Биология
Биология
Билет №1
1. Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека.
Анатомия - наука о строении и форме целого организма, систем органов и его
отдельных органах.
Физиология - наука о жизненных функциях целого организма ,его отдельных
органах и их систем.
Гигиена - наука о сохранении и укрепления здоровья.
2. Раскрыть особенности клеточного строения организма человека.
Охарактеризовать химический состав строения и основные процессы
жизнедеятельности клетки.
ПОДОБНО ДРУГИМ ОРГАНИЗМАМ, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ. КЛЕТКИ
НАХОДЯТСЯ В МЕЖКЛЕТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ ИМ МЕХАНИЧЕСКУЮ
ПРОЧНОСТЬ, ПИТАНИЕ И ДЫХАНИЕ. КЛЕТКИ РАЗНООБРАЗНЫ ПО РАЗМЕРАМ ,ФОРМЕ И
ФУНКЦИЯМ, НО ВСЕ ОНИ ИМЕЮТ НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ
ЛЮБОЙ КЛЕТКИ- ЦИТОПЛАЗМА И ЯДРО. В ЯДРЕ РАСПОЛОЖЕНЫ НИТЕВИДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- ХРОМОСОМЫ. В ЯДРЕ КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ( КРОМЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК) СОДЕРЖИТСЯ
ПО 46 ХРОМОСОМ. ХРОМОСОМЫ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАДАТКОВ
ОРГАНИЗМА, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ ПОТОМСТВУ. КЛЕТКА ПОКРЫТА МЕМБРАНОЙ
, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОЕВ МОЛЕКУЛ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ
ПРОНИЦАЕМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. В ЦИТОПЛАЗМЕ - ПОЛУЖИДКОЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ КЛЕТКИ
РАСПОЛОЖЕНЫ МЕЛЬЧАЙШИЕ СТРУКТУРЫ - ОРГАНОЙДЫ. К ОРГАНОЙДАМ КЛЕТКИ
ОТНОСЯТСЯ: ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, РИБОСОМЫ, МИТОХОНДРИИ, ЛИЗОСОМЫ,
КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ, КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР, МЕМБРАНА. ОРГАНОЙДЫ, ПОДОБНО ОРГАНАМ
ТЕЛА ВЫПОЛНЯЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ.
НАПРИМЕР, В ОРГАНОЙДЕ, НАЗЫВАЕМОМ РИБОСОМОЙ, ОБРАЗУЮТСЯ БЕЛКИ, В
МИТОХОНДРИЯХ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СЛУЖАЩИЕ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ. В
СОСТАВ КЛЕТОК ВХОДЯТ РАЗНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.
ОДНИ ИЗ НИХ- НЕОРГАНИЧЕСКИЕ - ВСТРЕЧАЮТСЯ И В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ОДНАКО ДЛЯ
КЛЕТОК НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ, МОЛЕКУЛЫ КОТОРЫХ
ИМЕЮТ ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ.
Клетка - это мельчайшая структурная единица любого живого организма
Клетка
Ядро
Цитоплазма
Хромосомы Органоиды:
1) Эндоплазматическая сеть
2) Рибосомы
3) Митохондрии
4) Лизосомы
5) Комплекс Гольджи
6) Клеточный центр
7) Мембрана
Ядро и Цитоплазма - это основные составные част любой живой клетки
Хромосомы - это нитевидные образования, несущие наследственные признаки от
родителей к детям, т.е. цвет волос, глаз.
Органоиды - это цитоплазматический образования, выполняющие определенные
функции.
Химический состав клетки
Органические в-ва Неорганические в-
ва
1) Белки 1)
H2O
2) Жиры 2)
Минеральные соли
3) Углеводы
4) Нуклеиновые кислоты
ОСНОВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ СВОЙСТВО КЛЕТКИ - ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ИЗ МЕЖКЛЕТОЧНОГО
ВЕЩЕСТВА В КЛЕТКИ ПОСТОЯННО ПОСТУПАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И КИСЛОРОД,
ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУТЫ РАСПАДА. ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПИВШИЕ В КЛЕТКУ, ПОСТОЯННО
УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССАХ БИОСИНТЕЗА. БИОСИНТЕЗ - ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИФИЧЕСКИХ БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЗ БОЛЕЕ ПРОСТЫХ
ВЕЩЕСТВ. В ПРОЦЕССЕ БИОСИНТЕЗА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СВОЙСТВЕННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕННЫМ КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА. НАПРИМЕР, В КЛЕТКАХ МЫШЦ СИНТЕЗИРУЮТСЯ
БЕЛКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ СОКРАЩЕНИЕ. ОДНОВРЕМЕННО С БИОСИНТЕЗОМ В КЛЕТКАХ
ПРОИСХОДИТ РАСПАД ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПАДА ОБРАЗУЮТСЯ
ВЕЩЕСТВА БОЛЕЕ ПРОСТОГО СТРОЕНИЯ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕАКЦИЙ РАСПАДА ИДЕТ С
УЧАСТИЕМ КИСЛОРОДА И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ЭНЕРГИИ. ЭТА ЭНЕРГИЯ РАСХОДУЕТСЯ НА
ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В КЛЕТКЕ. ПРОЦЕССЫ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА
СОСТАВЛЯЮТ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ЭНЕРГИИ.
