рефераты бесплатно

МЕНЮ


Роль национальной валюты в переходный период

Является ли либерализация валютного рынка в Кыргызстане следствием

стабилизации сома?

В момент введения национальной валюты Указом Президента от 5 мая 1993 года

были полностью предопределены условия валютного рынка, основанного на

полной либерализации. Таким образом, действительно, полная либерализация

валютного рынка позволила стабилизировать национальную валюту. Опыт других

республик показал, что любое ограничение валютного рынка в виде

обязательной продажи части валютной выручки предприятий государству играет

не в пользу реального обменного курса, Кыргызстан продвинулся в этом

направлении дальше, подписав 23 марта 1995 года статью 8 соглашения с

Валютным Фондом. Она предполагает полную конвертацию текущих и капитальных

счетов. В законодательстве нашей республики права резидентов и

нерезидентов уравнены и на её внутренний рынок допускается как простые

граждане, так и хозяйствующие субъекты из любой другой страны.

В связи с развитием рыночных отношений и увлечением количества

коммерческих структур, прежние источники поступления наличных денег

уступают место новым. Основная доля всех поступлений приходится на торговые

организации (19%), неторговые организации (17,6%) и от продажи иностранной

валюты (13,4%). В выдачах наличных денег, как и прежде, преобладают выплаты

заработной платы (58,6%) и подкрепления предприятиям Министерства связи для

выплаты пенсий пенсионерам (19,1%).

Официальная информация НБКР

Удельный вес купюр в сумме денег, выпущенных в обращение на

01.05.95 г.

| | | | | | |

| | | | | | |

Защитные свойства банкноты Кыргызстана.

Национальная валюта Кыргызстана предоставлена номиналами 1, 5, 10, 20,

50 и 100 сом, различающимися цветом и дизайном. Каждый номинал имеет

индивидуальный портрет исторической личности Кыргызстана. От возможной

подделки банкноты предохраняют защитные знаки.

Защитные знаки банкнот:

1. Высококачественная бумага банкноты изготовлены специальной высокосортной

хлопковой бумаге.

1. Индивидуальный серийный номер. Каждая банкнота имеет индивидуальный

серийный номер. Он расположен на обратной стороне купюры в левом

верхнем и правом нижнем углах: верхний номер – красный, нижний номер –

черный.

1. Водяной знак. На белом поле банкноты при рассмотрении на просвет виден

водяной знак в виде портрета Токтогула Сатылган уулу.

1. Защитные волокна. По всей поверхности купюры распределены разноцветные

волокна, включенные в бумагу.

1. Вертикальная полоса. Банкноту пересекает внедренная в бумагу темная

полоса содержащая подпись «Кыргыз Банкы».

1. Сквозной регистр. Сквозной регистр- это элемент, который находится на

лицевой и оборотной сторонах банкноты. При рассмотрении купюры на

просвет орнамент на лицевой стороне дополняет орнамент на оборотной

стороне. На фальшивых купюрах симметричного совмещения изображений на

лицевой и оборотной сторонах не получается.

Банкноты 20, 50 и 100 сом в дополнение к вышеназванным признакам

обладают следующими степенями защиты.

7. Качество печати. Портреты, надписи и рисунки на лицевой и оборотной

сторонах банкнот высоких вышеуказанных номиналов выполнены методом

глубокой печати и шероховаты на ощупь. Фальшивка те не обладают

шероховатостью.

7. Скрытое изображение. В правой нижней части Тоголок Молдо на достоинствах

20 сом заметно число «20», проявляющееся при рассмотрении банкноты под

различными углами.

В нижней части лицевой стороны банкнот достоинством 50 сом и 100 сом

находится бледно-зеленый прямоугольник, содержащий рельефное изображение

национального орнамента. Если его рассматривать под разными углами можно

увидеть числа «50» и «100» соответственно.

9. Микрошрифт. Крупные цифры номинала в левом нижнем углу лицевой стороны

банкноты содержат микрошрифт в виде непрерывных рядов чисел «20», «50»,

«100» соответственно.

Несмотря на эти защитные свойства валюты существует проблема определения

её подлинности, во всем мире этим, а также массой других сопутствующих

ей вопросов занимается особые службы, оснащенные специальной аппаратурой

и знающие не понаслышке денежную технологию.

