рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по биологии за курс 10-11 классов

температуры, различными химическими веществами и физическими факторами.

ВОПРОС 2.

Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира, как о наиболее

высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках человека и

человекообразных обезьян.

Сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства

происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства

принадлежности человека к классу млекопитающих: 1) сходство всех систем

органов, внутриутробное развитие, наличие диафрагмы, млечных желез, трех

видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки третьего

века); 3) атавизмы — проявление у людей признаков далеких предков

(многососковость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и

млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий

зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие

хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в месячном

возрасте напоминает мозг рыб).

Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также развита

высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми,

проявляют чувства (радость, гнев), используют

простейшие орудия труда; 2) сходное строение всех систем органов,

хромосомного аппарата, групп крови, общие болезни, паразиты.

Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и

человекообразных обезьян — доказательства их родства, происхождения от

общих предков. Признаки различий (присущие человеку мышление, речь,

прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) — доказательства

дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных

направлениях.

БИЛЕТ№ 16

ВОПРОС 1.

Образование зиготы, ее первые деления — начало индивидуального развития

организма при половом размножении. Эмбриональный и постэмбриональный

периоды развития организмов.

Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с

образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника): 1) дробление —

многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких

клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри — бластулы,

равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы — двухслойного зародыша

с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость

(энтодермой). Кишечнополостные, губки — примеры животных, которые в

процессе эволюции остановились на двухслойной стадии; 3) образование

трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток —

мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; 4) закладка из

зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Органы, формирующиеся из зародышевых листков.

1.Наружный , эктодерма. Органы и части зародыша. Нервная пластина, нервная

трубка, наружный слой кожного покрова, органы слуха.

2.Внутренний, эндодерма. Органы и части зародыша. Кишечник, легкие, печень,

поджелудочная железа.

3. Средний, мезодерма. Органы и части зародыша. Хорда, хрящевой и костный

скелет, мышцы, почки, кровеносные сосуды.

Одновременно из мезодермы образуется хорда — гибкий скелетный тяж,

расположенный у эмбрионов всех позвоночных на спинной стороне. У

позвоночных хорда замещается позвоночником, и только у некоторых низших

позвоночных ее остатки сохраняются между позвонками даже во взрослом

состоянии.

Из эктодермы, расположенной над самой хордой, образуется нервная

пластинка, В дальнейшем боковые края пластинки приподнимаются, а

центральная ее часть опускается, образуя нервный желобок. Постепенно

верхние края этих складок смыкаются, и желобок превращается в лежащую под

эктодермой нервную трубку — зачаток центральной нервной системы.

Нервная трубка, хорда и кишечник создают осевой комплекс органов

зародыша, который определяет двустороннюю симметрию тела.

Зародыш животных развивается как единый организм, в котором все клетки,

ткани и органы находятся в тесном взаимодействии. При этом один зачаток

оказывает влияние на другой, в значительной мере определяя путь его

развития. Кроме того, на темпы роста и развития зародыша воздействуют

внутренние и внешние условия.

Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития — основа

его целостности. Сходство начальных стадий развития зародышей позвоночных

животных — доказательство их родства.

Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное

влияние алкоголя, наркотиков, курения на развитие зародыша, на подростка и

взрослого человека.

ВОПРОС 2.

Основные человеческие расы. В современном человечестве выделяют три

основные расы:

. европеоидную

. монголоидную

— негроидную

Это большие группы людей, отличающие некоторыми физическими признаками,

например, чертами лица, цветом кожи, глаз и волос, формой волос. Расы — это

не разные формы одного и того же гена, а исторически сложившиеся

группировки особей, объединенные по целому ряду признаков. Они возникли в

результате приспособления человека к факторам внешней среды и

географической изоляции. Расовые особенности наследственны, и, по-видимому,

часть из них в прошлом носила адаптивный характер.

Приспособленность негроидов к жизни при повышенной температуре бросается

в глаза: темная кожа задерживает ультрафиолет, способный вызвать

соматические мутации (рак кожи), широкий нос и толстые, вздутые губы с

большой поверхностью слизистых оболочек способствуют испарению с высокой

теплоотдачей. У классических негроидов сухощавое сложение, длинные

конечности — все это ускоряет вывод из организма лишнего тепла. Точно так

же все пропорции тела и ряд физиологических особенностей эскимосов

свидетельствуют, что на них в течение многих поколений действовал жесткий

отбор на выживание в условиях высоких арктических широт.

Приспособительный характер признаков, которые в совокупности отличают

европеоидов, не бросается в глаза так резко. Светлая кожа, пропускающая

ультрафиолетовые лучи, спасает европеоидов от рахита, узкий выступающий нос

согревает вдыхаемый воздух. Европеоиды значительно менее восприимчивы к

простудам. Северная Европа — своего рода заповедник рецессивных форм генов,

ставших в данном месте приспособительными. Светлая кожа, прямые волосы,

голубые или серые глаза — все эти признаки рецессивны, то есть подавляются

более «сильными» в генетическом отношении доминантными (смуглая кожа,

волнистые волосы, темные глаза).

