рефераты бесплатно

МЕНЮ


Российская банковская система после Октябрьской революции 1917г

Российская банковская система после Октябрьской революции 1917г

После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны

подверглась существенным преобразованиям. Их содержание и направленность

определялись идеологическими и экономическими концепциями партии

большевиков.

Одним из решающих элементов воззрений большевиков был постулат о

неизбежности отмирания товарно-денежных отношений при переходе к

социализму. В то же время предполагалось, что сохранит свое значение

принцип распределения по труду. Поэтому было сформулировано требование

наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший учет и

контроль за мерой труда и потребления. В качестве же инструмента такого

контроля Ленин рассматривал банк – единый, крупнейший из крупнейших,

государственный, с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике,

полагая, что такой банк означает общегосударственное счетоводство,

общегосударственный учет производства и распределения продуктов.

Сразу после Октября большевики энергично приступили к реализации идеи

единого банка. Сначала они овладели Государственным банком, поставив его на

службу Советскому государству. В начале декабря 1917 г. упраздняются

ипотечные банки – Государственный, Дворянский земельный банк и Крестьянский

поземельный банк. В конце того же месяца был принят декрет “О

национализации банков”, которым банковское дело объявлялось государственной

монополией, а все существовавшие частные банки и банкирские конторы

подлежали объединению с Государственным банком. Чуть позже, в конце января

1918 г., акционерные капиталы бывших частных банков передаются Госбанку на

основе полной конфискации. Объединенный с бывшими частными банками Госбанк

стал называться Народным банком РСФСР.

В последующем было принято еще несколько законодательных актов,

решивших судьбу остальных звеньев банковской системы страны.

В октябре 1918 г. ликвидируются общества взаимного кредита. В декабре

того же года национализируется Московский народный (кооперативный) банк,

который был слит с Народным банком республики.

Одновременно ликвидируются городские общественные банки и частные

земельные банки. Наконец, в апреле 1919 г. Совнарком прекратил деятельность

функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков.

В итоге страна получила своеобразный “единый банк” в лице Народного

банка РСФСР. Основное внимание он вынужден был уделять организационным

вопросам, таким, как принятие на баланс активов и пассивом

национализированных банков. В ряде случаев эта работа нарушалась из-за

того, что то или иное учреждение банка, оказавшись на территории,

контролируемой белым движением, подвергалось денационализации.

Что касается выполнения сугубо банковских операций, то Народный банк

РСФСР не успел как следует развернуть свою деятельность. Это произошло

вследствие усиливавшейся инфляции, а еще больше из-за политики "военного

коммунизма". Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в

государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы

кредитования и расчетов. По этой причине уже к концу 1919 г. Народный банк

РСФСР фактически прекратил свои операции. Декретом СНК от 19 января 1920 г.

он был упразднен . Многие считали это важным этапом перехода к безденежным

отношениям.

Однако жизнь отвергла эти нелепые ожидания. Уже в ходе гражданской

войны обнаружилась несостоятельность политики "военного коммунизма", и в

начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике

(НЭПу), включая замену продразверстки продналогом, после внесения которого

крестьянин мог свободно распоряжаться своей продукцией. Практически это

означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания

рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными

словами, речь шла о переходе к рыночной экономике. И естественно, что одним

из первых шагов на этом пути стало (в октябре 1921 г.) решение об

учреждении Государственного банка.

Постепенно увеличивая сеть своих учреждений, Госбанк уже через год

имел 116 филиалов. Казалось бы, можно было ожидать дальнейшего роста числа

его филиалов – низового звена "единого банка” с охватом всех районов

страны. Однако именно в этот период (конец 1922 г.) принимается решение о

создании специальных, вспомогательных банков – отраслевых, территориальных,

а также банков с участием иностранного капитала.

В течение 1922 – 1925 гг. создаются:

акционерные банки – Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и

Среднеазиатский банк, кооперативные банки – Всекобанк и Укроинбанк,

коммунальные банки – Цекомбонк и местные коммунальные банки;

система сельскохозяйственного кредита – Центральный сельскохозяйственный

банк, республиканские банки и общества сельскохозяйственного кредита;

общества взаимного кредита.

К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений

(без кредитных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752

учреждения (62%), тогда как Госбанк имел 459 учреждений (38%).

Таким образом, в восстановительный период идея “единого банка”

оказалась забытой. Возникшие наряду с Госбанком СССР специальные 6анки

оказались по сути дела коммерческими. Нео6ходимость в такой структуре

банковской системы о6условливалась особенностями рыночных отношений периода

НЭПа.

Однако во второй половине 20-х годов в связи с отказом от НЭПа и

переходом к формированию командно-административной системы управления

экономикой вновь была реанимирована идея “единого банка”. В итоге

дальнейшее развитие банков было подчинено именно этой идее.