КЛЕТКАМ СВОЙСТВЕННЫ РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ. КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА РАЗМНОЖАЮТСЯ
ДЕЛЕНИЕМ ПОПОЛАМ. КАЖДАЯ ИЗ ОБРАЗОВАВШИХСЯ ДОЧЕРНИХ КЛЕТОК РАСТЕТ И
ДОСТИГАЕТ РАЗМЕРОВ МАТЕРИНСКОЙ. НОВЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ
МАТЕРИНСКОЙ КЛЕТКИ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ КЛЕТОК РАЗЛИЧНА: ОТ НЕСКОЛЬКИХ
ЧАСОВ ДО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ. ЖИВЫЕ КЛЕТКИ СПОСОБНЫ РЕАГИРОВАТЬ НА ФИЗИЧЕСКИЕ И
ХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ СРЕДЫ. ЭТО СВОЙСТВО КЛЕТОК НАЗЫВАЕТСЯ
ВОЗБУДИМОСТЬЮ. ПРИ ЭТОМ ИЗ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КЛЕТКА ПЕРЕХОДИТ В РАБОЧЕЕ
СОСТОЯНИЕ - ВОЗБУЖДЕНИЕ. ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ В КЛЕТКАХ МЕНЯЕТСЯ СКОРОСТЬ
БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА ВЕЩЕСТВ, ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ТЕМПЕРАТУРА. В
ВОЗБУЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ РАЗНЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЙСТВЕННЫЕ ИМ ФУНКЦИИ.
ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ ОБРАЗУЮТ И ВЫДЕЛЯЮТ ВЕЩЕСТВА, МЫШЕЧНЫЕ - СОКРАЩАЮТСЯ, В
НЕРВНЫХ КЛЕТКАХ ВОЗНИКАЕТ СЛАБЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ - НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС,
КОТОРЫЙ МОЖЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ПО КЛЕТОЧНЫМ МЕМБРАНАМ.
3. Гигиена зрения. Нельзя рассматривать текст близко от глаз и долгое
время. В таких случаях хрусталик долгое время находится в положении
увеличенной плоскости, что связано с напряжением зрения и приводит к
развитию близорукости. Нельзя читать писать и делать другую работу при
плохом освещении. Нельзя долгое время смотреть на яркий источник света это
может привести к сильному раздражению рецепторов глаза. Нельзя читать книгу
в транспорте, т.к. из-за постоянных толчков книга вибрирует и изменяется
кривизна хрусталиков, нельзя читать и писать лежа. Ухудшение зрения может
возникнуть при недостатке в организме витамина А. Выполнять специальные
упражнения для глаз. Не трогать руками глаза. Также вредное действие на
зрение оказывает курение и другие яды содержащиеся в табаке - это вызывает
тяжелое поражение зрительного нерва. Необходимо соблюдать некоторые
гигиенические правила: при некоторых видах работ нужно одевать защитные
очки , в глаз может попасть соринка, а вместе с ней инфекция, которая
может привести к серьезному заболеванию - конъюнктивит при попадании
соринки в глаз необходимо промыть глаз и аккуратно удалить соринку. При
ушибе необходимо приложить ватку или платок смоченный холодной водой. При
тяжелом ранении глаза нельзя самому попытаться удалить инородное тело, а
наложить на глаз чистую повязку и обратится в больницу. При работе с
химически-опасными веществами необходимо соблюдать особую осторожность, но
если щелочь или кислота и др. ядовитые в-ва нужно срочно промыть глаза
чистой водой в течение 15-20 мин., а после обратится к врачу. Необходимо
проводить профилактические меры по тренировке зрения.
1) нельзя рассматривать текст на близком расстоянии
2) располагать предмет на расстоянии 30-35 сантиметров
3) при письме свет должен падать слева (для меня справа)
4) выполнять специальные упражнения для тренировки зрения
5) нельзя читать в транспорте
6) нельзя читать лежа
7) источники сильного света нужно прикрывать
8) при необходимости употреблять витамин А
9) не курить
10) Беречь глаза от пыли
Билет №2
1. Раскрыть влияние на человека различных факторов окружающей среды.
