рефераты бесплатно

МЕНЮ


Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров

Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра денежного обращения и кредита

Допустить к защите:

Зав. Кафедры К.Э.Н.

Падерина Т.А.

___________________

«___»_________1999г.

ДИПЛОМ

Тема: «Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной

выручки от экспорта товаров»

Научный руководитель: доцент ( ) Сердитов С.В.

Исполнитель: студент 454 гр. ( ) Турьев М.Г.

Сыктывкар 1999г. ©

Содержание:

|Введение |3 |

|1. Понятия и цели валютного контроля, правовая база. |4 |

|2. Осуществление валютного контроля (порядок, основные | |

|этапы). |10 |

|3. Проблемы, перспективы развития. |36 |

|Заключение |42 |

|Список используемой литературы |44 |

|Приложения |47 |

Введение.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Российской Федерации, включая область валютно-кредитных отношений, призвано

обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому

росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать

условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство.

Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и

административными методами.

После развала СССР и перехода России к рыночным отношениям в экономики

весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ

валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными

предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и

сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в

иностранных банках скопились большие валютные средства, принадлежащие

отечественным предприятиям и организациям (по имеющимся оценкам от 100 до

200 млрд. долл.), чем государству наносится значительный ущерб.

В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы

валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и

организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими

операциями.

В целях обеспечения возврата валютной выручки по экспортными операциям

12 октября 1993 года утверждена совместная Инструкция ЦБ и Государственного

Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) "О порядке

осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию

валютной выручки от экспорта товаров", которая введена в действие в 1994

году.

Введение такого механизма таможенно-банковского контроля за каждой

экспортной операцией привело к весьма ощутимым результатам: если невозврат

валютной выручки (по экспертным оценкам) в 1992 году составлял от 50 до 70%

всей стоимости российского экспорта, в 1993 году – 30-40%, то уже в 1994

году, после издания указанной инструкции, снизился до 12%, а в 1995 году

составил около 4% [31, с.19].

Целью данного диплома является изучение действующего в РФ

законодательства в области осуществления контроля за поступлением валютной

выручки от экспорта товаров, а также рассмотрение некоторых этапов

валютного контроля на примере деятельности Акционерного Коммерческого Банка

«Северный Народный Банк». Изучение проблем и перспектив развития валютного

контроля и экспорта как такового.

1. Понятия и цели валютного контроля, правовая база.

Как уже было сказано целью валютного контроля является обеспечение

экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои

валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление

выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера в

уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии

у Экспортера разрешения Банка России.

Для целей настоящего диплома используются следующие основные понятия:

Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо

- резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт

(договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт);

Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на

который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному

контракту;

Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного

контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о

внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля,

изложенные в стандартизированной форме;

Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно -

УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления

в Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации

(далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля за

поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие

одну контрольную дату возврата в таможенные органы;

Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением

валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными

банками по каждому ПС;

Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих

и исходящих документов валютного контроля, указанных в настоящей

Инструкции;

Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные

подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени

Банка, как агента валютного контроля.

В настоящее время поступление выручки от экспорта товара регулируется

в первую очередь совместной Инструкцией ЦБ и Государственного Таможенного

Комитета №19 от 12 октября 1993 года и №01-20/10283 (соответственно) "О

порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую

Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1

от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией

ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи организациями части

валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на

внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,

принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на

резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе

временно находящиеся за границей;

- юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами,

с местонахождением на территории Росси;

- дипломатические и иные официальные представительства России за ее

пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

- физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе

временно находящиеся в России;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств с местонахождением за пределами России;

- находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные

представительства, а также международные организации и другие.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте

производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).

Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются в

территориальными управлениями Банка России.

Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и

вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России.

Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через

эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытия

валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный

коммерческий банк ряд документов:

- заявление на открытие счета;

- нотариально заверенные копии устава организации и учредительных

документов;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и

регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;

- документ о регистрации в органах государственной статистики;

- заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в

данной организации право распоряжаться иностранной валютой.

Организации и предприятия могут иметь несколько валютных счетов в

одном или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета в

нескольких валютах.

Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за

экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров

(работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат

обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России.

Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается

выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ,

не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете

предприятия.

Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации

параллельно два вида счетов:

- транзитный валютный счет – для зачисления в полном объеме

поступлений в иностранной валюте;

- текущий валютный счет – для учета средств, остающихся в

распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи

части валютной выручки.

Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая

предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75%

валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном

рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7].

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет

предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает

об этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку на обязательную

продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный

счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия

иностранную валюту в течение семи рабочих дней.

