рефераты бесплатно

МЕНЮ


Физиология высшей нервной деятельности

79

стимул (упавший листок с дерева) останавливал животное, вызывая у него

ориентировочный рефлекс, который тормозил целенаправленное движение.

Лоботомия сопровождалась и изменениями психического состояния животного.

Оно становилось вялым, апатичным, проводя большую часть времени в состоянии

сна. Вместе с тем, такое животное склонно к подражательным рефлексам. Если

в комнату, где спит лоботомированная собака, ввести другое здоровое

животное, которое начинает исследовать новую для него обстановку, то собака

без лобных долей встает и начинает копировать все движения здоровой собаки.

Когда здоровая собака покидает комнату, лоботомированная собака вновь

впадает в сонное состояние.

Во время Великой Отечественной войны Лурия А.Р. собрал большой клинический

материал об изменении поведения и психики человека при ранении различной

локализации, в том числе, при поражении лобных долей. У больного с

поврежденными лобными долями возникает целый комплекс изменений в поведении

и психике, который получил название «лобного синдрома». Прежде всего, такой

больной не в состоянии совершать целенаправленные действия, так как любое

внешнее незначительное событие прерывает это действие. Так, больной,

направляющийся в кабинет врача, сразу же поворачивается и идет в обратном

направлении, если встречает своего знакомого, идущего ему навстречу.

Естественно, что более сложные действия и поступки, направленные на

достижение более сложных целей, становятся для такого больного

невозможными. Изменения в психике проявляются в форме расторможенности

влечений, эйфории, некритического отношения к своим поступкам, склонностью

к подражанию. Нарушается способность к абстрактному мышлению, к усвоению

нового, доминирует стереотипность в поведении и высказываниях.

Таким образом, лобные доли, интегрируя информацию от ядерных зон,

участвуют в организации сложных целенаправленных поведенческих актов

обеспечивающих адекватные реакции человека и животных на изменяющиеся

условия внешней среды. Кроме того, лобные доли вносят большой вклад в

формирование определенных психологических черт личности, связанных, прежде

всего с ее волевыми качествами.

К ассоциативным зонам относятся, как уже указывалось, и теменные зоны. В

филогенезе их формирование происходило на границе ядерных зон: зрительного,

кожно-двигательного и слухового анализаторов, в силу чего

80

теменные области легко получают от них информацию, перерабатывают ее,

обеспечивая обобщенное восприятие действительности. Верхние теменные зоны

(поля 5 и 7) имеют наиболее тесные отношения с пре- и постцентральными

зонами, получая информацию от вторичных полей этих зон. Результатом

переработки этой информации является формирование сложных видов ощущения,

подобных ощущениям веса предметов, шероховатости или гладкости их

поверхности Кроме того, с верхними теменными долями связаны наши ощущения о

направлении движения в сегментах конечностей, о взаимном расположении этих

сегментов и пр.

Нижние теменные поля (39 и 40) осуществляют переработку и интеграцию кожно-

двигательных, зрительных, слуховых и вестибулярных раздражений, па основе

чего формируются сложные пространственные представления о внешнем мире и о

положении тела в трехмерном пространстве. С нарушением функций теменных

долей связана потеря человеком ориентации во времени и в пространстве, что

проявляется в невозможности разделять прошедшее, настоящее и будущее время,

а также в неспособности находить дорогу домой, на работу и т.д.

Таким образом, лобные и теменные доли, занимая у человека большую часть

коры больших полушарий, получают информацию из ядерных зон, подвергают ее

сложной переработке, на основе чего осуществляются процессы биологической и

социальной адаптации человека. Немаловажную роль в этих процессах играют

определенные психические качества личности, обеспечиваемые лобными и

теменными долями.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АССИМЕТРИЯ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ И ИХ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Левое и правое полушария головного мозга, не различаясь по своему

морфологическому строению, тем не менее, функционально неравнозначны, что

особенно ярко проявляется в отношении речевых и двигательных функций. Так,

еще в прошлом веке стало известно, что нарушение поля 44 в левом, но не в

правом полушарии сопровождается нарушением речедвигательной функции (центр

Брока). Поскольку у подавляющего большинства людей «ведущей»

81

является правая рука, управление которой также связано с левым полушарием,

стали полагать, что левое полушарие является доминантным, обеспечивая речь

и феномен праворукости, а правое полушарие является субдоминантным,

Однако, современные исследования показали, что правильнее говорить о

функциональной асимметрии полушарий, то есть о функциональной

неравнозначности левого и правого полушарий в отношении различных функций.

