рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое регулирование банковской деятельности

организации. Максимально допустимое значение - 25%.

Максимальный размер кредитов, займов, гарантий, поручительств,

предоставляемых банком своим инсайдерам (должностным лицам кредитной

организации, которые принимают решения о выдаче кредита), равен 3%

собственных средств (капитала) банка.

12. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства,

находящиеся на счетах к кр.орг.

13. Нормативные акты Банка России.

Банковская деятельность в Российской Федерации регулируется

законодательными и нормативными актами, основными из которых являются:

Существует 3 яруса:

1. Закон о ЦБ и Банках и банковской деятельности

2. Законы о регулировании параллельно действующих институтов и

затрагивающие банковскую деятельность (о биржах, о цб, об ипотеке, о

трастовых операциях)

3. Законы всеобщего действия (конституция. ГК, хоз. право)

Роль законодательной основы:

1. Определяет законодательные нормы, сферы функционирования банков, круг

дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования и контроля.

2. Приводит деятельность банков в соответствие с эк. системой в целом.

3. Определяет принципы взаимоотношений КБ и клиента.

4. Ограничивает негативное воздействие КБ на развитие кризисных ситуаций в

хоз-ве, на нежелательные соц. явления.

5. Содей-т развитию банковской активности в гос. интересах.

Этапы развития законодательной основы:

1.) 1-е законы стали создаваться в 90-91 гг. Это Зак о ЦБ и Банках и

банковской деятельности, хотя КБ стали создаваться в 89 г. Эти законы

закрепили многообразие форм собственности в банк. сфере, утвердили принципы

рын. хоз-ва в банковском секторе - за результаты деят-ти КБ ЦБ и гос-во не

отвечает, определили четкое разграничение функций и задач ЦБ и КБ, сделана

попытка определения понятия банка на новой основе, впервые сормул. зк.

нормативы, регул-ие деятельность банка. Их недостатки: 1. законы не всегда

акты прямого действия (нбх большое кол-во подзаконных актов)

2. Не проводилось различия между банками и небанковскими учреждениями,

законы не ограждали КБ от выполнения не свойственных им функций

3. слабо описано содержание процедур банк. тайны

4. не предусмотрен мех-м безопасности банк. системы

2). Утверждены новые зак. о ЦБ (дек. 95 г) и о банках и банк деят-ти (июнь

95 г), одновременно вышли зак. 2 и 3 яруса. Отличительные черты новых

законов:

1. в значительной степени предоставляют новую редакцию 1-х законов

2. приближены к нормативным актам прямого дей-я

3. предусматривают единые положения для всех типов КБ

4. законы направлены на либерализацию банк. деят-ти, устранение излишней

бюрократии(ликвидация ограничения кол-ва учредителей (и уч-ков) в УК,

облегчена процедура создания филиалов, снижено кол-во документов,

необзодимых для регистрации)

5. разделены понятие банковского и кредитного учреждения

6. запрещено участие ЦБ в капиталах банков и кред. учреждений

7. введены новые обязательные нормативы

8. зафиксирована необходимость создания федер. фонда страхования вкладов.

14. Обеспечение кредитных обязательств: гарантии, залог, поручительство и

др. общая характеристика.

15. Общая характеристика банковского законодательства.

16. Общая характеристика законодательства о валютном регулировании и

валютном контроле.

17. Общая характеристика правового статуса Банка России.

Правовой статус Банка России - сложный вопрос. Его сложность и

многогранность определяются двойственностью статуса ЦБ. С одной стороны,

это государственный банк, где все имущество принадлежит государству. С

другой стороны, Банк России - юридическое лицо, которое владеет, пользуется

и распоряжается своим имуществом самостоятельно.

С юридической точки зрения правовой статус ЦБ формулируется на нескольких

уровнях: конституционном, специальном законодательном и подзаконном. В

частности, Конституция РФ установила, что назначение на должность и

освобождение от должности председателя ЦБ РФ относится к ведению

Государственной Думы (ст. 103). Кандидатуру на эту должность представляет

президент РФ (ст. 83). Ст. 75 Конституции: "Денежная эмиссия осуществляется

исключительно Центральным банком Российской Федерации".

Банк России уполномочен законом отражать и защищать интересы государства и

общества в целом.

Важное значение для деятельности ЦБ имеет федеральный закон "О Центральном

банке Российской Федерации (Банке России)". Там говорится, что уставный

капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Размер уставного капитала - 3 млрд руб.

ЦБ подотчетен Госдуме, но не подчиняется никому. Он руководствуется в своей

деятельности только нормами права. Подотчетность Думе выражается в

следующем:

~ предоставление Банком России Думе на рассмотрение годового отчета, а

также аудиторского заключения;

~ проведение парламентских слушаний о деятельности ЦБ с участием его

представителей;

~ доклады председателя ЦБ Государственной Думе о деятельности ЦБ (два раза

в год).

В законе сказано: "Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему

Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в

своей деятельности". (Правда, сейчас на независимость ЦБ покушается

правительство.) Федеральные органы государственной власти, органы

государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не

имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его

законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать

решения, противоречащие закону о ЦБ. В случае вмешательства в деятельность

Банка России он информирует об этом Думу и президента.

18. Объединения и группы кредитных организаций: союзы, ассоциации,

холдинги.