Есть такая служба и у НБКР.

Экспертная служба была создана в НБКР при управлении денежной

наличности в 1994 году. В круг её задач входит методологическое

обеспечение экспертизы денежных знаков национальной валюты Кыргызстана и

зарубежных государств, осуществление экспертизы платежных средств в

учреждениях Национального банка, систематизация сведений о выявленных

поддельных купюрах, а также обеспечение соответствующих подразделений

информацией об изменениях ден. знаков других государств.

По роду своей деятельности экспертиза денежных знаков входит и в

обязанности коммерческих банков, однако их оснащенность, а также

специальные значения, необходимые для своевременного выявления и изъятия

из обращения поддельных купюр находится сегодня в республике на довольно

низком уровне и тот факт, что данных об обнаружении фальшивых банкнот

относительно немного, а в некоторых областях нет вообще, свидетельствует

не об их отсутствии, а с недостаточной компетентности кассовых

работников и оснащенный рабочих мест.

Так, согласно данным экспертно-криминалистического отдела МВД

республики, ситуация с выявлением фальшивых банкнот выглядит следующим

образом:

Количество обнаруженных фальшивых банкнот по областям:

1. Ошская область –150.

1. Чуйская область и г. Бишкек –38.

1. Иссык- Кульская область –16.

К сожалению в местной прессе материалов на эту тему почти не бывает, в

то время как центральная пресса России, постоянно предостерегает граждан

от роковых ошибок и неизбежных денежных потерь, связанных с «выбросом»

на мировой рынок крупных партий так называемых «супердолларов».

Глава II.

§ 2.1. Денежные реформы Национального Банка в период с

1993-98г.

Основные тенденции в экономике Кыргызской Республики в 1993 году.

Несмотря на то, что Национальному Банку Кыргызской Республики средствами

денежно-кредитной политики удалось предотвратить гиперинфляцию в 1993 году

и достигнуть заметного снижения её в последующем, макроэкономическая

ситуация в 1993 году заметно ухудшилась. Так, спад ВВП в 1993 году составил

по отношению к 1992 году 15,5%, дефицит государственного бюджета – 7,1% к

ВВП, а инфляция достигла 1366% в один год. Главной причиной тому явилось

замедление структурной перестройки. Этот метод в основном оправдал себя. И

даже в настоящее время задачи борьбы с инфляцией на ближайшую перспективу

заключается в обеспечении преемственности выработанной денежно-кредитной

политики, её углублении, обеспечении большой согласованности мер по всем

основным направлениям экономической политики страны.

В 1993 году необходимо было резко замедлить высокие темпы инфляции. С

этой целью начала проводиться ограничительная денежно-кредитная политика,

которая, следует отметить, была ориентирована преимущественно на

использование рыночных инструментов, таких как аукционы, а также норма

резервных требований. Таким образом, вплоть до 1994 года продолжался

процесс демонетаризации экономики.

Неуклонно придерживаясь основной цели своей деятельности, НБКР при

проведении денежно-кредитной политики гибко реагировал на изменяющиеся

рыночные условия, совершенствуя изменяющиеся и применяя новые инструменты.

Инструменты денежно-кредитной политики, как уже говорилось, носят

преимущественно косвенный характер, их назначение - оказывать влияние на

поведение банков и небанковских институтов преимущественно через рыночный

механизм регулирования, способствующий более эффективному размещению

финансовых ресурсов.

Введение в 1993 году кредитных аукционов имело целью выявление

рыночной процентной ставки, а также управления ликвидностью коммерческих

банков. В конце развития инфляционных процессов в экономике Кыргызстана, а

также финансового и банковского секторов, вынудили НБКР прекратить

проведение кредитных аукционов до апреля 1994 года, что позволило сбить

темпы инфляции в 1994 году.

На начальном этапе реформ в процессе становления финансовых рынков и

при отсутствии гибких процентных ставок изменение в резервных требованиях

являлось вполне закономерным средством регулирования изменений вы

ликвидности коммерческих банков. Национальный банк с 1 июля 1993 года

установил норматив обязательных резервных требований до 20%, одновременно

начав платить за обязательные резервные требования с учетом рыночных

процентных ставок.

