рефераты бесплатно

МЕНЮ


Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях

Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. ТАНКА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ЗООЛОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Миксюк Ольги Ивановны

соискателя кафедры зоологии

Научный руководитель:

доцент, кандидат биологических наук

Александр Владимирович Хандогий

_______________________________

Оценка: «отлично»

МИНСК 2002

СОДЕРЖАНИЕ

|Введение………………………………………………………................... |3 |

| | |

|Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА СРАВНЕНИЯ В | |

|НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ…………………. |4 |

| | |

|Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД В ЗООЛОГИЧЕСКИХ | |

|ИССЛЕДОВАНИЯХ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ | |

|ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………. |13 |

| | |

|Заключение……………………………………………………………….. |20 |

|Литература………………………………………………………………... |21 |

ВВЕДЕНИЕ

Современная биология представляет собой целую систему наук о живой

природе, о закономерностях ее существования и развития. В этом комплексе,

который формировался исторически на протяжении многих веков, важное место

занимает зоология, всесторонне изучающая животный мир Земли, его

происхождение, развитие, современное состояние и значение для человека.

Зоология, в свою очередь, разделяется на ряд наук, различающихся объектами,

методами и целями исследования.

Следует отметить, что, несмотря на множественность и разнообразие

методов и подходов, применяемых в биологическом (зоологическом) познании в

целом, для каждого конкретного этапа исследования все-таки характерен лишь

какой-то один, имеющий доминирующее значение, методологический подход,

объединяющий определенный срез научных методов.

Особое место в системе методов, применяемых в биологическом познании,

занимает сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений и

процессов. Он широко используется при систематизации и классификации

понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить

новое через имеющиеся понятия и категории. Сравнение, как специфический

логический прием, пронизывает все другие методы биологии. С помощью этого

метода осуществляется качественное и количественное исследование формы и

функций организмов. Сравнение дает возможность установить закономерности,

общие для разных явлений в живой природе.

В тоже время роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как

правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги

исследования.

Выбор мной данной темы для изучения обусловлен значением в

биологическом (зоологическом) познании применения разнообразных способов

сравнительного исследования.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Общая сравнительно-историческая атмосфера XIX столетия привела к

возникновению различных направлений научного познания, использующих метод

сравнения как основу логических операций упорядочения и классификаций.

Сравнительный подход имплицитно содержится в любой научной деятельности,

так как лежит в основе уже самых элементарных таксономий и классификаций в

любой области знания, а потому совпадает по “возрасту” с наукой вообще,

именно в XIX столетии сравнительный метод стал не только общепризнан, но и

получил статус программного метода в самых различных научных дисциплинах.

Первые попытки сравнения быта различных народов и объяснения его

сходства на этой основе предпринимались еще античной наукой (Аристотель

использовал историческое сравнение в анализе политических форм античности.

и др.). Интерес к сравнительным исследованиям особенно возрос начиная с XVI

в. (великие географические открытия и др.). На основе сравнительных

материалов выдвигается мысль о единстве человеческих черт, об общности

происхождения людей. Так, Ж.Ф. Лафито в начале XVIII в. высказал мнение,

что причина сходства нравственных традиций индейцев, изучением которых он

занимался, и древних народов Старого Света объясняется в основном общностью

их происхождения. Еще в конце XVIII в. была сделана первая попытка (Я.Д.

Вегелен) сформулировать основные принципы сравнительного метода, в том

числе логические основания для исторических сравнений.

Однако общепризнанным сравнительный метод становится лишь в XIX в.,

получив разнообразное применение в языкознании (сравнительно-историческое

языкознание), в социологии, юриспруденции, литературоведении (сравнительно-

историческое литературоведение), сравнительной мифологии, сравнительном

изучений религий, этнографии, культуроведении и др.

Так возникла сравнительная философия (компаративистика) – область

историко-философских изысканий, предметом которой явилось сопоставление

различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского

наследия Востока и Запада.

Истоки философской компаративистики связывают обычно с первыми

сочинениями, посвященными сопоставлению различных философских систем,

прежде всего в рамках самой западной традиции. Одним из первых опытов в

этом роде считается первая опубликованная работа Г.В.Ф.Гегеля “Различия

между философскими системами Фихте и Шеллинга” (1802).

Вышедшая два года спустя трехтомная монография французского философа

Ж.-М.Дежерандо так и называлась “Сравнительная история философских систем,

рассмотренная исходя из принципов человеческого познания” (1804).

