Залог как форма обеспечения возвратности кредита
являются наличие законодательно установленной процедуры гарантирования
возврата банковских вкладов, а также специально созданного в этих целях
страхового фонда.
Нашу республику следует отнести пока к тем государствам, в которых
действует система не выраженных прямо гарантий вкладчикам банка. В
частности, в соответствии с законодательством ПМР государство гарантирует
сохранность вкладов населения в тех банках, контрольный пакет акций которых
принадлежит ему (в частности, в Сбербанке), вкладчики – частные лица имеют
право в первоочередном порядке получить вложенные ими в банк суммы при его
ликвидации.
3. Процесс банковского кредитования и
залоговые операции в филиале ПРАК АПБ
Процесс банковского кредитования в филиале ПРАК АПБ можно разделить на
несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды,
способы ее выдачи, использования и погашения: 1) рассмотрение кредитной
заявки и собеседование с заемщиком; 2) изучение кредитоспособности клиента;
3) подготовка и заключение кредитного договора; 4) кредитный мониторинг.
Рассмотрение кредитной заявки. Предупредительность и внимательное
отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого
сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту необходимую
информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по
анкете банка. Результаты первой и всех последующих встреч с клиентом
обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный набор
вопросов. (Таблица 3.4.1.).
Таблица 3.4.1.
Образец отчета о результатах беседы служащего банка
с возможным заемщиком
|Вопросы |Ответы |
|Фамилия клиента | |
|Адрес | |
|Телефон | |
|Фамилия сотрудника банка, к которому обращался | |
|клиент | |
|Пользуется ли клиент в настоящее время услугами | |
|банка? (да, нет) | |
|Какими именно? | |
|Если нет, то пользовался ли клиент услугами банка| |
|в прошлом? | |
|С какими сотрудниками фирмы клиента общались | |
|представители банка? | |
|Если речь идет о физическом лице, то укажите род | |
|занятий клиента | |
|Если речь идет о предпринимательской фирме, то | |
|каким видом деятельности занимается клиент? | |
|Укажите приблизительно годовой объем продаж (тыс.| |
|руб.) | |
|В каком банке обслуживается в настоящее время | |
|клиент? | |
|С какими проблемами (если таковые имеются) | |
|сталкивается клиент в своих взаимоотношениях с | |
|банком? | |
|Какими банковскими услугами пользуется клиент в | |
|настоящее время? (Пожалуйста, проверьте.) | |
|- Кредитная линия | |
|- Срочный кредит | |
|- Чековые счета | |
|- Другие срочные счета | |
|- Аккредитивы | |
|- Переводы средств | |
|- Управление денежными средствами | |
|- Трастовые услуги | |
|Какими банковскими услугами не пользуется в | |
|настоящее время клиент, но которые могут быть для| |
|него полезны? | |
|Опишите результаты последнего контакта с клиентом| |
Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией после
каждого визита клиента в банк. Эти отчеты дают кредитному инспектору важную
информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личное
знакомство. На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с
кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях,
на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом
обеспечении (Приложение №2).
Кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных
документов, в том числе: 1) нотариально заверенные копии учредительных
документов компании заемщика; 2) финансовый отчет, включающий баланс и счет
прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на конец года
и показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и
убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и
расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы,
выплатах дивидендов и т.д.; 3) отчет о движении кассовых поступлений. Он
основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и
позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет
дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения
фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.; 4) внутренние
финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое
положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года,
поквартально или помесячно; 5) данные внутреннего оперативного учета.
Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут
потребоваться данные оперативного учета, содержатся в сводках,
подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются
текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.; 6) прогноз
финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, расходов,
издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости
запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь
идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых
счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете,
который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по
неделям, месяцам, кварталам); 7) налоговые декларации как важный источник
дополнительной информации. В них могут содержаться сведения, не включенные
в другие документы и характеризующие заемщика как налогоплательщика; 8)
бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих
предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации.
В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план,
который должен содержать сведения о целях проекта и методах его
осуществления.
Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и
сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим
заемщиком (владельцем или ответственным представителем фирмы). Подобные
встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали
кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного
заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании,
реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В
ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все аспекты
работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых
вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.
Ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться
следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (Таблица
3.4.2.).
Таблица 3.4.2.
