рефераты бесплатно

МЕНЮ


Физиология, психология и интеллект близнецов

гипогликемии в периоде новорожденности, и это может быть причиной его более

низкого среднего индекса интеллекта. Различия в размере близнецов,

вероятно, связаны с размером плаценты. Однояйцовые близнецы более склонны

иметь внутриутробное замедление роста, дискоординацию веса рождения и

врожденное неполное формирование, чем однополые разнояйцовые и разнополые

двойняшки. Причина может заключаться в неправильном процессе, ответственном

за образование однояйцовых близнецов.

Близнецы при вторых родах более подвержены риску, чем при первых

родах. При изучении 80 близнецов было обнаружено, что рожденные от второй

беременности чаще подвергаются травмам и гипоксии, имеют газы в пупочной

венозной и артериальной крови, ее кислое значение.

Синдром трансфузии у близнецов стал предметом нескольких статей. При

этом синдроме кровь одного близнеца перетекает к другому, и в итоге один

рождается полнокровным, а второй – обескровленным. Синдром проявляется

только у однояйцовых близнецов. Сообщается о проявлении синдрома в 19

случаях из 130 монохорионических двуплодных беременностей. Однояйцовые

близнецы могут получать повреждения мозга в утробе. При рождении

однояйцовые близнецы подвергаются опасности из-за потери крови, но

полнокровные близнецы подвергаются большему риску из-за опасности тромбоза

гипербилирубиноемии. Когда имеется большое различие в весе близнецов,

«донор» крови меньше, чем «реципиент»: различие в росте и развитии могут

сохраняться.

1.7 Близнецы в медицинских исследованиях

Близнецы являются предметом большого количества медицинских

исследований. Обсуждается роль близнецов в исследовании таких болезней, как

злокачественные заболевания, хорея Гастингтона, диабет, сердечно-сосудистые

заболевания, тучность и фармакокинезия. В ряде статей описывается более

частая встречаемость лунатизма, энуреза, запоров, искривление и сосания

пальцев, болезни путешествий и неспособности читать у близнецов, чем у

единственных детей, причем среди истинных близнецов она выше, чем среди

ложных.

Перинатальная смертность однояйцовых близнецов в восемь раз выше, чем

у одного ребенка, и в четыре раза выше, чем у разнояйцовых. В 50% случаев

двуплодные беременности один из плодов потеряется главным образом в первом

триместре – это так называемый синдром «исчезновения близнеца».

В медицине для оценки роли наследственности в возникновении аномалий и

заболеваний у человека используется «близнецовый метод». Данные таблицы

(см. приложение 5) взяты из таких исследований. Они касаются случаев, когда

один из близнецов имел какой-то дефект или перенес заболевание, и

показывают, насколько часто другой близнец имел то же заболевание. Каждое

исследование проводилось на очень большом числе пар близнецов обоих типов.

Все близнецы воспитывались вместе. Из таблицы видно, что, например, корь и

рахит в наибольшей степени зависят от генотипа. Для косолапости влияние

генотипа оказывается сомнительным.

А вот в онкологии генетический фактор едва просматривается. Многие

полагали, что рак – это реализованная предрасположенность. Но вот немецкий

исследователь К. Штерн на основании изучения близнецов утверждает, что «ни

один генотип, видимо, не является причиной рака». С ним согласны и другие

генетики.

Глава 2. Психологические исследования.

