Из истории организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, в России и других странах. Их настоящее и перспективы развития.
России.
Если в США и большинстве стран ЕС базой для создания служб "911" и
"112" являются телекоммуникационные компании, то в России этим занимаются
органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Они предназначены для выполнения задач организации и координации усилий
различных ведомственных чрезвычайных служб и наиболее подходят к роли той
базы, на которой будет строиться единая дежурно-диспетчерская служба.
Такое решение позволяет также использовать уже имеющиеся системы
оповещения и информирования населения, систему мониторинга и наблюдения и в
целом снизить затраты на её создание.
ЕДДС является органом повседневного управления местной (городской)
подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Надо помнить, что она не отменяет
существующего порядка приёма от населения сообщений о происшествиях (по
телефонам "01","02","03","04"и другим). Вместе с тем, ЕДДС является
вышестоящим органом для всех ДДС городов по вопросам сбора, обработки и
обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам
совместных действий в чрезвычайных ситуациях.
ЕДДС города должна включать дежурно-диспетчерский персонал, пункт
управления, технические средства автоматизации управления, связи и
оповещения. И всё это обязано работать надёжно и круглосуточно.
Создание ЕДДС не является самоцелью. В их появлении должны быть
заинтересованы прежде всего местные органы власти, все службы экстренного
реагирования и телекоммуникационные компании.
Это надёжный путь к сокращению числа жертв и экономических потерь при
возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.
Дела реальные
Наиболее передовые и проработанные идеи были заложены в проект
создания ЕДДС в городе Москве. Она предназначена для организационно-
технического объединения дежурных и диспетчерских служб городского
подчинения, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным
действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. В её состав
входят «дежурно-диспетчерские службы различной ведомственной (отраслевой)
принадлежности, а именно: Центр управления в кризисных ситуациях
(ЦУКС);оперативные дежурные службы административных округов города;
центральные диспетчерские органы городских служб; оперативная дежурная
смена Московской городской поисково-спасательной службы.
Объединённая ЕДДС области и города Курска создана на базе Главного
управления ГО и ЧС области, а в других городах и районах — на базе их
администраций.
С каждой администрацией города (района) руководителями служб
потенциально опасных объектов подготовлены и подписаны совместные решения,
определяющие полномочия и обязанности сторон по созданию и развитию ЕДДС. В
интересах выработки единого подхода и методики совершенствования этих
систем в области работает отдел координации.
В настоящее время с 24 ДДС городов и районов области (из 28)
организованы прямые каналы связи, которые через систему переходных
устройств включены в единую сеть связи. Наращиваются прямые связи области с
основными службами районов, имеющих силы постоянной готовности, и
потенциально опасными объектами.
В городе Ростове-на-Дону ЕДДС функционирует с 1996 года.
Постановлением мэра города "Об организации Единой дежурно-диспетчерской
службы по чрезвычайным ситуациям (служба спасения) г. Ростова-на-Дону" при
Управлении по делам ГО и ЧС города, наряду со специализированным
спасательным подразделением — группа оперативного реагирования (ССПГОР),
создано структурное подразделение ДДС (служба спасения, телефон "060").
Кроме того, утверждено "Временное положение о Единой дежурно-диспетчерской
службе по чрезвычайным ситуациям (служба спасения) города", в котором
определены основные задачи, ответственность, права и порядок организации
взаимодействия дежурных служб города.
ЕДДС функционирует круглосуточно. После получения данных oб угрозе или
возникновении ЧП (ЧС), нарушениях в жизнедеятельности города она немедленно
приступает к экстренным действиям по предотвращению или локализации
(ликвидации) их последствий и нормализации жизнеобеспечения населения.
Дежурство несут пять смен, по три человека в смене (старший смены и два
диспетчера). При подборе кандидатов на должность диспетчеров учитывалось:
образование (высшее), способность грамотно и хладнокровно действовать в
экстремальных ситуациях, знание городского хозяйства, умение работать на
ПЭВМ, состояние здоровья. Все специалисты ЕДДС города прошли теоретическое
и практическое обучение по программе подготовки, получили допуск к несению
дежурства.
С созданием ЕДДС у населения города появилась возможность обращаться
за помощью по любому вопросу, используя бесплатный номер "060". Отпала
необходимость записывать десятки телефонов различных служб и организаций.
Сократилось время реагирования дежурных служб на ЧП (ЧС).
