рефераты бесплатно

МЕНЮ


Физиология высшей нервной деятельности

типа увеличение или удлинение времени действия условного сигнала

сопровождается усилением условнорефлекторного ответа. Представители слабого

типа соответствуют меланхолическому темпераменту по классификации

Гиппократа.

[pic]

Животных с сильным типом делят на 3 группы в зависимости от уравно-

нешенности и подвижности нер-вных процессов. Так, есть животные с сильными,

неуравновешенными процессами, у которых возбуждение преобладает над

торможением. Это, как правило, легко возбудимые, агрессивные животные. По

классификации Гиппократа они отно-

87

сятся к холерическому типу. Сильный уравновешенный тип подразделяется на 2

подгруппы в зависимости от подвижности нервных процессов. Это свойство

подразумевает скорость смены возбуждения торможением и торможения

возбуждением в коре больших полушарий. Сильный, уравновешенный,

малоподвижный (инертный) тип характеризуется сильными процессами

возбуждения и торможения, их уравновешенностью и инертностью, то есть у

представителей этого типа возбуждение с трудом сменяется торможением, а

торможение — возбуждением. Последнее свойство проявляется в том, что у

таких животных очень трудно переделать динамический стереотип. Данный тип,

по классификации Гиппократа, относится к флегматическому темпераменту. И,

наконец, четвертый тип — сильный, уравновешенный, подвижный

У животных такого типа, в отличие от предыдущего, возбуждение

[pic]

и торможение легко сменяют друг друга, что

проявляется в относительной легкости переделки

старых и выработки новых динамических

стереотипов. По классификации Гиппократа этот

тип относится к сангвиническому темпераменту.

Таким образом, предложенная Гиппократом

характеристика основных типов, получила свое

естественно-научное объяснение в трудах

И.П.Павлова, положившего в основу

классификации основные свойства нервных

процессов - силу, уравновешенность и

подвижность.

Надо отметить, что представители основных типов темпераментов в чистом

виде встречаются крайне редко как у животных, так и у человека. Гораздо

чаще наблюдаются смешанные типы, позволяющие говорить о вариациях основных

типов - меланхолика, холерика, сангвиника и флегматика. Поведенческие

особенности четырех типов темпераментов в одной и той же критической

ситуации хорошо иллюстрирует рисунок художника Бидструпа (рис. 17).

88

Генотип и фенотип

Основные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения (сила,

уравновешенность, подвижность), составляющие основу четырех базисных типов

и их вариаций, передаются по наследству и составляют, следовательно,

генотип животных и человека. В ходе индивидуального развития (онтогенеза)

на основе генотипа формируется характер, или фенотип. Фенотип, таким

образом, является итогом воздействия на генотип биологических и социальных

факторов внешней среды. Особую роль в формировании характера человека

играют социальные факторы, определяющие совокупность социально значимых

черт личности, таких как чувство ответственности, чувство долга, честность,

порядочность, целеустремленность, трудолюбие, отзывчивость и целый ряд

других качеств. Социальная среда, представленная семьей, школой, группами

по интересам, на основе одного и того же генотипа может сформировать

совершенно различные по социальной значимости характеры. Примером могут

служить результаты исследований типов высшей нервной деятельности у

учащихся выпускных классов, проведенных сотрудниками Павлова.

Анализируя успеваемость выпускников и исследуя типы их

нервной

деятельности, ученые пришли к неожиданному на первый взгляд выводу: как

среди отличников, так и среди неуспевающих были ученики всех типов высшей

нервной деятельности. Таким образом, отношение к учебе

определяется не врожденными свойствами высшей нервной деятельности

генотипом), а теми социально значимыми качествами личности, которые

составляют основу характера и формируются воспитанием. Другим примером

являются наблюдения за ткачихами-многостаночницами, работа которых на

нескольких станках предполагает наличие сильного типа нервной системы.