Вопросы кредитного инспектора к потенциальному заемщику
|Сведения о клиенте и его компании: |
|какая правовая форма у компании; |
|когда она была учреждена; |
|как была произведена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения;|
| |
|подвержено ли это имущество порче; |
|каковы издержки по его хранению; |
|кто владелец (основной акционер или пайщик) компании, сколько акций (паев) |
|они имеют; |
|какова основная продукция компании (или каковы виды основных услуг); |
|каков опыт и квалификация менеджеров; |
|прибыльна ли компания; |
|кто основные клиенты-поставщики и покупатели компании; |
|на каких условиях продается товар (услуга)? |
|Вопросы об испрашиваемом кредите: |
|на какую сумму клиент хотел бы получить кредит; |
|как им была определена эта сумма; |
|достаточно ли обоснованно составлен прогноз финансовых потребностей; |
|учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы |
|активов, финансируемых с помощью кредита; |
|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |
|срок? |
|Вопросы о погашении кредита: |
|как клиент предполагает погашать кредит; |
|сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла; |
|имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита; |
|есть ли юридические лица, готовые дать гарантию; |
|каково их финансовое положение? |
|Вопросы об обеспеченности возврата кредита: |
|каков вид обеспечения; |
|кто владелец обеспечения; |
|где и под чьим контролем оно находится; |
|как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве |
|обеспечения? |
|Вопросы об отношениях клиента с другими банками: |
|услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент; |
|обращался ли он за кредитом к другим банкам; |
|почему клиент пришел в этот банк; |
|имеет ли клиент непогашенные кредиты, каковы их сумма и сроки погашения? |
На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить: а) серьезность,
надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного
партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов; б)
обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита.
Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному
предложению и ознакомить с ними заемщика; в) соответствие кредитного
предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного
портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей
диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или обратным
результатам.
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов,
а также результатов бесед является определение характера заемщика и его
кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить
заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких,
как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми
располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиенты, как
правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в
письменном виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми
сотрудничал или сотрудничает клиент.
Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и
стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Они
предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе
после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике,
то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для
проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности
работы в данной фирме.
Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о
среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные,
представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной
из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных
счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента,
его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить
получаемый кредит.
В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный
инспектор, - продолжительность занятости и проживания клиента (частного
лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются
предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном им месте лишь
несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы.
Рассматривается также длительность проживания клиента по одному адресу,
поскольку чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более
стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или
частая перемена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита
как негативный момент.
Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так
называемой «пирамиды долга», когда заемщик берет кредит в одной фирме или
банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не
исчезает значительная или растущая задолженность клиента по кредитным
карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На
основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении
клиента и его навыках управления денежными средствами. На этом
предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится определить
порядочность клиента и достоверность представленной им информации.
Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все свои долги
или, по данным кредитовавших его банков, у клиента существуют и другие
обязательства, о которых он «забыл» упомянуть или не оплатил и скрылся.
Итак, кредитный инспектор внимательно изучает все документы,
представленные потенциальным заемщиком, проводит с ним все необходимые
беседы, оценивает информацию, полученную на запросы и составляет анализ
кредитной заявки (Приложение №3). После консультаций с руководством банка и
начальником кредитного отдела кредитный инспектор принимает решение о
продолжении работы с клиентом или отказе ему.
Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор
комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные
документы, ответы на запросы, записи бесед и т.д.) и направляет его в
кредитный отдел. В этом отделе осуществляется тщательное изучение
кредитоспособности клиента и дается оценка кредитного риска.
Изучение кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности
предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих
деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной
задолженности.
При анализе кредитоспособности используются различные источники
информации: а) материалы, полученные непосредственно от клиента; б)
материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; в) сведения, сообщенные
теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщиками, кредиторами,
покупателями его продукции, банками и т.д.); г) отчеты и другие материалы
частных и государственных учреждений.
Получая информацию об изучении банком материалов и сведений,
полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела
обращающихся к архивам своего банка. Если клиент уже получил ранее кредит в
банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других
нарушениях.
Банк устанавливает контакт с другими кредитными организациями, чтобы
использовать их опыт работы с данным заемщиком и выяснить ряд конкретных
вопросов. Какие суммы занимал клиент в предыдущие периоды, и своевременно
ли погашались ранее выданные ему кредиты? Были ли достаточно высокими
остатки на банковских счетах клиента? Объявлялся ли когда-либо клиент
банкротом?
Оценка кредитного риска предполагает обращение внимания на симптомы
возникающих у заемщиков трудностей, которые необходимо отслеживать банкам-
кредиторам, в том числе: 1) задержки в предоставлении заемщиком финансовой
отчетности и в осуществлении платежей в счет погашения кредита или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|