2.1 Проблемы матери

В то время как отец может быть доволен новостью, что у него будут

близнецы, мать может быть встревожена. Некоторые матери этого боятся. У

матери масса дополнительной работы по мытью и кормлению близнецов, и она

чувствовать себя виноватой, что не имеет достаточно времени, чтобы

посвятить его любимым близнецам и для обычной работы по дому. Ей тяжело,

если один близнец спокоен, а другой кричит; трудно, если дети имеют разные

потребности, это ставит проблему ревности, которая часто серьезна для

близнецов. Также возможно, что единственный старший ребенок будет ревновать

к близнецам, которым уделяется основное время. Если один близнец должен

идти в больницу или наказан, второй близнец будет расстроен. Не стоит

слишком сильно переживать по поводу ревности; в любой семье возможно

уделять внимание одному ребенку, второй не будет ревновать – он должен

знать, что придет и его черед, и при этом нет любимчиков; такое часто

наблюдается у близнецов. Это вопрос терпения. Трудно купить или продать

двойное оборудование. Индивидуальное кормление может стать проблемой: обоих

нужно кормить, когда один кричит от голода. Многие подчеркивают

необходимость выделения различий между близнецами, а ни сходства, и нужно

покупать разные одежду и игрушки, чтобы каждый имел собственные вещи. Но не

все согласны с этим. Некоторые считают, что вещи и игрушки, наоборот, нужно

покупать одинаковые, чтобы каждый из близнецов не думал, что та или иная

вещь хуже, чем у другого, а также, чтобы не ущемлять права другого. Мы

предпочитаем, чтобы вещи у нас были одинаковые. Не нужно позволять

любопытства и замечания со стороны незнакомых людей, поскольку они

обескураживают близнецов. Родители должны разговаривать и читать с обоими

детьми, чтобы избегать задержки речи, которая широко распространена.

2.2 Разлученные близнецы

В 1875 г. английский ученый Фрэнсис Гальтон предложил использовать

«близнецовый метод» для изучения влияния среды и наследственности человека.

Его двоюродный брат, Чарлз Дарвин, замечал в письме к нему: «Ничто не

кажется мне более любопытным, чем сходство и различие близнецов». Как

нетрудно догадаться, особенный интерес в этом отношении представляют

близнецы, разлученные в детстве и воспитывавшиеся в разных условиях.

Одно из основательных исследований разлученных в детстве близнецов

провел в начале 80-х гг. ХХ столетия американский психолог Томас Бучард.

Всего он изучил около 30 пар близнецов, расставшихся в самом раннем

возрасте. Вот один из описанных им случаев – братья Оскар и Джек. Оскар

вскоре после рождения в 1932 г. был увезен матерью в Германию, позднее

вступил в «гитлерюгенд», стал верующим католиком. Джек молодость провел в

Палестине и на островах Карибского моря, воспитывался отцом в традициях

иудаизма. Братья встретились только спустя четыре десятилетия. Они говорят

на разных языках. И, несмотря на все это, в их привычках, характерах,

особенностях темперамента удивительно много совпадений. Оба брата носят

одинаково подстриженные усы, похожие очки и одежду, любят одну и ту же

пищу, оба рассеяны, сходным образом ведут себя в семье.

Подобные исследования проливают свет на то, какие черты поведения и

особенности характера человека возникают под влиянием воспитания, среды, а

какие – достаются ему «в наследство».

В США известен случай, когда разлученные в детстве близнецы независимо

друг от друга выбрали себе преступную «профессию», причем одну и ту же –

взлом чужих сейфов. Но не следует, конечно, считать, что то, останется ли

человек в ладах с законом или нет, записано в его генах от рождения.

Некоторые особенности человека, например, склонность к курению, от

наследственности зависят очень мало.

Еще один случай. Родные братья, американцы Джим Льюис и Дим Спрингс,

разлученные из-за развода родителей еще в младенчестве, встретились лишь

спустя 39 лет, и тут выяснилось: оба были женаты второй раз, первых жен

звали Линда, вторых - Бетти, у обоих были собаки по кличке Той, оба курили

сигареты одной марки, в школе оба терпеть не могли грамматику и математику,

оба в одном и том же возрасте прибавили сразу по 5 кг и так далее...

Объяснение этого феномена, весьма вероятно, кроется в том, что Дим и Джим

не просто братья, а близнецы. Когда мир узнал о биографии разлученных

близнецов, то американские ученые посвятили близнецам отдельную науку,

названную гемеллогией.

