рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реструктуризация банковской системы

«спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию

реального сектора экономики; пренебрежение к вопросам освоения

перспективных банковских технологий.

5. Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся

одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных

групп.

6. Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а,

в отдельных случаях, - личная заинтересованность банковских

менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические

интересы клиентов и акционеров.

7. Политизированность мышления и действий высших руководителей

некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся

в их распоряжении ресурсов для решения политических целей,

выходящих за рамки собственно банковского дела.

8. Недостаточная жесткость надзорных требований.

9. Недостатки действующего законодательства, нерегулированность многих

юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского

надзора; отсутствие системы страхования вкладов населения,

организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства

банков.

Все указанные проблемы не являются независимыми друг от друга. Их

можно разделить на две группы. Это внешние по отношению к банкам проблемы,

решение которых практически не зависит от самих банков (п.п. 3,8,9) и

внутренние, связанные с непосредственной деятельностью банков.

Внутренние проблемы условно можно разделить на три группы.

Сформулированные в перечне четвертая и шестая проблемы возникли как

следствие недостаточной квалификации или низкого качества работы высших

руководителей конкретных коммерческих банков. Пятая и седьмая проблемы – в

результате сочетания недостаточного контроля за работой банков со стороны

акционеров и несовершенства банковского надзора. Первая и вторая – как бы

итог совместного влияния двух названных выше групп. Внешние проблемы

действовали практически одинаково во всех банках.

Во многих банках плохо налажено управление рисками, нарушались

размеры риска на одного заемщика. К обычным банковским рискам добавлялись

риски, связанные с владением промышленными и другими предприятиями. Из

всего этого следует вывод – причины кризиса накапливались задолго до его

начала.

3.3 Схема развития кризиса платежеспособности банка

«Скажите: что делать?

Кто виноват – и так все знают»

В. Цыганков, С.-Петербург

1. Появление условий, способствующих возникновению кризиса:

* грубые ошибки в планировании платежных потоков, приведшие к

серьезной несбалансированности активно-пассивных операций;

* отсутствие необходимого для управления ликвидностью объема

высоколиквидных активов на балансе банка;

* постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в объемах,

близких к суммарному лимиту кредитования;

* допуск халатности в работе, приводящей к сбоям отдельных платежей и

несвоевременному исполнению платежей;

* недостаточная квалификация кадров;

* неадекватное состояние технического обеспечения проводимых банком

операций;

* снижение маржи банка;

* рост доли госбумаг и прочих высоколиквидных активов, находящихся

под залогом;

* рост принятых на себя гарантий по сделкам третьих лиц;

* снижение диверсификации активов и пассивов по видам операций и по

срокам;

* негативные изменения в структуре ресурсной базы и направлений

вложений средств, при достаточном уровне накопленной и покупной

ликвидности (рост привлеченных межбанковских кредитов и

использование их как часть постоянного ресурса, рост доли

неустойчивых пассивов, снижение собственного капитала, нарастание

убытков, предельно малое значение высоколиквидных активов и

предельно высокое значение выданных кредитов и вложений в фондовый

рынок, высокое значение открытой валютной позиции, рост дебиторской

и кредиторской задолженности и т.д.);

* мошенничество руководителей или сотрудников банка;

* нарушение нормативной и законодательной базы;

2. Появление признаков неплатежеспособности банка:

* частое возникновение дефицита ликвидной позиции банка;

* появление и рост задержек платежей по количеству и суммам

(увеличение времени прохождения платежей и наличие картотек);

* активизация рекламной деятельности и повышение процентных ставок

выше средних;

* наличие формы 1328 «Перечень платежей, не принятых к проводу по

причине отсутствия средств на корсчете кредитной организации»;

* увеличение платы и введение регламентов, увеличивающих время

проведения платежей;

* предельно низкий уровень ликвидных активов на счетах банка;

* рост технологических сбоев;

* закрытие лимитов на банк;

* отток средств клиентов, приближенных к руководству банка;

3. Кризис платежей:

* хроническое нарастание задержек и неисполнение платежей;

* информация в прессе и на рынке о проблемах банка;

* массовый отток средств со счетов клиентов (в пределах сумм, которые

банк в состоянии проплатить);

* начало массовых претензий и судебных разбирательств;

* свертывание масштабов деятельности, максимальное сокращение

издержек;

* продажа основных средств;

* сокращение персонала банка;

* свертывание отдельных операций, значительное снижение балансовых

показателей (валюты баланса, капитала, ликвидных активов, расчетных

счетов), рост доли просроченных и заложенных активов, снижение

качества обеспечения выданных кредитов, нарушение нормативов

деятельности и ряд других;

* возможные изменения в руководстве или его бегство;

* выход отдельных учредителей из состава банка (или получение ими

кредитов на суммы, близкие к доле их участия);

* ввод временной администрации;

4. Банкротство:

* отсутствие средств для проведения платежей;

* массовые судебные разбирательства;

* отзыв лицензии;

* образование ликвидационной комиссии;

* распродажа оставшегося имущества, возврат кредитов, реализация

залогов по невозвратным ссудам.

