рефераты бесплатно

МЕНЮ


Из истории организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, в России и других странах. Их настоящее и перспективы развития.

России.

Если в США и большинстве стран ЕС базой для создания служб "911" и

"112" являются телекоммуникационные компании, то в России этим занимаются

органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Они предназначены для выполнения задач организации и координации усилий

различных ведомственных чрезвычайных служб и наиболее подходят к роли той

базы, на которой будет строиться единая дежурно-диспетчерская служба.

Такое решение позволяет также использовать уже имеющиеся системы

оповещения и информирования населения, систему мониторинга и наблюдения и в

целом снизить затраты на её создание.

ЕДДС является органом повседневного управления местной (городской)

подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Надо помнить, что она не отменяет

существующего порядка приёма от населения сообщений о происшествиях (по

телефонам "01","02","03","04"и другим). Вместе с тем, ЕДДС является

вышестоящим органом для всех ДДС городов по вопросам сбора, обработки и

обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам

совместных действий в чрезвычайных ситуациях.

ЕДДС города должна включать дежурно-диспетчерский персонал, пункт

управления, технические средства автоматизации управления, связи и

оповещения. И всё это обязано работать надёжно и круглосуточно.

Создание ЕДДС не является самоцелью. В их появлении должны быть

заинтересованы прежде всего местные органы власти, все службы экстренного

реагирования и телекоммуникационные компании.

Это надёжный путь к сокращению числа жертв и экономических потерь при

возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.

Дела реальные

Наиболее передовые и проработанные идеи были заложены в проект

создания ЕДДС в городе Москве. Она предназначена для организационно-

технического объединения дежурных и диспетчерских служб городского

подчинения, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным

действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. В её состав

входят «дежурно-диспетчерские службы различной ведомственной (отраслевой)

принадлежности, а именно: Центр управления в кризисных ситуациях

(ЦУКС);оперативные дежурные службы административных округов города;

центральные диспетчерские органы городских служб; оперативная дежурная

смена Московской городской поисково-спасательной службы.

Объединённая ЕДДС области и города Курска создана на базе Главного

управления ГО и ЧС области, а в других городах и районах — на базе их

администраций.

С каждой администрацией города (района) руководителями служб

потенциально опасных объектов подготовлены и подписаны совместные решения,

определяющие полномочия и обязанности сторон по созданию и развитию ЕДДС. В

интересах выработки единого подхода и методики совершенствования этих

систем в области работает отдел координации.

В настоящее время с 24 ДДС городов и районов области (из 28)

организованы прямые каналы связи, которые через систему переходных

устройств включены в единую сеть связи. Наращиваются прямые связи области с

основными службами районов, имеющих силы постоянной готовности, и

потенциально опасными объектами.

В городе Ростове-на-Дону ЕДДС функционирует с 1996 года.

Постановлением мэра города "Об организации Единой дежурно-диспетчерской

службы по чрезвычайным ситуациям (служба спасения) г. Ростова-на-Дону" при

Управлении по делам ГО и ЧС города, наряду со специализированным

спасательным подразделением — группа оперативного реагирования (ССПГОР),

создано структурное подразделение ДДС (служба спасения, телефон "060").

Кроме того, утверждено "Временное положение о Единой дежурно-диспетчерской

службе по чрезвычайным ситуациям (служба спасения) города", в котором

определены основные задачи, ответственность, права и порядок организации

взаимодействия дежурных служб города.

ЕДДС функционирует круглосуточно. После получения данных oб угрозе или

возникновении ЧП (ЧС), нарушениях в жизнедеятельности города она немедленно

приступает к экстренным действиям по предотвращению или локализации

(ликвидации) их последствий и нормализации жизнеобеспечения населения.

Дежурство несут пять смен, по три человека в смене (старший смены и два

диспетчера). При подборе кандидатов на должность диспетчеров учитывалось:

образование (высшее), способность грамотно и хладнокровно действовать в

экстремальных ситуациях, знание городского хозяйства, умение работать на

ПЭВМ, состояние здоровья. Все специалисты ЕДДС города прошли теоретическое

и практическое обучение по программе подготовки, получили допуск к несению

дежурства.

С созданием ЕДДС у населения города появилась возможность обращаться

за помощью по любому вопросу, используя бесплатный номер "060". Отпала

необходимость записывать десятки телефонов различных служб и организаций.

Сократилось время реагирования дежурных служб на ЧП (ЧС).

СМИ часто называют подобные организации"службой спасения". И это так,

потому что при решении неотложных вопросов оперативный дежурный (как

записано в инструкции) обязан прежде всего отстаивать интересы населения.