Приспособительны и признаки монголоидов — плоское и плосконосое лицо,

складка в углу глаза — эпикантус — адаптация к суровому, с частыми пылевыми

бурями климату Центральной Азии. Расселившись затем по Азии от тропиков до

Арктики, монголоиды в основном сохранили свои признаки, хотя и во многом

изменились. По умственным способностям, то есть способностям к познанию,

творческой и вообще трудовой деятельности, все расы одинаковы. Различия в

уровне культуры связаны не с биологическими особенностями людей разных рас,

а с социальными условиями развития общества.

Антропологи выделяют несколько десятков человеческих рас — так называемых

рас второго и третьего порядка. Точную цифру назвать невозможно, тем более

что многие такие группировки сливаются, исчезают или, наоборот, возникают.

Это так называемые контактные группы. Например, в нашей стране около 45

млн. населения относится к переходному европеоидно-монголоидному типу.

Можно сказать, что сейчас, в эпоху интенсивных контактов между народами и

отмирания расовых предрассудков, практически нет «чистых» рас.

Будущее рас. Со временем расы, видимо, сольются в одну. Два фактора

способствуют этому процессу .Первый из них — отделение человека от природы.

Практически на всей Земле люди в городах едят одну пищу, проводят большую

часть жизни при нормальной, «комнатной» температуре. Цвет кожи и прочие

расовые признаки перестают быть адаптивными, отбор в этом направлении уже

не ведется.

Второй фактор — неуклонное превращение человечества в единую популяцию,

которое не могут остановить все расовые, национальные и религиозные

предрассудки. Когда «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся»,

слияние рас в единую, всепланетную будет лишь вопросом времени, пусть

весьма далекого, исчисляемого сотнями поколений.

БИЛЕТ№17

ВОПРОС 1.

Постэмбриональное развитие.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез) — период жизни, который при

половом размножении начинается с образования зиготы, характеризуется

необратимыми изменениями (увеличением массы, размеров, появлением новых

тканей и органов) и завершается смертью.

Зародышевый (эмбриональный) и послезародышевый (постэмбриональный) периоды

индивидуального развития организма.

Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышевому) — период от

рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Различные пути

послезародышевого развития животных — прямое и непрямое:

1) прямое развитие — рождение потомства, внешне похожего на взрослый

организм. Примеры: развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих,

некоторых видов насекомых. Так, малек рыбы похож на взрослую рыбу, утенок

на утку, котенок на кошку;

2) непрямое развитие — рождение или выход из яйца потомства,

отличающегося от взрослого организма по морфологическим признакам, образу

жизни (типу питания, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука

появляются червеобразные личинки, живут в почве и питаются корнями в

отличие от взрослого жука (живет на дереве, питается листьями).

Стадии непрямого развития насекомых: яйцо, личинка, куколка, взрослая

особь. Особенности жизни животных на стадии яйца и куколки — они

неподвижны. Активный образ жизни личинки и взрослого организма, разные

условия обитания, использование разной пищи.

Значение непрямого развития — ослабление конкуренции между родителями и

потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания.

Непрямое развитие — важное приспособление, возникшее в процессе эволюции.

Оно способствует ослаблению борьбы за существование между родителями и

потомством, выживанию животных на ранних стадиях послезародышевого

развития.

ВОПРОС 2.

Экология.Термин экология был предложен в 1866 году немецким зоологом Э.

Геккелем для обозначения экологической науки, изучающей взаимоотношения

организмов с окружающей их средой обитания. Экология занимается изучением

отдельных особей, популяций (состоящих из особей одного вида), сообществ

(состоящих из популяций), и экосистем (включающих сообщества и окружающую

их среду). Экологи изучают, как среда влияет на живые организмы и как

организмы воздействуют на среду. Исследуя популяции, экологи решают вопросы

об отдельных видах, об устойчивых изменениях и колебаниях численности

популяций. При изучении сообществ рассматривается их состав или структура,

а также прохождение через сообщества энергии и вещества, т.е. то, что

называется функционированием сообществ. Понятие «экология» распространено

очень широко. Под экологией в большинстве случаев понимают любое

взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества

окружающей нас среды, вызванное хозяйственной деятельностью. В этом смысле

экология касается каждого из членов общества.

В обществе растет беспокойство по поводу экологического состояния

окружающей среды и начинает формироваться чувство ответственности за

состояние природных систем Земли. Экологическое мышление, т.е. анализ всех

принимаемых хозяйственных решений с точки зрения сохранения и улучшения

качества окружающей среды, стало абсолютно необходимым при разработке любых

проектов освоения и преобразования территорий.

