рефераты бесплатно

МЕНЮ


Управление рисками в коммерческих банках

политической и экономической ситуации в стране партнера. Анкета, на которую

анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных

критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой 100

(табл. 1). Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет 5

вариантов ответов - от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных

баллов, тем ниже страновой риск. [7]

ТАБЛИЦА 6

| |Вопрос |Уд. Вес |0 |1 |2 |3 |4 |

| | |вопроса | | | | | |

|1. |Политическая стабильность в | | | | | | |

| |стране партнера (анализируется | | | | | | |

| |частота и специфика социальных |12% | | | | | |

| |и политических конфликтов с | | | | | | |

| |элементами прогноза) | | | | | | |

|2. |Отношение к иностранным | | | | | | |

| |инвестициям и прибылям ( | | | | | | |

| |проводится анализ размеров | | | | | | |

| |расходов на социальные нужды, |6% | | | | | |

| |касающиеся не только банков, но| | | | | | |

| |и всех предприятий, возможности| | | | | | |

| |быстрого расширения всей | | | | | | |

| |финансово- кредитной системы, | | | | | | |

| |возможности репатриации части | | | | | | |

| |прибыли) | | | | | | |

|3. |Степень национализации (границы| | | | | | |

| |анализа определяются | | | | | | |

| |возможностью безвозмездной | | | | | | |

| |экспроприации - 0 баллов и | | | | | | |

| |кончаются предоставлением |6% | | | | | |

| |разного рода преимуществ - 4 | | | | | | |

| |балла; определяется также | | | | | | |

| |специфика каждого их них) | | | | | | |

|4. |Вероятность и степень | | | | | | |

| |девальвации валюты, и анализ | | | | | | |

| |внешних и внутренних факторов, | | | | | | |

| |влияющих на нее | | | | | | |

| |(рассматриваются методы, | | | | | | |

| |смягчающие ее воздействие на |6% | | | | | |

| |деятельность банков, их | | | | | | |

| |филиалов и других банковских | | | | | | |

| |учреждений) | | | | | | |

|5. |Состояние платежного баланса | | | | | | |

| |(результаты получаются путем | | | | | | |

| |оперативного анализа баланса | | | | | | |

| |счетов и общего баланса), а | | | | | | |

| |также влияние различных | | | | | | |

| |факторов на доходы собственных |6% | | | | | |

| |и иностранных инвесторов | | | | | | |

|6. |Бюрократические вопросы | | | | | | |

| |(уровень государственного | | | | | | |

| |регулирования, скорость | | | | | | |

| |осуществления таможенных | | | | | | |

| |формальностей, валютных | | | | | | |

| |переводов и других подобных | | | | | | |

| |операций, оперативность | | | | | | |

| |деятельности всех звеньев |4% | | | | | |

| |денежно-кредитной системы) | | | | | | |

|7. |Темп экономического роста |10% | | | | | |

|7а |Темп роста валового продукта |2,5% | | | | | |

| |(ВП) ниже 3% в год | | | | | | |

|7б |Темп роста ВП с 3 до 6% |5% | | | | | |

|7в |Темп роста ВП с 6 до 10% |7,5% | | | | | |

|7г |Темп роста ВП выше 10% |10% | | | | | |

|8 |Конвертируемость валюты |10% | | | | | |

|9 |Анализ выполнения договорных | | | | | | |

| |обязательств (выборочный и реже| | | | | | |

| |сплошной анализ с определением | | | | | | |

| |факторов, влияющих |6% | | | | | |

| |положительно или отрицательно) | | | | | | |

|10 |Расходы на зарплату и уровень | | | | | | |

| |производительности труда |8% | | | | | |

|11 |Возможность использования | | | | | | |

| |экспертов и услуг (оценивается | | | | | | |

| |реальная и квалифицированная | | | | | | |

| |помощь, которую банк может | | | | | | |

| |получить и оказать в процессе |2% | | | | | |

| |своей деятельности в области | | | | | | |

| |юридических и маркетинговых | | | | | | |

| |консультаций, бухгалтерии, | | | | | | |

| |технологии и др.) | | | | | | |

|12 |Организация связи и транспорта |4% | | | | | |

|13 |Взаимоотношения с | | | | | | |

| |государственными органами и |4% | | | | | |

| |общественными организациями | | | | | | |

|14 |Условия получения | | | | | | |

| |краткосрочного кредита |8% | | | | | |

|15 |Условия получения и | | | | | | |

| |использования долгосрочного |8% | | | | | |

| |кредита и собственного капитала| | | | | | |

Страновой риск может быть структурирован на риски конвертируемости,

риски трансферта или моратория платежа.