В начале XIX в. И.Аделунг формулирует критерии степеней языкового

родства на базе сравнения не только лексем, но и грамматических структур, а

в 1808 г. Ф.Шлегель в книге “О языке и мудрости индийцев” (первое

фактически произведение научной индологии) формулирует постулаты

сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков, и вводит сам

термин “сравнительная грамматика”. Важнейший научный результат этой

методологии материализовался в работе Ф.Боппа “О системе спряжения

санскритского языка в сравнении с таковою в греческом, латинском,

персидском и германском языках” (1816). В сочинении В. фон Гумбольдта

“О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их

развития” (1820) обосновывается сам статус сравнительного языкознания как

отдельной лингвистической дисциплины и вместе с тем ставится вопрос о

языкознании как науке общего исторического цикла – “сравнительной

антропологии”. Наконец, Бопп в “Сравнительно-исторической грамматике

индоевропейских языков” (1833-1849), открывающей целую серию грамматик

больших языковых семей, вырабатывает саму методику последовательного

сравнения форм в родственных языках и предлагает интерпретацию самого

феномена родственных языков.

Методы сравнительного изучения родственных языков были мгновенно

перенесены в область изучения мифологий. Я.Гримм в двухтомной “Немецкой

мифологии” (1835) исследует родство сюжета о борьбе богов с гигантами в

скандинавской (Один – Имир) и греческой (Зевс – Кронос) мифологиях.

Немецкие же сказки рассматриваются им, через сравнение с другими

родственными традициями, как реликты единой древней германской мифологии.

Ф.Макс Мюллер прямо указал на целесообразность сравнивать мифы

индоевропейских народов точно так же, как сравниваются их языки. Однако он

пошел и дальше: если сравнение языков позволяет реконструировать праязык,

то сравнение мифов и мифологических персонажей дает возможность, по его

убеждению, выйти за границы собственно мифологической эмпирии и поставить

вопрос об истоках мифа как такового. В результате была написана работа

“Сравнительная мифология” (1856).

Сравнительное религиоведение тесно примыкает к сравнительному изучению

мифов. Сам термин, означающий эту дисциплину гуманитарного знания, стал к

концу XIX в. синонимом “науки религии” как таковой. Для формирования

данного термина был, вероятно, значим риторический вопрос, который Макс

Мюллер поставил перед собой в 1873 г. в работе “Введение в науку о

религии”: “Почему...мы должны колебаться в применении сравнительного метода

к изучению религий?”. Применение компаративного метода к данным по религиям

мира должно было определить для каждой из них место в рамках схемы общего

генезиса, эволюции и прогресса религий.

Сравнительно-историческое литературоведение XIX в. – дисциплина

истории литературы, в которой изучаются международные литературные

отношения и связи, прежде всего в области фольклорных по происхождению

мотивов и сюжетов. У истоков мифологической школы в сравнительном

литературоведении – идеи братьев Гримм, воплощенные в их “Немецкой

мифологии”. Применяя к изучению фольклора метод сравнительного языкознания,

Гриммы производили параллельные явления в фольклоре индоевропейских народов

от их общей “прамифологии” (по аналогии с “праязыком”), полагая, что

наилучшим образом элементы последней сохранились в немецкой народной

поэзии. Принципы литературоведческой компаративистики были сформулированы в

монографии Х.Познетта “Сравнительное литературоведение” (1886). С 1870 г. в

Петербурге была учреждена кафедра “всеобщей литературы” (фактически

сравнительно-исторического литературоведения), возглавлявшаяся Веселовским,

с 1880-х годов – аналогичные кафедры в университетах Москвы (Н.Стороженко),

Киева (Н.Дашкевич), Одессы (А.Кирпичников), Варшавы (Л.Шепелевич,

И.Созонович).

Период “первоначального накопления” в нескольких естественно-научных

дисциплинах позволил поставить вопрос об общеисторическом принципе

истолкования эмпирического материала, при котором сравнение биологических

функций и форм разных видов привело к трактовке соответствующих фактов в

контексте уже не “лестницы форм”, но “цепи развития”. Появились специальные

дисциплины в виде сравнительной анатомии (сравнительная морфология),

сравнительной физиологии, эмбриологии и палеонтологии.

Теоретико-познавательное значение и сфера применения сравнительного

метода (сравнительно-исторического метода - (в западной литературе обычно:

сравнительный метод, кросс-культурный метод, компаративный метод

(Vergleichende Methode, Comparative method, Gross-cultural method, Methode

comparative)), существенно изменились в процессе развития научного знания.

Следует отметить принципиальное различие между подходом к нему с точки

зрения современной науки и тем положением, которое занимал этот метод в XIX

веке. Сравнительный метод трактовался ранее в исключительно широком (в том

числе и мировоззренческом) плане. Позднее усилилась тенденция его

ограничения, «методологической специализации». В современных условиях он

лишь одна из сторон или составных частей диалектического метода в его

специфическом применении к отдельным наукам, например, один из методов

биологического исследования.

Современная методология относит сравнительный метод, в соответствии с

масштабами применения, к общенаучным, по функциональному назначению и

способам применения - к эмпирическим методам.

