рефераты бесплатно

МЕНЮ


Роль национальной валюты в переходный период

переговоры. В результате пришли к соглашению, что 50% потерь

1. Журнал «Банковский вестник» - 11, 98 стр. 4

Кыргызстан покроет сам, а 50% МВФ и другие международные финансовые

институты.

В III квартале текущего года торговый баланс ухудшился, на то есть

веские причины: во первых, в России уровень девальвации достиг 160%, в

то время как у нас он составил 30%, то есть реальный эффективный курс

рубля значительно ослаб относительно кыргызского сома, это привело к тому,

что российские товары стали конкурентоспособными на кыргызском рынке, за

счет увеличился импорт из России, в первую очередь, нефтепродуктов. В

кризисный момент, казалось бы, должно было уменьшится потребления,

однако, этого не произошло. В связи с этим ИБКР предложил ограничить

импорт тех товаров, которые не являются инвестиционными составляющими,

а носят потребительский характер.

Объявленный Россией мораторий на выплату долгов заканчивается,

после которого либо начнется период выплат, либо период блокировки

счетов российских банков. Конечно, это сразу сказалось на резком

увеличении потребностей в наличных долларах, так как большинство

российских экспортеров стали требовать оплату не через банковскую систему

России, а наличными долларами США. К этому также подтолкнуло то, что

Россия обязала предпринимателей продавать часть своей валютной выручки,

ввела спецсессии. т.е. серию различных ограничений, что сделало

невыгодным показывать эти средства на валютных счетах.

Нацбанк может фиксировать курс, т.е. формально выполнить задачу

стабилизации обменного курса, но в таком случае не будет выполнена

программа, разработанная совместно с правительством. Эта программа

состоит из 16-18 пунктов, которые предстоит выполнить Правительству и

Нацбанку. Свою часть программы Нацбанк практически выполнил, теперь

дело за правительством и парламентом. На вопрос о привязке сома к

доллару М. Султанов отметил, что такой механизм в мире существует,

к примеру, в Аргентине, в Эстонии. При этом бюджетный дефицит равен –

нулю. Это обязательное условие.

Выбранный Кыргызстаном валютный режим, позволяет вносить

коррективы в экономическую политику. Опасно иметь привязку и допускать

просчеты в проведении экономической политики. В свое время страны Юго-

Восточной Азии, Латинской Америки имели горький опыт в 60-х годах. Только

позже, перестроив внутреннюю структуру, они получили позитивные

результаты. По словам М. Султанова в нынешнем положении добиться

бездефицитного бюджета будет трудно.

При любом кризисе есть проигравшие и выигравшие, сейчас

обогащаются те, кто держит свои активы в долларах. К положительным

сторонам последствий кризиса, к примеру, можно отнести то, что наши

производственники смогут повысить свою конкурентоспособность. Но для

улучшения положения дел нужно не только стимулировать обменный курс, но и

внести изменения в налоговую систему и торговую политику».

«Что касается девальвации, то произошло ускорение ее темпов,

правда, уровень ниже, чем в России, на Украине, Белоруссии и т.д., за

исключением Казахстана. В России за 10 месяцев девальвация составила

более 200%, в Кыргызстане – более 50%. Кризис сразу сказался на ухудшении

товарного баланса, поскольку Россия является одним из основных партнеров

Кыргызстана. К настоящему времени экспорт сократился на 11,8% и составил

в январе-сентябре 985,7 млн. долларов США, а импорт увеличился на 22,8%

и составил 583 млн. долларов США. Столь сильное падение объемов

экспорта является тревожным сигналом.

Положение Кыргызстана надо оценивать не как кризисное, но как

достаточно сложное, поэтому сегодня важно прийти к консенсусу в

определении дальнейшей стратегии и выработке конкретных мер по

стабилизации ситуации. Сегодня же очень важно, потому что наступает

время выплаты внешних долгов на фоне имеющихся проблем в экономике.

Доля иностранных займов и грантов, которые направлялись на

финансирование дефицита бюджета, год от года сокращается:

1995 – 120,3 млн. долларов, 1996 – 81,18 млн. долларов, 1997-93, 03 млн.

