рефераты бесплатно

МЕНЮ


Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров

|Лесоматериалы необработанные |87,2 |112,7 |111,9 |

|Медь рафинированная |113,1 |101,1 |103,0 |

|Никель необработанный |109,2 |132,9 |95,4 |

|Алюминий необработанный |116,3 |103,3 |103,3 |

|Машины и оборудование* |105,7 |101,8 |101,8 |

* Рассчитано на основе стоимости экспорта.

В экспорте в страны СНГ в январе – феврале 1999 года по-прежнему

значительна доля топливно-энергетических товаров – 73,7%. Их экспорт по

стоимости сократился на 27%. Основным экспортным товаром остается природный

газ (60,2% от всего экспорта в страны СНГ). Экспорт машин и оборудования

(по стоимости) снизился в 2 раза, а доля их общем экспорте в страны СНГ

составила 10,6% [30 ,16].

Из данных видно, что продолжает расти физический объем поставок

невосполнимых топливно-энергетических товаров, материалов, и в то же время

сокращается экспорт машин и оборудования. Товары ТЭК и материалы очень

чувствительны к конъюнктуре мирового рынка и зависимы от него. Эта глубокая

сырьевая зависимость от конъюнктуры мирового рынка исключает возможность

быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его

резкоменяющимся условиям, что создает угрозу экономической безопасности

страны.

Если рассматривать структуру самих экспортеров, то в недавнем времени

Министерство торговли обнародовало список лучших российских экспортеров

1998 года (см. Приложение №5). Ни одной крупной компании топливно-

энергетического комплекса, продукция которого составляет не менее 40% всего

российского экспорта в этом списке не оказалось. Объясняют это по разному –

конкурсов много, и компании принимают участие в тех, которые считают для

себя нужными, или боятся показать свои доходы и чтобы на них покушалось

государство. Как видим, на внешнем рынке по-прежнему востребованы

российские сырьевые товары (лес, металл), минеральное удобрение

(производство которых в России обходится дешево) и такие традиционные

экспортные товары, как алмазы и икра осетровых рыб. А вот

высокотехнологичная продукция (электродвигатели, авионика и др.) пользуются

спросом лишь в странах Азии, Африки и СНГ [29].

До начала кризиса августа 1998 года политика государства в области

валютного контроля в целом и за экспортом в частности была направлена, в

первую очередь, на ограничение утечки капитала заграницу. Была поставлена

задача по обязательному возвращению валютной выручки и по недопущению

использования фиктивных контрактов в экспорте и импорте. И, как было

сказано в ведении, такой механизм дал ощутимые результаты. К примеру, если

брать Республику Коми, то с начала 1996 года Сыктывкарской таможней было

зафиксировано 74 факта невозвращения валютной выручки при экспорте

лесопродуктов, расследование которых полностью завершено. Общая сумма

невозвращения валютной выручки, фигурирующая в этих делах составляет 1,2

млн. долларов США, 33 тысячи немецких марок, 842 тысячи австралийских

шиллингов и 185 тысяч ЭКЮ. При этом часть этой валюты (52 тысячи долларов,

28 тысяч марок, 740 тысяч шиллингов и 136 тысяч ЭКЮ) была возвращена в

Россию уже в ходе расследования таможней конкретных дел [8].

Здесь можно выделить несколько причин такой ситуации. Например,

поставщики плохо изучали деловую репутацию иностранного партнера,

экономический и правовой климат в стране импортера. Помимо этого,

республиканские предприятия, как правило не используют такие формы расчетов

по контракту, которые снижали бы риск непоступления валютной выручки:

предоплаты, поручительства банка или третьей стороны за импортера и т.д. С

другой стороны, иногда предприятия подвергаются штрафам из-за невысокого

профессионального уровня их руководителей. К примеру, существует механизм

признания непоступления валютной выручки обоснованным (что снимает вопрос о

наложении штрафа). Заключения подобного рода выдают эксперты Министерства

торговли России и торгово-промышленных палат. Особая причина – проблема

корыстного невозвращения валюты в Россию, в чем может быть заинтересован

экспортер. В результате, после поставки продукции, экспортные фирмы либо

вообще исчезают из поле зрения, либо не ведут сколько-нибудь серьезной

работы по возвращению затерявшихся зарубежом денег.