2.3 Близнецы в психологических исследованиях

Но не одно из исследований однояйцовых близнецов, воспитывавшихся

отдельно, не было полностью удовлетворительным. Все такие исследования

легко могут подвергаться критике: даже если близнецов воспитывали

раздельно, для них могли подбираться сходные условия, потому что они

близнецы, поэтому влияние наследственности и среды не могли разделяться. Но

зато с помощью «близнецового метода» удалось выяснить, что такие

психические заболевания как эпилепсия, шизофрения, церебральный паралич и

умственная отсталость передаются по наследству (см. приложение 6). У

истинных близнецов, имеющих родителей с шизофренией, она может развиться с

вероятностью в 42 раза больше, чем у нормальных детей; у ложных близнецов

такая вероятность всего 9-кратна. Считается, что за это ответственны как

генетические факторы, так и факторы среды. В учреждениях для умственно

отсталых часто содержатся относительно много близнецов. Из 651 ребенка с

церебральным параличом 8,4% были близнецами, а из 729 детей с умственной

отсталостью без церебрального паралича близнецами было 3,8% и это при

условии, что близнецы составляют всего 1,2% детей. В других исследованиях

частота церебрального паралича оценивается в 9,1 и 10,4%. Вес рождения

близнецов с церебральным параличом обычно меньше, чем у здоровых близнецов.

Если один из близнецов имеет церебральный паралич, то с вероятностью Ѕ

второй будет мертворожденным. Если второй близнец остается в живых, у него

будут серьезные проблемы со здоровьем в 2 или 3 года жизни.

Могут значительно различаться не только умственные способности

воспитываемых вместе однояйцовых близнецов, у них может различаться и среда

из-за отношения родителей.

2.4 Отношение близнецов друг к другу

Близнецы склонны быть необщительными, интровертами и робкими, особенно

если они однояйцовые. Мы тоже малообщительны, поэтому у нас возникают

проблемы с коллективом. Они женятся реже, чем единственные дети. Если

близнецы разнояйцовые, то, вероятнее всего, первый рожденный будет

ориентироваться на взрослых, более вероятно, что он будет лидером, брать

ответственность на себя, будет честолюбивым и агрессивным, в то время как

второй будет более веселым, бодрым, упорным, беззаботным и мягким. Но среди

однояйцовых близнецов, обычно, лидеров не выделяется. Этот случай

характерен для нас. Считается, что однояйцовые близнецы могут образовывать

чрезвычайно прочную связь между собой и сильно ослабленную связь с

родителями. Более вероятно, что они будут ревновать друг друга сильнее, чем

единственные дети, и конкуренция между ними может быть столь серьезна, что

у них в школе возникают трудности и их приходится разделять. Этот случай не

типичен для нас. Мы стараемся избегать конкуренции, а, наоборот, стараемся

помогать друг другу, в школе сидим за одной партой и добились больших

результатов. Близнецы всегда хотят ту же самую вещь, чтобы ни один не мог

иметь преимущество перед другим. Некоторые психологи считают, что не нужно

одевать их одинаково, дарить им одинаковые подарки и обращаться с ними, как

будто они – один индивидуум. С ними нужно общаться как с самостоятельными

личностями, хотя нужно учитывать близкую связь близнецов друг с другом.

Важно подчеркивать уникальные черты и способности близнецов. Их нужно

поощрять развиваться самостоятельно. Запрещение этого может вести к

серьезным эмоциональным расстройствам позже, в юной и взрослой жизни, когда

они должны будут расстаться.

Обычно близнецы, особенно однояйцовые, чрезвычайно дружны. Первые годы

жизни они воспринимают себя как единое целое, порой путают себя с братом

(или сестрой), даже собственное отражение в зеркале принимают за брата (или

сестру). Они прекрасно общаются, крепко дружат, страшно тоскуют друг без

друга.

Интересно, что в спорте близнецы избегают соперничества. Хоккеисты

Майоровы всегда играли в одной команде. Футболисты Савичевы – тоже. А

гребцы Пименовы стали чемпионами мира в классе лодок, который называется

«двойка парная без рулевого». В спорте мы тоже избегаем соперничества:

стараемся добиваться одинаковых результатов и не любим играть в разных

командах.

