Билеты по биологии за курс 10-11 классов
уменьшение зависимости процесса размножения от окружающих условий и
повышение выживаемости.
Причина ароморфозов — наследственная изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор.
БИЛЕТ№14
ВОПРОС 1.
Формы размножения организмов ( БЕСПОЛОЕ.)
Способность к размножению, или самовоспроизведению, является одним из
обязательных и важнейших свойств живых организмов. Размножение поддерживает
длительное существование вида, обеспечивает преемственность между
родителями и их потомством в ряду многих поколений. Оно приводит к
увеличению численности особей вида и способствует его расселению. У
растений, подавляющее большинство которых ведет прикрепленный образ жизни,
расселение в процессе размножения — единственный способ занять большую
территорию обитания. У большинства многоклеточных организмов часть клеток
специализировалась на выполнении функции размножения, возникли
репродуктивные органы. В них образуются клетки, способные дать начало
новому организму. Если новый организм возникает из половых клеток, то
говорят о половом размножении. Если же образование нового организма связано
с соматическими клетками, то такой способ размножения называют бесполым.
Бесполое размножение характеризуется тем, что в нем участвует одна особь.
В некоторых случаях для воспроизводства потомства образуются
специализированные клетки — споры, каждая из которых прорастает и дает
начало новому организму. Спорообразование встречается у простейших
(малярийный плазмодий), грибов, водорослей и лишайников.
Вегетативное размножение. Размножение при помощи вегетативных органов (у
растений) и частей тела (у животных) называется вегетативным. Оно основано
на способности организмов восстанавливать (регенерировать) недостающие
части. Этот способ размножения широко распространен в природе, но с
наибольшим разнообразием оно осуществляется у растений, особенно у
цветковых. При делении путем митоза одноклеточных бактерий, водорослей,
простейших образуются два дочерних организма. У одноклеточных водорослей,
грибов и лишайников размножение осуществляется соответственно обрывками
нитей, гиф и обломками слоевищ. Примером вегетативного размножения может
служить почкование. Оно характерно для некоторых кишечно-полостных (гидры)
и дрожжевых грибков. Если при этом дочерние особи не отделяются от
материнской, могут возникать колонии. У цветковых растений в природе новые
особи могут возникать из вегетативных органов: стебля (кактусы, ряска,
элодея), листа (фиалка, бегония), корня (малина, осот), видоизмененных
побегов: клубня (картофель), луковицы (лук, чеснок, тюльпан), корневища
(пырей, хвощ), усов (земляника). Вегетативное размножение растений широко
используются в с/х практике. Вегетативным путем удается размножать далеко
не все растения. Ученые изучают механизмы размножения для того, чтобы
научиться управлять ими. Используя клеточные культуры, можно вначале
размножить клетки с нужной наследственной информацией, а затем вырастить из
них целое растение. У многоклеточных животных в силу высокой специализации
клеток организма размножение встречается значительно реже. Кроме
кишечнополостных оно наблюдается у губок, плоских червей. При любой форме
бесполого размножения — частями тела или спорами — наблюдается увеличение
численности особей данного вида без повышения их генетического
разнообразия: все особи являются точной копией материнского организма. Эта
особенность используется человеком для получения однородного, с хорошими
признаками потомства плодово-ягодных, декоративных и других групп растений.
Новые признаки у таких организмов появляются только в результате мутаций.
ВОПРОС 2.
Движущие силы антропогенеза
Дарвин показал, что основные факторы эволюции органического мира, то есть
наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор,
приложимы и к эволюции человека. Благодаря им организм древней
человекообразной обезьяны претерпел ряд морфофизиологических изменений, в
результате которых выработалась вертикальная походка, разделились функции
рук и ног.
Для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических
закономерностей. Качественное своеобразие его вскрыл Ф.Энгельс, указав на
социальные факторы: труд, общественную жизнь, сознание и речь. Труд —
важнейший фактор эволюции человека
Труд начинается с изготовления орудий труда. Это, по словам Энгельса,
«первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени,
что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».
Основной движущей силой антропогенеза явился труд, в процессе которого
человек сам создает орудия труда. Наиболее высокоорганизованные животные
могут употреблять предметы в качестве готовых орудий, но не способны
создать их. Животные только пользуются дарами природы, человек же изменяет
ее в процессе труда. Животные также изменяют природу, но не преднамеренно,
а лишь потому, что находятся и живут в природе. Их воздействие на природу
сравнительно с воздействием на нее человека ничтожно.
Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных
предков правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавший их
основной фактор — труд — был специфичен только для эволюции человека.