Анализ представленной схемы позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, реальные проблемы банка могут начаться после того, как

установиться постоянная тенденция к чистому оттоку средств клиентов из

банка. Особенно сильной проблема оказывается в случае сильного дисбаланса

активно-пассивных операций по коротким срокам при недостаточном объеме

ликвидных средств на балансе банка.

Во-вторых, в процессе развития кризиса начинает постепенно сокращаться

запас ликвидных активов на балансе и выдача новых кредитов, что не только

снижает доходы банка, но и ухудшает качество его активов, так как

проблемные кредиты никуда не исчезают и, следовательно, их доля в портфеле

банка растет.

В-третьих, для удержания и привлечения заемных средств банк может

начать

начислять все больший и больший процент, что значительно (порой в несколько

раз) увеличивает его расходы и быстро приводит к потере капитала.

В-четвертых, как следствие двух предыдущих, - значительное превышение

расходов над доходами способно еще до конца текущего года «съесть» весь или

большую часть капитала банка, что не только значительно снизит его

способность защищаться от рисков, но и может привести к ликвидации банка со

всеми вытекающими последствиями.

В-пятых, параллельно с перечисленными проблемами, во многом их

провоцируя, ускоряя и являясь их следствием, начинает расти отток средств с

депозитных счетов клиентов. И если этот рост будет опережать возможности по

высвобождению средств для оплаты собственных обязательств, в банке начнется

кризис неплатежей. Если к этой стадии банку не удастся выровнять свой

платежный баланс, либо привлечь достаточно средств для покрытия разрыва

ликвидности, дальше может произойти неуправляемая цепная реакция по росту

требований, предъявляемых банку, с одновременным значительным снижением

каких-либо поступления в банк.

Далее, наиболее вероятным развитием событий может оказаться либо

санация банка сторонней организацией, либо его ликвидация, потому что

восстановление нормальной работы банка обойдется уж очень дорогой ценой.

3.4 Методология реструктуризации

Не только выбор методологии, но и особенно практическая реализация

всего комплекса мероприятий по реструктуризации – сложнейший процесс.

Традиционный подход к модернизации организации – осуществление

изменений в структуре ее отдельных подразделений, что обеспечивает решение

некоторых частных задач без значительной перестройки бизнес-процессов в

целом. Более выгодным сегодня может оказаться метод, направленный прежде

всего на улучшение потока продуктов, услуг и информации в целом, т.е.

реинжиниринг бизнес-процессов (BPR- Business Process Reengineerig).

Реинжиниринг является одной из самых популярных управленческих теорий 90-х

годов. Основы этой теории были заложены в 1984-90-х годах в ходе

исследовательских работ, проводимых Массачусетским технологическим

институтом. Теория получила широкое распространение после выхода в начале

90-х годов статьи и книги профессора Майкла Хаммера.

В настоящее время все согласны с утверждением, что рынки и

экономическая ситуация становятся все более и более динамичными – быстрая

оптимизация бизнес-процессов с учетом меняющихся условий становиться

основным фактором, определяющим успех деятельности любой организации.

Теперь успех -–уже производная не от статической мощи или от удерживаемой

доли рынка и тому подобного, а прямое следствие способности быстро и

адекватно реагировать на изменение внешних условий.

Реинжиниринг предполагает более глубокую перестройку, чем другие

способы модернизации бизнес-процессов. Относительная величина изменений при

реализации программы BPR может достигать 40%, в то время как другие способы

модернизации приводят к изменениям порядка 10-20%.

Кроме того, реинжиниринг рассматривается как подход, обратный

принципам тейлоризма, или научного управления. Согласно этим принципам для

обеспечения необходимой эффективности любая работа должна быть разбита на

множество элементарных, зачастую повторяющихся операций. Эти операции

обычно выполняют разные люди или даже разные подразделения. Наиболее полное

воплощение принципов тейлоризма – конвейер. Однако в настоящее время этот

подход не оптимален, особенно применительно к финансовым организациям.

Наиболее важная особенность BPR – акцент на повышение общей

эффективности бизнес-процессов вместо повышения эффективности отдельных его

частей. В ходе работ необходимо прежде всего сформировать идеальное

решение, модель to be (должно быть).

Формирование идеальной схемы необходимо, чтобы отвлечь мышление от

существующего в конкретной организации бизнес-процесса. В противном случае,

в качестве исходной точки во всех построениях будут неосознанно

использоваться уже существующие схемы.