Большинство нарушений в Коми по экспорту приходилось на 1994-1996

года. С 1 января 1997 года начал действовать новый Уголовный кодекс,

установивший уголовную ответственность за невозвращение валюты на сумму

более 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда. После этого больше

нарушений при непоступлении валютной выручки, превышающей сто тысяч

долларов, не наблюдалось.

После кризиса августа 1998 года приоритеты в области валютного

контроля поменялись. Главной задачей в самом начале кризиса стало

поддержание курса рубля. И все последующие документы, принимаемые

Правительством, Президентом, ЦБР направлены на достижение этой цели. К

примеру, было введено дополнение к 7 инструкции об обязательной продажи 75%

валютной выручки с транзитного валютного счета. Правда в апреле была

издана, с целью смягчить воздействие на рубль, Инструкция №80-И, которая

устанавливает обязательную продажу валютной выручки в размере 50%

резидентами, осуществляющими возврат кредитов. Также было введено Указание

ЦБР №500-У, по которому ужесточается контроль уполномоченных банков за

правомерностью осуществления клиентами валютных операций и усиливается

контроль над самими уполномоченными банками. Положение №57-П, в которой

говорится, что экспортная выручка продается только на специальных торговых

сессиях межбанковских валютных бирж. Эти и другие документы были призваны

получить максимально возможный объем валюты и не дать ей остаться

зарубежом. Так же в целях увеличения сбора таможенных платежей

Правительство РФ приняло меры по временному введению вывозных пошлин на

основные товары российского экспорта, что в определенной степени должно

восполнить нехватку средств. Эта мера рассчитана на изъятие части

сверхприбыли экспортеров, образовавшейся в результате резкого подорожания

доллара относительно рубля в августе прошлого года.

В настоящий момент сложилась следующая ситуация – цены на нефть и

сырьевые ресурсы на мировом рынке растут. В следствии этого и того, что

курс доллара высок экспорт является привлекательной и очень выгодной сферой

деятельности. Получив валютную выручку экспортеры продают ее через

уполномоченные банки на спец сессии, на которой, кроме ограниченного числа

импортеров валюту покупает ЦБР. Целью покупки им является пополнение

валютного и золотого запаса (который снизился в конце I квартала до 11

млрд. долларов в результате поддержания курса рубля), а так же выплаты

внешнего долга. Говоря другими словами, на данный момент за счет экспорта

происходит насыщение валютой рынка, и одновременно за счет этого ЦБР

пытается погасить внешний долг.

Необходимо отметить, что готовится к рассмотрению в Государственной

Думе проект закона «Об экспортном контроле». Принятие этого закона

обусловлено необходимостью выполнения международных соглашений по

нераспространению ядерного оружия, по экспорту вооружения, который должен

осуществляться с учетом национальной безопасности Российской Федерации и

защиты интересов ее граждан. Также этот закон необходим при осуществлении

контроля за экспортом продукции двойного назначения, тонких технологий,

интеллектуальной собственности в виде научно-исследовательских разработок.

При подготовке этого законопроекта основные вопросы возникают в части

создания всеобъемлющего механизма экспортного контроля. В частности, в

законопроекте предлагается самим предприятиям ввести у себя внутрисистемный

экспортный контроль. Иными словами выделить специалистов, знающих все

нормативные документы, которые могли бы поставить на учет и выделить

технологии, попадающие под действие закона «Об экспортном контроле».

Однако, очевидно, что содержание контролеров повысит дополнительные расходы

предприятий. В случае нарушения условий экспорта и лицензирования

законопроект предусматривает ответственность должностных лиц, вплоть до

уголовной [1].

