рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры на госэкзамены

полнотой и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.

Органы налоговой полиции - обеспечивают экономическую безопасность РФ

и укрепляют дисциплину в области налогообложения, выявляют, предупреждают и

пресекают налоговые преступления и правонарушения, обеспечивают

безопасность налоговых инспекций, его сотрудников.

Федеральная служба страхового надзора Росстрахнадзор (существуют

территориальные и группам областей) – осуществляют надзор за страховой

деятельностью и регулируют единый страховой рынок, контролируют

обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.

Центральный банк России – организует и контролирует денежно-кредитные

отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих

банков.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными

подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и др.

органов государственного управления за финансово-хозяйственной

деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

К негосударственным видам финансового контроля относятся

внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

- Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим

предприятием, его экономическими службами. Он подразделяется на оперативный

и стратегический. Оперативный проводится главным бухгалтером в процессе

хозяйственной деятельности; стратегический предполагает разработку решений

по использованию финансовых ресурсов

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый

контроль, устанавливает достоверность бухгалтерской и финансовой

отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций

нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка может быть

обязательной и инициативной.

14. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. В бюджете

ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения.

Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование

затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств

удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные

сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и

безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет

бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования

затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов,

которым располагает правительство страны для финансирования

государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых

социально-экономических функций. Функции гос.бюджета: распределительная –

проявляется через формирование и использование централизованных фондов

денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и

управления; контрольная – предполагает возможность и обязательность

государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных

средств. Виды бюджетов: 1) Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов

всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный

бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные

бюджета субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный

бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е.

бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты. 2) Федеральный

бюджет создается для выполнения центральными органами власти их

обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и

перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального

дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными

слоями населения. 3) Региональные бюджеты — предназначены для финансового

обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления

субъекта Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития

регионов, пропорционального развития производственной и непроизводственной

сфер на подведомственных территориях.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов

государства. Самым важным источником государственных доходов являются

различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие

категории: 1)Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и

импортные тарифы; 2)Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе

отчисления из заработной платы на социальное страхование; 3)Налоги на

собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения,

сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на

наследство. Государственные расходы также могут быть разделены на четыре

категории: 1)Потребление в государственном секторе; 2)Государственные

инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как

затраты на дорожное строительство или строительство портов; 3)Трансферты

частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по

безработице, льготы ветеранам и другие платежи; 4)Проценты по

государственным долгам. Расходы показывают направление и цели бюджетных

ассигнований.

Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета

превосходят его доходы. Причины бюджетного дефицита: спад общественного

производства; рост предельных издержек общественного производства; массовый

выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в

огромных масштабах; возможной причиной бюджетного дефицита являются

огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери

произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному

учету. Источники покрытия бюджетного дефицита: в экономических системах с

фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь

двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это

государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем

с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье

денег.

15. Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его

реализации и перспективы совершенствования

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между

центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного

самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

Принципы:

1)законодательное разграничение полномочий по расходам между органами

власти всех уровней;

2)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми

ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех

звеньев бюджетной системы;

4)наличие единых для каждого звена БС формализованных прозрачных

методов регулирования бюджетов;

5)самостоятельность и равноправие каждого бюджета, выражающееся в

самостоятельности бюджетного процесса

Все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отеношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной

власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного

самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих

бюджетов.

Взаимоотношения бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом и местных

бюджетов с региональными бюджетами строятся на использовании единой

методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление

государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи

территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и

региональных налогов.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и

регулирующих.

Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе

полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

Регулирующие доходы - это федеральные и региональные налоги и иные

платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты

субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на

долговременной основе по разным видам таких доходов.

К регулирующим доходам относят:

-трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных

фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по

установленным правительством методике и формуле.

-дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня

бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия

текущих расходов.

-субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня

бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной

основах для осуществления целевых расходов.

-субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого

уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого

финансирования целевых расходов.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов,

дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования

доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из

других бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.

Основным каналом предоставления финансовой помощи из федерального

бюджета является Фонд финансовой поддержки регионов. Важнейшим направлением

развития бюджетного федерализма в 1999-2001гг. стало совершенствование

распределения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки

регионов-субъектов РФ (ФФПР). В результате выработана новая методика

распределения, в соответствии с которой, размер трансферта зависит от

величины рассчитываемых по всем субъектам РФ удельных (душевых) валовых

налоговых ресурсов (ВНР). Они приводятся к сопоставимому виду посредством

формулы:

ВНРiпр=(а*ИНПi)/ИБРi, где

ВНРiпр – приведенные удельные валовые налоговые ресурсы i-го субъекта

федерации, а - прогнозируемый на год средний уровень налоговых доходов

субъектов РФ в расчете на душу населения; ИНПi – индекс налогового

потенциала i-го субъекта РФ; ИБРi – индекс бюджетных расходов i-го субъекта

РФ.