СМИ часто называют подобные организации"службой спасения". И это так,
потому что при решении неотложных вопросов оперативный дежурный (как
записано в инструкции) обязан прежде всего отстаивать интересы населения.
В настоящее время 80% крупных городов России уже приступили к созданию
ЕДДС. Эта работа является очень важной и носит общегосударственное
значение.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТОСТРОФ
1.Всероссийская служба медицины катастроф (Далее именуется — Служба)
является функциональной подсистемой единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, локальными нормативными
правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Службы являются:
организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при
ликвидации чрезвычайных ситуаций (розыск пораженных, их извлечение из-под
завалов, из очагов пожаров, оказание первой медицинской помощи и др.
Выполняется аварийно-спасательными формированиями единой Государственной
системы предупреждения и ликвидации ЧС);
обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения,
формирований и учреждения Службы к действиям чрезвычайных ситуациях;
сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного
характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных
ситуаций;
участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля
я области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских
и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;
участие в разработке я осуществлении мер по социальной защите
населения, проведении гуманитарных акции, обеспечении условий для
реализации гражданами своих прав и обязанностей в области зашиты от
чрезвычайных ситуаций;
разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского
обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций:
участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой
медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию
структуры и деятельности Службы;
международное сотрудничество в области медицины катастроф.
4. Служба функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и, службу
медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также
предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций силы и средства Государственного комитета санитарно-
эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства внутренних
дел Российской Федерации, Министерства транспорта РФ, других федеральных
органов исполнительной власти.
Задачи, организация и порядок деятельности служб, органов,
формирований и учреждений, входящих в состав Службы, определяются
положениями о них, утверждаемым федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
5. Служба имеет следующие уровни: федеральный, региональный,
территориальный, местный и объектовый.
Служба представлена:
На федеральном уровне -
Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него
формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции
регионального центра, медицинскими формированиями и учреждениями
регионального подчинения Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта
Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-
эпидемиологического надзора Российской Федерации, других федеральных
органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на
них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций, клиническими и научными базами;
На региональном уровне -
Региональными центрами медицины катастроф, (с входящими в них
формированиями и учреждениями) В гг. Хабаровске. Новосибирске, а также
создаваемыми региональными центрами медицины катастроф в гг. Чите,
Красноярске, Екатеринбурге, Самаре, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону,
которые одновременно выполняют функции территориальных центров по месту
дислокации, медицинскими формированиями военных округов, флотов и
федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с
возложенными на них обязанностями в ликвидация чрезвычайных ситуаций на
региональном уровне.
Региональный центр медицины катастроф непосредственно подчиняется
Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита», а применительно к
территории, где расположен,— руководителю соответствующего территориального
звена здравоохранения;
На территориальном и местном уровнях -
Территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них
формированиями
и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских
учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Министерства Путей сообщения Российской Федераций,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской
Федерации, учреждениями Федерального управления медико-биологических
экстремальных проблем при Министерстве
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, других
федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствия с
возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на у,
территориальном уровне.
Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен
руководителю территориального звена здравоохранении, а функционально —
региональному центру медицины катастроф.
Структурно центры медицины катастроф включают в свой состав администрацию,
оперативное, научное (научно-методическое) и дежурно-диспетчерское
подразделение оперативную группу управления и клиническую базу (госпиталь,
больницу) с подвижным формированием бригады специализированной медицинской
помощи постоянной готовности, предназначенные для выдвижения в зону
чрезвычайной ситуации для оказания квалифицированной и специализированной
медицинской помощи.
6.На всех уровнях Службы на базе медицинских образовательных, научно-
исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических
учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы).
Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей
соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они
поступают в оперативное подчинение органов управления Службы
соответствующего уровня.
7. В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования Службы:
повседневная деятельность, повышенная готовность и ЧС. Решение о введении
режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители
объектов.
8. При ликвидации медико-санитарных последствий, чрезвычайных ситуаций
используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-
профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные
учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.
Координация подготовки и взаимодействия органов
управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в
состав Службы, возлагается на службу медицины катастроф Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, которая
должна обеспечить:
разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой
медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
9.Руководящими органами Службы на федеральном, региональном
территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные
координационные комиссии, которые одновременно выполняют функции штабов
службы. На местном и объектном уровнях функции штабов Службы возлагаются на
штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы Службы подчиняются
руководителям соответствующего звена здравоохранения.