Однако, оказалось, что среди этих женщин представлены все типы, в том числе

и слабый. Анализируя работу женщин, исследователи обнаружили, что тип

нервной системы определял выбор тактики и организации рабочего дня. Женщины

со слабым типом нервной системы, в отличие от женщин с сильным типом,

заранее принимали все возможные меры, обеспечивающие в течение рабочего дня

бесперебойную работу станков, что давало возможность работать и оптимальном

для слабого типа, не приводящем к переутомлению, темперамент

89

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Павлов утверждал, что различные типы ВНД характеризуются неодинаковой

устойчивостью к заболеваниям, в силу чего сангвиник и флегматик были

отнесены им к «золотой середине» человечества, в то время как меланхолик и

холерик были названы «крайними типами» склонными, в частности, к нервно-

психическим расстройствам. В современных условиях, когда резко возросли

стрессовые нагрузки, провоцирующие развитие заболеваний сердечно-сосудистой

системы, онкологических, язвенных болезней, диабета, несомненным лидером по

склонности к сердечно-сосудистой патологии являются люди с холерическим

темпераментом. Таким образом, генотип определяет индивидуальную

устойчивость к заболеваниям различного рода, что подтверждает гениальные

догадки Гиппократа, высказанные им более 2000 лет назад. Следовательно,

качественная оценка типа ВНД предполагает медицинский аспект, но не

социальный, поскольку социальная значимость личности определяется не

генотипом, а фенотипом или характером.

Специфические особенности высшей нервной деятельности человека.

Наряду с общими для животных и человека типами высшей нервной

деятельности, описанные выше, у человека выделяют ещё несколько типов,

связанных со спецификой его высшей нервной деятельности. Павлов создал

учение о первой и второй сигнальных системах действительности. К первой

сигнальной системе относятся общие для животных и человека системы условных

и безусловных рефлексов на непосредственные сигналы внешнего мира. У

животных эта сигнальная система является единственной, обеспечивая

надлежащей мере процессы адаптации и выживания к изменяющимся условиям

внешней среды. У человека в силу социальной природы, группового образа

жизни и совместной трудовой деятельности сформировалась вторая сигнальная

система действительности «чрезмерная прибавка» по выражению Павлова. Ко

второй сигнальной системе относятся слова – видимые, слышимые, произносимые

то есть

90

речь, как способ коммуникации людей. Появление, развитие, совершенствование

второй сигнальной системы дало человеку неоспоримые преимущества даже перед

его высокоорганизованными предшественниками – обезьянами. Благодаря слову,

мир человека как бы удвоился, поскольку каждый реальный предмет, событие

получили вербальный (словесный) эквивалент. В силу этого человек может

оперировать реальными предметами, как животное, но и вербальными символами,

отвлекаясь от реальной действительности. Иными словами, в отличие от

животных, обладающих конкретно-чувственным мышлением на базе первой

сигнальной системы, а человек способен к абстрактно-логическому мышлению на

базе второй сигнальной системы. Этот качественный скачок дал человеку

огромные преимущества перед животными. Действительно, вся история

цивилизации стала возможной, лишь благодаря развитию второй сигнальной

системы, обеспечивающей развитие науки, искусства, образования. В мире

животных есть также виды, для которых характерен групповой образ жизни,

предусматривающий определенные формы обмена информации между особями

(пчелы, осы, муравьи, млекопитающие, птицы, ведущие стадный, стайный образ

жизни). Вся система коммуникаций у животных осуществляется на основе первой

сигнальной системы, включая реакции на запахи (феромоны), жесты, позы,

звуки и т.д. Эти реакции могут быть, как врожденными, так и условными, но

все они обеспечивают конкретное поведение на конкретные стимулы. Как

известно, среди птиц есть виды, способные к звукоподражанию в такой

степени, что может сложиться впечатление об осмысленном произношении слов,

например, попугаями, скворцами. В действительности, в данном случае речь

идет о выработке условных имитационных голосовых реакций, воспроизводимых в

определенной конкретной ситуации, которая и является условным стимулом.

Хорошим доказательством того факта, что животные не понимают смысла слов,

на которые у них выработаны условные рефлексы, является следующее

наблюдение. У собаки слово «врач» подкреплялось едой, в результате чего у

неё выработался пищевой условный рефлекс в форме слюноотделения на слово

«врач». Если, однако, собака услышит слово «доктор», т никакой условный

рефлекс не будет наблюдаться, так как для неё важен просто набор

определенных звуков, но не смысл слов, который для них не доступен.

