рефераты бесплатно

МЕНЮ


Взаимодействие банков с органами финансового надзора

с представителями Банка России, заинтересованных органов исполнительной

власти России, а также соответствующих органов власти других стран, имеющих

опыт работы в данной сфере.

В частности, порядок осуществления документального фиксирования

необходимой информации может основываться на приведенных выше

Вольфсбергских принципах.

2.2.1. Анализ организации внутреннего контроля в кредитных организациях

Отмывание «грязных» денег является серьезным банковским риском, который

способен разрушить деловую репутацию банка, вследствие чего он способен

понести серьезные финансовые убытки. Основной целью внутреннего банковского

контроля является минимизация банковских рисков. Таким образом,

осуществление мер по борьбе с отмыванием преступных капиталов (как меры по

снижению данного вида риска) через банки возложено на систему внутреннего

банковского контроля.

В стратегии развития банковского сектора [25] сказано, что одним из

внутренних факторов, препятствующих развитию банковской деятельности,

является низкое качество управления во многих кредитных организациях,

включая недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего

контроля. Таким образом, государственная политика в отношении банковского

сектора на ближайшие 5 лет, должна быть направлена на создание условий для

усиления внутреннего контроля в банках, в т.ч. в целях повышения

эффективности мер по противодействию отмыванию «грязных денег». Например,

при получении лицензии на осуществление банковской деятельности устав

организации должен содержать, помимо прочего, сведения об органах

внутреннего контроля, в т.ч. порядок образования и полномочия [32].

На начальной стадии разработки правил внутреннего контроля руководство

кредитной организации должно четко уяснить для себя один вопрос: В какой

степени сама кредитная организация будет осуществлять проверку как самого

клиента, так и его операций с денежными средствами или иным имуществом?

Речь не идет об операциях, подлежащих обязательному контролю, информация о

которых должна быть направлена в КФМ России вне зависимости от оценки

характера подозрительности. Подозрительные операции, по которым кредитная

организация должна направлять сведения в КФМ России при наличии признаков

отмывания денег могут быть выявлены только при наличии эффективного

внутреннего банковского контроля.

Представляется очевидным, что в условиях растущей вовлеченности

российских банков в международное банковское сообщество чрезвычайно

актуальным является решение вопросов, связанных с защитой репутации

кредитных организаций и недопущения их участия в операциях, связанных с

отмыванием преступных денежных средств.

В целях снижения риска проникновения в банки преступных капиталов,

работа внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы

предотвратить беспрепятственную циркуляцию денежных средств внутри

банковской системы. Таким образом, сведения по подозрительным операциям

должны быть подвергнуты тщательной предварительной проверке со стороны

самого банка в ходе реализации внутреннего контроля.

На основе рекомендаций, разработанных Банком России и утвержденным

Письмом «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил

внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем» [35] можно составить приведенную ниже

схему [2.2.1.] обеспечения внутреннего контроля в кредитной организации.

На первом этапе, в соответствии с правилами внутреннего контроля в

кредитной организации, утверждаемыми ее руководством, необходимо создать

программу идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов.

При разработке данной программы Банк России рекомендует использовать

анкетирование клиента, включающее:

. Полное и сокращенное наименование клиента

. Организационно-правовая форма

. Регистрационный номер, дата и место регистрации

. Адрес места нахождения и номера телефонов

. ИНН

. Уровень риска операции

. Куратор счета

. Дата заполнения анкеты клиента

Характерно отметить, что Банк России не разработал и ни в одном из

своих нормативных актов не приводит бальную шкалу риска в соответствии с

различными признаками «подозрительности» операций, оставляя прерогативу

решения этого вопроса банкам. Однако представляется очевидным, что шкала

бальной оценки рисков с указанием количества балов по каждому признаку

операций (с созданием «резерва на предстоящие потери» в соответствии с

нормативными актами Банка России), явилась бы методическим документом

адекватным эффективной системе борьбы с отмыванием «грязных» денег.

Во второй части анкеты указывается в текстовой форме сведения об

учредителях и собственниках компании, которые имеют право выносить те или

иные решения об операциях с денежными средствами или иным имуществом. Здесь

же приводятся данные об этих лицах (адрес, ИНН, и т.д.), а также сведения о

наличии лицензий (разрешений) на осуществление определенного вида

деятельности или операций, сведения о структуре компании и обособленных

подразделений, сведения об основных видах деятельности, сведения о

постоянных контрагентах.