2.5 Интеллектуальные способности близнецов

По данным различных авторов, средний коэффициент интеллекта IQ

(Intellectual Quotient) близнецов несколько ниже, чем у одиночного ребенка,

т.е. результаты теста ниже 100 (см. приложение 7). При подготовке

реферата, для того, чтобы сопоставить усредненные результаты теста на

определение коэффициента интеллекта IQ с нами, его прошли и мы по книге

Ганса Юрина Айзенка. На выполнение каждого теста отводилось ровно 30 минут.

Всего тестов было пять. Каждый тест содержал 40 заданий. Они заключались в

том, чтобы определить закономерности в цепочке чисел, решить анаграммы и

исключить из них лишние слова. После определения количества правильных

ответов, по графику, данному в книге, мы определили коэффициент интеллекта

для каждого теста. Затем узнали средний результат. Он значительно

отличается от усредненных. Наше значение составило 136 (!). Он говорит о

том, что у нас достаточно высокий уровень интеллекта. Рекорд и его коллеги

изучали среднее значение в вербальном тесте при многоплодных беременностях

(см. приложение 8). Среднее значение составило: 95,7 для 2164 двойняшек,

91,6 для 33 тройняшек и 100,1 для 48913 единственных детей. Низкое значение

у близнецов не объяснялось возрастом матери, порядком рождения, размером

семьи, весом рождения, продолжительностью беременности, повторным рождением

близнецов или монозиготностью. Они предложили, что это отличие близнецов от

единственных детей в большей степени определяется послеродовой средой, чем

внутриутробными факторами. Они изучали 148 близнецов, у которых второй

близнец был мертворожденным или умер в первые 4 недели; у них среднее

значение равнялось 98,8 по сравнению со средним 99,5 для единственных

детей, после того, как единственных детей стандартизировали по возрасту и

распределили по порядку рождения. Они заключили, что низкое значение

близнецов, полученное в этом тесте, имело послеродовое происхождение, а не

определялось дородовыми факторами. Этот тест прошли и мы. По технологии он

напоминал тест IQ, но немного с другим набором заданий. Наше среднее

значение составило 131,5 (!).

Обычно считается, что меньший из близнецов имеет более низкий уровень

интеллекта, хотя с этим не все соглашаются: меньший из разнояйцовых

близнецов обычно показывает относительно лучшие результаты при устных

тестах, чем другой. Близнецы склонны иметь более незрелую и примитивную

речь. Психологически трудно, если один близнец более умный, чем второй.

Хорошо, что это относится не к нам, так как в нашем случае уровень

интеллекта довольно высокий и речь развита не хуже, чем у нормальных детей,

причем у обоих.

Но тест интеллектуального коэффициента IQ и вербальный тест являются

сугубо относительными показателями: они отражают лишь уровень выполнения

данного конкретного теста (набора заданий) и не могут быть безоговорочно

служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемых

близнецов.

2.6 Проблема речи близнецов. Криптофазия

По различным причинам близнецы рождаются с недостатками по сравнению с

одиночкой. Наблюдается корреляция, – чем старше мать и чем больше у нее

детей, тем чаще близнецы малы и тем чаще у них наблюдаются врожденные

аномалии и выше риск развития гипогликемии, особенно у второго близнеца.

После рождения могут возникать трудности в привыкании матери и младенцев,

особенно, если один находится в палате интенсивной терапии, а другой – у

матери, или если один может отправиться домой с матерью, в то время как

другой должен остаться в больнице. Дома мать будет больше уставать, уделять

меньше времени каждому из близнецов, чем одному ребенку, у нее также будут

финансовые проблемы.