Особенно важным было возникновение прямой походки. Размеры и масса тела
обезьян увеличились, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придавший
ему гибкость, образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз,
упрочился крестец, челюстной аппарат стал более легким и т.д. Прямохождение
установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс отбора
наследственных изменений, полезных в трудовой деятельности.
Предположительно он длился миллионы лет. Биологически прямохождение
принесло человеку немало осложнений. Оно ограничило быстроту его
передвижения, лишило подвижности крестец, что затруднило роды; длительное
стояние и ношение тяжестей иногда приводит к плоскостопию и расширению вен
на ногах. Зато благодаря прямохождению освободились руки для орудий труда.
Возникновение прямохождения, по мнению Ч.Дарвина, а затем Ф.Энгельса, стало
решающим шагом на пути от обезьяны к человеку. Благодаря прямохождению у
обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости
поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к
разнообразным движениям.
В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и
могла производить лишь самые простые действия. Особи с наследственными
изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций,
преимущественно сохранялись благодаря естественному отбору. Ф.Энгельс
писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда. Различие между
рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна
не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож.
Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные
предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в
качестве орудий к их изготовлению. Самые примитивные орудия труда облегчают
зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор,
открывая в предметах природы новые, неизвестные свойства; наконец, они
используются для дальнейшего совершенствования орудий труда.
Развитие трудовой деятельности приводит к ослаблению действия
биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов в
антропогенезе.
Общественный образ жизни как фактор эволюции человека. С самого начала труд
был общественным, так как обезьяны жили стадами. Ф.Энгельс указывал, что
неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа
в природе, среди необщественных животных. Стадность обезьяньих предков
человека развивалась в общественное поведение под воздействием особого
фактора. Таким фактором был труд, тесно связанный с преобразованием руки в
орган труда. Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно
защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества
обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили
приемам охоты и сохранения огня. С развитием трудового процесса все яснее
становилась польза взаимной поддержки и взаимопомощи.
Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши
предки уже на ранних стадиях употребляли мясную пищу. Обработанная и
приготовленная на огне, она уменьшала нагрузку на жевательный аппарат.
Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные ,
потерял свое биологическое значение, сделался бесполезным и постепенно
исчез в процессе естественного отбора; по той же причине переход от
растительной пищи к смешанной привел к укорочению кишечника. Применение
огня помогало защищаться от холода и зверей.
Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от
поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности для
общения друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала
необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с
трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов
появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат предков человека в
результате наследственной изменчивости и естественного отбора
преобразовались в органы членораздельной речи человека. Человек, как и
животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное
раздражение органов чувств — это первая сигнальная система. Но человек
способен воспринимать сигналы словом — он обладает второй сигнальной
системой. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности
человека и животных.
Возникновение речи усилило общение наших предков на почве совместного
трудового процесса и, в свою очередь, способствовало развитию общественных
отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием
социальных и биологических факторов. Естественный отбор постепенно утратил
значение в эволюции человеческого общества. Все усложнявшиеся трудовые
процессы изготовления орудий труда и предметов быта, членораздельная речь и
жесты, мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.
Развитие головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время
совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась
преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе мышление
человека могло достигнуть столь высокого развития.
Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по
наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и
речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти
специфические качества исторически возникли и совершенствовались под
действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе
его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и
образованию.
Итак, движущими силами антропогенеза являлись биологические факторы
(наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор)
и социальные (факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни,
речь и мышление).
БИЛЕТ№ 15
ВОПРОС 1.
Половое размножение
В половом размножении принимают участие, как правило, две родительские
особи, каждая из которых участвует в образовании нового организма, внося
лишь одну половую клетку — гамету (яйцеклетку или сперматозоид). В
результате слияния гамет образуется оплодотворенная яйцеклетка — зигота,
несущая наследственные задатки обоих родителей, благодаря чему резко
увеличивается наследственная изменчивость потомков. В этом заключается
преимущество полового размножения перед бесполым.
Низшие многоклеточные организмы наряду с бесполым размножением могут
также размножаться и половым путем. У нитчатых водорослей одна из клеток
претерпевает несколько делений, в результате чего образуются маленькие
подвижные гаметы одинакового размера с вдвое уменьшенным числом хромосом.
Гаметы затем попарно сливаются и образуют одну клетку, а из нее
впоследствии развиваются новые особи. У более высокоорганизованных растений
и животных половые клетки не одинаковы по величине. Одни гаметы богаты
запасными питательными веществами и неподвижны — яйцеклетки; другие,
маленькие, подвижные — сперматозоиды. Гаметы образуются в
специализированных органах — половых железах. У высших животных женские
гаметы (яйцеклетки) образуются в яичниках, мужские (сперматозоиды) — в
семенниках. Образование половых клеток (гаметогенез) у водорослей, многих
грибов и высших споровых растений происходит путем митоза или мейоза в
специальных органах полового размножения: яйцеклеток — в оогониях или
архегониях, сперматозоидов и спермиев — в антеридиях.