В настоящее время 80% крупных городов России уже приступили к созданию

ЕДДС. Эта работа является очень важной и носит общегосударственное

значение.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТОСТРОФ

1.Всероссийская служба медицины катастроф (Далее именуется — Служба)

является функциональной подсистемой единой государственной системы

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской

Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими

федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской

Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, локальными нормативными

правовыми актами, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Службы являются:

организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при

ликвидации чрезвычайных ситуаций (розыск пораженных, их извлечение из-под

завалов, из очагов пожаров, оказание первой медицинской помощи и др.

Выполняется аварийно-спасательными формированиями единой Государственной

системы предупреждения и ликвидации ЧС);

обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения,

формирований и учреждения Службы к действиям чрезвычайных ситуациях;

сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного

характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных

ситуаций;

участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля

я области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских

и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

участие в разработке я осуществлении мер по социальной защите

населения, проведении гуманитарных акции, обеспечении условий для

реализации гражданами своих прав и обязанностей в области зашиты от

чрезвычайных ситуаций;

разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского

обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных

ситуаций:

участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой

медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;

научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию

структуры и деятельности Службы;

международное сотрудничество в области медицины катастроф.

4. Служба функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства

здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и, службу

медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также

предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных

ситуаций силы и средства Государственного комитета санитарно-

эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства внутренних

дел Российской Федерации, Министерства транспорта РФ, других федеральных

органов исполнительной власти.

Задачи, организация и порядок деятельности служб, органов,

формирований и учреждений, входящих в состав Службы, определяются

положениями о них, утверждаемым федеральными органами исполнительной

власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и

органами местного самоуправления.

5. Служба имеет следующие уровни: федеральный, региональный,

территориальный, местный и объектовый.

Служба представлена:

На федеральном уровне -

Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него

формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции

регионального центра, медицинскими формированиями и учреждениями

регионального подчинения Министерства обороны Российской Федерации,

Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта

Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-

эпидемиологического надзора Российской Федерации, других федеральных

органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на

них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных

ситуаций, клиническими и научными базами;

На региональном уровне -

Региональными центрами медицины катастроф, (с входящими в них

формированиями и учреждениями) В гг. Хабаровске. Новосибирске, а также

создаваемыми региональными центрами медицины катастроф в гг. Чите,

Красноярске, Екатеринбурге, Самаре, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону,

которые одновременно выполняют функции территориальных центров по месту

дислокации, медицинскими формированиями военных округов, флотов и

федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с

возложенными на них обязанностями в ликвидация чрезвычайных ситуаций на

региональном уровне.

Региональный центр медицины катастроф непосредственно подчиняется

Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита», а применительно к

территории, где расположен,— руководителю соответствующего территориального

звена здравоохранения;

На территориальном и местном уровнях -

Территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них

формированиями

и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских

учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской

Федерации, Министерства Путей сообщения Российской Федераций,

Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской

Федерации, учреждениями Федерального управления медико-биологических

экстремальных проблем при Министерстве

здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, других

федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствия с

возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на у,

территориальном уровне.

Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен

руководителю территориального звена здравоохранении, а функционально —

региональному центру медицины катастроф.

Структурно центры медицины катастроф включают в свой состав администрацию,

оперативное, научное (научно-методическое) и дежурно-диспетчерское

подразделение оперативную группу управления и клиническую базу (госпиталь,

больницу) с подвижным формированием бригады специализированной медицинской

помощи постоянной готовности, предназначенные для выдвижения в зону

чрезвычайной ситуации для оказания квалифицированной и специализированной

медицинской помощи.

6.На всех уровнях Службы на базе медицинских образовательных, научно-

исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических

учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы).

Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей

соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они

поступают в оперативное подчинение органов управления Службы

соответствующего уровня.

7. В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования Службы:

повседневная деятельность, повышенная готовность и ЧС. Решение о введении

режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные

органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители

объектов.

8. При ликвидации медико-санитарных последствий, чрезвычайных ситуаций

используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-

профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные

учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.

Координация подготовки и взаимодействия органов

управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в

состав Службы, возлагается на службу медицины катастроф Министерства

здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, которая

должна обеспечить:

разработку научно-методических принципов деятельности Службы;

подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;

разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой

медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-

санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

9.Руководящими органами Службы на федеральном, региональном

территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные

координационные комиссии, которые одновременно выполняют функции штабов

службы. На местном и объектном уровнях функции штабов Службы возлагаются на

штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы Службы подчиняются

руководителям соответствующего звена здравоохранения.

