Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места
шум, вибрацию, но и социально-психологические факторы, команды и пояснения
руководителей работ, различные правила, инструкции и т.д.
Система – совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами. В
эргономике в качестве элементов системы рассматриваются оператор, машина и
среда. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени. В
результате происходит изменение их взаимодействия. В эргономике чаще всего
речь идет о системе “человек–машина–среда” (СЧМ). Иногда применяют и другие
обозначения: система “оператор–машина–среда”, система “человек–машина”,
система “человек–техника”, эргатические системы, эрготехнические,
социотехнические и т.д. Несмотря на разнообразие названий, общим для этих
систем является то, что они представляют собой физические,
целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как
главное, решающее (управляющее) звено. В зависимости от количества
операторов и машин в эргономике выделяют два основных вида систем: “один
человек–оператор–одна машина–среда” и “группа людей–операторов–группа
машин–среда”. Первые СЧМ называют единичными, а вторые – массовыми.
Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека, мешающее
успешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью,
рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, что
безошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределами
физических и психических возможностей человека.
Объект, предмет и задачи эргономики
Используя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономики
как науки.
Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу
людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с
использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности
функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса
труда.
Эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочной
дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета
человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой
техники и технологии, а также существующих условий труда.
Объектом исследования эргономики является система “человек – машина –
среда” (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее
целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Структурная схема СЧМ
приведена на рис.2.
[pic]
Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека,
использующего машины.
Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной
связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно
повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных
проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях –
от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот
– от требований машины и условий ее функционирования к человеку.
Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих
направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации
деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между
человеком и машиной.
Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства
СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют
собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в
конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к
профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам
подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов
ее осуществления. Увеличивается роль человеческих, факторов применительно к
задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий
культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная
техника и др.).
Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой
целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.
Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность
трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия
физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность
формируется на базе таких свойств техники, как управляемость,
обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения
человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых
технологических операций над предметом труда.
Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения
человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к
функционированию и поддержанию этого состояния во времени.
Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому
и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.
Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её
функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при
которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее
здоровье и высокая работоспособность.
Качественными показателями эргономичности являются:
по управляемости:
. среднее время или коэффициент занятости человека-оператора
выполнением определенной единицы технологического процесса;
. вероятность выполнения человеком-оператором единицы
технологического процесса с заданным качеством;
. производительность или норма времени на единицу труда;
по обслуживаемости:
. среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к
её применению;
. среднее оперативное время занятостью восстановлением или
профилактикой техники;
по освояемости:
. среднее календарное время профессиональной подготовки человека-
оператора;
. уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания
техники.
Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач,
стоящих перед эргономикой и решаемых ею.
Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для
чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с
целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих
мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении
комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших
работоспособность.
С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и
особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает
научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в
производительный труд указанной части населения.
Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности,
надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности,
утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической
организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.
Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной
организации и безопасных условий труда. С этой целью должна производиться
разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки
качества промышленной продукции.
Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера. Это
связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного
развертывания исследований. Разработка методологических проблем
способствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику
конкретных исследований.
Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет
сформулировать общую цель или главную задачу эргономики. Главная цель
эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и
проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственно
функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3)
всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.
Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет
избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития
производства.
Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок,
реализуемые при решении любой эргономической задачи.
1. Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа
изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и
способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные
режимы работы и оценивается их влияние на результаты труда. На основании
этих исследований определяются необходимые требования к характеристикам
человека – оператора.
2. Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека –
оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной
нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причем
рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не
экстремальные.
3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его
эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются требования,
предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с
целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.
4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор,
профобучение, тренировку и формирование коллективов.
5. Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.
6. Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.
Разработка методологии эргономики осуществляется соответственно трем
уровням методологического анализа, выделяемым в философии.
В эргономике можно различить три типа методологических средств:
1) методологические средства мировоззренческого характера;
2) общенаучные методологические средства;
3) специально-научные или конкретно-научные методологические средства.
Методологические средства в процессе исследовательской практики органически
слиты, включены в соответствующие эргономические представления,
конкретизированы применительно к различным сферам практической и
теоретической деятельности. В эргономике, учитывая характер ее
возникновения, широко используются методологические средства смежных
дисциплин, особенно психологии.
В эргономике используются следующие основные методологические принципы.
Принцип единства сознания и деятельности. Он означает, что сознание и
деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют
единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.