Третья часть повествует об операциях, проводимых по счету, включая

число операций за определенный период и суммы по ним, а также общую сумму,

на которую они были совершены за данный период. Здесь же указываются

источники поступления денежных средств с учетом сумм и числа операций за

определенный период времени, например, за квартал.

В четвертой части приводится характеристика этих операций (оценка

соотношения операций с деятельностью клиента, реальных оборотов по счету и

т.д.).

Пятая завершающая часть анкеты показывает оценку риска осуществления

клиентом легализации преступных доходов. Как уже говорилось, в качестве

критерий, которые должны разрабатываться кредитной организацией

самостоятельно, можно составить бальную шкалу риска на основе видов

деятельности, причисленных Банком России к разряду высокорисковых.

В Приложении 2 к Рекомендациям Банка России №137-Т [35] приводятся

критерии оценки риска осуществления клиентом операций, связанных с

легализацией преступных доходов, которые разделены на три категории:

1. По виду деятельности

Виды деятельности, операции по которым отнесены Банком России к

высокорисковым, помимо прочего, включают туристскую деятельность, игорный

бизнес, деятельность, связанную с реализацией предметов искусства и

антиквариата, торговлю драгоценными металлами и ювелирными изделиями,

торговлю недвижимым имуществом, осуществление внешнеэкономических операций.

Осуществление внешнеэкономических операций понятие, само по себе,

является чрезмерно широким и расплывчатым. Необходимо уточнить отдельные

виды внешнеэкономических операций, являющиеся высокорисковыми.

2. По географическому признаку

Государства, территории, где незаконно производятся наркотики или

которые не принимают мер по борьбе с преступными доходами, а также

государства, в которых не предусмотрено раскрытие или представление

информации при проведении финансовых операций.

По Закону №115-ФЗ [6] перечень таких государств должен быть утвержден

Правительством Российской Федерации. Однако во всем мире такие перечни

официально представляют лишь признанные международные организации. Да и у

них черные списки несколько короче, чем тот, что вышел у россиян.

3. По видам банковских операций (продуктов)

Банковские операции (продукты), позволяющие клиентам легко

конвертировать денежные средства в наличной форме в безналичную форму или

быстро переводить денежные средства из одного государства в другое.

Причем, в случае если кредитная организация оценивает риск

осуществления клиентом легализации преступных доходов как высокий, то

кредитная организация вправе направить к своему клиенту уполномоченного

сотрудника.

Вторым этапом является разработка и внедрение программы выявления в

деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных

подозрительных операций.

В качестве ориентира для кредитной организации по выявлению иных

операций, не подлежащих обязательному контролю, но являющимися

подозрительными Банк России в Приложении 3 Рекомендаций перечисляет

критерии выявления и признаки необычных сделок, которые подразделяются на:

1. Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении

легализации преступных доходов

2. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении операций с денежными средствами в

наличной форме и переводов денежных средств.

3. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении операций по кредитным договорам.

4. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении расчетов по клирингу.

5. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов при использовании клиентом схем с участием

страховщиков.

6. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении международных расчетов.

7. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при проведении операций с ценными бумагами и

производными финансовыми инструментами.

8. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

преступных доходов, при осуществлении электронного банкинга и

расчетов по пластиковым картам.

Данное Приложение подробно описывает операции, которые необходимо

фиксировать, а сведения по ним направлять через территориальные управления

Банка России в КФМ России.

Следующим этапом является разработка и создание программы

документального фиксирования информации.

Данная программа должна исходить из того, что в случае необходимости

(например, для использования в качестве доказательства в уголовном,

гражданском и арбитражном судах) было возможно воспроизвести детали

операции, включая валюту операции, данные о контрагенте и т.д. Из этой

программы вытекает необходимость создания программы хранения информации и

документов в целях противодействия отмыванию преступных доходов. В

соответствии с ней кредитной организации рекомендуется хранить следующие

документы на протяжении не менее 5 лет:

. Копии документов, содержащих сведения о клиенте, или их реквизиты.

. Оригиналы или копии, которые могут быть использованы в качестве

доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе,

документов по операциям, а также сообщения (в КФМ России).

. Иные документы, в т.ч. деловую переписку.

После принятия решения о том, что операция осуществляется в целях

отмывания денег, сведения по этим операциям должны быть представлены в КФМ

России. Одновременно, в целях пресечения отмывания «грязных» денег банк

может задержать или заморозить данную операцию. В свою очередь, КФМ России

может запросить банк о дополнительной информации по операции, включающую

направление в КФМ России документы (копии документов) приведенных выше.