Оригинальную методику анализа уровня странового риска применяет

Швейцарская банковская корпорация. Еще до второй мировой войны службы

банков и банковских учреждений, уполномоченные заниматься определением

степени странового риска, функционально подразделялись на передовые и

штабные. Передовые занимались сбором самых современных и актуальных оценок,

в то время как штабные разрабатывали независимый научный прогноз экономико-

политической рискованности положения в конкретном государстве или регионе.

Далее эти исследования приобрели регулярный характер и стали оформляться по

стандартному образцу.[8]

Примерно в 1980 году экономический банковский отдел Швейцарской

банковской корпорации разработал новые, систематизированные и четко

нормированные принципы подхода к определению уровня странового риска. Эти

принципы основывались на постулате, что расчет должен быть полезным и легко

анализируемым материалом, который предоставляется в распоряжение высших

руководителей банков, принимающих решения в зависимости от уровня и

структуры потолка банковских кредитов для каждой страны. Исходя из

вышесказанного были разработаны и сформулированы следующие основополагающие

принципы:

прогнозирование странового риска должно опираться на анализ структурных

и качественных характеристик государственного устройства, так же как и на

количественные показатели, основанные на изучении цифровых данных и

соотношений;

причины выводов о повышенной рискованности положения должны быть вполне

понятны читателю отчета;

сочетание двух типов анализа (качественного и количественного) должно

быть четким и конкретным: все таблицы и сопоставления должны включать

расшифровку сокращений, чтобы облегчить анализ и повысить его

эффективность.

Эти базовые принципы привели к формированию двухступенчатой структуры

анализируемых материалов статистико-аналитического направления. Первую

ступень составляет отчет о положении в стране (краткая характеристика

экономической ситуации). Объем этой части сводки жестко ограничен двумя

страницами. В самом начале приводится наиболее существенная часть анализа,

т.е. вывод относительно степени странового риска и конечные данные по

стране с приведением избранных ключевых сведений. Эти сводки выполняются по

стандартному образцу, с учетом политического положения, национальной

экономики, внешнего баланса и внешней задолженности.

На основании этого анализа статистико-аналитическое управление

предлагает свое суждение относительно классификации степени странового

риска в применении к анализируемой стране.

Во второй части анализа проводится конкретная экономико-политическая

ситуация и уровень суммарного странового риска с помощью Схемы факторов

риска. В процессе анализа и сопоставления СФР с данными маркетинговых

исследований или с непосредственным наблюдением потребителя конкретный

коммерческий банк имеет возможность скорректировать данные первой ступени

анализа. Таким образом, получается прямая ( Швейцарская банковская

корпорация- потребитель) и обратная ( банк, производитель и прочее-

Швейцарская банковская корпорация) взаимосвязь.

Таким образом, создается сжатый информационный отчет, который может

быть быстро проанализирован и обеспечивает достоверность результатов, а

также их сопоставление Схемы факторов риска с данными других маркетинговых

обследований или с непосредственными наблюдениями.

Возникающий подобным образом многосторонний диалог- это

приветствующий и желательный результат системы, способствующий эффективной

выработке окончательных решений относительно направлений финансовой

деятельности в анализируемом ареале с учетом факторов риска.

2.5. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ

Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет

этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в

резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.

Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из

собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет

клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах;

межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное

пользование путем выпуска ценных долговых бумаг и т. д.

Управление кредитными рисками является основным в банковском деле.

Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются хорошо

развитые кредитная политика и процедуры, хорошее управление портфелем,

эффективный контроль за кредитами.

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами.

Она определяет объективные стандарты, которыми должны руководствоваться

банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и

управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко

проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет

руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов,

избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.

Разработка кредитной политики представляется особенно важной, когда

банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям

экономики и когда перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или

возникавшая, но не получавшая должного внимания.