И.М.Сеченов: ”организм без внешней среды, поддерживающий ее существование
не возможен ...”
Природные факторы (температура воздуха, влажность, уровень солнечной
радиации, дожди, снегопады, ветер, пожар, землетрясения, наводнения и др.)
Любые элементы элементы окружающей среды, способные сказать прямое
воздействие на организм - это экологические факторы.
Наука, изучающая воздействие окружающей среды на организм человека,
называется экологией.
Человек может приспосабливаться к неблагоприятным факторам природной среды
и создавать средства защиты от них. Это свойство организма человека
называется адаптацией (соответствие между организмом и образом жизни)
О2 + питательные в-ва
Человек
внешняя среда
продукты распада, избыток в-в, тепло
Обмен веществ между организмом и внешне средой, кроме того, человек
воздействует на природу, преобразуя ее (добывает газ, нефть, руду, строит
электростанции и др.)
Биологические факторы. Конституция - строение и физиологические
особенности человеческого организма, которые формируются в процессе
деятельной эволюции (цвет волос, глаз, форма тела и др.)
Социальные факторы. Формирование личности под влиянием окружающих его
условий и людей (черты характера)
2. Дать характеристику понятия “орган”, “система органов”. Перечислить
системы органов человека и охарактеризовать их функции.
Орган -часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и
выполняющая одну или несколько функций. Органы, совместно выполняющие общие
функции, составляют систему органов.
Органы бывают внешними: ухо, нос, рука; и внутренними: сердце, печень,
почки.
Нервная система - обеспечивает согласованную работу клеток, тканей,
органов, систем органов и целого организма. При этом организм функционирует
как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организмов
с внешней средой. Нервная система образована нервной тканью, которая
состоит нейронов и мелких клеток-спутников.
Дыхательная система служит для газообмена в организме. Кровеносная
система служит для доставки крови во все органы организма Пищеварительная
система - обеспечивает организм питательными веществами, жирами, белками,
углеводами, минеральными солям, витаминами.
Опорно-двигательная система выполняет: a) опорную б) двигательную в)
защитную функции. Выделительная система выводит продукты обмена веществ.
Система органов размножения служит для размножения организма.
3. Гигиена органов слуха. Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с
нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением
рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по
слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха
может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы.
Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она
может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует
прочищать наружный слуховой проход. При ангине, гриппе и др. заболеваниях
микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из носоглотки в
носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется
подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к
внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее
ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота.
При болях в ухе нужно срочно обратится к врачу. Нарушение слуха может быть
вызвано сильными звуками, например, взрыв при этом взрывная волна ударяет с
большой силой в барабанную перепонку и может прорвать ее, в таких случаях
рекомендуется открывать рот перед моментом взрыва. Большой вред слуху
наносят сильные шумы действующие на ухо изо дня в день, барабанная
перепонка колеблется с большим размахом, из-за этого она теряет свою
эластичность и у человека притупляется слух. При ослаблении слух следует
носить слуховой аппарат.
Билет №3
1. Дать характеристику понятия “ткань”. Назвать основные типы тканей
человека Ткань - это система клеток и межклеточного в-ва, сходных по
строению, происхождению и выполняемым функциям. Виды тканей :а)
эпителиальная б) соединительная в) мышечная г) нервная.
2. Назвать возможные нарушения деятельности нервной системы и органов
чувств, указать их причины и меры профилактики.
Нарушения деятельности нервной системы:
1) Абсцесс мозга - гнойный очаг, возбудителями являются стрептококк,
стафилококк
Причина: кровью занесен из гнойного очага при отите, рините и т.д.
Профилактика: лечение первичных гнойных заболеваний
2) Арахноидит - воспаление мягкой мозговой оболочки
Причина: возникает при различных инфекциях, в результате черепно-мозговой
травмы, заболеваний придаточных полостей носа
Профилактика: своевременное лечение перечисленных заболеваний
3) Атеросклороз - склеротическое заболевание стенок сосудов головного мозга
Причина: пожилой возраст, неправильный обмен веществ
Профилактика - организация режима труда, отдыха и питания. После 50 лет
нужно принимать противосклеротические средства.
4) Инсульт - острое нарушения мозгового кровообращения
Причина: атеросклероз, гипертония, нарушение стенок сосудов, повышенное
внутрисосудистое давление.