Близнецы обычно позже единственных детей начинают говорить. Многими

это оспаривается, потому что близнецы учат язык друг друга и понимают друг

друга, поэтому они не общаются с другими. Такая речь близнецов называется

криптофазией. Мы тоже в детстве общались на «своем» языке, поэтому у нас

возникали трудности при общении с другими и, поэтому, нам пришлось посещать

логопеда. Считается, что единственные дети больше общаются друг с другом и

товарищами по играм их возраста, чем близнецы, которые больше общаются со

взрослыми (Нам тоже всегда было интересней разговаривать со взрослыми, чем

с ровесниками и одноклассниками). Это может быть истинным отчасти, потому

что причиной частично может быть тот факт, что мать близнецов имеет меньше

времени, чтобы читать им и разговаривать с ними, чем мать единственного

ребенка. Вероятно, что задержка речи в значительной степени зависит от

окружающей среды, поскольку если один близнец умирает, речь другого не

отстает.

Среди однояйцовых близнецов больше левшей (или один близнец – левша, а

другой – правша), чем среди двуяйцовых близнецов и единственных детей. Мы

оба правши. Близнецы также более часто заикаются.

Заключение

Итак, близнецы встречаются в нашей жизни ни так уж и часто, поэтому

вызывают большой интерес окружающих (особенно однояйцовые, потому что они

похожи друг на друга как две капли воды). Рождение однояйцовых близнецов

окружено большими загадками, потому что нормальный, казалось бы, зародыш,

прошедший определенные этапы формирования, вдруг расщепляется на две

абсолютно идентичные половинки. Если это расщепление происходит в течение

первых пяти дней после зачатия, то у каждого близнеца будет своя плацента;

если на пятый – седьмой день, то плацента будет общая на двоих и сходство

у близнецов будет полным; если на 13-й день, то близнецы, скорее всего,

будут сиамскими.

Однояйцовые близнецы имеют один пол, имеют одинаковый внешний вид,

чего нельзя сказать о разнояйцовых близнецах. Разнояйцовые близнецы похожи

друг на друга не более, чем обычные братья или сестра.

Разнояйцовые близнецы рождаются на каждые сто родов, а однояйцовые –

на каждые триста. На каждые 130 родов близнецов – одна тройня, на два

миллиона обычных родов – одна четверня. Считается, что предрасположенность

к рождению близнецов передается по материнской линии.

По различным причинам близнецы рождаются с недостатками по сравнению с

одиночкой. У них чаще наблюдается умственная отсталость и церебральный

паралич. Считается, что меньший из близнецов имеет более низкий уровень

интеллекта, чем другой, но такое встречается не всегда. Психологически

трудно, если один близнец более умный, чем второй. Поэтому мать должна

воспитать их так, чтобы ни один не чувствовал себя хуже другого. Близнецы

склонны иметь более незрелую и примитивную речь.

Близнецы обычно позже единственных детей начинают говорить.

Однояйцовые близнецы обычно не общительны, у них мало друзей, у них крепкая

связь друг с другом. Нельзя разрушать их связь и навязываться к ним в

дружбу или даже на общение. Близнецы сами выбирают людей, с которыми они

будут общаться.

В медицине для оценки роли наследственности в возникновении аномалий и

заболеваний у человека широко используется «близнецовый метод». С помощью

него выяснилось, что генетически передаются такие распространенные

заболевания как сахарный диабет, корь, туберкулез и др.

Что касается нас, то мы всегда одевались и одеваемся одинаково. При

этом у каждого из нас есть своя индивидуальность. У нас действительно мало

друзей, мы не общительны, так как нам хватает общения друг с другом. Нам

всегда было интересней разговаривать со взрослыми, чем с ровесниками и

одноклассниками. По поводу речи, то она у нас развита хорошо, – этому

свидетельствует результаты вербального теста.

Мы считаем, что феномен близнецов не менее интересен для познания, чем

тайна устройства Вселенной. Похожие судьбы близнецов лишний раз доказывают,

что не все в этом мире можно объяснить. Также мы полагаем, что единство

биографии близнецов объясняется идентичностью их генетического кода, в

котором запрограммировано будущее человека.

Мы провели исследования наших медицинских карт и можем сделать

следующее заключение: у нас хорошая сопротивляемость организма к различным

заболеваниям; так как мы редко болеем, у нас хорошая иммунная система для

данной экологической ситуации Урала; наш организм устойчивы к различным

аллергенам.