Следует отметить, что сама Инструкция №19 в декабре 1998 года была

признана Верховным Судом РФ недействительной в связи с тем, что она не была

правильно зарегистрирована и не была опубликована в средствах массовой

информации, что противоречит конституции РФ. Однако решение суда было

временно приостановлено, так как документов, заменяющих эту инструкцию не

было издано, а страна не может жить без нормативных документов в области

валютных отношений.

Также были внесены изменения в правила заполнения грузовой таможенной

декларации – это связано с тем, что с момента издания предшествующей

инструкции прошло 5 лет, она морально устарела, и требовалась

систематизация предыдущих изменений и дополнений. Также в новой инструкции

правила заполнения максимально формализованы для возможности

автоматизированной обработки сведений [4].

Заключение.

Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с

другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и

какие-то изменения и кризисы в одной стране будут отражаться в той или иной

мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только

экономический характер, как получение прибыли от международной торговли, но

и политический характер, как возможность проводить свою политику и влиять

на принятие решений отдельных государств, также экспорт носит характер

экономической безопасности, то есть правильная таможенная политика

позволяет отечественным производителям быть конкурентно-способными на

мировом рынке. Поэтому политика государства в области экспортного контроля

должна быть максимально взвешенной, не слишком давить на экспортеров, вести

протекционистскую политику, но и одновременно не давать возможность

перекачивать капитал заграницу. И менять или модернизировать

законодательную основу необходимо, потому что, если брать, к примеру,

Инструкцию №19, то она была выпущена в 93 году, а за это время уже многое

успело поменяться. Необходимость этой инструкции, при ее введении, и

валютного контроля была в том, что из России осуществлялся бесконтрольный

вывоз капитала заграницу. Это осуществлялось как в области экспорта, так и

в области импорта различными методами, начиная от фиктивных контрактов в

импорте, заканчивая простым незачислением средств в уполномоченные банки. В

настоящее время типичными нарушениями в области контроля за поступления

выручки от экспорта товара являются: зачисление иностранной выручки на

счета в иностранные банки без лицензии Банка России; незачисление выручки

на счета от реализации товаров, услуг, работ на территории РФ. На данный

момент, по сравнению с 1994-1995гг. количество нарушений уменьшилось мало,

и слишком крупных нарушений не наблюдается.

Как уже было сказано, кризис августа 1998 года сильно повлиял на

направления валютного регулирования. Если до него основной задачей было

предотвращение вывоза капитала заграницу, путем контроля за поступлением

выручки, то после кризиса государство любой ценой пытается удержать курс

рубля на определенном уровне, используя все возможные методы, при этом

ужесточая требования, предъявляемые к участникам в экспортной сфере.

Повышение цен на некоторые виды ресурсов благоприятно отражается на

деятельности наших экспортеров, высокий курс доллара тоже положителен.

Одновременно, такая ситуация благоприятна и ЦБР, который проводит скупку

валюты у экспортеров на спецсессии с целью поддержания и увеличения золото-

валютных запасов, которые необходимы для выплаты внешнего долга. На сколько

долго сохранится такое положение вещей, пока не известно. Цены на нефть

постоянно расти не будут и ситуация поменяется, и тогда ЦБР придется опять

сдерживать курс рубля.

Исторически сложилось, что наша страна обладает большими природными

ресурсами, поэтому экспорт России в основном является ресурсным, до 90%

приходится на них. В основном вывозятся газ, уголь, лес, нефть, черные и

цветные металлы. Но природные богатства не бесконечны. Поэтому, думается,

что необходимо развивать новые приоритетные направления в экспорте, такие

как торговля машинами и оборудованием, оружия, технологиями. Это позволит

не только получить больше прибыли и экспортной выручки, но и поднять и

развить наукоёмкое производство, занять больше людей, и, в конечном итоге,

превратить Россию в действительно сильное государство.

Список используемой литературы.

