рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданская оборона: история, современность, перспективы

ГО в СССР является не только частью системы общегосударственных оборонных

мероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин обязан

активно участвовать в проведении мероприятий ГО.

МЧС и Гражданская оборона (современный период)

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР

“Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного

комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной

системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций”.

В 1995 году указом президента 27 декабря объявлено Днем спасателя

Российской Федерации.

Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпуса

спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных

формирований России.

17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу

был назначен председателем российского корпуса спасателей. 28 апреля

заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.

В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей

постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был

преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем

которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.

19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был создан

Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР

(ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый

государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской

обороны РСФСР Министерства обороны СССР.

Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9

региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ),

Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский

РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск

(Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита

(Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).

13 марта 1992 года постановлением правительства Российской Федерации №154

создан Центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО) с базированием

его на аэроузле “Раменское” (г.Жуковский Московской области).

18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 “О

создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных

ситуациях”, которым утвердило Положение об РСЧС, а также определило функции

органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению

и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим постановлением на

всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и

отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их

функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях,

катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования

РСЧС, ее подсистем и звеньев.

Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных

служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства

Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании

деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и

центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействия

с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября

1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 “О

взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны”.

В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года территориальные

подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением

Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах

создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по

чрезвычайным ситуациям.

Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по

основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС России

были созданы:

· Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение правительства

Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);

· Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международного

десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановление

правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26);

· Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных

формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке

(постановление правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507);

· Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС

России (постановление правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г.

№ 636);

· Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными

пожарами (постановление правительства Российской Федерации от 12 июля 1993

г. № 643).

В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС

России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную

организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться

контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.

В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств СНГ был учрежден

Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и

техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.

10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации №66 “О структуре

федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был преобразован в

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС

России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной

защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и

других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого

назначения.

Указом президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС

России назначен Шойгу С.К.

В 1994 году создается Центр специального назначения (г.Москва),

предназначенный для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные

ситуации, для обеспечения автономности работы оперативных групп МЧС России

и других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению мероприятий в

районах чрезвычайных ситуаций, в том числе для экстренного выполнения

аварийно-спасательных и инженерных работ особой сложности в труднодоступной

местности с десантированием спасателей и грузов.

Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки и

отображения информации, информационной поддержки принимаемых решений по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центр

управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных

ситуациях (ЦУКС) с обеспечивающими подразделениями и комплексом технических

средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.

Правительство России приняло решение об организации единой всероссийской

службы медицины катастроф как одного из важных звеньев РСЧС.

21 декабря 1994 года был принят закон “О защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, который стал

главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных

ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий,

катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой

основы деятельности чрезвычайной службы России.

С целью централизации межведомственных функций управления особенно при

крупномасштабных чрезвычайных ситуациях постановлением правительства

Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164 была создана

межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций, определены ее задачи и персональный состав.

14 июля 1995 г. был принят федеральный закон Российской Федерации “Об

аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Этот закон определил

общие организационно-правовые и экономические основы создания и

деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных

формирований на территории Российской Федерации, закрепил права,

обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной

политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан

Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С целью повышения эффективности экономического регулирования в области

предупреждения чрезвычайных ситуаций по инициативе и при содействии МЧС

России в июле 1995 года была создана Чрезвычайная страховая компания.

2 ноября 1995 г. правительство Российской Федерации приняло постановлением

№1085 “О федеральной целевой программе “Создание единой государственной

автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на

территории Российской Федерации”.

***

Федеральное МинЧС уделяет значительное внимание работе с органами

исполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны и

предупреждения ЧС. Не менее важная задача для МЧС России - создание

высокопрофессиональных мобильных территориальных спасательных служб.

Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с временным

положением, утвержденным приказом МЧС России от 7 октября 1994 г. № 621

выполняют следующие основные задачи:

· координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев

ведомственных и функциональных подсистем российской системы предупреждения

и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их

взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области

защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций;

· руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской

обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в

ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени

боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в

чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными

службами на территории региона;

· координация ведения гражданской обороны на территории региона;

· координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации

региональных чрезвычайных ситуаций;

· осуществление установленным порядком государственного надзора на

территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению

чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;

· организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· организация разработки и реализации региональных программ, систем

информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных

целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных

ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и

катастроф

(за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС

России администраций по контролю за реализацией программ по ликвидации

последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту населения и

территорий;

· организация на территории региона обучения населения, подготовки

должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны,

подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· участие, содействие и контроль за созданием на территории региона

резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах

субъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации

чрезвычайных ситуаций;

· осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации

чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда

правительства Российской Федерации, а также организации финансового и

материально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и

чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на

территории региона.

Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров:

Центральный - г. Москва;

Северо-Западный - г. Санкт-Петербург;

Северо-Кавказский - г. Ростов на Дону;

Приволжский - г. Самара;

Уральский - г. Екатеринбург;

Западно-Сибирский - г. Новосибирск;

Восточно-Сибирский - г. Красноярск;

Забайкальский - г. Чита;

Дальневосточный - г. Хабаровск.

Источник информации: официальный сайт МЧС http://www.emercom.gov.ru/

Гражданская оборона: взгляд в будущее

Почти семь десятилетий существовали две системы защиты населения от

нападений с воздуха — МПВО и ГО. За эти годы они показали свою жизненную

необходимость, разумность большинства мероприятий, а потому приобрели

всенародный характер.

МПВО в годы Великой Отечественной войны, надо прямо сказать, спасла от

разрушения немецкими фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев,

Севастополь, Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого не

скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более

полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но

город выстоял и победил.

С 1961 г. и по сей день гражданская оборона выполняла стратегическую

оборонную задачу: защищала население и промышленность от оружия массового

поражения вероятного противника. большинство населения обеспечили укрытием

в надежных защитных сооружениях, были накоплены достаточные запасы средств

индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической) разведки. Многое

сделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий.

Но время неумолимо. Меняются политические устройства государств, социально-

экономические условия, технологии производств и системы оружия,

соответственно им и военные доктрины. Появились Концепция национальной

безопасности России, законы "Об обороне", "О гражданской обороне", "О

мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О защите

населения и территорий от чрезвычайных ситуций природного и техногенного

характера". Все они впитали в себя новое состояние нашей страны,

особенности современной международной политики и отношений государств

многополярного мира.

Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной

гражданской обороны и перспективах ее развития.

Факторы, влияющие на развитие РСЧС и ГО.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЭТО ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ. Несмотря на

принимаемые Меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера в России остается высокой. Обстановка,

складывающаяся во многих регионах, сегодня сложная. Растет ущерб от

чрезвычайных ситуаций. Остаются высокими санитарные и безвозвратные потери

среди людей. Наносится вред окружающей природной среде. Например, только от

наводнений в Якутии пострадал каждый второй житель, в Великом Устюге вообще

не было человека, которому бы стихия не принесла беды.

В техногенной сфере, несмотря нападение производства, число крупных аварий

продолжает расти. Как сказал первый заместитель министра РФ по делам ГО и

ЧС Ю. Воробьев; "Мы стоим на грани глобальных катастроф".

Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций

и увеличивается тяжесть их последствий. В этом году количество ЧС

природного характера увеличилось на 23%, а техногенного — на 7%.

О ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ.

Как отмечено в Концепции национальной безопасности, непосредственная угроза

прямой агрессии против Российской Федерации на современном этапе

уменьшилась. Однако военная опасность продолжает сохраняться. При

определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу

и военные конфликты различной интенсивности.

Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов,

запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения

оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах,

но полностью ее не исключают. Не следует забывать, что количество

государств, владеющих ядерным оружием, увеличилось за счет Индии и

Пакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле.

Вместе с тем в концепциях ведения современных войн все большая роль

отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах (так

называемому нелетальному), использованию политических, экономических и

информационных мер давления на противника. В последние годы значительную

угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний

терроризм.

В этих условиях задачи гражданской обороны, как и прежде, продолжают

оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают большую

значимость.

НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

ПЕРВАЯ.

Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назрела

необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководит

двумя смежными системами — РСЧС, выполняющей функции по защите населения и

территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской

обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает

опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы

защиты населения почти оди-наковы. Это сходство наводит на мысль о

целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в

рамках одной системы.

Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать

унифицированную, на еди-ных принципах построенную систему, способную решать

весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и

военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой

гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупреждением и

ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно

действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении военных

конфликтов и в ходе военных действий.

На этом пути придется преодолеть определенные трудности. Например, вопросы

ГО являются предметом федерального ведения, а защита населения от

чрезвычайных ситуаций в мирное время — совместного ведения Российской

Федерации и ее субъектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силы

и организации, ГО и РСЧС имеют пока различную правовую базу.

ВТОРАЯ.

Назрела необходимость более активного влияния государства на управление

рисками. Для этого разрабатываются принципиально новые положения,

соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит

предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения.

Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать. Вот почему так

активно разрабатывается проект основ государственной политики в области

управления рисками. Этой же задаче служит готовящаяся федеральная целевая

программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Главным в этой программе будет не только организация и совершенствование

мониторинга, а прогнозирование и предупреждение ЧС. Значительное место

отводится внедрению системы декларирования безопасности потенциально

опасных производственных объектов и лицензирования их деятельности,

страхования рисков.

Гвоздем, основой программы, являются выполнение инженерно-технических

мероприятий по защите населения как в мирное, так и военное время,

постоянное и все усиливающееся обучение населения.

В какой-то мере новым, но все более необходимым становится обеспечение

безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях. Раньше

этому практически не уделяли внимания, считали, что люди в любых трудных

ситуациях сами как-нибудь устроятся. На деле оказалось — без помощи

федеральных и местных органов власти им просто не выжить. Все крупные

чрезвычай-ные ситуации последних лет являются убедительным подтверждением

сказанному: землетрясение в Нефтегорске, наводнения в Якутии, Республике

Коми, Великом Устюге, на Северном Кавказе, про-рывы дамб и плотин, оползни,

бури и ураганы, лесные пожары.

По мнению МЧС России, реализация этой программы должна способствовать

снижению потерь от ЧС не менее чем на 25 —30%.

ГО третьего тысячелетия

В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в

связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит

трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения.

Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны

должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько

уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом

особое внимание мобилизационному планированию.

Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской

обороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего времени

продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в

период 1962 — 1976 годов.

Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения,

социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и

всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.

Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.

Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое

значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую

социальную направленность; основной целевой установкой становится не

столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько

сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская

оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет

самостоятельность.

Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее

организации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности,

согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это

надо с большой осторожностью, т.к. части и соединения ГО — это ее самое

организованное и боеготовое ядро.

В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой

для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее

сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым,

как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг:

"Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному

хозяйству и необходимо человеку".

В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше.

В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные

сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное

время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного

пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других

заглубленных сооружений.

Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из

крупных городов. На наш взгляд, возможна только частичная эвакуация

(отселение) населения из прогнозируемых зон поражения и заражения, когда

другие способы защиты невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться

как исключительный вариант.

Видимо, отпадет необходимость и накапливать, хранить средства

индивидуальной защиты для всего населения страны. Они потребуются в первую

очередь для личного состава формирований, участвующих в спасательных и

других неотложных работах, а также персоналу радиационно- и химически

опасных объектов и населению, проживающему в зонах вероятного заражения

(загрязнения).

Исходя из этого придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения

гражданской обороны, что, естественно, повлечет изменения в системе

финансирования. Она, конечно, будет более гибкой, рациональной и

рачительной. Раз ГО является всенародной, служит интересам всех граждан,

значит и в финансировании ее должны участвовать все органы власти,

коммерческие структуры, а не только федеральное правительство.

В-пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационной

готовности гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия

мероприятия по защите населения долж-ны осуществляться повсеместно, на

территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и

материальных ресурсов.

Заключение

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по

принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское

хозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу на

работу по планам военного времени.

В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем

ведомственный (производственный). Каждый регион станет более

самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI

века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося

потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим

условиям, создание возможностей для последовательного оперативного

развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня,

гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.