Выключая временно правое или левое полушарие с помощью наркотического

вещества, введенного в сонную артерию, можно наблюдать, как изменяются

различные функции, в частности, речевая, реализация которой ранее целиком

осуществлялась за счет левого полушария. Итак, временное выключение правого

полушария превращает человека на короткое время в «левополушарного»

человека, наблюдение за которым позволяет оценить тот вклад, который вносит

выключенное правое полушарие в речевую функцию. Оказалось, что

«левополушарный» человек становится очень разговорчивым, причем речь его

более сложная за счет употребления литературных оборотов, газетных штампов,

что несвойственно для этого человека в естественном состоянии. Вместе с

тем, «левополушарного» человека отличает невыразительная речь, без тех

интонаций, которые обогащают ее и делают индивидуальной и неповторимой.

Кроме того, при выключении правого полушария у человека затруднено

различение мужских и женских голосов и других звуков, нарушается восприятие

музыки. У такого человека нарушается образная память — человек не

удивляется, увидев на рисунке лошадь с ушами спаниеля. Человек теряет

остроту восприятия предметов и образов внешнего мира, в силу чего

становится равнодушным к красоте пейзажа, живописных полотен и др. У

«правополушарного» человека наблюдаются иные нарушения речевой функции, что

проявляется прежде всего в расстройствах восприятия речи и произношения

звуков. Кроме того, нарушается память на слова, но вместе с тем,

обостряется зрительная память. Преобладает зрительное восприятие мира и

образное мышление. Не нарушается образная память - человек правильно

ориентируется во времени и пространстве. «Правополушарный» человек

становится более чувствительным к музыкальной стороне речи — он тоньше

воспринимает интонации речи и ее эмоциональную окраску. Его музыкальный

слух улучшается, человек легче различает близкородственные музыкальные

фразы, лучше узнает мелодии.

82

Анализ результатов наблюдения за «правополушарными» и «левопо-лушарными»

людьми позволяет сделать вывод о том, что такая важная функция как речевая,

обеспечивается работой обоих полушарий, каждое из которых вносит свой вклад

в реализацию этой функции. Так, если левое полушарие отвечает за чисто

вербальную сторону речи, то есть за произношение, восприятие и

воспроизведение слов, то правое полушарие обогащает нашу речь интонациями и

эмоциями, придавая ей неповторимую индивидуальность. Обеспечивая вербальную

составляющую нашей речи, левое полушарие отвечает за чисто человеческую

способность к абстрактно-логическому мышлению. Правое полушарие

обеспечивает образное восприятие реальности и является субстратом конкретно-

чувственного мышления, характерного не только для человека, но и для

животных. Безусловно, у человека по сравнению даже с высшими животными

конкретно-чувственное мышление значительно богаче и сложнее по форме и

содержанию. Правое полушарие называют «музическим» в силу того, что оно

имеет непосредственное отношение к различным видам искусства и творчества.

Функциональная асимметрия — одно из проявлений парной работы больших

полушарий. При наличии такой асимметрии, как было показано на примере

речевой функции, оба полушария работают как единое целое, что

обеспечивается морфологическими связями между ними, так называемыми

комиссурами. Важнейшей из них является мозолистое тело. Функциональная

взаимосвязь полушарий была впервые показана в опытах Павлова. Если

выработать пищевой условный рефлекс на раздражение касалкой определенных

точек правой передней лапы, то оказывается, что раздражение симметричной

точки на левой передней лапе сразу вызывает подобный пищевой рефлекс. Такой

«перенос опыта» возможен потому, что правое и левое полушария обмениваются

информацией.

