рефераты бесплатно

МЕНЮ


Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления

органам исполнительной власти ближайших субъектов Российской Федерации, к

МЧС России и в установленном порядке к Правительству Российской Федерации;

осуществления мероприятий гражданской обороны, защиты населения и

территории Республики Мордовия от чрезвычайных ситуаций;

создание республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов

для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Мордовия;

содействия устойчивому функционированию организаций.

предприятий, учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций;

в) под совместным руководством МЧС России и Правительства Республики

Мордовия по вопросам:

разработки предложений по реализации государственной политики в

области гражданской обороны;

проведения карантинных мероприятий;

проведения предупредительных мероприятий по снижению последствий

катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

2.1 Основные задачи МЧС Республики Мордовия:

разработка предложений по реализации государственной политики в

области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций, участие в установленном порядке в реализации принятых по ним

решений;

планирование, разработка и осуществление мероприятий по гражданской

обороне и контроль за их выполнением на территории Республики Мордовия;

организация оповещения и информирования населения республики о

приведении в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения

противника и применения им средств массового поражения;

организация подготовки населения, должностных лиц и формирований

республиканской территориальной подсистемы РСЧС по гражданской обороне, по

вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация и осуществление на территории Республики Мордовия

государственного надзора и контроля за выполнением установленных требований

по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных

ситуаций, готовностью органов повседневного управления, сил и средств

республиканской территориальной подсистемы РСЧС к проведению поисково-

спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при

возникновении чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению выживания

населения в условиях военного времени, организация работы по обеспечению

органов повседневного управления, сил и средств республиканской

территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом документации на объекты

повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты систем

жизнеобеспечения населения;

участие в планировании и организации работы по декларированию

безопасности объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов),

дача заключений по лицензированию потенциально опасных объектов в области

гражданской обороны, участие в работе по проведению экспертизы при

проектировании и строительстве объектов;

организация подготовки населения по гражданской обороне и действиям их в

чрезвычайных ситуациях;

участие в планировании, организации, обеспечении и проведении

эвакомероприятий совместно с органами исполнительной власти Республики

Мордовия, органами местного самоуправления и военным командованием в

условиях мирного и военного времени;

обеспечение защиты информации, в том числе и составляющей

государственную тайну, в соответствии с возложенными задачами и в пределах

своей компетенции;

организация разработки мобилизационных планов по мероприятиям

гражданской обороны Республики Мордовия в составе мобилизационных планов

экономики Российской Федерации;

проверка состояния гражданской обороны объектов экономики Республики

Мордовия;

разработка планов доукомплектованная и отмобилизования МЧС Республики

Мордовия и возложенных на него формирований;

организация работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой

и организационно-методической документации по мобилизационной

подготовке в части, касающейся мероприятий по гражданской обороне и

предупреждению чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке нормативных правовых актов Республики Мордовия на

военное время по вопросам гражданской обороны, в том числе в подготовке

ежегодных планов разработки региональных проектов нормативных актов на

военное время:

обеспечение функционирования и развития республиканской

территориальной подсистемы РСЧС, создание и обеспечение готовности органов

управления, сил и средств в условиях мирного и военного времени;

руководство работами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуацией па территории Республики Мордовия, в том числе на внутренних

водах;

организация и проведение аттестации территориальных аварийно-

спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их

подготовке, координация деятельности ведомственных и объектовых

аттестационных комиссий;

организация работы по созданию резерва финансовых и материальных

ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Мордовия.

участие в разработке и реализации федеральных и республиканских

целевых и научно- технических программ;

организация разработки территориальных программ по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости

функционирования объектов экономики.