Но на данном этапе идея “единого банка” реализовывалась уже с иной

целью, нежели в послереволюционный период: не для создания предпосылок

перехода к безденежным отношениям, а для централизации управления

экономикой командно-административными методами. Реализация нового варианта

“единого банка” потребовала прежде всего коренной перестройки сложившейся в

период НЭПа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927

по 1932 г. Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня

1927 г. “О принципах построения кредитной системы”, которым

предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и

усиление централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР.

Теперь специальные банки, сформировавшиеся в годы НЭПа в качестве

коммерческих и широко привлекавшие клиентуру из разных отраслей хозяйства,

в перспективе должны бьии ограничить свою деятельность операциями по

долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений.

Но пока на них возлагалось выполнение следующих задач:

. на Промбанк – долгосрочное и краткосрочное кредитование

государственной промышленности (за исключением предприятий,

кредитующихся в Госбанке);

. на Электробанк – долгосрочное и краткосрочное кредитование

электрохозяйства;

. на систему сельскохозяйственного кредита во главе с Центральным

сельскохозяйственным банком – долгосрочное и краткосрочное

кредитование сельского хозяйства;

. на кооперативные банки – кредитование всех видов кооперации (за

исключением кооперативных организаций, кредитующихся В

Госбанке);

. на Цекомбанк и местные коммунальные банки – долгосрочное и

краткосрочное кредитование коммунального и жилищного хозяйства,

а на местные банки кредитование промышленных 'и торговых

предприятий местного значения.

Этим же постановлением на Госбанк было возложено непосредственное

руководство всей банковской системой. Конкретно это означало, что

представители Госбанка стали участвовать в советах и ревизионных органах

банков и кредитных учреждений с участием государственного капитала. Госбанк

получил право непосредственного наблюдения за использованием банками

открываемых им кредитов и за их направлением в конкретные отрасли народного

хозяйства в соответствии с правительственными директивами.

Постановлением от 15 июня 1927 г. был реализован принцип “один клиент

( один банк”. Это означало, что клиенты, как правило, должны были

пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные

средства в одном определенном банке в соответствии с характером своей

организации и хозяйственной деятельности.

Краткосрочные операции спецбанков постепенно свертывались. Спецбанки

становились цреимущественно банками долгосрочного кредитования. Как это

происходило, можно показать на примере Промбанка.

Сначала (192б г.) при банке был создан отдел долгосрочного

кредитования. Затем (февраль 1928 г.) банк реорганизуется в специальный

Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК).

При этом Электробанк ликвидируется, а его долгосрочные операции передаются

БДК. Одновременно к БДК перешли долгосрочные операции, ранее совершавшиеся

Госбанком.

В отношении же долгосрочного кредитования и финансирования

предприятий местной промышленности сохранялся прежний порядок: они

продолжали обслуживаться коммунальными банками.

Значительная часть долгосрочных операций совершалась за счет

бюджетных ассигнований. На 1 октября 1928 г. их доля в ресурсах БДК

составила 60%. Принимая во внимание столь высокий уровень бюджетных

ассигнований в источниках долгосрочного кредита, правительство возложило на

БДК осуществление контроля не только за расходованием бюджетных средств, но

и за ходом строительства.

Таким образом закладывались организационные основы централизованной

банковской системы, включавшей с одной стороны, Госбанк, сложившийся как

эмиссионный и расчетно-кассовый центр и формировавшийся в качестве центра

краткосрочного кредитования народного хозяйства; с другой стороны,

специальные банки, все более превращавшиеся в банки долгосрочного

кредитования и финансирования капитальных вложений.

Сформированная в СССР к началу 30-х годов в общих чертах командно-

административная система управления экономикой потребовала скорейшего

завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930 – 1932 гг.

была проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер

кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую

аналогов. Ее идейная направленность определялась все той же мыслью о

"едином банке".

Началом коренной реформы банковской деятельности послужило

постановление СНК СССР от 30 января 1930 г. О кредитной реформе, которым

был запрещен коммерческий кредит (получивший широкое применение в годы

НЭПа). Он заменялся прямым банковским кредитованием. Постановлением был

завершен начатый в 1927 – 1928 гг. процесс сосредоточения краткосрочного

кредитования в Госбанке. Отныне последнему передавались все краткосрочные

кредитные операции, сохранившиеся к тому времени в других банках. Помимо

этого постановлением ликвидировались все филиалы “Всероссийского” и

“Всеукраинского кооперативных” банков, а их клиентура передавалась

Госбанку. В итоге в лице Госбанка был создан единый центр краткосрочного

кредитования. Правда, было сделано одно временное отступление, коснувшееся

сельскохозяйственного кредита. Вследствие высоких темпов коллективизации

действовавшая до той поры система сельскохозяйственного кредита потребовала

существенных преобразований, главным образом переориентирования на

обслуживание крупных коллективных хозяйств. Реорганизация свелась к

следующему. Постановлением от 30 января 1930 г. Центральный

сельскохозяйственный банк преобразуется во Всесоюзный сельскохозяйственный

коолеративно-колхозный банк. В филиялы последнего иревращаотся

республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки. Низовым

звеном системы сельскохозяйственного кредита стали сельскохозяйственные

кредитные товарищества.