Экологические факторы. Природа, в которой обитает живой организм, является

средой его обитания. Окружающие условия многообразны и изменчивы. Не все

факторы среды с одинаковой силой воздействуют на живые организмы. Одни

могут быть необходимы для организмов, другие, наоборот, вредны; есть такие,

которые вообще безразличны для них. Факторы среды, которые воздействуют на

организм, называют экологическими факторами.

Абиотические факторы — это все факторы неживой природы. К ним относятся

физические и химические характеристики среды, а также климатические и

географические факторы, имеющие сложную природу: смена сезонов года,

рельеф, направление и сила течения или ветра, лесные пожары и др.

Биотические факторы — сумма воздействий живых организмов. Многие живые

организмы влияют друг на друга непосредственно. Хищники поедают жертв,

насекомые пьют нектар и переносят пыльцу с цветка на цветок, болезнетворные

бактерии образуют яды, разрушающие клетки животных. Кроме того, организмы

косвенно воздействуют друг на друга, изменяя среду обитания. Например,

отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и

пищей для многих организмов.

Антропогенный фактор — вся разнообразная деятельность человека, которая

приводит к изменению природы как среды обитания всех живых организмов или

непосредственно сказывается на их жизни.

Биологический оптимум. Часто в природе бывает так, что одни экологические

факторы находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие (например,

азот) — в недостаточных количествах. Факторы, снижающие жизнеспособность

организма, называют ограничивающими (лимитирующими). Например, ручьевая

форель живет в воде с содержанием кислорода не менее 2 мг/л. При содержании

в воде кислорода менее 1,6 мг/л форель гибнет. Кислород — ограничивающий

фактор для форели.

Ограничивающим фактором может быть не только его недостаток, но и

избыток. Тепло, например, необходимо всем растениям. Однако если

продолжительное время летом стоит высокая температура, то растения даже при

увлажненной почве могут пострадать из-за ожогов листьев.

Следовательно, для каждого организма существует наиболее подходящее

сочетание абиотических и биотических факторов, оптимальное для его роста,

развития и размножения. Наилучшее сочетание условий называют биологическим

оптимумом. Выявление биологического оптимума, знание закономерностей

взаимодействия экологических факторов имеют большое практическое значение.

Умело поддерживая оптимальные условия жизнедеятельности

сельскохозяйственных растений и животных, можно повышать их продуктивность.

Влияние основных абиотических факторов на живые организмы. В каждой среде

действует своя совокупность абиотических факторов. Некоторые из них играют

важную роль во всех трех основных средах (в почве, воде, на суше) или в

двух.

Температура и ее влияние на биологические процессы, Температура — один из

важнейших абиотических факторов. Во-первых, она действует везде и

постоянно. Во-вторых, температура влияет на скорость многих физических

процессов и химических реакций, в том числе и на процессы, идущие в живых

организмах и их клетках. С повышением температуры до определенного предела

скорость реакции увеличивается, а при дальнейшем повышении температуры

резко падает. Вот почему температура влияет на скорости различных

физиологических процессов, от пищеварения до проведения нервного импульса.

Слишком низкие и слишком высокие значения температуры губительны для

клеток.

Физиологические адаптации. На основе физиологических процессов многие

организмы могут в определенных пределах менять температуру своего тела. Эта

способность называется терморегуляцией. Обычно терморегуляция сводится к

тому, что температура тела поддерживается на более постоянном уровне, чем

температура окружающей среды. Более разнообразны по способностям к

терморегуляции животные. Все животные делятся по этому признаку на

холоднокровных и теплокровных.

Температура тела у холоднокровных животных изменяется при изменении

температуры внешней среды. Теплокровные животные благодаря наличию таких

ароморфозов, как четырехкамерное сердце, механизмы терморегуляции (перьевой

и волосяной покровы, жировая ткань и др.), способны поддерживать постоянную

температуру тела даже при ее сильных колебаниях.

Влияние влажности на наземные организмы. Все живые организмы испытывают

потребность в воде. Биохимические реакции, идущие в клетках, протекают в

жидкой среде. Вода для живых организмов служит «универсальным

растворителем»; в растворенном виде транспортируются питательные вещества,

гормоны, выводятся вредные продукты обмена и др. Повышенная или пониженная

увлажненность накладывает отпечаток на внешний облик и внутреннюю структуру

организмов. Так, в условиях недостаточного увлажнения (степи, полупустыни,

пустыни) распространены растения-ксерофиты. Они выработали приспособления к

постоянному или временному недостатку влаги в почве или воздухе, что

обусловлено их анатомическими, морфологическими и физиологическими

особенностями. Так, многолетние растения пустыни имеют сильно развитые

корни, иногда очень длинные (у верблюжьей колючки до 16м), достигающие

влажного слоя, или чрезвычайно разветвленные.

Роль света в жизни гетеротрофов. Для многих микробов и некоторых животных

прямой солнечный свет губителен. Гетеротрофы — организмы, потребляющие

готовые органические вещества и не способные к их синтезу из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.