2.2 Основные функции МЧС Республики Мордовия

МЧС Республики Мордовия в соответствии с возложенными на него задачами

осуществляет следующие основные функции:

организует и контролирует выполнение мероприятий в области гражданской

обороны;

организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил

гражданской обороны, республиканской территориальной подсистемы РСЧС, в том

числе сил постоянной готовности;

организует взаимодействие органов исполнительной власти Республики

Мордовия, органов местного самоуправления и координирует их деятельность в

области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Начальника гражданской обороны

Республики Мордовия проекты Плана гражданской обороны и Плана действий по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит предложения в

региональный План взаимодействия субъектов Российской Федерации по

предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба и потерь в случае их

возникновения;

организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля

республиканской территориальной подсистемы РСЧС в интересах гражданской

обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию

территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных

объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий;

организует ведение радиационной, химической и неспецифической

бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской

обороны и осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по

ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного

контроля;

организует работу по привлечению в установленном порядке к

мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций общественных объединений и трудоспособного населения

при их соответствующей подготовке и аттестации;

организует и обеспечивает контроль за заключением и выполнением

предприятиями и организациями независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности договоров (контрактов) по выполнению ими

мероприятий гражданской обороны в военное время;

обеспечивает контроль выполнения государственного оборонного заказа (в

части мероприятий гражданской обороны) предприятиями, организациями и

учреждениями Республики Мордовия;

участвует в разработке и организует реализацию на территории

республики федеральных целевых и научно-технических программ по вопросам

гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций;

организует разработку и реализацию территориальных программ по вопросам

гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,

повышения устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и

военное время;

осуществляет контроль за выполнением норм проектирования инженерно-

технических мероприятий гражданской обороны, накоплением я поддержанием в

готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и

специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке:

организует функционирование и организационно-техническое

обеспечение деятельности учебно-методического центра по гражданской обороне

и чрезвычайным ситуациям:

организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению

чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств республиканской

территориальной подсистемы РСЧС к действиям при их возникновении, а также

по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально

опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;

организует разработку и представляет в установленном порядке в

Правительство Республики Мордовия проекты нормативных правовых актов и

решении по вопроса м защиты населения и Территории от чрезвычайных ситуаций

и другим вопросам в пределах своей компетенции;

организует сбор, обобщение и анализ информации об угрозе возникновения

чрезвычайных ситуаций и их последствиях;

осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности

республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям;

обеспечивает боевую и мобилизационную готовность органов повседневного

управления республиканской территориальной подсистемы РСЧС;

обеспечивает защиту информации, в том числе и составляющей

государственную тайну, в подчиненных МЧС Республики Мордовия подразделениях

в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке руководство ликвидацией

чрезвычайных ситуаций на территории Республики Мордовия, в том числе на

внутренних водах;

организует создание н функционирование территориальной системы

оповещения, руководит информационно-управляющим центром МЧС Республики

Мордовия;

осуществляет в установленном порядке информирование населения о

состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемах и

способах защиты от них;

осуществляет методическое руководство работами по повышению

устойчивости функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных

ситуаций;

организует работу по созданию сохранению и подготовке к использованию

страхового фонда документации на объектах повышенного риска (потенциально

опасных объектах);

организует работу по созданию и использованию резерва финансовых и

материальных ресурсов .для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике

Мордовия;

организует подготовку населения, должностных, лип органов управления,

сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к действиям в

чрезвычайных ситуациях;

осуществляет совместно с заинтересованными органами

исполнительной власти государственный надзор за выполнением мероприятии по

предупреждению чрезвычайных ситуации и готовности должностных лиц- сил н

средств к действиям при их возникновении;

организует и проводит аттестацию территориальных аварийно-спасательных

формировании, спасателей и образовательных, учреждении по их подготовке,

координирует и контролирует деятельность ведомственных и объектовых

аттестационных комиссий;

осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации

по вопросам своей компетенции.

Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет

система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время

в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-

управляющая система (АИУС).

Как бы не велика была роль системы управления в эффективном

функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те

специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные

практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный

конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и

возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока

нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и

количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми

техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и

эффективность действий.

Гражданские формирования гражданской обороны, организуемые на

нештатной основе на базе различных производственно-хозяйственных структур,

показали свою недееспособность. Основная причина этого -

незаинтересованность людей участвовать в этих формированиях, а предприятий

- организовывать их. К тому же в условиях нового хозяйственного механизма и

негосударственных форм собственности прежний административно-принудительный

способ их формирования не срабатывает.

Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего в ряды

функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому

законодательно подтверждена их необходимость.