долларов, 1998-59,3 млн. долларов. Снижение уровня внешнего

финансирования теперь нельзя компенсировать за счет внутренних займов,

поскольку внутреннее финансирование практически сведено к нулю.

Следующий 1999 год, будет первым годом, когда объем внешней помощи

будет равен выплатам по внешнему долгу.

В проекте республиканского бюджета на 1999 год для обслуживания

внешнего долга предусмотрено 1733, млн. сомов, вымогая, как выплаты по

основной сумме, так и на погашение процентов. Нам предстоит жить по

жесткой программе: сколько получим – столько израсходуем. В 2000 году

ожидается ситуация, когда платить по обязательствам придется уже счет

внутренних источников, так как правительству предстоит выплатить порядка

70 млн. долларов США по внешним долгам, а поступлений из вне ожидается

гораздо меньше. На 1999 и 2000 годы приходится пик платежей по нельготным

кредитам. Краткосрочные заимствования нельготных иностранных кредитов

согласно программе правительства и Национального банка будут сокращаться,

и на ближайшее три года запланированы только долгосрочные льготные

займы. Если не увеличить экспортный потенциал, не поднять реальный сектор,

то в экономике республики могут возникнуть серьезные проблемы.

«Официальную записку об этом мы вносим в парламент еще до

кризиса. В ней мы отмечаем, что пока не зарабатывает реальный сектор, мы

рискуем стать неплатежеспособными. Правительство должно быть готовым

создать потенциал и начать возвращать полученные кредиты. Пока же у

правительств нет возможности выплатить в 1999 году почти 1 млрд. сомов

задолженности. По нашим оценкам, - сказал М. Султанов; - правительство

располагает возможностями в пределах 300-350 млн. сомов. Из суммы внешней

помощи большая часть пойдет на покрытие задолженности, другая часть на

финансирование внутренних нужд».

Говоря о банковской системе, глава Нацбанка отметил, что без нее

не будет и бюджета, ни экономики. Надежно функционирующая банковская

система – это опора экономики. «Есть денежно-кредитная политика, за

которую отвечает Нацбанк, а есть реальный сектор, экономика в целом,

где свое слово должны сказать Правительство и парламент»;- подчеркнул М.

Султанов.

Заявление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка

КР. Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской

Республики отмечают резкую дестабилизацию валютного рынка, которая

произошла в последние дни. Обменный курс сома усиленно варьировался и

находится под серьезным давлением.

Правительство КР и НБКР считают стабилизацию обменного курса

приоритетной задачей на ближайшую перспективу.

В ответ на последние тенденции на внутреннем валютном рынке,

вызванные резким падением доверие общественности к сому, Нацбанк

Кыргызской Республики берет на себя ответственность по восстановлению

стабильности обменного курса и собираются полностью удовлетворять

потребности экономики республики в иностранной валюте по приемлемому

обменному курсу.

По сложившихся условиях Правительство Кыргызской Республики и

Нацбанк Кыргызской Республики предпринимают решительные меры для

скорейшей стабилизации внутреннего финансового рынка.

Правительством Кыргызской Республики:

- проведено тщательный анализ изменений, имевших место в бюджетно-

налоговой сфере в 1999 году, и принято решение далее ужесточить

бюджетные операции в соответствии с изменившимся наличием внешних

ресурсов и внутренних ресурсов;

- принято решение пересмотреть проект бюджета на 1999 год, ранее

предоставленный в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в целях внесения

поправок в соответствии с изменившейся внешнеэкономической ситуацией;

- приняты меры по снижению дефицита торгового баланса, в частности по

снижению объемов импорта и увеличению объемов экспорта;

- внесено в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложение об

увеличении акцизов на нефтепродукты;

- предприняты меры по ужесточению финансовой дисциплины в отношении

предприятий и организаций, имеющих задолженность по налогам;

- Государственной налоговой инспекции, Государственной таможенной

инспекции при Минфине Кыргызской Республики отдано распоряжение на

проведение административных мероприятий с целью увеличения сбора налогов и

таможенных пошлин;

- ведется работа для создания благоприятных условий предприятиям,

ориентированным на экспорт, в способности продукции сельского хозяйства.