В целях реализации перечисленных программ, кредитная организация

разрабатывает программы обучения сотрудников кредитной организации по

вопросам противодействия отмыванию преступных доходов исходя из должностных

обязанностей, по следующим направлениям:

. Ознакомление сотрудников с нормативными и иными актами в сфере

противодействия отмыванию преступных доходов

. Ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях

противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, утвержденными

руководством кредитной организации

. Практические занятия по реализации правил внутреннего контроля в целях

противодействия отмыванию преступных доходов, в т.ч. программ его

осуществления

. Программы обучения строятся исходя из того, что организация деятельности

по противодействию отмыванию преступных доходов предполагает

непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в

данном процессе

Обучение сотрудников должно проводится регулярно, не реже одного раза в

год.

Приведенная система внутреннего контроля играет основополагающую роль

во взаимодействии Банка России, банков (кредитных организаций) с КФМ России

по выявлению операций, связанных с отмыванием «грязных» денег.

Схема 2.2.1. Организация внутреннего контроля в кредитной организации в

соответствии с рекомендациями Банка России

2.2.2. Задачи и функции Комитета Российской Федерации по финансовому

мониторингу

Задачи, функции и полномочия КФМ России четко определены Положением «О

Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу» [15] в котором

указано, что КФМ России является федеральным органом исполнительной власти,

уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой

сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

КФМ России подотчетен Министерству финансов Российской Федерации и

ежегодно представляет отчет о своей деятельности в сфере борьбы с

отмыванием «грязных» капиталов.

Основными задачами КФМ России являются:

. Сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами и

иным имуществом, подлежащих контролю на основании законодательства

Российской Федерации

. Направление соответствующей информации в правоохранительные органы

(Генеральная прокуратура Российской Федерации, Министерство внутренних

дел Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской

Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации)[17]

. Осуществление на основе международных договоров Российской Федерации

взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами

иностранных государств.

Основными функциями КФМ России, помимо прочего, являются:

. Осуществление проверки в установленном порядке проверки полученной

информации

. Координация деятельности федеральных органов власти в данной сфере

. Организация формирования и ведения федеральной базы данных

. Осуществление взаимодействия с Банком России в данной сфере

. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений

законодательства Российской Федерации в данной сфере.

2.2.3. Организация проверок с использованием отчетности и на месте

В марте-апреле т.г. Банком России проведены инспекционные проверки 517

кредитных организаций (или 39% от общего количества кредитных организаций)

по вопросам соблюдения требований положений Закона и нормативных актов

Банка России, в части фиксирования, хранения и представления в КФМ России

информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в

отношении организации в кредитных организациях внутреннего контроля.

В соответствии с нормативными актами Банка России [27], кредитные

организации и их филиалы являются объектами контроля со стороны Банка

России за исполнением Закона о борьбе с отмыванием денег [6]. Банк России

проводит инспекционные проверки для определения:

. соответствия деятельности кредитной организации в части хранения

и представления информации об операциях, подлежащих

обязательному контролю и организации внутреннего контроля в

кредитных организациях по противодействию легализации преступных

доходов

. организации работы кредитной организации в области

противодействия легализации преступных доходов

. достоверности представляемой в Банк России отчетности кредитной

организации.

В своей статье директор Департамента инспектирования кредитных

организаций Банка России В.В. Ткаченко[18] указывает на то обстоятельство,

что одним из наиболее распространенных видов нарушений, выявленных в ходе

инспекционных проверок кредитных организаций Банком России, является

некачественная работа или полное отсутствие службы внутреннего контроля в

кредитных организациях.

Напомним, что Банк России не регламентирует строгого порядка

осуществления банками внутреннего контроля в отношении борьбы с преступными

доходами, а лишь предлагает схему внутреннего контроля, носящего

рекомендательный характер, что соответствует отдельным положениям Заявления

«О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» [25].

Подобный, несколько либеральный подход, является оптимальным, и

разрабатывался таким образом, чтобы не допустить излишнего давления на

кредитные организации со стороны надзорного органа. Однако есть и

отрицательная сторона данного подхода. Дело в том, что после вступления в

силу «антиотмывочного» Закона большинство банкиров поступило следующим

образом[19]. При разработке правил внутреннего контроля за подозрительными

сделками банки учли рекомендации Банка России, но частично. Банкиры

руководствовались тем, что совсем не учитывать рекомендации главного банка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.