91

В отличие от животных, человек, у которого выработан определенный,

например, двигательный условный рефлекс на слово «врач», будет положительно

реагировать и на слово «доктор», то есть для человека важен смысл слов, в

силу чего синонимы основного условного словесного сигнала будут вызывать те

же условные рефлексы. У человека, в отличие от животного, можно наблюдать

следующую закономерность. Если выработать условный рефлекс на слово «врач»

в виде нажатия, например, на определенную клавишу компьютера, то такую

реакцию у человека будет вызывать предъявление на табло написанного слова

«врач» или «доктор». Таким образом, способность животных реагировать на

слова основана на принципах образования условных рефлексов на определенный

набор звуков, в то время как у человека основным свойством слов является их

смысловое значение. Следовательно, животные не обладают зачатками второй

сигнальной системы даже в примитивной форме. Оперирование словами,

символами реальных вещей и событий, присуще только человеку, обеспечивая

возможность его ориентации в прошлом, настоящем и способность

прогнозировать будущее.

Первая и вторая сигнальные системы человека находятся в непрерывном

взаимодействии, обеспечивая его адаптацию к внешнему миру. Наличие такого

взаимодействия иллюстрируется следующим опытом. У человека вырабатывается

условный двигательный рефлекс на гудок в виде нажатия на определенную

кнопку. После выработки данного условного рефлекса произнесенное

экспериментатором слово «гудок» вызовет у испытуемого ту же условную

реакцию. Звучание гудка, подкрепленное движением испытуемого,

сопровождается выработкой двигательного условного рефлекса по принципу

первосигнальности. Возможность произносимого экспериментатором слова

«гудок» вызывать сразу же подобную реакцию у испытуемого, свидетельствует

об иррадиации возбуждения из первой сигнальной системы во вторую сигнальную

систему.

Взаимодействие систем может выражаться и в форме подавления реакций. Так,

если выработан описанный выше условный рефлекс на гудок, то при

одновременном звучании гудка и слов «гудок не гудит» условное движение

тормозится. В этом случае вторая сигнальная система тормозит первую

сигнальную систему.

Совместная трудовая деятельность людей явилась первотолчком для развития

речи и необходимым условием ее постоянного развития

92

и совершенствования. Есть ли элементы трудовой деятельности у животных?

Безусловно, животные очень деятельны, что проявляется в форме инстинктивных

действий по добыванию пищи, постройки гнезд и убежищ, ухода за потомством и

др. Однако, животные не используют, в отличие от человека, орудий труда, не

хранят, не совершенствуют их. Подчас животные демонстрируют «догадливость»,

используя для определенных целей подсобные средства. Например, орел, взяв в

клюв камень, взлетает и бросает его на панцирь черепахи, разбивая его,

таким образом. Маленькие птички Дарвинские вьюрки, чтобы достать насекомых

из-под коры деревьев, улетают в поисках кактуса, отламывают от него колючку

и возвращаются к нужному дереву, где с помощью колючки извлекают насекомых

из трещин коры. Используемые животными подсобные средства не являются

орудиями труда в том смысле, в каком они являются для человека. Человек

создает, совершенствует орудия труда, хранит их, передает следующим

поколениям, в силу чего и возможен был прогресс в орудиях труда, отправной

точкой в котором были камень и палка, а конечным продуктом на данном этапе

развития общества являются компьютеры, интернет, космические корабли,

атомные реакторы и пр.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВАННЫЕ НА

ВЗАИМОДЕЙСТВИИ I и II СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Первая сигнальная система, обеспечивающая восприятие непосредственных

стимулов внешнего мира, связана с правым полушарием, отвечающим за

конкретно-чувственное мышление. Вторая сигнальная система связана в

основном с левым полушарием, обеспечивающим в силу этих причин абстрактно-

логическое мышление. Таким образом, взаимодействие между двумя сигнальными

системами у человека определяется взаимодействием правого и левого

полушарий. Если правое и левое полушария уравновешены в своих функциях, то

у человека в его поведении и психике проявляется уравновешенность первой и

второй сигнальных систем, то есть человек в равной степени способен к

конкретно-чувственному и абстрактно-

93

логическому мышлению. Подавляющее большинство людей относятся к такому

типу, называемому средним типом.