Определение размера трансфертов проводится в два этапа. Первая часть

ФФПР (80% от общего объема) распределяется между субъектами РФ, для которых

приведенные удельные ВНР меньше среднероссийского показателя,

пропорционально их отклонениям от этого уровня.

На втором этапе оставшиеся 20% общего объема ФФПР распределяются

между наименее обеспеченными субъектами федерации так, чтобы довести

бюджетную обеспеченность этих территорий до одного и того же, максимально

возможного при данном объеме ФФПР, уровня. В результате общая величина

трансфертов таким субъектам РФ складывается их двух частей.

Методикой предусмотрено также выделение субъектам РФ в пределах

рассчитанных сумм трансфертов целевых средств на закупку и доставку

продукции в районы с ограниченными сроками завоза и на компенсацию

повышенных тарифов на электроэнергию для территорий Дальнего Востока и

Архангельской области.

Таким образом, основу методики составляет определение для каждого

субъекта РФ индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных

расходов (ИБР).

Через Фонд софинансирования социальных расходов должны предоставляться

(на долевой основе) средства, обусловленные соблюдением в субъектах

Федерации определенных параметров финансирования приоритетных расходов.

Существующий Фонд компенсаций включает в себя установленные

федеральными законами социальные пособия и льготы. Он обеспечивает на всей

территории страны социальные гарантии незащищенным слоям населения.

Дополнительным элементом механизма финансовой помощи субъектам

Федерации станут Фонд регионального развития, предназначенный для поддержки

инвестиционных программ и проектов и Фонд реформирования региональных

финансов, средства которого планируется предоставлять на конкурсной основе

регионам, выполнившим заявленные программы бюджетных реформ.

16. Бюджетные полномочия органов государственной власти

Бюджетный процесс – это четко формализованная последовательность

действий, связанных с составлением проектов бюджетов, их рассмотрением и

утверждением, исполнением, государственным и муниципальным контролем.

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными

полномочиями: Президент РФ; органы законодательной, исполнительной и

представительной власти; органы денежно-кредитного регулирования,

государственного и муниципального контроля; государственные внебюджетные

фонды и др. Законодательные и представительные органы гос. власти,

представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают

бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за

исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов,

осуществляющих контроль за исполнением бюджета. Органы исполнительной

власти и местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета,

внесение его на утверждение законодательного и представительного органа

гос.власти, представительного органа местного самоуправления, исполнение

бюджета, ведомственный контроль за исполнением бюджета. Органы

государственного и муниципального финансового контроля осуществляют

предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением

соответствующих бюджетов. Органами государственного и муниципального

контроля являются: Счетная палата РФ; контрольные и финансовые институты

исполнительной власти, законодательных и представительных органов субъектов

РФ; представительные органы местного самоуправления. В субъектах РФ

создаются фин.органы и органы фин.контроля в соответствии с

законодательством субъектов РФ.

Полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Главный

распорядитель средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) – это

орган гос.власти (орган местного самоуправления), имеющий право

распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и

получателям бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств

утверждает сметы доходов и расходов, подведомственных бюджетных учреждений,

составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств.

Он осуществляет контроль получателя бюджетных средств в части обеспечения

целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата,

предоставления отчётности, также контроль за использованием бюджетных

средств распорядителями бюджетных средств. Полномочия распорядителя

бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств – это орган гос.власти,

местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по

их подведомственным получателям. Он составляет бюджетную роспись,

распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям

бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет. Также он

осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными

получателями.

Осуществление платежей и расчётов, связанных с кассовым исполнением

бюджета производится учреждениями ЦБ РФ и уполномоченными кредитными

организациями. Функции учреждений ЦБ РФ по кассовому исполнению бюджета:

1)Принимают и зачисляют средства, поступающие в доходы бюджетов.

2)Распределяют в установленных размерах доходы между федеральным бюджетом и

бюджетами субъектов, производит отчисления от поступлений по налогам и

другим доходам в местный бюджет. 3)Выдают средства бюджетов в пределах

сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов. 4)Ведут учёт доходов и расходов

федерального бюджета и бюджета субъектов РФ и представляют в установленные

сроки отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов в вышестоящем учреждениям

ЦБ и фин.органам, ведут учёт средств местных бюджетов. 5)Производят

расчётное кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на

федеральных, субфедеральных и местных бюджетах. 6)Осуществляют контроль при

выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

Бюджетные полномочия Федерального казначейства: 1)Организует исполнение

федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае

заключения соответствующих бюджетных соглашений. 2)Осуществляет

предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета,

бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения

соответствующих бюджетных соглашений. 3)Осуществляет операции со средствами

федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в

случае заключения соответствующих бюджетных соглашений. 4)Представляет

отчёт об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ. 5)Открывает и

закрывает в ЦБ РФ и его учреждениях счета для зачисления и выдачи бюджетных

средств. 6)Ведёт сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и

получателей бюджетных средств. 7)Осуществляет другие полномочия в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.