Именно в сознании образуются динамические модели и образы действительности,
позволяющие ориентироваться человеку в окружающей среде и обеспечивать
успешность достижения целей деятельности.
Принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая роль в процессе
труда принадлежит человеку. При решении таких важнейших практических
вопросов, как повышение производительности, эффективности и качества труда
эргономика исходит, прежде всего, из требований, предъявляемых человеком к
технике, из его возможностей и особенностей деятельности. Противоположным
ему является принцип симпфликации (упрощения), при реализации которого
стремятся к максимальному упрощению деятельности человека, выхолащиванию из
нее всех творческих элементов, а сам человек низводится до придатка машины,
оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.
Принцип активного оператора. Согласно этому принципу при определении роли
человека в СЧМ очень важно, чтобы оператор осуществлял активные действия,
имел свое личное отношение к выполняемым действиям, активно стремился к
цели. Это связано с тем, что при пассивной позиции оператора его переход к
активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность
его деятельности при этом может оказаться невысокой, что наблюдается,
например, в работе машиниста. При активной же позиции оператора
эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его
психофизиологические затраты оказываются меньшими. Поэтому необходимо уже
на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности и
уровень активности оператора.
Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен выступать
как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. При разработке СЧМ
наряду с техническими устройствами должна проектироваться деятельность
оператора, который будет пользоваться этими устройствами. В свою очередь,
эти устройства должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей
деятельности оператора. Таким образом, к техническим устройствам нужно
подходить как к средствам сознательной деятельности человека-оператора.
Принцип последовательности и непрерывности учета требований эргономики.
Учет эргономических требований должен пронизывать все этапы существования
СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Реализация данного
принципа на практике означает внедрение системы эргономического обеспечения
СЧМ на всех этапах ее существования.
Принцип комплексности. Уже в самом определении эргономики как научной
дисциплины предусматривается реализация данного принципа. Он обеспечивает
комплексное изучение человека (группы людей) в конкретных условиях его (их)
деятельности, связанной с использованием машин. Это достигается развитием
междисциплинарных связей эргономики, взаимодействием её с другими науками о
человеке и технике.
Основой для практической реализации рассмотренных принципов является
применение системного подхода, который образует методологическую базу
эргономики. Идеи системного подхода определяют многие исходные установки и
теоретические положения эргономики: стремление к целостному рассмотрению
человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру,
включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденция
к научному синтезу различных аспектов исследования, стремление выявить
возможные последствия деятельности человека. Применение системного подхода
к СЧМ позволяет выявить различные характеристики связи человека и машины в
конкретных условиях их взаимодействия. Сложность этого заключается в том,
что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой,
функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со
сложными взаимосвязями между ними и своими внутренними противоречиями.
Таким образом, системный подход позволяет по-новому ставить и решать многие
задачи эргономики.
Методологическое значение имеет также ряд теоретических положений,
разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смежных с ней
дисциплинах и органично вошедших в ее состав: различие коррективной и
проективной эргономики; гипотеза иерархической организации деятельности
оператора; гипотеза оперативного образа и др.
В эргономических исследованиях широко используются методы (и конкретные
методики), сложившиеся в эргономике, а также в других, смежных с нею
дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда,
кибернетике, математике и др.).
Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности
С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс
преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек -
орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно,
эргономические исследования рекомендации должны основываться на выяснении
закономерностей психических и физиологический процессов, лежащих в основе
определенных видов трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей
физико-химической и психологической средой.
В последние годы много новых идей возникло с связи с рассмотрением трудовой
деятельности как процесса взаимодействия человека с машиной и более
сложными системами управления. Некоторые из этих идей конструктивны в
смысле перехода от качественных к структурно-количественным представлениям
в разработке теории деятельности . Значительный вклад в понимание
психофизиологического содержания трудовой деятельности внесли исследования
по физиологии труда.
Деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства
имеют также определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности.
Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния
человека. Процесс длительности регулируется не только внутренними, но и
внешними факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или
коллектив) и сам предмет труда. В качестве взаимодействующего компонента
деятельности может выступать и орудие труда, если оно относится к классу
автоматических устройств.
В более формализованном виде трудовую деятельность можно представить как
динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.
Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния
предмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходного
состояния посредством трудовых - информационных и энергетических
воздействий. Эти воздействия человек может осуществлять непосредственно на
предмет труда или через промежуточное устройство - орудие труда. При этом
человек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда,
Страницы: 1, 2, 3
|