Мы провели исследования в гимназии № 45 на наличие близнецов –

однояйцовых и разнояйцовых: так на 900 учащихся гимназии обучаются 6 пар

близнецов, среди которых 2 пары – однояйцовых и 4 пары – разнояйцовых, –

это почти подтверждает статистика.

Из реферата мы узнали много нового о близнецах, их развитии и

поведении. Выявили у себя положительные и отрицательные стороны. Раньше мы

полагали, что необщительность с ровесниками связана с нашим темпераментом.

А теперь мы знаем, что эта проблема присуща многим близнецам, особенно,

если являются однояйцовыми. Теперь мы постараемся быть более общительными.

Факты, которые мы узнали, могут пригодиться нам в дальнейшей жизни,

при поступлении в институт, при устройстве на работу. Мы будем

психологически готовы к тому, что в недалеком будущем у каждого из нас

будет своя жизнь, свои успехи, свои неудачи.

Многие задают вопрос: «хорошо ли быть близнецами?». На него мы можем

ответить так: «Близнецами быть очень хорошо, потому что все проблемы можно

решать вдвоем, при этом рядом находится настоящий друг, о котором можно

только мечтать».

Приложение 1[pic]

1. Оплодотворение разнояйцовых близнецов

(ложных близнецов)

Два сперматозоида оплодотворяют две яйцеклетки. Каждый плод имеет свою

плодную оболочку и отдельную плаценту. Ложные близнецы могут быть либо

двумя мальчиками, либо двумя девочками, либо мальчиком и девочкой, но в

любом случае они будут похоже друг на друга не больше, чем обычные братья и

сестры.

2. Оплодотворение однояйцовых близнецов

(двойняшек, или истинных близнецов)

Сперматозоид оплодотворяет одну клетку, это единственное яйцо делится

надвое – происходит зачатие двух истинных близнецов (либо мальчиков, либо

девочек), необычайно похожих друг на друга. Каждый плод имеет свою оболочку

(иногда общую для двоих) и общую, как правило, плаценту.

Приложение 2

|Сравнение |Мизинец |Мизинец |

|отпечатков | | |

|пальцев | | |

| |Безымян-ный палец |Безымян-ный палец |

| |Средний палец |Средний палец |

| |Указа-тельный палец |Указа-тельный палец |

| |Большой палец |Большой палец |

| |Алексей |Евгений |

| |Правая рука |

Приложение 3

Влияние возраста матери на частоту рождения разнояйцовых близнецов

| |Вероятность рождения близнецов |

|Возраст матери |(в %) |

|(в годах) | |

|18 |0,27 |

|20 |0,36 |

|25 |0,62 |

|30 |0,90 |

|35 |1,48 |

|40 |1,25 |

|45 |0,73 |

|48 |0,30 |

Приложение 4

|Вес и |Рост при |50 – 52 |47 см |44 см |40 см |51 см |

|рост при |рождении |см | | | | |

|рождении | | | | | | |

| |Вес при |3,2 – 3,5|2,4 кг |1,8 кг |1,4 кг |2,9 кг |

| |рождении |кг | | | | |

| |Длительно|274 дня |262 дня |247 дней |237 дней |246 дней |

| |сть | | | | | |

| |беременно| | | | | |

| |сти | | | | | |

| | |Одиночный|Близнецы |Тройняшки|Четверняш|Наш |

| | |ребенок | | |ки |показател|

| | | | | | |ь |

Приложение 5

Близнецовый метод

(физиология)

| | |

|Аномалии или |Количество случаев тех же аномалий или |

|заболевания у одного из|заболеваний у другого близнеца, % |

|близнецов | |

| | |Ложные |

| |Истинные близнецы |близнецы |

| |32 |3 |

|Косолапость | | |

| |64 |47 |

|Скарлатина | | |

| |74 |28 |

|Туберкулез | | |

| |88 |22 |

|Рахит | | |

| |95 |87 |

|Корь | | |

Приложение 6

Близнецовый метод

(психология)