Основной мерой по повышению дееспособности гражданских формирований ГО

следует считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов

формирований и предприятий, выделяющих людей в территориальные

формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по

уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава

формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых форм

собственности.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах

РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических

войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В

гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть

разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской

обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов

управления ГО.

Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и

другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются

профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и

аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций

и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии

со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных

аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической

целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению

объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих

формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и

переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению

готовности формирований.

Актуальными остаются проблемы обработки порядка взаимодействия

формирований, их технического оснащения и совершенствования

квалификационных требований, разработка межотраслевых программ их

подготовки.

В настоящее время значительным является факт создания в каждой

республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда,

являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды

напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то

есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность.

Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-

профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть

подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и

оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и

технологической специфики, они также могут быть в определенной степени

специализированы.

Как известно, при переходе страны на путь устойчивого и стабильного

социально-экономического развития весьма важное значение приобретает

выработка правильной стратегии целенаправленного управления техногенными,

природными и экологическими рисками и их снижения до приемлемых научно

обоснованных уровней.

В настоящее время делаются лишь первые шаги в разработке такой

стратегии, формулируются ее концептуальные основы (задачи и принципы

государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий

чрезвычайных ситуаций).

Функциональные задачи по управлению рисками, реализуемые на

территориальном и местном уровнях в субъектах РФ, сводятся к::

- анализу и комплексной оценке рисков, построению карт полей

потенциальных опасностей и риска для территорий республик, краев, областей

и регионов;

- разработке и реализации системы мер и действий по предупреждению,

ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;

- адекватному реагированию на возникновение опасностей, выработке и

принятию научно обоснованных и оправданных с социально-экономической точки

зрения решений по управлению техногенными, природными и экологическими

рисками.

Функциональные задачи, решаемые на объектовом уровне управления

рисками, связаны с анализом и оценкой уровней риска на определенных

объектах, а также предупреждением и ликвидацией последствий аварий,

катастроф, опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п.

На этой иерархической ступени управления при анализе и оценке

техногенного риска определяются вероятности возникновения и развития аварий

и катастроф, условия формирования поражающих факторов, а также

математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных

потерь и т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов.

Анализ и оценка природного риска предусматривает расчет вероятностей

возникновения и развития опасных природных явлений и стихийных бедствий, а

также математического ожидания возникающего при них непосредственного

ущерба.

В число функциональных задач для рассматриваемого уровня управления

также входит разработка и реализация адекватных мер по снижению рисков и

уменьшению ущерба.

Важным средством повышения эффективности всей системы управления

является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС,

личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение

населения.

В составе РСЧС создана и продолжает развиваться система подготовки

граждан страны к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и

территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема

организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого

единства играет аттестационная комиссия.

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий

граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения,

должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в

своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий

каждой категории, цикл подготовки.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их

последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но

и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением

количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь,

которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в

некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.

Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно

расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для

жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной

защищенности.

Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть

осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение

вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести

последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем

воздействия на потенциальные источники опасности.

Оградить население от поражения при авариях, катастрофах можно не

только влияя на источники опасности, но и путем рационального размещения

потенциально-опасных и иных производств, а также путем четкой планировки

и застройки городов и других населенных пунктов.

На определенном уровне управления усилиями человека, общины,

государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие

катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию

последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России,

так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в

этой области.

Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет

человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его

существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно

совершенствоваться.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Шойгу С.К. Катастрофы и государство, М: Энергоатомиздат, 1997 г.

2. Федеральные законы: «О защите населения и территории от ЧС

природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.;

«О гражданской обороне» № 28-ФЗ, 1998 г.

3. Положение о Единой государственной системе предупреждения и

ликвидации ЧС, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1113

от 5 ноября 1995 г.

4. Жинкина И.Ю. Стратегия безопасности России, проблемы формирования

понятийного аппарата, М.: Российский научный фонд, 1995 г.

5. Шабров О. Анализ систем на пороге ХХI века: теория и практика, М.;

1996 г.

6. Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции, г.

Суздаль, 25-27 мая 1993 г., М.: ГКЧС России, 1993 г.

7. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ

от ЧС природного и техногенного характера. М.: МЧС России, 1995 г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.