в зиготе Особенности гамет

– одинарный, гапло-идный набор хромосом по срав нению с диплоидным набором

хромосом в клетках тела2. Этапы развития половых клеток: 1) увеличение

путем мито за числа первичных половых кле ток с диплоидным набором

хромосом, 2) рост первичных половых клеток, 3) созревание половых клеток3.

Мейоз – особый вид деления первичных половых клеток, в ре зультате которого

образуются га меты с гаплоидным набором хромосом Мейоз – два

последовательных деления первичной половойклетки и одна интерфаза перед

первым делением4. Интерфаза – период активной жизнедеятельности клетки,

синтеза белка, липидов, углеводов, АТФ, удвоения молекул ДНК и образования

двух хроматид из каждой хромосомы.5. Первое деление мейоза, его

особенности: конъюгация гомоло-гичных хромосом и возможный обмен участками

хромосом, расхождение в каждую клетку по одной гомологичной хромосоме,

уменьшение их числа вдвое в двух обра зевавшихся гаплоидных клетках6.

Второе деление мейоза – отсутствие интерфазы перед деле нием, расхождение в

дочерние клетки гомологичных хроматид, образование половых клеток с

гаплоидным набором хромосом Резу льтаты мейоза образование в семенниках

(или других органах) из одной первичной половой клетки четырех

сперматозоидов, в яични ках из одной первичной половой клетки одной

яйцеклетки (три мелкие клетки при этом погибают)

2.

1. Важный признак вида –расселение его группами, популя циями в пределах

ареала Попу ляция – совокупность свободно скрещивающихся особей вида,

которые длительное время существуют относительно обособленно от других

популяций на определенной части ареала2. Факторы, способствующие

объединению особей в популяции, – свободное скрещивание (взаимоотношения

полов), выращивание потомства (генетические связи), совместная защита от

врагов, типы взаимоотношений организмов разных видов: хищник– жертва,

хозяин–паразит, симбиоз, конкуренция.3. Популяция – структурная единица

вида, характеризуется определенной численностью особей, ее изменениями,

общностью занимаемой территории, определенным соотношением возрастного и

полового состава. Изменение численности популяций в определенных пределах,

сокращение ее ниже допустимого предела – причина возможной гибели

популяции.4. Изменение численности популяций по сезонам и годам (массовое

размножение в отдельные годы насекомых, грызунов). Устойчивость численности

популяций, особи которых имеют большую продолжительность жизни и низкую

плодовитость.5. Причины колебания численности популяций: изменение

количества пищи, погодных условий, экстремальные условия (наводнения,

пожары и пр.). Резкое изменение численности под влиянием случайных

факторов, превышение смертности над рождаемостью – возможные причины гибели

популяции.6. Саморегуляция численности популяции. Вслед за возрастанием

численности одних видов появляются факторы, вызывающие ее ограничение. Так,

возрастание численности растительноядных животных сопровождается

увеличением численности хищников, паразитов. Вследствие этого происходит

снижение численности растительноядных животных, а затем и численности

хищников. Таков механизм саморегуляции численности всех популяций,

сохранения ее на определенном уровне.

3.

Для составления вариационного ряда надо определить размеры, массу семян

фасоли (или листьев) и расположить их в порядке увеличения размеров, массы.

Для этого надо измерить длину или взвесить объекты и записать данные в

порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта.

Выяснить, семена каких размеров (или массы) встречаются чаще, а каких –

реже. Выявлена закономерность: наиболее часто встречаются семена средних

размеров и массы, а крупные и мелкие (легкие и тяжелые) – реже. Причины: в

природе преобладают средние условия среды, а очень хорошие и очень плохие

встречаются реже.

Билет№13

1.

1. Размножение – воспроизведение организмами себе подобных, передача

наследственной информации от родителей потомству. Значение размножения –

обеспечение преемственности между поколениями, продолжение жизни вида,

увеличение численности особей в популяции и их расселение на новые

территории.2. Особенности полового размножения – возникновение нового

организма в результате оплодотворения, слияния мужской и женской гамет с

гаплоидным набором хромосом. Зигота – первая клетка дочернего организма с

диплоид-ным набором хромосом. Объединение материнского и отцовского наборов

хромосом в зиготе – причина обогащения наследственной информации потомства,

появления у него новых признаков, которые могут повысить приспособленность

к жизни в определенных условиях, возможность выжить и оставить потомство.3.

Оплодотворение у растений. Значение водной среды для процесса

оплодотворения у мхов и папоротников. Процесс оплодотворения у голосеменных

в женских шишках, а у покрытосеменных – в цветке.4. Оплодотворение у

животных. Внешнее оплодотворение – одна из причин гибели значительной части

половых клеток и зигот. Внутреннее оплодотворение у членистоногих,

пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – причина наибольшей вероятности

образования зиготы, защиты зародыша от неблагоприятных условийсреды

(хищников, колебаний температуры и пр.).5. Эволюция полового размножения по

пути возникновения специализированных клеток (гапло-идных гамет), половых

желез, половых органов. Пример: у голосеменных на чешуйках шишки

располагаются пыльники (место образования мужских половых клеток) и

семязачатки (место образования яйцеклетки); у покрытосеменных в пыльниках

формируются мужские гаметы, а в се-мязачатке – яйцеклетка; у позвоночных

животных и человека в семенниках образуются сперматозоиды, а в яичниках –

яйцеклетки.

2.

1. Наследственность – свойство организмов передавать особенности строения и

жизнедеятельности от родителей потомству. Наследственность – основа

сходства родителей и потомства, особей одного вида, сорта, породы.2.

Размножение организмов – основа передачи наследственной информации от

родителей потомству. Роль половых клеток и оплодотворения в наследовании

признаков.3. Хромосомы и гены – материальные основы наследственности,

хранения и передачи наследственной информации. Постоянство формы, размеров

и числа хромосом, хромосомный набор – главный признак вида.4. Диплоидный

набор хромосом в соматических и гаплоидный в половых клетках. Митоз –

деление клетки, обеспечивающее постоянство числа хромосом и дипло-идный

набор в клетках тела, передачу генов от материнской клетки к дочерним.

Мейоз – процесс уменьшения вдвое числа хромосом в половых клетках;

оплодотворение – основа восстановления диплоидного набора хромосом,

передачи генов, наследственной информации от родителей потомству.5.

Строение хромосомы – комплекс молекулы ДНК с молекулами белка. Расположение

хромосом в ядре, в интерфазе в виде тонких деспирализованных нитей, а в

процессе митоза в виде компактных спирализованных телец. Активность

хромосом в деспирализо-ванном виде, образование в этот период хроматид на

основе удвоения молекул ДНК, синтеза иРНК, белка. Спирализация хромосом –

приспособленность к равномерному распределению их между дочерними клетками

в процессе деления.6. Ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о

первичной структуре одной молекулы белка. Линейное расположение сотен и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.