Наиболее яркое значение комиссур в обеспечении совместной работы полушарий

проявляется в тех случаях, когда у больных производится рассечение комиссур

по медицинским показаниям. После такой операции каждое полушарие начинает

вести себя как самостоятельный мозг, с собственной памятью и функциями. При

этом буквально «правая рука не знает, что делает левая», поскольку

невозможен обмен информацией между полушариями. В этом случае получение

описанных выше результатов по «переносу опыта» на собаке невозможно. При

синдроме разъединения полушарий

83

наблюдается возникновение двух независимых потоков сознания, что может

сопровождаться феноменом раздвоения личности.

Таким образом, большие полушария, обладая функциональной асимметрией,

работают как единое целое, обеспечивая в полном объеме реализацию важнейших

психических и двигательных функций.

Современные представления о системной и динамической локализации функций

Уже на примере речевой функции можно сделать вывод о том, что в ее

реализации участвует система структур левого и правого полушарий,

функциональное взаимодействие которых обеспечивает индивидуальную

неповторимость человеческой речи. Следует добавить, что существуют 3

центра, ответственных за вербальную сторону речевой функции. Во-первых, это

уже знакомый нам речедвигательный центр Брока, расположенный в лобных долях

левого полушария (поле 44). Кроме того, за восприятие устной речи отвечают

височные доли — здесь расположен центр Вернике, повреждение которого ведет

к тому, что человек может произносить слова, но не понимает обращенной к

нему речи. И, наконец, за восприятие письменной речи отвечают затылочные

области. Здесь находится центр чтения. При его поражении человек может

говорить, понимать слышимую речь, но не может читать. На примере зрительной

функции рассмотрим роль различных зон коры в ее обеспечении. Как уже

рассматривалось выше, опытами Мунка, Павлова, наблюдениями Пенфилда и

Джаспера была установлена роль затылочных областей коры больших полушарий в

обеспечении предметного зрения. Однако, для того, чтобы увидеть какой-либо

предмет, человек (и животное) должны сфокусировать изображение данного

предмета на сетчатке, что предполагает работу разнообразных мышц,

обеспечивающих поворот головы в нужном направлении, а также глазных мышц,

обеспечивающих сведение или разведение зрительных осей, изменение кривизны

хрусталика, ширины зрачка и др. Работа мышц, как известно, регулируется

двигательной зоной коры больших полушарий. Прецентральная область не только

регулирует сокращение указанных групп мышц, но и анализирует степень их

сокращения

84

на основе информации, идущей от проприорецепторов работающих мышц в

прецентральную зону. Таким образом, взаимодействие затылочных и пре-

централъных областей за счет процессов иррадиации возбуждения способствует

образованию временных связей между ними, то есть накоплению индивидуального

опыта, позволяющего не только видеть предметы, но и оценивать их размеры,

удаленность и расположение в пространстве.

В реализации зрительной функции большую роль играет и кожный анализатор.

Известно, что изображение предметов на сетчатке глаза перевернутое. Почему

взрослый человек видит предметы правильно? В основе правильного восприятия

предметов внешнего мира лежит индивидуальный опыт, предполагающий

совместную работу затылочных, пре- и постцентральных областей.

Новорожденный человек видит мир «вверх ногами». Однако, в ходе развития

ребенка вырабатываются временные связи между зрительными полями,

обеспечивающими предметное зрение, прецентральной зоной, обеспечивающей

усилия соответствующих мышц, а также постцентральной юной, ответственной за

кожную чувствительность. Таким образом, ребенок видит игрушку, прилагает

мышечные усилия, чтобы взять ее, испытывает при этом целый комплекс кожно-

тактильных ощущений. Кроме того, он слышит от взрослых название игрушки.