По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при
ликвидации чрезвычайных ситуаций Служба руководствуется решениями
соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является план медико-
санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который
разрабатывается соответствующими штабами Службы, согласовывается с членами
межведомственной координационной комиссии Службы, подписывается ее
председателем, начальником штаба и утверждается председателем
соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного
обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
10. Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств
заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных целевых
программ.
Резерв финансовых и материально-технических ресурсов (медицинского,
санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования) создается:
в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения
первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций,— за счет средств
федерального бюджета;
на федеральном и региональном уровнях - за счет средств федеральных
органов исполнительной власти, силы и средства которых входят в состав
Службы;
резерв субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета
соответствующего субъекта Российской Федерации;
резерв местного уровня — за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв — за счет собственных средств организации.
Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов
финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом
(организацией), их создающим.
За последние годы в России появилось несколько новых служб,
занимающихся оказанием медицинской и другой помощи гражданам. В данной
работе как примеры подобных служб были рассмотрены единые дежурно-
диспетчерские системы и Всероссийская служба медицины катастроф,
занимающаяся оказанием скорой медицинской помощи гражданам в рамках
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Можно с уверенностью казать,
что для России эти организации являются абсолютно новыми, коренным образом
отличающимися от всех остальных.
Основное отличие состоит в том, что и единые дежурно-диспетчерские
системы и Всероссийская служба медицины катастроф стремятся объединить и
скоординировать действия всех существующих служб (скорой помощи, милиции,
пожарной службы, «службы спасения» и т.д.) для оказания наиболее быстрой и
эффективной помощи людям.
Нужно сказать, что эта задача уже реализуется и приносит свои плоды.
Опыт нашей страны и других стран подтверждает, что подобный принцип
организации эффективен и является наиболее перспективным.
[pic]
Авиамедсестры в ранние годы авиации
[pic]
Повозка скорой помощи, Харбин
[pic]
Русская скорая помощь, Харбин
[pic]
Кареты скорой помощи везут раненых в больницу. Франция, 7 июня 1918
Библиография
Большая Советская энциклопедия
1. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
2. Материалы из личного архива Николаева К.А.
3. Российская газета от 14 марта1996 года
4. Популярная медицинская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1980
5. Даринский А.В. Санкт-Петербург 1703-1917. Книга для чтения. СПб, 1997
6. Щерих Д.Ю. Книга рекордов Петербурга. Все самое-самое в истории и
жизни города. СПб, изд. Иванов и Лещинский, 1995
7. А.А. Керсновский. История русской армии в 4 томах. Том второй. От
взятия Парижа до покорения Средней Азии 1814-1881 гг., М., Голос, 1999
8. Советская военная энциклопедия в 8 томах. Том четвертый. М.,
Воениздат1977. Том шестой. М., Воениздат, 1978
9. Геселович А.М. Летопись жизни Н.И. Пирогова (1810-1881). М., 1976
10. Первая помощь. Учебник Российского общества Красного Креста, пер. с
англ., Mosby Lifeline, Toronto, 1997
-----------------------
[1] См. «Единые дежурно-диспетчерские службы»
[2] См. «Крестовоздвиженская община сестер милосердия»
[3] Пирогов (Николай Иванович, 1810 - 1881) - один из величайших врачей и
по cиe время самый выдающийся авторитет с области военно-полевой хирургии.
В 1854 г., с началом военных действий, Пирогов уехал в Севастополь,
во главе отряда Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Отдавшись
делу помощи больным и раненым, посвящая им целые дни и ночи в течение 10
месяцев, он в тоже время не мог не видеть всей общественной и научной
отсталости русского общества, широкого господства хищничества, самых
возмутительных злоупотреблений. В 1870 г. П. был приглашен главным
управлением Красного Креста осмотреть военно-санитарные учреждения на
театре франко-прусской войны. Результатом наблюдений стал труд "Начала
военно-полевой хирургии", получивший всеобщее распространение. Так,
например, его гипсовая повязка была в большом употреблении; производство
резекций, в целях сохранения наивозможно большей массы неповрежденных
частей, вытеснило ампутации; его план рассеяния больных применялся немцами
в самых широких размерах; его взгляды о размещении больных и раненых не в
больших госпиталях, а в палатках, бараках и пр. был осуществлен. Точно
также введена была рекомендованная им еще в Севастополе сортировка раненых
на перевязочном пункте. Благодаря его экспериментальным исследованиям,
эфирный наркоз при операциях быстро получил широкое распространение в
России.
Страницы: 1, 2, 3
|