По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажей

части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их

комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой

иностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения

межбанковским валютным биржам), (в АКБ «Северный Народный Банк» тариф на

выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы

контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-

0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12));

комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж – не более 0,3% от

суммы нетто – продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.

Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может

быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому

предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на

оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.

С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации

могут получить наличную иностранную валюту или преобрести чеки в

иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками

своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в

командировку).

2. Осуществление валютного контроля (порядок, основные этапы).

Перед тем, как рассматривать основные этапы валютного контроля,

проанализируем состояние отрасли на примере АКБ «Северного Народного

Банка».

В период с начала 1994 года Банком было открыто 44 паспорта сделки,

примерно половина из них на данный момент закрыта. Основная операция и

практически единственная, которая совершается экспортерами – вывоз леса за

границу, других экспортных операций, таких как экспорт нефти и

нефтепродуктов, газа, не наблюдалось – это связано с тем, что нефтяные и

газовые предприятия осуществляют все расчеты через московские банки.

Динамику поступивших средств по всем ПС по годам можно посмотреть в

таблице 1.

Таблица 1.

|Период |Сумма поступивших средств |

|II половина 1996г |929906$ | |

|1997г |1089313$ |150970DM |

|1998г |1574978$ |5842DM |

Необходимо отметить, что августовский кризис 1998 года повлиял на

экспорт, также как и на другие отрасли экономики. Характерным показателем

этого служит движение средств на валютных счетах клиентов. Последующие два

месяца после кризиса наблюдалось полное затишье, за исключением

перечисления средств от деятельности фирмы, которая занимается перевозкой

товаров. Если сравнить два месяца 1998 по объёмам поступления средств на

счета клиентов – июль (422749$) и сентябрь (10969$), то можно увидеть что

поступления сократились почти в 40 раз. Лишь только к началу декабря

поступления средств от экспортных операций вернулись к своему прежнему

докризисному объёму и на данный момент увеличились.

Также необходимо отметить, что практически по всем контрактам сумма

поступивших средств была примерно в половину меньше, чем было объявлено в

контракте. В первую очередь это связано с тем, что отргузка и отправка

товара осуществляется через различные промежутки времени, а условия и

факторы на рынке (к примеру - такие как цена и спрос) за это время успевают

поменяется - экспортер закрывает паспорт сделки и после этого заключает

новый контракт.

Далее, рассмотрим порядок экспорта на примере акционерного общества

«Мезеньлеспром», которое заключило контракт (см Приложение №6) с венгерской

ТОО «Эрдерт» Тужер КФТ на поставку лесоматериалов в количестве 110000 кубм.

Сроки поставки и место, а так же спецификация экспортируемого товара

указана в приложении к контракту (см. Приложение №7).

Необходимо отметить, что постановлением Правительства от 26 декабря

1995 года №1267 «О введении единой системы обязательной оценки количества,

качества и цены экспортируемых товаров» все участники внешнеэкономической

деятельности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых

форм, обязаны предоставлять экспортируемые товары для экспертной оценки

количества, качества и цены предлагаемой на вывоз продукции. Указанную

экспертизу осуществляют специальные отечественные и иностранные

организации, допущенные к этой работе Комиссией Правительства РФ по

вопросам экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых

товаров. По результатам этой экспертизы российские экспортеры получают

соответствующие сертификаты установленного образца, являющиеся обязательным

товаросопроводительным документом по товарам, включаемым в перечень

вывозимой продукции, по которой указанная проверка является обязательной.

Контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и

обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки, в котором содержатся

основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента,

сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и другие). В связи с

последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок

сведений на электронных машинах, эти данные кодируются согласно

выработанному классификатору. По поставкам товаров в страны СНГ паспорта

сделок не оформляются.

По каждому заключенному Экспортером контракту оформляется один ПС,

подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, в

котором в последующем должна поступить от импорта нерезидента вся валютная

выручка от экспорта товаров по данному контракту. Форма и порядок

оформления Экспортером ПС приводятся в Приложении №1. ПС оформляется в двух

экземплярах. В нашем случае по ПС (см Приложение №8) видно, что данный ПС

предназначен для валютного контроля за поступлением выручки от экспорта

товара, 12893032 – код Банка по ОКПО, и номер ПС – 12. Номер контракта

соотвествует номеру действительного контракта, сумма контракта – 2900000

долларов США, форма расчетов – перевод, поступление выручки в течение 60

дней. Также необходимо заметить, что на ПС стоит особая отметка Банка –

сумма контракта может быть изменена.

Экспортер одновременно с заполненным и подписанным от его имени ПС

представляет в Банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.