| | |

|Аномалии или |Количество случаев тех же аномалий или |

|заболевания у одного из|заболеваний у другого близнеца, % |

|близнецов | |

| | |Ложные |

| |Истинные близнецы |близнецы |

| |67 |3 |

|Эпилепсия | | |

| |69 |10 |

|Шизофрения | | |

| |81 |23 |

|Церебральный паралич | | |

| |97 |37 |

|Умственная отсталость | | |

Приложение 7

Результаты теста коэффициента интеллекта IQ

| | |

| | |

| | |

| |Среднее значение |

| | |

| | |

|Единственные дети | |

| | |

| |100 |

| | |

|Близнецы | |

| | |

| |( 100 |

| | |

|Наш показатель | |

| | |

| |136 |

| | |

Приложение 8

Результаты вербального теста

| | | |

| |Количество изученных |Среднее значение |

| |детей | |

| | | |

|Двойняшки |2164 |95,7 |

| | | |

|Тройняшки |33 |91,6 |

|Единственные дети | | |

| |48913 |100,1 |

|Ребенок, брат- близнец | | |

|которого был | |98,8 |

|мертворожденным или |148 | |

|умер в первые 4 недели | | |

| | | |

|Наш результат |2 |131,5 |

Краткий словарь терминов

Амнион – одна из зародышевых оболочек, образующая полость, заполненную

жидкостью и предохраняющая зародыш от механических повреждений и

обеспечивающая водную среду для его развития.

Волчья пасть – заболевание, при котором твердое небо становится мягким.

Гаптоглобин – сложный белок (гликопротеид) плазмы крови человека. Связывает

свободный гемоглобин, образовавшийся при разрушении эритроцитов,

предотвращая его выведение из организма.

Маточная инертность – нарушение сокращения матки.

Медуллобластома – молодые клетки мозга.

Пролапс пуповины – нарушение подачи веществ через пуповину.

Рахит – нарушенная минерализация растущей кости, ведущая к нарушениям

формирования скелета в раннем детстве.

Ретинобластома – злокачественное новообразование сетчатки, может быть

двусторонним. Возникает у детей в возрасте 2 – 4 лет.

Синдром Клинефельтера – нарушение полового развития у мальчиков, связанное

с аномалией половых хромосом.

Синдром Тернера – нарушение полового развития у девочек, связанное с

аномалией половых хромосом.

Система фосфоглюкомутазы – фермент, который регулирует переход одной формы

глюкозы в другую.

Сосудистые анастомозы – побочная ветвь (канал), соединяющая сосуды, нервы,

выводные протоки, полые органы.

Фармакокинезия – влияние лекарств на организм и их выведение.

Хорея – быстрые непроизвольные некоординированные движения. Признак

органического поражения мозга при ревматизме.

Хорион – наружная зародышевая оболочка, образующая плаценту. Энурез –

нарушение мочеиспускания.

Список используемой литературы:

1. Айзенк Г.Ю. Проверь свои способности. Пер. с англ. А.Лука и И.Хорола.

СПб: «Ut», 1994, 160 стр.: илл.

2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: «Молодая гвардия», 1989, 336

стр.: илл.

3. Ауэрбах Ш. Наследственность. Пер. с англ. М.: «Атомиздат», 1986, 176

стр.

4. Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.:

«Аванта+», 1996, 704 стр.: илл.

5. Будь здоров! Ежемесячный журнал №11 (77), ноябрь, 1999, Издательство:

ЗАО «Шенкман и сыновья» – 112 с.

6. Иллингворт Р. «Здоровый ребенок» – глава 2. Пер. с англ. М.:

«Медицина», 1997, 607 стр.

7. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т. 1. Пер. с

англ. М.: «Медицина», 1994, 672 стр.: илл.

8. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учеб. пособие по факультативному

курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991, 176 стр.

9. Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.: «Медицина»,

1986, 72 стр.

10. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. «Биология человека. В

таблицах и схемах». М.: «Издат-школа 2000», 1999, 208 стр.

11. Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 1. Происхождение и природа

человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым. – М.: «Аванта+»,

2001, 444 стр.: илл.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.