Профилактика: лечение вышеперечисленных заболеваний
5) Менингит - воспаление мозговой оболочки
Причина: осложнение при любых инфекционных заболеваниях
Профилактика: устранение и лечение источника инфекции
6) Миелит - воспаление спинного мозга
Причина: вирусные инфекции
Профилактика: лечение этих инфекций
7) Невралгии, невриты, радикулиты - воспаление отдельных нервов
Причина: переохлаждение при инфекции
Профилактика: лечение инфекционных заболеваний, предупреждение простуды
8) Сотрясения головного мозга
Причины: возникает при сильных ударах, авариях, падениях
Профилактика: нельзя допускать травмы головы
Нарушения деятельности органов чувств
Нарушение деятельности органов слуха:
1) Евстахеид - воспаление евстахиевой трубы
2) Лабирентит - поражение слухового и вестибулярного анализатора
3) Мастоидит - острое воспаление тканей сосцевидного отростка
4) Неврит конмарный - поражение слухового нерва
5) Отит - воспаление слухового прохода
6) Отосклероз - поражение костной капсулы лабиринта
7) Серная пробка - чрезмерная секреция серных желез, заложенных в стенках
наружного слухового прохода
Нарушение органов зрения:
1) Дальтонизм - неразличение цветов
2) Дальнозоркость - человек видит плохо вблизи, хорошо вдали
3) Близорукость - хорошо вблизи, плохо вдали
4) Катаракта - помутнение роговицы и зрачка
5) Глаукома - нарушение зрительных рецепторов
Нарушение деятельности органов обоняния:
1) Ринит - воспаление воспаление слизистой оболочки носа
2) Гайморит - воспаление слизистой гайморовой полости
3) Синусит - воспаление слизистых полостей носа
4) Полипы носа - отечные, воспалительного характера образования слизистой
оболочки носа
3. Охарактеризовать меры оказания при различных видах кровотечения
Капиллярное кровотечение.- при оказании помощи нужно обработать рану
йодной настойкой и наложить чистую марлевую повязку, которая защищает
организм от проникновения микробов и способствует быстрому свертыванию
крови
Артериальное кровотечение - при артериальном кровотечении необходимо
быстро прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения и приложить
жгут. Место, на которое наложили жгут должно быть прикрыто чистым
материалом, чтобы не повредить кожу. Затем свободно обвязывают это место
куском ткани. Между тканью и конечностью продевают палочку и крутят ее до
тех пор, пока кровь перестанет вытекать из раны. тогда палочку
прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают. После оказания мед. помощи
пострадавшего необходимо срочно отправить в больницу. Если транспортировка
длится долго то жгут немного оставляют, чтобы не было омертвения ткани. При
отсутствии жгута кровотечение можно остановить максимальным сгибанием
конечностей.
Венозное кровотечение - для остановки небольшого венозного
кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку, которая сжимает
стенки пораженного сосуда и не дает крови вытекать из него. После оказания
первой мед. помощи необходимо обратится к врачу. При повреждении крупных
вен поступают так же, как при артериальных кровотечениях.
Внутреннее кровотечение - при внутреннем кровотечении необходимо
вызвать врача, пострадавшего уложить или придать ему полусидячее положения
и дать полный покой. К предполагаемой области кровотечения нужно положить
мешок со льдом, или грелку с холодной водой.
Билет № 4
1. Охарактеризовать организм человека как целостную биологическую систему.
Показать взаимосвязь различных органов и систем органов.
В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое
целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами: а) гуморальным
- с помощью химических веществ через жидкие среды организма ( кровь, лимфу,
межклеточную жидкость ) б) С помощью нервной системы:
1) Химические вещества способны регулировать самые разнообразные процессы в
клетках, тканях, органах и в организме в целом. Многие из этих веществ
оказывают значительное физиологическое действие в очень малых концентрациях
= биологически активные вещества. Их вырабатывают специальные железы:
внешней секреции - имеющие протоки, через которые вещества выделяются в
полость тела, органов и на поверхности кожи; ( железы внешней секреции -
слезные, потовые, слюнные, желудочные ...) железы внутренней секреции - не
имеющие специальных протоков, выделяющие вещества в протекающую через них
кровь ( гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.)
Биологически активные вещества называются гормонами, разносятся кровью по
всему организму, регулируют процессы обмена веществ, роста и развития.
Половые гормоны стимулируют рост и развитие органов размножения. Адреналин
(вырабатывается надпочечниками) изменяет функции многих органов: адреналин
повышает температуру, уровень глюкозы в крови.
Гормоны регулируют функции всего организма: усиливая (возбуждая) или
Страницы: 1, 2, 3
|