рефераты бесплатно

МЕНЮ


Залог как форма обеспечения возвратности кредита

являются наличие законодательно установленной процедуры гарантирования

возврата банковских вкладов, а также специально созданного в этих целях

страхового фонда.

Нашу республику следует отнести пока к тем государствам, в которых

действует система не выраженных прямо гарантий вкладчикам банка. В

частности, в соответствии с законодательством ПМР государство гарантирует

сохранность вкладов населения в тех банках, контрольный пакет акций которых

принадлежит ему (в частности, в Сбербанке), вкладчики – частные лица имеют

право в первоочередном порядке получить вложенные ими в банк суммы при его

ликвидации.

3. Процесс банковского кредитования и

залоговые операции в филиале ПРАК АПБ

Процесс банковского кредитования в филиале ПРАК АПБ можно разделить на

несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды,

способы ее выдачи, использования и погашения: 1) рассмотрение кредитной

заявки и собеседование с заемщиком; 2) изучение кредитоспособности клиента;

3) подготовка и заключение кредитного договора; 4) кредитный мониторинг.

Рассмотрение кредитной заявки. Предупредительность и внимательное

отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого

сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту необходимую

информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по

анкете банка. Результаты первой и всех последующих встреч с клиентом

обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный набор

вопросов. (Таблица 3.4.1.).

Таблица 3.4.1.

Образец отчета о результатах беседы служащего банка

с возможным заемщиком

|Вопросы |Ответы |

|Фамилия клиента | |

|Адрес | |

|Телефон | |

|Фамилия сотрудника банка, к которому обращался | |

|клиент | |

|Пользуется ли клиент в настоящее время услугами | |

|банка? (да, нет) | |

|Какими именно? | |

|Если нет, то пользовался ли клиент услугами банка| |

|в прошлом? | |

|С какими сотрудниками фирмы клиента общались | |

|представители банка? | |

|Если речь идет о физическом лице, то укажите род | |

|занятий клиента | |

|Если речь идет о предпринимательской фирме, то | |

|каким видом деятельности занимается клиент? | |

|Укажите приблизительно годовой объем продаж (тыс.| |

|руб.) | |

|В каком банке обслуживается в настоящее время | |

|клиент? | |

|С какими проблемами (если таковые имеются) | |

|сталкивается клиент в своих взаимоотношениях с | |

|банком? | |

|Какими банковскими услугами пользуется клиент в | |

|настоящее время? (Пожалуйста, проверьте.) | |

|- Кредитная линия | |

|- Срочный кредит | |

|- Чековые счета | |

|- Другие срочные счета | |

|- Аккредитивы | |

|- Переводы средств | |

|- Управление денежными средствами | |

|- Трастовые услуги | |

|Какими банковскими услугами не пользуется в | |

|настоящее время клиент, но которые могут быть для| |

|него полезны? | |

|Опишите результаты последнего контакта с клиентом| |

Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией после

каждого визита клиента в банк. Эти отчеты дают кредитному инспектору важную

информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личное

знакомство. На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с

кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях,

на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом

обеспечении (Приложение №2).

Кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных

документов, в том числе: 1) нотариально заверенные копии учредительных

документов компании заемщика; 2) финансовый отчет, включающий баланс и счет

прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на конец года

и показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и

убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и

расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы,

выплатах дивидендов и т.д.; 3) отчет о движении кассовых поступлений. Он

основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и

позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет

дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения

фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.; 4) внутренние

финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое

положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года,

поквартально или помесячно; 5) данные внутреннего оперативного учета.

Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут

потребоваться данные оперативного учета, содержатся в сводках,

подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются

текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.; 6) прогноз

финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, расходов,

издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости

запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь

идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых

счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете,

который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по

неделям, месяцам, кварталам); 7) налоговые декларации как важный источник

дополнительной информации. В них могут содержаться сведения, не включенные

в другие документы и характеризующие заемщика как налогоплательщика; 8)

бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих

предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации.

В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план,

который должен содержать сведения о целях проекта и методах его

осуществления.

Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и

сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим

заемщиком (владельцем или ответственным представителем фирмы). Подобные

встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали

кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного

заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании,

реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В

ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все аспекты

работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых

вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.

Ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться

следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (Таблица

3.4.2.).

Таблица 3.4.2.