Таким образом, в зрительных, двигательных, чувствительных и слуховых зонах

коры больших полушарий одновременно образуются очаги возбуждения,

иррадиирующего навстречу друг другу, что приводит к образованию сложной

системы временных связей, составляющих основу «правильного» видения

внешнего мира. Эти связи динамичны, что доказывается опытами, когда

взрослому человеку надевают очки, которые делают изображение на сетчатке

глаза не перевернутым, а правильным. Оказывается, первое время человек

видит все предметы перевернутыми. Однако, очень скоро этот дефект

компенсируется за счет образования новых временных связей между указанными

выше зонами коры, и человек приобретает новый опыт «правильного» видения

мира. Если человек снимает такие очки, то опять некоторое время он видит

предметы перевернутыми. Однако, установление новых временных связей между

зрительными, двигательными, чувствительными и слуховыми зонами

восстанавливает нарушенную зрительную функцию.

Разобранные выше примеры и являются иллюстрацией современной

концепции системной и динамичной локализации функций, суть которой в том,

85

что любая функция реализуется различными структурами мозга, каждая из

которых вносит свой конкретный вклад в данную функцию. Функциональное

объединение различных структур обеспечивается их динамическим

взаимодействием за счет процессов иррадиации возбуждения и формирования

временных связей.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

Разнообразие человеческих типов и характеров издавна привлекало внимание

ученых. Первые попытки дать классификацию человеческих темпераментов

принадлежат знаменитому древнегреческому врачу Гиппократу. В его

классификации присутствуют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник,

флегматик и холерик. Каждый из этих типов был охарактеризован Гиппократом

по особенностям поведения, склонности к различным заболеваниям, по

характеру протекания тех или иных болезней, скорости выздоровления. Люди

меланхолического темперамента, по описаниям Гиппократа, отличаются

нерешительным, подчас трусливым поведением, пессимизмом, неуверенностью,

склонностью к длительным затяжным болезням. Люди сангвинического

темперамента характеризуются энергичностью, оптимистичностью взглядов,

устойчивостью к жизненным невзгодам и болезням, высокой общительностью. Для

людей флегматического темперамента свойственны спокойствие и

невозмутимость, медлительность, постоянство в привычках и действиях,

устойчивость к заболеваниям. И, наконец, люди холерического темперамента

безудержны в проявлении своих эмоций и переживаний, что делает их поведение

подчас неуправляемым и агрессивным.

Предложенная Гиппократом классификация человеческих темпераментов

оказалась чрезвычайно точной и всеобъемлющей, в силу чего она и существует

уже более 2000 лет. Однако, Гиппократ, описав основные темпераменты, не

смог в силу объективных причин объяснить механизмы, лежащие в их основе.

86

Павлов подвел естественнонаучную основу под предложенную Гиппократом

классификацию. Наблюдая за поведением животных в течение 60 лет своей

научной деятельности, Павлов был поражен разнообразием в поведении

животных, в их способности образовывать многочисленные условные рефлексы,

вырабатывать и изменять динамические стереотипы и пр. Павлов пришел к

выводу, что основу этих различий составляют индивидуальные особенности двух

основных нервных процессов в коре больших полушарий — возбуждения и

торможения. В качестве основных свойств возбуждения и торможения он

выделил: 1. силу нервных процессов; 2. уравновешенность нервных процессов;

3. подвижность нервных процессов. Различные комбинации этих свойств

возбуждения и торможения позволили Павлову выделить 4 основных типа высшей

нервной деятельности и соотнести их с типами темпераментов Гиппократа.

Согласно схеме, всех животных можно разделить на 2 группы в зависимости от

силы нервных процессов: слабый тип и сильные типы (рис. 16). Для

представителей слабого типа характерна слабость, как процесса возбуждения,

так и процесса торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется в том,

что животные не могут реагировать усилением условных реакций на усиление

условных раздражителей. Это связано с низкой работоспособностью корковых

клеток, в которых развивается запредельное торможение как мера

биологической защиты клеток от переутомления. У представителей сильного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.