1. «Проект закона «Об экспортном контроле», РБК, 01 марта 1999г.

2. Глазачев М. «Экономический барометр», Экономика и жизнь №17, апрель

1999г.

3. Евдокимов А. «Внешняя торговля России», Экономика и жизнь №16, апрель

1999г.

4. Заикина О. «Новый порядок заполнения ГТД», Экономика и жизнь №16, апрель

1999г.

5. Закон РФ №3615-1 от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном

контроле».

6. Инструкция ЦБ России №80-И от 06.04.99г. «О порядке обязательной

продажи экспортной выручки юридическими лицами резидентами,

осуществляющими возврат кредитов, и учета уполномоченными банками

операций, связанных с использованием юридическими лицами – резидентами

своих обязательств по кредитным договорам».

7. Инструкция ЦБ России №7 то 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи

предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через

уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке

РФ».

8. Мезак Э. «Без возврата», Молодёжь Севера, 10 июня 1999г.

9. Письмо государственного таможенного комитета РФ №01-42/19930 и ЦБ

России №242-Т от 23.09.98г. «об ответственности за незачисление валютной

выручки от экспорта товаров».

10. Письмо ЦБ России №286-У и ГТК РФ №01-23/14616 от 13.07.98г. «О порядке

перевода контрактов на экспорт и импорт товаров из уполномоченного банка,

оформившего паспорта сделок по соответствующим контрактам, в другой

уполномоченный банк».

11. Письмо ЦБ России №300 от 15.07.96г. "О рекомендациях по минимальным

требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов".

12. Положение ЦБ России №1083 от 30.06.97г. «Перечень документов,

подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на

результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых

сделок».

13. Положение ЦБР №57-П от 28.09.98г. «О порядке и условиях проведения

торгов по долларам США за российские рубли на специальных торговых

сессиях межбанковских валютных бирж».

14. Решение ВС РФ от 03.12.18г. №ГКПИ 98-630 «О признании незаконной и не

подлежащей применению инструкции "О порядке осуществления валютного

контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от

экспорта товаров"».

15. Совместная Инструкция ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 и

№01-20/10283 (соответственно) от 12.10.93г. "О порядке осуществления

валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной

выручки от экспорта товаров".

16. Струков В. «Товарооборот в Содружестве падает», Экономика и жизнь №21,

май 1999г.

17. Таможенный Кодекс РФ утв. ВС 18.06.93г. №5221-1 (ред. от 10.02.99г.).

18. Указ Президента РФ №334 от 15.03.99г. «Об изменении порядка

обязательной продажи части валютной выручки».

19. Указ Президента РФ №629 от 14.06.92г. «О частичном изменении порядка

обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных

пошлин».

20. Указание ЦБ Росси №377-У от 07.10.98г. «О временном порядке перевода

контрактов на экспорт товаров из уполномоченного банка,

оформившего по данным контрактам паспорта сделок, в другой

уполномоченный банк».

21. Указание ЦБ России №500-У от 12.02.99г. «Об усилении валютного контроля

со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их

клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к

уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

22. Указание ЦБР №383-У от 20.10.98г. «О порядке совершения юридическими

лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной

валюты на внутреннем валютном рынке российской федерации».

23. Указание ЦБР №409-У от 12.11.98г. «О порядке проведения операций на

внутреннем валютном рынке РФ».

24. Указание ЦБР №435-У от 02.12.98г. «О внесении изменений в указание БР

"О порядке совершения юридическими лицами – резидентами операций покупки

и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке

российской федерации" №383-У от 20.10.98г.

25. Указание ЦБР №437-У от 07.12.98г. «О внесении изменений и дополнений в

инструкцию БР "О порядке обязательной продажи предприятиями,

объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные

банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке" №7 от

29.06.92г.

26. Указание ЦБР №476-У от 31.12.98г. «О внесении изменений и дополнений в

инструкцию БР "О порядке обязательной продажи предприятиями,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.