Однако период деятельности кредитной кооперации оказался

непродолжительным. В условиях массовой коллективизации индивидуальных

крестьянских хозяйств было решено отказаться от услуг кредитной кооперации.

С начала 1931 г. кредитно-расчетное обслуживание колхозов передали

государственной банковской системе. На базе 1800 районных кредитных

товариществ были созданы филиалы Госбанка, вследствие чего сеть низовых

учреждений Государственного банка значительно возросла.

Заключительным аккордом реорганизации банков под командно-

административную систему явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932

г. “Об организации специальных банков долгосрочных вложений”. Им был

завершен начатый в 1927 – 1928 гг. и продолженный в 1930 г. процесс

превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений.

Превратившись фактически в банки долгосрочных вложений, специальные

банки сохраняли ведомственную подчиненность. Так, БДК был подчинен ВСНХ,

Всекобанк – Центросоюзу и т.д. В силу этого каждый специальный банк в

индивидуальном порядке разрабатывал свою систему финансирования и контроля.

Между тем крепнувшая командно-адмииистративная система требовала

максимально высокой степени концентрации в одних руках процесса управпения

финансовыми ресурсами государства.

Возникло и другое немаловажное обстоятельство, также подталкивавшее к

очередной реорганизации специальных банков. В 1930 г. были существенно

изменены бюджетные взаимоотношения в народном хозяйстве как по линии

финансирования предприятий, так и по линии платежей в бюджет. Согласно

постановлению ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1930 г. все бюджетные ассигнования

на финансирование капитальных вложений государственных предприятий стали

безвозвратными. Долгосрочное кредитование капитальных вложений было

сохранено лишь для колхозов и кооперации. Тем самым специальные банки

становились банками иреимущественно безвозвратного бюджетного

финансирования, что в свою очередь потребовало в условиях командно-

административной системы централизовать все бюджетные ассигнования в руках

Наркомфина. Поэтому постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. по-своему

логично решало, что всесоюзные специальные банки организуются в составе

Народного комиссариата финансов СССР. Таких банков было четыре:

- банк финансирования капитального строительства промышленности и

электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из Банка

долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства

(БДК);

- банк финансирования социаоистического земледелия (Сельхозбанк);

- банк финансирования капитального строительства кооперации

(Всекобанк), преобразованный из Всероссийского кооперативного

банка;

- банк финансирования коммунального и жилищного строительства

(Цекомбанк).

Новым специальным банкам было поручено:

Промбанку – финансирование (в иорядке безвозвратных вложений и

долгосрочных ссуд) капитального строительства всех государственных

предприятий и строительных организаций союзного, республиканского и

местного значения;

Сельхозбаику – финансирование (и иорядке безвозвратных вложений и

долгосрочиых ссуд) всех видов капитальных затрат предприятий и организаций

государственного сектора сельского хозяйства, Трактороцентра и колхозной

системы;

Всекобанку – финансирование (в иорядке долгосрочных ссуд) всего

капитального строительства всех видов кооперации, кроме жилищной;

Цекомбанку – финансирование (в лорядке безвозвратных вложений и

долгосрочных ссуд) всего жилищного, коммунального и культурно-бытового

строительства, а также комплексного строительства новых городов и поселков.

Названные банки распространяли свою деятельность на всю территорию

страны. За исключением Цекомбанка, который проводил свою работу через

местные коммунальные банки, все они имели сети своих филиалов, открываемых

в пунктах с достаточным количеством объектов финансирования. В тех пунктах,

где открытие филиала оказывалось экономически нецелесообразным,

обслуживание клиентуры пррводилось через учреждения Госбанка на договорных

началах. В этих случаях специальным банкам разрешалось иметь своих

уполномоченных при конторах Госбанка. При этом кассовое обслуживание

специальных банков осуществлялось Госбанком на основе соответствующих

соглашений.

Отмеченные меры преследовали цель сконцентрировать в специальных

банках под контролем Наркомфина все средства, предназначенные на

капитальные вложения, – бюджетные ассигнования, собственные средства

государственных и кооперативных организаций и средства специальных фондов.

Схема давала возможность определять "сверку" направления капитальных затрат

и следить за выполнением принятых центральными органами решений.

Что касается Государственного банка, то его роль в экономике страны

была определена постановлением СНК СССР от 20 марта 1931 г., в котором, в

частности, содержались следующие два требования. Госбанк должен был, во-

первых, стать общегосударственным аппаратом учета производства и

распределения продуктов, во-вторых, обеспечить действенный повседневный

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.