Кредитный риск - непогашение заемщиком основного долга и процентов по

кредиту, риск процентных ставок и т. д. Избежать кредитный риск позволяет

тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный

контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и

готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует

успешное проведение важнейшей банковской операции - предоставление

кредитов.

Управление кредитным риском - это и процесс и сложная система. Процесс

начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются «

целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий

погашения долгового обязательства.

1. Трудности управления кредитным риском

Перед банками стоят серьезные трудности в деле управления кредитным

риском. Контроль со стороны правительства, давление внутренних и внешних

обстоятельств политического характера, трудности производства, финансовые

ограничения, сбои рынка, срывы производственных графиков и планов и частые

ситуации нестабильности в сфере бизнеса и производства подрывают финансовое

положение заемщиков. Более того, финансовая информация часто является

ненадежной, правовая структура часто не способствует выполнению

обязательств по погашению долга.

Банки зачастую не располагают надежно разработанным процессом

управления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатков

можно отметить следующие:

отсутствие письменно зафиксированного в виде документа изложения политики;

отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля;

излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства;

плохой анализ кредитуемой отрасли;

поверхностный финансовый анализ заемщиков;

завышенная стоимость залога;

недостаточно частые контакты с клиентом;

недостаточные проверки и отсутствие сбалансированности в процессе

кредитования;

отсутствие контроля над займами;

неспособность к увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества

кредитов;

плохой контроль за документированием займов;

чрезмерное использование заемных средств;

неполная кредитная документация;

отсутствие классификации активов и стандартов при формировании резервов на

покрытие убытков по кредитам;

неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.

Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая

чрезмерную концентрацию кредитов, предоставляемых в одной отрасли или

секторе хозяйства, большие портфели неработающих кредитов, убытки по

кредитам, неплатежеспособность и не ликвидность.

Не вызывает сомнения, что на многих рынках банкам приходится

действовать в таких экономических условиях, которые характеризуются

наличием объективных трудностей для качественного управления кредитами, что

лишний раз свидетельствует о важности усиления такого управления.

2. Кредитная политика: Основные положения и процедуры

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами.

Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является

краеугольным камнем разумного управления кредитами. Политика определяет

объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться

банковские работники, отвечающие за предоставление займов и управление ими.

Политика определяет основу действий Совета Директоров, законодателей и лиц,

принимающих стратегические решения, а также предоставляет возможность

внешним и внутренним аудиторам оценить степень и качество управления

кредитами в банке. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко

проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет

руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов,

избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.

Основное содержание и роль банковского дела- это обеспечить сбор и

надежность депозитов и умело ссудить эти средства на основе разумной

политики. Все другие услуги являются вспомогательными и вторичными. В банке

всегда должно иметься в наличии достаточно средств для удовлетворения

требований вкладчиков, желающих изъять их, и желаний заемщиков

воспользоваться ими в разумных пределах. И вкладчики и регулирующие органы

исходят из предположения, что вложенные в банк средства сохраняются и

имеются в наличии благодаря необходимому уровню ликвидности и

диверсификации риска. И что риск, который является ограниченной частью

всякого предоставленного банком кредита, должен быть минимальным.

Особая роль коммерческих банков в предоставлении кредитов является

центральной в банковских операциях. Работа банкира заключается в том, чтобы

решать, кому можно доверить деньги вкладчиков. Банк должен определить,

какие кредиты он будет предоставлять, а какие нет, сколько кредитов каждого

типа он будет предоставлять, кому он будет предоставлять кредиты и при

каких обстоятельствах эти кредиты будут предоставляться. Риск нельзя

игнорировать. Все эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка

было поддержание оптимальных отношений между кредитами, депозитами и

другими обязательствами и собственным капиталом. Здравая кредитная политика

способствует повышению качества кредитов. Цели кредитной политики должны

охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность

средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру

обязательств по срокам.

Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом и

этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере роста банка,

диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий и

обязанностей в банке. Кредитный язык, разработанный в результате появления

четкой политики, представляет основу развития общей кредитной культуры

банка.

3. Обзор управления кредитным риском

Управление кредитным риском- это и процесс и сложная система. Процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.