Вопросы кредитного инспектора к потенциальному заемщику

|Сведения о клиенте и его компании: |

|какая правовая форма у компании; |

|когда она была учреждена; |

|как была произведена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения;|

| |

|подвержено ли это имущество порче; |

|каковы издержки по его хранению; |

|кто владелец (основной акционер или пайщик) компании, сколько акций (паев) |

|они имеют; |

|какова основная продукция компании (или каковы виды основных услуг); |

|каков опыт и квалификация менеджеров; |

|прибыльна ли компания; |

|кто основные клиенты-поставщики и покупатели компании; |

|на каких условиях продается товар (услуга)? |

|Вопросы об испрашиваемом кредите: |

|на какую сумму клиент хотел бы получить кредит; |

|как им была определена эта сумма; |

|достаточно ли обоснованно составлен прогноз финансовых потребностей; |

|учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы |

|активов, финансируемых с помощью кредита; |

|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |

|срок? |

|Вопросы о погашении кредита: |

|как клиент предполагает погашать кредит; |

|сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла; |

|имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита; |

|есть ли юридические лица, готовые дать гарантию; |

|каково их финансовое положение? |

|Вопросы об обеспеченности возврата кредита: |

|каков вид обеспечения; |

|кто владелец обеспечения; |

|где и под чьим контролем оно находится; |

|как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве |

|обеспечения? |

|Вопросы об отношениях клиента с другими банками: |

|услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент; |

|обращался ли он за кредитом к другим банкам; |

|почему клиент пришел в этот банк; |

|имеет ли клиент непогашенные кредиты, каковы их сумма и сроки погашения? |

На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить: а) серьезность,

надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного

партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов; б)

обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита.

Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному

предложению и ознакомить с ними заемщика; в) соответствие кредитного

предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного

портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей

диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или обратным

результатам.

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов,

а также результатов бесед является определение характера заемщика и его

кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить

заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких,

как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми

располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиенты, как

правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в

письменном виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми

сотрудничал или сотрудничает клиент.

Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и

стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Они

предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе

после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике,

то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для

проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности

работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о

среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные,

представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной

из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных

счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента,

его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить

получаемый кредит.

В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный

инспектор, - продолжительность занятости и проживания клиента (частного

лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются

предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном им месте лишь

несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы.

Рассматривается также длительность проживания клиента по одному адресу,

поскольку чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более

стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или

частая перемена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита

как негативный момент.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так

называемой «пирамиды долга», когда заемщик берет кредит в одной фирме или

банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не

исчезает значительная или растущая задолженность клиента по кредитным

карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На

основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении

клиента и его навыках управления денежными средствами. На этом

предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится определить

порядочность клиента и достоверность представленной им информации.

Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все свои долги

или, по данным кредитовавших его банков, у клиента существуют и другие

обязательства, о которых он «забыл» упомянуть или не оплатил и скрылся.

Итак, кредитный инспектор внимательно изучает все документы,

представленные потенциальным заемщиком, проводит с ним все необходимые

беседы, оценивает информацию, полученную на запросы и составляет анализ

кредитной заявки (Приложение №3). После консультаций с руководством банка и

начальником кредитного отдела кредитный инспектор принимает решение о

продолжении работы с клиентом или отказе ему.

Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор

комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные

документы, ответы на запросы, записи бесед и т.д.) и направляет его в

кредитный отдел. В этом отделе осуществляется тщательное изучение

кредитоспособности клиента и дается оценка кредитного риска.

Изучение кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности

предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих

деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной

задолженности.

При анализе кредитоспособности используются различные источники

информации: а) материалы, полученные непосредственно от клиента; б)

материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; в) сведения, сообщенные

теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщиками, кредиторами,

покупателями его продукции, банками и т.д.); г) отчеты и другие материалы

частных и государственных учреждений.

Получая информацию об изучении банком материалов и сведений,

полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела

обращающихся к архивам своего банка. Если клиент уже получил ранее кредит в

банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других

нарушениях.

Банк устанавливает контакт с другими кредитными организациями, чтобы

использовать их опыт работы с данным заемщиком и выяснить ряд конкретных

вопросов. Какие суммы занимал клиент в предыдущие периоды, и своевременно

ли погашались ранее выданные ему кредиты? Были ли достаточно высокими

остатки на банковских счетах клиента? Объявлялся ли когда-либо клиент

банкротом?

Оценка кредитного риска предполагает обращение внимания на симптомы

возникающих у заемщиков трудностей, которые необходимо отслеживать банкам-

кредиторам, в том числе: 1) задержки в предоставлении заемщиком финансовой

отчетности и в осуществлении платежей в счет погашения кредита или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.