Можно вычленить различные формы сравнительного метода: сравнительно-

сопоставительный метод, который выявляет природу разнородных объектов;

сравнение историко-типологическое, которое объясняет сходство не связанных

по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития;

историко-генетическое сравнение, при котором сходство явлений объясняется

как результат их родства по происхождению; сравнение, при котором

фиксируются взаимовлияния различных явлений.

При изучении различных свойств эмпирических объектов во

всем их многообразии непременно используется сравнение. Общеизвестны

крылатые слова: "Все познается в сравнении".

Окружающий нас мир явлений и вещей бесконечен в смысле неисчерпаемости

качественного и количественного их многообразия.

Это неисчерпаемое качественное и количественное многообразие

вообще, то есть в абсолютном смысле, не поддается количественной

оценке. Качественная и количественная оценки как виды отражения

действительности, возможны лишь при определенном упорядочении

неисчерпаемого качественного и количественного многообразия.

Первый этапом такого упорядочения является подразделение

окружающего нас качественного многообразия на качества или свойства и

на зависимости между свойствами. Следовательно, всеобъемлющая проблема

отражения распадается на отражение свойств или величин и на отражение

зависимостей между свойствами или величинами.

Эмпирические объекты обладают бесконечным числом различных свойств.

Методом сравнения изучается, прежде всего, то свойство, которое является

общим для ряда объектов и явлений, а значит обычным и более существенным,

которое в дальнейшем целесообразно подвергнуть более детальному изучению.

При сравнении необходимо выполнить два основных требования:

*сравнивать целесообразно лишь объекты, объективно обладающие

общими однородными свойствами;

*сравнивать объекты необходимо лишь по наиболее существенным

их свойствам.

Вторым этапом упорядочения качественного многообразия является

подразделение свойств в зависимости от характера их проявления

на три группы:

V 1-я - свойства, проявляющие себя только в отношении эквивалентности,

когда они могут быть одинаковыми или неодинаковыми;

V 2-я - свойства, проявляющие себя в отношении порядка. Такое свойство

может быть у различных объектов больше или меньше;

V 3-я - свойства, проявляющие себя в отношении аддитивности. При

определенном объединении объектов, которые ими обладают, они

суммируются.

Сравнение широко используется при систематизации и классификации

понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить

новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании

нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер,

отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит

предпосылки для проведения аналогии.

Классификация заключается в разделении множества различных объектов,

обладающих обнаруженными на основе наблюдения и сравнения сходствами и

различиями на группы и классы. Основным требованием к научной классификации

как к логической операции служит упорядочение классифицируемых объектов

только по их существенным признакам или свойствам, которые содержатся в

определениях данных объектов. Различают два вида классификации:

*дихотомия - классификация по отсутствию или наличию данного

свойства у классифицируемых объектов, проявляющемуся обычно толь-

ко в отношении эквивалентности, например, подразделение людей по

отношению к средствам производства, до полу и т.д.;

*классификация по изменению порядка или интенсивности существенного

свойства, например, классическая классификация Менделеевым химических

элементов по изменению их атомного веса. Такая классификация является

основой автоматического распознавания объектов.

Определенно, как специфический логический прием, сравнительный

метод является необходимой составной частью любого научного исследования,

имеющего дело с реальными объектами (а не идеальными, как в различных

областях математики).

Здесь эффективно рассмотреть использование приемов сравнения на

различных этапах научного исследования. Для научного описания какой - либо

предметной области, как отмечалось выше, прежде всего следует различить

объекты, с которыми исследователь имеет дело, выяснить их сходства и

различия, объединить их в классы по существенным сходствам. Правда, во

многих науках эта методологически необходимая часть научного метода

редуцирована, например, по причине предполагаемой тривиальности (как в

физике). Любая наука, изучающая реальные явления, начинается с

морфологического метода описания этих явлений. Морфология, в свою очередь,

тесно связана с систематикой, с объединением явлений в классы.

Сравнительный метод служит основой для описания морфологии объекта

исследования. Обычно мы не различаем объекты по признакам, а сразу

схватываем целостный образ объекта, видим, на какие другие объекты он

похож. Но чтобы знание об объекте стало научным, требуется указать

признаки, с помощью которых выделяется данный объект. От прочих областей

познавательной деятельности наука отличается большей степенью

преемственности и воспроизводимости результатов. Целостное видение объекта

нельзя передать другому человеку, незнакомому с этим объектом. Только

мысленно выделив в объекте какие-то структуры, признаки, отличия, мы можем

рассказать о них другим людям и таким образом сделать наше знание доступным

другим.

Изучив морфологию объекта, указав те признаки, на основании которых

объект похож на некоторые другие, и те аспекты, в которых он отличается от

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.