По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при

ликвидации чрезвычайных ситуаций Служба руководствуется решениями

соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является план медико-

санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который

разрабатывается соответствующими штабами Службы, согласовывается с членами

межведомственной координационной комиссии Службы, подписывается ее

председателем, начальником штаба и утверждается председателем

соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного

обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство

здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

10. Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального

бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств

заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных целевых

программ.

Резерв финансовых и материально-технических ресурсов (медицинского,

санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования) создается:

в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения

первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций,— за счет средств

федерального бюджета;

на федеральном и региональном уровнях - за счет средств федеральных

органов исполнительной власти, силы и средства которых входят в состав

Службы;

резерв субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета

соответствующего субъекта Российской Федерации;

резерв местного уровня — за счет средств местного бюджета;

объектовый резерв — за счет собственных средств организации.

Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов

финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом

(организацией), их создающим.

За последние годы в России появилось несколько новых служб,

занимающихся оказанием медицинской и другой помощи гражданам. В данной

работе как примеры подобных служб были рассмотрены единые дежурно-

диспетчерские системы и Всероссийская служба медицины катастроф,

занимающаяся оказанием скорой медицинской помощи гражданам в рамках

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Можно с уверенностью казать,

что для России эти организации являются абсолютно новыми, коренным образом

отличающимися от всех остальных.

Основное отличие состоит в том, что и единые дежурно-диспетчерские

системы и Всероссийская служба медицины катастроф стремятся объединить и

скоординировать действия всех существующих служб (скорой помощи, милиции,

пожарной службы, «службы спасения» и т.д.) для оказания наиболее быстрой и

эффективной помощи людям.

Нужно сказать, что эта задача уже реализуется и приносит свои плоды.

Опыт нашей страны и других стран подтверждает, что подобный принцип

организации эффективен и является наиболее перспективным.

[pic]

Авиамедсестры в ранние годы авиации

[pic]

Повозка скорой помощи, Харбин

[pic]

Русская скорая помощь, Харбин

[pic]

Кареты скорой помощи везут раненых в больницу. Франция, 7 июня 1918

Библиография

Большая Советская энциклопедия

1. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

2. Материалы из личного архива Николаева К.А.

3. Российская газета от 14 марта1996 года

4. Популярная медицинская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1980

5. Даринский А.В. Санкт-Петербург 1703-1917. Книга для чтения. СПб, 1997

6. Щерих Д.Ю. Книга рекордов Петербурга. Все самое-самое в истории и

жизни города. СПб, изд. Иванов и Лещинский, 1995

7. А.А. Керсновский. История русской армии в 4 томах. Том второй. От

взятия Парижа до покорения Средней Азии 1814-1881 гг., М., Голос, 1999

8. Советская военная энциклопедия в 8 томах. Том четвертый. М.,

Воениздат1977. Том шестой. М., Воениздат, 1978

9. Геселович А.М. Летопись жизни Н.И. Пирогова (1810-1881). М., 1976

10. Первая помощь. Учебник Российского общества Красного Креста, пер. с

англ., Mosby Lifeline, Toronto, 1997

-----------------------

[1] См. «Единые дежурно-диспетчерские службы»

[2] См. «Крестовоздвиженская община сестер милосердия»

[3] Пирогов (Николай Иванович, 1810 - 1881) - один из величайших врачей и

по cиe время самый выдающийся авторитет с области военно-полевой хирургии.

В 1854 г., с началом военных действий, Пирогов уехал в Севастополь,

во главе отряда Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Отдавшись

делу помощи больным и раненым, посвящая им целые дни и ночи в течение 10

месяцев, он в тоже время не мог не видеть всей общественной и научной

отсталости русского общества, широкого господства хищничества, самых

возмутительных злоупотреблений. В 1870 г. П. был приглашен главным

управлением Красного Креста осмотреть военно-санитарные учреждения на

театре франко-прусской войны. Результатом наблюдений стал труд "Начала

военно-полевой хирургии", получивший всеобщее распространение. Так,

например, его гипсовая повязка была в большом употреблении; производство

резекций, в целях сохранения наивозможно большей массы неповрежденных

частей, вытеснило ампутации; его план рассеяния больных применялся немцами

в самых широких размерах; его взгляды о размещении больных и раненых не в

больших госпиталях, а в палатках, бараках и пр. был осуществлен. Точно

также введена была рекомендованная им еще в Севастополе сортировка раненых

на перевязочном пункте. Благодаря его экспериментальным исследованиям,

эфирный наркоз при операциях быстро получил широкое распространение в

России.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.