Важным направлением деятельности НБКР на начальном этапе было

развитие рынка государственных казначейских векселей как с целью не

инфляционного финансирования дефицита бюджета, так и с целью расширения

инструментов денежно-кредитной политики за счет операций на развивающиеся

рынке ценных бумаг. С этой целью Национальный банк, как агент

Правительства, начал 1993 году рынок ГКВ был ещё очень слабым и основного

своего назначения он выполнять ещё не мог.

С 17 мая 1993 года Национальным банком начали проводиться регулярные

еженедельные торги иностранной валюты на аукционной основе. Данный аукцион

выполнен не только роль инструмента по определению курса национальной

валюты и свободно конвертируемым валютам, но и способствовал осуществлению

платежа за импорт, т.е. частично покрывал разрыв в платежном балансе.

Причем, если первоначально национальный банк осуществлял незначительную

регулирующую роль , то впоследствии аукцион был либерализован практически

полностью, и к нему был допущен ряд небанковских учреждений. В политике

обменного курса Кыргызстан придерживается наиболее либерального подхода

режима плавающего обменного курса, который складывается на основе спроса и

предложения на валютном рынке.

В первый год введения национальной валюты темп её обесценения был

очень высоким и составил 93.7%. Сильное падение курса сома объяснилось

значительными темпами инфляции в этот период.

Основные тенденции в экономике Кыргызской республики в 1994 году.

Экономическое развитие Кыргызской Республики в 1994 году проходило

под влиянием практически тех же факторов, определивших развитие экономики

Кыргызстана в 1993 году и несмотря на принимавшиеся меры, как в денежно-

кредитной, так и бюджетно-налоговых сферах, производственный спад

продолжался. Спад производства реального ВВП составил в 1994 году 20,1%.

Однако, в результате решительных мер, предпринимаемых с конца 1993 года и

продолжавшихся предприниматься в 1994 году, в денежно-кредитной сфере

произошёл определенный прогресс, результатом чего стало снижение темпа

инфляции в 1994 году до 87%. Таким образом, 1994 году можно

охарактеризовать как год оборудования высоких темпов инфляции (близких к

гиперинфляции).

Но несмотря на достигнутую относительную финансовую стабилизацию, в

реальном секторе экономики в 1994 году сокращалось ситуация нехватки

денежных средств на микроуровне, причинами которые были:

1) «фиктивный» спрос на деньги, то есть спрос, вызванный ситуацией взаимных

неплатежей, в основе которой лежит не потребность финансирования (так

как реализация не требует финансирования), а отсутствие рынка сбыта из

конечных производителей;

1) несоответствие структуры реального совокупного предложения, во-первых,

изменившейся структуре спроса, во-вторых, изменившейся структуре цен;

1) неэффективное использование инвестиций, связанное как с резким ростом

цен, так и не конкурентоспособностью производимой продукции.

В отношении избыточных предприятий не удалось ввести жесткие бюджетные

ограничения, нерентабельные предприятия продолжали функционировать за счет

накопления задолженности поставщикам и коммерческим банкам, расширяя таким

образом круг убыточных предприятий.

В 1994 году из предприятий государственной собственности было

приватизировано лишь 13,2%, при этом 21% приватизированных объектов было

преобразовано в различные формы коллективной собственности. В этом же году

началась реализация программы ПЕСАК, которая предусматривал реорганизацию

либо ликвидацию 29 крупнейших убыточных предприятий.

Денежно-кредитная политика.

В 1994 году наметилось тенденция монетеризации: «широкие» деньги

росли быстрее, чем цены и скорость обращения денег значительно снизилась.

Монетаризация экономики обеспечивалось не инфляционным добавлением

ликвидности, а реальным ростом денежной массы.

Кредитные аукционы продолжали играть активную роль обеспечения

экономики кредитными ресурсами. На 34 проведенных в течении 1994 года

аукционах объем размещённых среди коммерческих банков кредитных ресурсов

составил 303,7 млн. сомов или в среднем 8,9 млн.сомов на одном аукционе.