Образование половых клеток. В процессе формирования половых клеток
выделяют три стадии: — размножение — рост — созревание.
Первичные половые клетки делятся путем митоза (период размножения), в
результате чего их количество постоянно возрастает. Затем деление клеток
прекращается, и они начинают расти. При сперматогенезе все 4 клетки в
дальнейшем превращаются в сперматозоиды. Типичный сперматозоид состоит из
головки, шейки и хвостика. Головка содержит ядро и незначительное
количество цитоплазмы. На кончике головки располагается аппарат Гольджи,
преобразованный в кольцевое тельце — акросому. В ней образуются ферменты,
растворяющие мембрану яйцеклетки при оплодотворении. В цитоплазме шейки
сосредоточены митохондрии, одна или несколько центриолей. При оогенезе
мейотическое деление ядра сопровождается неравным делением цитоплазмы, в
результате чего из ооцита развиваются одна крупная яйцеклетка и три
маленькие клетки, называемые направленными тельцами, которые вскоре
погибают. Биологический смысл формирования направленных телец заключается в
необходимости сохранения в яйцеклетке максимального количества желтка,
необходимого для развития будущего зародыша.
Яйцеклетки многоклеточных животных в зависимости от количества желтка
имеют разную величину. Типичное ядро яйцеклетки содержит гаплоидный набор
хромосом. В цитоплазме функционируют митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи
и слаборазвитая эндоплазматическая сеть, накапливается значительное
количество нуклеотидов, аминокислот, белков и других компонентов,
необходимых для ранних стадий развития зародыша. Яйцеклетка всегда окружена
одной или несколькими оболочками, имеющими сложное строение. Развитие
сперматозоидов называется сперматогенезом. Развитие яйцеклеток — оогенезом.
Незрелые половые клетки (сперматоциты и ооциты) претерпевают мейоз, в
результате которого образуются 4 гаплоидные клетки — гаметы.
Оплодотворение. Слияние содержащихся в гаметах гаплоидных ядер называют
оплодотворением; оно приводит к образованию диплоидной зиготы, т.е. клетки,
содержащей по одному хромосомному набору от каждого из родителей. Это
объединение в зиготе двух наборов хромосом (генетическая рекомбинация)
представляет собой генетическую основу внутривидовой изменчивости. Зигота
растет и развивается в зрелый организм следующего поколения. Таким образом,
при половом размножении в жизненном цикле происходит чередование диплоидной
и гаплоидной фаз. Число и размеры половых клеток различны у разных животных
и растений. Однако наблюдается такая закономерность: чем меньше вероятность
встречи яйцеклетки и сперматозоида, тем большее число половых клеток
образуется в организме. Например, рыбы мечут икру (яйцеклетки) и сперму
прямо в воду. Количество икринок у некоторых из них достигает громадной
величины (треска выметывает около 10 млн. икринок).
У высших растений и животных образуется обычно небольшое количество
яйцеклеток (до нескольких десятков), так как у них вероятность
оплодотворения при значительно большем количестве сперматозоидов (или
пыльцы) очень велика.
Процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов: проникновения
сперматозоида в яйцо, слияния гаплоидных ядер обеих гамет с образованием
диплоидной клетки зиготы, активации ее к дроблению и дальнейшему развитию.
Как только сперматозоид проник в яйцеклетку, ее оболочки приобретают
свойства, препятствующие доступу других сперматозоидов. Это обеспечивает
слияние ядра яйца с ядром одного сперматозоида. У некоторых животных в
яйцеклетку проникают два или несколько сперматозоидов, но в оплодотворении
принимает участие лишь один, остальные погибают.
Партеногенез (девственное размножение). Это развитие организма из
неоплодотворенной яйцеклетки. При диплоидном партеногенезе (у тлей, дафний,
коловраток, некоторых ящериц, одуванчика) мейоза не происходит и развитие
начинается с диплоидных ооцитов. Такой партеногенез способствует быстрому
размножению популяций вида. При гаплоидном партеногенезе развитие
начинается с гаплоидной яйцеклетки. Возникающие при этом организмы либо
гаплоидны (самцы пчел — трутни), либодиплоидны. Это наблюдается в том
случае, если яйцеклетка сливается с одним из направленных телец или если
хромосомы удваиваются без последующего разделения ядра и клетки.
Искусственный партеногенез можно вызвать у многих животных, даже
млекопитающих, путем воздействия на яйцеклетку временным повышением
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|