У некоторых людей более активным является правое полушарие, в силу чего у

них доминирует первая сигнальная система, обеспечивающая конкретно-

чувственное, яркое, образное восприятие внешнего мира. Как правило, эти

люди художественно одарены и способны к творческой деятельности в различных

областях искусства и литературы. Это художественный тип, к которому

относятся поэты, художники, актеры, музыканты.

Противоположный тип людей, у которых доминирует левое полушарие, получил

название мыслительного. Люди этого типа с хорошо развитой второй сигнальной

системой, способны к абстрактному мышлению, и, следовательно, к занятиям

научной деятельностью. И, наконец, крайне редко встречаются люди

художественно-мыслительного типа, у которых по сравнению со средним типом

гипертрофированны (функционально) и правое, и левое полушария, что

обеспечивает мощное развитие и конкретно-чувственного, и абстрактно-

логического мышления. Эти люди сочетают в себе способности к

художественному и научному творчеству. К столь редким в истории

человечества гениям относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело, Гете,

Ломоносов. Как известно, творчество этих людей охватывало не только сферы

искусства, но и сферы науки и познания.

94

Литература

1. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.

Полн. собр. соч. Том 4. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

5. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.,

1980.

6. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной

деятельности:

избранные труды. М., 1983.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

Воронин Л.Г. Курс лекций по высшей нервной деятельности. М., 1984.

9. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М., 1988.

Ю.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991.

11 .Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности.

М., 1997.

12.Фабри К.Э. Орудийные действия животных. М., 1980. 13. Дмитриев А.С.

Физиология высшей нервной деятельности. М., 1974. 14.Физиология высшей

нервной деятельности. Ч. II. Условные рефлексы и адаптивное поведение. В

серии «Руководство по физиологии». М., 1971.

95

Оглавление

Введение .................................................... 3

1. История, предмет и методы исследования физиологии

высшей нервной деятельности

........................................... 4

2. Безусловные и условные

рефлексы....................................................................

................. 13

1. Классификация безусловных рефлексов

........................................ 14

2. Классификация условных

рефлексов.................................................................

............... 17

3. Механизмы образования условного

рефлекса....................................................................

27

3.1. Локализация временных

связей....................................................................

............... 29

4. Филогенез временных

связей......................................................................

...........................35

4. Процессы торможения в коре больших

полушарий...........................................................45

5. 5.1. Условное торможение ...........................................

48

5. Анализ и синтез в высшей нервной деятельности

................................... 55

6. Структура поведенческого акта. Теория функциональных систем П.К.

Анохина..... 65

6. Локализация функций в коре больших полушарий у высших

позвоночных............ 75

8.1. Ассоциативные (внеядерные, третичные) зоны коры больших

полушарий................. 79

8.2. Функциональная ассиметрия больших полушарий и их совместная

деятельность......81

8.3. Современные представления о системной и динамической

локализации функции......84

9. Типы высшей нервной деятельности животных и человека ...........86

9.1. Генотип и фенотип .......................................... 89

9.2. «Качественная» оценка типов высшей нервной

деятельности...................................... 90

3. Специфические особенности высшей нервной деятельности

человека....................... 90

4. Типы высшей нервной деятельности человека, основанные на взаимодействии

I и II сигнальных систем действительности

.........................................93

Литература .................95

96

Учебное издание

Т.Г. Анищенко О.В. Глушковская-Семячкина Л.Н. Шорина Н.Б.

Игошева

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оригинал-макет подготовила Н.Н. Левина

Изд. Лиц. ЛР №020773 ОТ 15.04.98 Формат 60x84 1/16. Бумага

офсетная. Подписано в печать 23.07.2001.

Гарнитура Тайме. Печать Risо. Усл. печ. л. 6,00. Тираж 500 экз.

Заказ 156

Издательство ГосУНЦ «Колледж» 410026, Саратов, ул.

Астраханская, 83

Отпечатано с готового оригинал-макета. 410005, Саратов

Пугачевская, 161, офис 320 в 27-26-93

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.