В 1994 году НБКР, в зависимости от состояния ликвидности

коммерческих банков, несколько раз изменяя норму обязательных резервов. В

июне норма обязательных резервов была увеличена с 20 до 30%, затем

доведена до 20%, а с 3 октября снижена с 20 до 15%.

В течении года было проведено 47 аукционов ГКВ, на которых было

размещено государственных ценных бумаг на общую сумму 267,0 млн.сомов. Стал

развиваться вторичный рынок ГКВ.

Благодаря взвешенной валютной политике, к концу 1994 года было

достигнуто улучшение положения на валютном рынке: сократилась разница

между учетным и рыночным обменным курсом сома, у населения появилась

возможность свободно обменивать сомы на иностранную валюту в банках и

обменных бюро, снизился спекулятивный спрос на иностранную валюту. За этот

год темп обесценения сома по отношению к доллару США сократился до 32,6%.

В 1994 году, при увеличении объема дефицита государственного бюджета

Кыргызской Республики до 77% к ВВП, возросла роль внешнего финансирования,

доля которого составила 4,3% к ВВП.

Основные тенденции в экономике Кыргызской республики в период с 1995

года по 1998 год.

Наконец, этап 1995-1997 годов ознаменовался дальнейшими существенным

замедлением общего роста цен, уровень которых в 1997 году вырос на 14,8%.

Это, несомненно, является успехом в борьбе с инфляцией и достижении

макроэкономической стабилизации.

Результатом проведения денежно-кредитной политики, направленной на

снижение инфляции, стало улучшение макроэкономической ситуации.

В 1995 году спад реального ВВП составил 5,4% к уровню 1994 года, что

главным образом объяснялось прогрессом в сельском хозяйстве (в основном в

растениеводстве), тогда как в промышленности положение оставалось по-

прежнему сложным, продукция большинства предприятий оставалось

неконкурентоспособной, что приводило к проблемам неплатежей, недостатку

финансовых и материальных ресурсов.

Положительным результатом развития реального сектора был рост

капитальных вложений всех форм собственности, составивший в 1995 году 165%

от уровня 1994 года, причём 68,6% капитальных вложений приходилось на

иностранные инвестиции, что было связано с расширением работ по проекту

«Кумтор - золото». Данное увеличение капитальных вложений заложило основу

роста ВВП в 1996-1997 годы (на 7,1 и 10,4 % соответственно), который во

многом был связан с вводом в действие нескольких крупных совместных

предприятий. В то же время, сохраняющаяся высокой доля сельского хозяйства

в структуре ВВП (46,2% в 1996 году и 43,4% в 1997 году) вызывает опасение

относительно устойчивости достигнутого роста в будущем, так как сельское

хозяйство в значительной мере зависит от погодных и других природных

условий. Доля промышленности в произведенном ВВП 1997 года по сравнению с

1996 годом увеличилось с 11,1 % до 15,5%, но всё же остается низкой.

Острыми проблемами для предприятий промышленности оставались: трудности

сбыта готовой продукции, неплатежеспособность и взаимная задолженность.

Несмотря на меры по оздоровлению предприятий промышленности в рамках

программ приватизации и реструктуризации, всё ещё оставалось высоким числом

простаивающих предприятий. В 1998 году роста реального ВВП предполагается

достигнуть в основном за счет промышленности, а необходимыми условиями

эффективной работы предприятий должны стать дальнейшее проведение реформ в

финансовом секторе, приватизация, развитие рыночной инфрастуктуры,

формирование реального класса собственников и др.

Отсутствие на начальном этапе конкурентного оптового рынка привело к

искажению результатов процесса приватизации, а вместе с ним и результатов

реализуемых структурных реформ в экономике республики в целом. Данная

проблема требовала своего скорейшего разрешения. В результате дальнейшего

проведения приватизации в 1995-1996 годах доля хозяйствующих субъектов с

государственной формой собственности, по данным НСК, сократилась с 6.6% в

1995 году до 4.8% в 1996 году. В июне 1997 года была завершение купонная

приватизация. Становление экономики Кыргызстана стало позитивным фактором

развития рыночной экономики в Кыргызской Республике и в то же время

эффективным инструментом антиинфляционной стратегии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.