3.5 Комплекс мер по реструктуризации банковской системы

Комплекс мер по реструктуризации банковской системы состоит их двух

этапов. Целями реструктуризации в краткосрочной перспективе являются:

восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс

услуг, повышение ликвидности банков и попытки улучшения качества их

активов.

В среднесрочной перспективе ставятся следующие задачи:

реструктуризация отдельных неплатежеспособных банков, ликвидация которых

принесла бы значительные социальный и экономические издержки; недопущение

утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть

использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности;

привлечение к участию в капитале банков новых собственников, в том числе и

иностранных инвесторов

Целью программы является восстановление деятельности банковской

системы на коммерческих принципах и создание условий для активизации ее

работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности

руководителей и собственников за результаты их деятельности по управлению

банками.

Основными принципами реструктуризации банковской системы является

минимизация государственных издержек при проведении процесса

реструктуризации и максимально возможное сохранение имущества банковской

системы Осуществление процесса реструктуризации предполагает равное

отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, выраженной в

сокращении доли объема принадлежащего им банковского капитала и привлечении

всех заинтересованных сторон к процедуре реструктуризации.

Решения о процедурах реструктуризации будут приниматься на основе

комплексного анализа финансового положения проблемных кредитных

организаций, перспектив их дальнейшей деятельности с учетом информации,

полученной от кредитных организаций, в том числе и о качестве их активов,

размере собственных средств.

По результатам анализа проведен предварительный расчет затрат на

реструктуризацию банковской системы и выработан подход к

реструктуризации банков, отнесенных к одной из следующих групп:

1-я группа: стабильно работающие банки, не испытывающие

значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью,

способные работать без дополнительной государственной поддержки и

самостоятельно решать свои текущие проблемы;

2-я группа: региональные банки, которые должны стать

"опорными" в будущей региональной банковской системе России;

3-я группа: отдельные крупные банки, не имеющие возможности

самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако,

нецелесообразно закрывать по причине слишком высоких социальных и

экономических издержек;

4-я группа: банки, испытывающие существенный дефицит

ликвидности или собственных средств (капитала).

Для каждой группы банков предлагается своя стратегия

поведения, подходы к участию государства в их поддержке.

Финансовая поддержка кредитных организаций связана с получением

возможности определять решения, принимаемые кредитной организацией, в том

числе путем приобретения ее контрольного пакета акций. Оказание финансовой

поддержки может осуществляться путем участия в увеличении уставного

капитала, предоставлении кредитов, приобретении долговых обязательств или

активов, предоставления финансирования под уступку прав требования,

исполнения обязательств кредитной организации.

Одновременно должны осуществляться организационные меры, включая

замену руководящего состава кредитной организации, реорганизацию, в том

числе слияние с другими кредитными организациями, продажу части

принадлежащего этой кредитной организации имущества.

В Банке России исходят из того, что финансовая поддержка может

оказываться только жизнеспособным кредитным организациям. У кредитных

организаций, которые, по оценке Банка России, не имеют перспектив на

восстановление нормальной деятельности, лицензии будут отбираться.

Предполагается упорядочить и активизировать процессы торговли

банковскими активами, для чего предусматривается организовать

соответствующие торговые площадки.

Участие государства в процессе реструктуризации возможно только в отношении

ограниченного круга проблемных банков, относящихся к категории так

называемых опорных региональных банков и крупных многофилиальных банков

Данные банки в совокупности с банками, сохранившими финансовую

устойчивость, должны обеспечить потребности в банковских услугах всех

регионов России.

Минимально необходимые затраты на рекапитализацию этой группы банков

можно оценить в сумму, не меньшую чем 40 млрд. рублей. Ввиду ограниченности

ресурсов на проведение реструктуризации банковской системы поддержка банков

со стороны государства будет производиться постепенно, в течение

определенного времени.

В целях установления очередности решения вопросов о поддержке

регионов в ходе реструктуризации их банков, целесообразно исходить из

приоритетов, определяемых не только Банком России, но и правительством. При

этом должны быть учтены два обстоятельства: приоритетность региона с точки

зрения государственной социально-экономической политики и уровень

обеспеченности региона банковскими услугами. Соответствующие расчеты Банка

России проведены. Предпочтение следует, естественно, отдавать регионам с

низким уровнем обеспеченности банковскими услугами. Остальные банки должны

решать свои проблемы самостоятельно, без финансовой поддержки со стороны

государства.

С целью создания благоприятных условий для рекапитализации проблемных

банков предпринят целый ряд мер, в том числе отменен запрет на оплату

взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте.

Участникам предоставлено право производить оплату увеличенного капитала

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.