Статья 3. Союзы и ассоциации кредитных организаций

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не

преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления

интересов своих членов, координации их деятельности, развития

межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных,

информационных и профессиональных интересов, выработки

рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных

совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных

организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и

регистрируются в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк

России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом

объединение кредитных организаций, в котором одна (головная)

кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо)

существенное влияние на решения, принимаемые органами управления

другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим

лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации

(кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся

кредитной организацией (головная организация банковского

холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо)

оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами

управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием в целях настоящего Федерального

закона понимаются возможность определять решения, принимаемые

органами управления юридического лица, условия ведения им

предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном

капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между

юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в

состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный

орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного

органа юридического лица, а также возможность определять избрание

более половины состава совета директоров (наблюдательного совета)

юридического лица.

Головная кредитная организация банковской группы, головная

организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в

порядке, им установленном, об образовании банковской группы,

банковского холдинга.

Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим

Федеральным законом может быть признана головной организацией

банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех

кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать

управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая

компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в

соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную

организацию банковского холдинга.

Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего

Федерального закона признается хозяйственное общество, основной

деятельностью которого является управление деятельностью кредитных

организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания

банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской,

производственной и торговой деятельностью. Коммерческая

организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом

может быть признана головной организацией банковского холдинга,

обязана иметь возможность определять решения управляющей компании

банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции

собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и

ликвидации.

19. Операции Банка России.

Операции Банка России

В соответствии со статьями 45 и 47 закона "О Центральном банке" клиентами

Банка России, которым он вправе оказывать банковские услуги, могут быть

кредитные организации (как российские, так и иностранные), государство

(представительные и исполнительные органы государственной власти), органы

местного самоуправления, а также учреждения и организации, государственные

внебюджетные фонды, воинские части, военнослужащие и служащие Банка России.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными

организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Имеются в

виду юридические и физические лица.

Банк России имеет право осуществлять следующие операции:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение

ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным

законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как

правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести

месяцев;

3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные

бумаги со сроками погашения не более одного года;

5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и

обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными

кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных

ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на

хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать гарантии и поручительства;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для

управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на

территории РФ и иностранных государств;

11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не

запрещено законом.

20. Организационно-правовые формы кредитных организаций.

Типы организационных структур коммерческого банка.

Типы банков (2-ая группа):

1. По форме собственности:

государственные, акционерные, кооперативные, частные, смешанные.

2. Страновая принадлежность: резиденты, нерезиденты, смешанные.

3. Территориальный признак: региональные, межрегиональные, местные,

международные, национальные, иностранные, загранбанки.

К региональным относятся банки, кот обслуживают главным образом местных

клиентов, клиентов одного региона. К ним можно отнести и муниципальные

банки, обслуживающие потребности определенного города и региона.

Межрегиональные банки обслуживают потребности нескольких регионов.

Национальные банки - это банки, осуществляющие деят-ть внутри страны и

обслуживающие главным образом потребности клиентов своих стран;

Международные банки преимущественно обслуживают связи клиентов разных

стран.

4. Организационно-правовая форма: паевая и акционерная.

Акционерные банки могут быть гос предприятия в связи с чем данная форма

собственности может присутствовать в капиталах КБ.

5. Характер деятельности: универсальные и специализированные.

Универсальные банки - способны "из 1 рук" выполнять широкий круг операций и

услуг. Универсальность означает тип деят-ти, не ограниченный: по отраслям

народного хоз-ва, по составу обслуживанию клиентуры, количественно, по

регионам.

6. Отрасли специализации: промышленные, строительные, с/х, внешторговые,

соц развития, энергетические.

7. Функциональная специализация: инновационные, инвестиционные,

сберегательные, клиринговые, ипотечные, биржевые, страховые.

8. Масштабы деят-ти: крупные, мелкие, средние.

21. Органы валютного контроля: Правительство РФ, Банк России, ГТК. Их

компетенция в области регулирования валютных отношений.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного

законодательства при осуществлении валютных операций. Основными

направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему

законодательству и наличия необходимых для их проведения лицензий и

разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед

государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на

внутреннем рынке РФ;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным

операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ (для

нерезидентов российская валюта является иностранной).

Валютный контроль в РФ осуществляется в соответствии с

законодательством правительством РФ, но основным органом валютного

регулирования и контроля является ЦБ РФ. Полномочия ЦБ в области валютного

регулирования и валютного контроля:

~ он определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных

бумаг в иностранной валюте;

~ издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ как резидентами,

так и нерезидентами;

~ проводит все виды валютных операций;

~ устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами РФ операций

с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также

правила проведения нерезидентами РФ операций с валютой РФ и ценными

бумагами в валюте РФ;

~ устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ

иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих

резидентам, а также в случае открытия резидентами счетов в иностранной

валюте в банках за пределами РФ;

~ устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным

учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

~ устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики

валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и

сроки их представления;

~ готовит и публикует статистику валютных операций в РФ по принятым

международным стандартам;

~ выполняет другие функции.

22. Органы управления Банка России, их компетенция.

Важный момент в раскрытии правового статуса Банка России - совокупность

элементов, через которые этот статус проявляется. К ним относятся

организационная структура и компетенция.

Организационная структура и органы управления Банка России

Банк России образует единую централизованную систему со сложной структурой

управления. В систему Банка России входят:

- центральный аппарат;

- территориальные учреждения;

- расчетно-кассовые центры;

- полевые учреждения (обслуживают воинские части и граждан, если они

находятся вдали от населенных пунктов);

- учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе

подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка

России.

Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган,

определяющий основные направления деятельности ЦБ и осуществляющий

руководство и управление им. В Совет директоров входят Председатель Банка

России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают в ЦБ

на постоянной основе. Как правило, это руководители главных департаментов

Банка России. Председатель назначается на должность Госдумой сроком на 4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.