1. Журнал «Банковский Вестник» 11,98 стр. 3

- полностью гарантируется выполнение своих обязательств по

государственным ценным бумагам для обеспечения стабильности развития

финансового рынка;

- гарантируется также исправное выполнение своих обязательств по

внешнему долгу.

Правительством Кыргызской Республики будут также приняты

следующие дополнительные меры по:

- ужесточению борьбы с контрабандным ввозом товаров;

- снятию всех препятствий, мешающих развивать экспортный сектор;

- упорядочению работы свободных экономических зон (СЭЗ) и ликвидации

СЭЗ, которые работают неэффективно, особенно в области расширения

экспорта;

- усилению контроля под возвратом бюджетных ссуд и займов, полученных

ранее хозяйствующими субъектами, и принятию мер для этого вплоть** до

привлечения к уголовной ответственности руководителей предприятий.

Правительство Кыргызской Республики и Нацбанк Кыргызской

Республики намерены преодолеть сложившееся ожидание общественности

и восстановить доверие к национальной валюте.

О денежно-кредитной политике и политике обменного курса.

Недавнее потрясение на валютном рынке было вызвано падением доверия к

сому, в том числе из-за последствий финансового кризиса в России,

который вызвал пессимизм людей по отношению к национальной валюте.

С целью противодействия данным событиям, Национальный банк берет

на себя обязательства по восстановлению стабильности на валютном рынке и

удовлетворению потребностей экономики в иностранной валюте при

отсутствующем обменном курсе.

Обменный курс будет определяться рыночными методами, и

соответствовать фундаментальным показателям нашей экономики (особенно

состоянию текущего счета платежного баланса).

Политика обменного курса будет направлена на укрепление финансовой

дисциплины в экономике и противодействие валютным спекуляциям.

Для обеспечения действенности принятого решения Нацбанк

предпримет следующие меры:

- не будут вводиться никакие административные ограничения на валютном

рынке;

- будет минимизировано использование механизма ломбардного кредитования;

- НБКР и далее не будет предоставлять кредиты Правительству, однако

оставляет за собой право проводить краткосрочные РЕПО-операции с

государственными ценными бумагами на вторичном рынке для повышения

ликвидности таких бумаг и, соответственно, восстановления доверия

инвесторов к ним, а в случае необходимости, содействия управлению

денежными средствами Правительства;

- будет усилен надзор над управлением коммерческими банками своих

кредитных портфелей, соблюдением резервных требований к экономических

нормативов;

- механизм чрезвычайного кредитования будет использоваться в целях

защиты сомовых депозитов;

- учетная ставка привязана к ставкам по государственным казначейским

векселям.

Национальный банк полагает, что вышеуказанные меры будут

достаточными и устойчивыми для обеспечения стабильности курса. В

случае необходимости Нацбанк готов предпринять другие дополнительные

шаги.

О денежно-кредитной политике Национального банка на 1999 год.

Главной целью денежно-кредитной политики остается сдерживание

темпа роста инфляции, поскольку это условие является одним из

ключевых для макроэкономической стабилизации. При этом необходимо

отметить, что приоритетом в политике Нацбанка на 1999 год будет

недопущение резких колебаний обменного курса сома при целевом уровне

инфляции около 20%, обеспечение устойчивости банковской системы и

надежности функционирование платежной системы.

Денежно-кредитная политика Нацбанка будет направлена в первую

очередь, поддержания действий правительства Кыргызской Республики в

отношении изменения общей экономической ситуации в стране. При этом

Национальный банк с одной стороны, будет стремиться организовать рост

широкого показателя денежной массы, а с другой - максимально

удовлетворять текущие потребности экономики в деньгах в соответствии с

темпами изменения основных показателей реального сектора и структуры

платежного баланса.

НБКР предполагает, что начиная со второго квартала, темпы роста

денежных агрегатов несколько увеличатся, однако, учитывая сезонный

характер изменения уровня потребительских товаров этот пророст денег

окажет значительного влияния на рост инфляции.

При проведении денежно-кредитной политики Нацбанк будет отдавать

предпочтение операциям на открытом рынке. В то же время для более широкого

охвата объектов воздействия, а также быстрого достижения поставленных

целей, будет активно использоваться весь сектор инструментов, включая

обязательные резервные требования, механизмы кредитования, изменение

экономических нормативов.

В вопрос валютного курса Нацбанк будет продолжать придерживаться

политики, основанной на установлении обменного курса вследствие

действия рыночных сил. Как и ранее, никакие административные или другие

ограничения вводиться на валютном рынке не будут.

Нацбанк, ставя своей целью обеспечение относительной стабильности

обменного курса сома, в случае роста давления на валютном рынке, будет

продолжать использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты для

ужесточения денежно-кредитной политики. При благоприятных

обстоятельствах (улучшении торгового баланса и более высоком притоке

валютных средств) НБКР будет аккумулировать международные резервы.

Другим приоритетным направлением деятельности НБКР будет

оставаться повышение эффективности, стабильности и безопасности

банковской системы.

Нацбанк провел и планирует проводить в 1999 году мероприятия,

направленных на дальнейшее укрепление устойчивости банковской системы.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить , важность валютной политики в

осуществлении эффективной денежно-кредитной политики. Валютная политика

является одной из составляющих денежно-кредитной политики, и ее

регулирование является одной из задач Национального банка, которые

рассмотрены во второй главе дипломной работы. Политика плавающего

обменного курса Кыргызского сома к иностранным валютам позволяет

своевременно решать проблемы адаптации к изменениям на мировых рынках и

внутренней макроэкономической ситуации.

Органы денежно-кредитного регулирования, не вмешиваясь в процесс

курсообразования, определяют учетный курс, исходя из сложившихся на

свободном рынке спроса и предложения. В то же время, это не означает

абсолютную пассивность центрального банка в этом вопросе.

Введение собственной валюты дало значительные преимущества

Кыргызской Республике во многих аспектах:

- способствовало созданию национальной двухуровневой банковской

системы;

- позволило Национальному банку проводить самостоятельную денежно-

кредитную и валютную политику;

- способствовало формированию собственных золото-валютных резервов

Республики;

- способствовало упорядочению торговли и платежей м/у Кыргызстаном

и странами СНГ;

- позволило привести в порядок проведение платежей Кыргызскими

предприятиями за товары и услуги, которые образовали задолженность

Кыргызской Республики перед странами СНГ по корреспондентским счетам.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что будущее у сома есть. Сом

оправдал наши надежды, крепко встал на ноги и чувствует себя на равных

среди «мягких» валют собратьев по содружеству Независимых

Государств. Сом является одной из самых стабильных валют в регионе и его

по праву можно назвать конвертируемой валютой.

Сом - лицо Кыргызстана.

Список использованной литературы.

1. Бункина М.К.

Деньги. Банки. Валюта. Учебное пособие - Москва

АО «ДИС», 1994 год.

2. До лан Э. Дж. И др.

Деньги, банки и денежно-кредитая политика - С-П, 1994 год.

3. Дробозина Л.А.

Финансы. Денежное обращение. Кредит.

Москва «Финансы»

Издательское объединение «ЮНИТИ» 1997 год.

4. Кварцова Г.И.

Деньги, Кредит, Банки.

Справочное пособие: Минск «Меркаванне» 1994 год.

5. Койчуманов Т.Ж.

В мире денег.

«Сом – Кыргызская национальная валюта».

6. Маметова

Деньги, Кредит и банки. Минск – 1993 год.

7. Лаврушина О.И.

«Деньги, Кредит, Банки».

Москва, «Финансы и статистика» 1998 год.

8. Аскар Акаев

О стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и

неотложных действиях.

Бишкек - 1993 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.