Порядок регулирования деятельности банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1 октября 1997 года)
Порядок регулирования деятельности банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1 октября 1997 года)
Министерство образования Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права
Кафедра АУ и ОС
РЕФЕРАТ
На тему: Порядок регулирования деятельности
банка (инструкция ЦБ РФ
№1 от 1
октября 1997 года).
Выполнил: ст-т гр. АУ-71
С. В. Уразгильдеев
Проверил: В. Б. Писклина
Хабаровск 2001
Содержание
Стр.
Ведение
3
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, инструкция от 1 октября 1997 г.
6 N 1 «О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ»
1. Собственные средства (капитал) банка
6
2. Нормативы достаточности собственных средств (капитала) банка
8
3. Нормативы ликвидности банка
13
4. О контроле за соблюдением обязательных нормативов
23
Введение
Государственное регулирование банковской деятельности рыночной
экономике осуществляется прежде всего в рамках самой банковской системы и
находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального
Банка Российской Федерации. Оно необходимо для осуществления законодательно
определённых задач общественного воспроизводства.
В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР ) определён как главный банк
страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной
собственности и служит основным субъектом госрегулирования
функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их
деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает
ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.
ЦБР, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля
объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь в виду, что в
рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе
депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от
центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно
связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти
учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде
всего ссудные, операции центробанк оказывается в состоянии регулировать
макроэкономические процессы.
Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными
отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской
системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств
банков. Надёжность и стабильность банковской системы необходима по
следующим причинам:
без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач;
коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного
производства, и от их стабильности зависит развитие экономики;
деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой
уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных
средств, в том числе централизованных банковских кредитов.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе
решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных
ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь,
весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие центробанка на деятельность коммерческих банков
осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий,
позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.
2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на
объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров
ресурсов коммерческих банков, которые могут быть исользованы для
кредитных вложений в экономику.
3. Установление экономических нармотивов и надзор за их соблюдением с целью
обеспечение ликвидности банковских балансов.
Воздействие центробанка на деятельность коммерческих банков может
осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е.
косвенный), так и экономико-административный (прямой).
Все банки на территории России должны держать обязательные резервы в
Банке России и соблюдать экономические нормативы устанавливаемые Банком
России.
Центральный банк России определяет порядок регламентации, регулирования
и контроля за деятельностью коммерческих банков, порядок выделения
централизованных кредитных ресурсов, устанавливает экономические нормативы
деятельности коммерческих банков.
В целях повышения ликвидности и укрепления финансовой стабильности
коммерческих банков, защиты интересов их вкладчиков, акционеров и пайщиков
Центральный банк формирует систему резервных и страховых фондов, отчисления
в которые являются обязательными для всех коммерческих банков. Указанная
система состоит из : фондов обязательных резервов, фонда страхования
депозитов в коммерческих банках (1% от дохода ком.банка), фонда страхования
коммерческих банков от банкротств (1% от дохода). Норматив обязательных
резервов банков, депонируемых ими в Банке России на сегодняшний день по
счетам до восстребования - 20%, по срочным обязательствам - 10-15%, по
валютным депозитам - 2%,
Кредитное регулирование, далее, включает совокупность методов,
выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени
зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих
банков объектом регулирования ЦБР становятся определенные
макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с
одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать
ликвидность банковской системы.
Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и
косвенные различают также общие и селективные способы осуществления
денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь
преимущественно косвенными, касается кредитного рынка в целом. Селективные
направлены на конкретные виды кредита, их назначение связано с расширением
частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи
отдельных видов последних).
Селективные методы относятся к прямым способам регулирования
деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении
указанного выше второго направления экономического воздействия центробанка
имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые
в зарубежной банковской практике:
учетная (дисконтная ) политика;
операции на открытом рынке;
изменение норм обязательных резервов банков.
Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР.
Среди регулирования денежно-кредитной сферы центробанками особое
место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом
государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его
состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений
централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую
направленность движению кредита по горизонтали (банк-заёмщик)
и по вертикали (центробанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка
служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по
предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение
кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые
коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых
вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных
целях) учетного процента, т.е. политика “дорогих денег“ ограничивает для
коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно
увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В
результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно,
тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной
ставки, политика “ дешевых денег “, наоборот, выступает фактором
развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического
развития.
Регулирующие мероприятия ЦРБ сегодня свзаны с централизованным
кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и
экономику в целом.
К общим методам денежно-кредитного регулирования, хорошо
известным из зарубежной банковской практики, относятся и операции
центробанка на открытом рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее
установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих
долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных
вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое
воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков,
что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в
экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно
уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством
изменения центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им
ценных бумаг.
При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных
ресурсов с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым,
увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем
воздействия на объём свободных ресурсов банков - минимальные или
обязательные резервные требования центробанка. Повышение (снижение) норм
обязательных резервов сокращает (расширяет) кредитный потенциал
коммерческих банков, а значит, их способность вести активные операции.
Выполнение резервных требований центробанка означает для коммерческих
банков замораживание средств, отрицательно сказывающееся на их деятельности
в условиях высокой инфляции.
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
от 1 октября 1997 г. N 1
«О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ»
(в ред. Указаний ЦБ РФ
от 27.05.1999 N 567-У, от 13.07.1999 N 607-У,
от 01.09.1999 N 635-У, от 24.09.1999 N 644-У,
от 02.11.1999 N 671-У, от 12.05.2000 N 789-У,
от 28.09.2000 N 832-У, от 01.03.2001 N 930-У,
от 09.04.2001 N 950-У, от 13.08.2001 N 1019-У)
В целях обеспечения экономических условий устойчивого
функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты
интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным
законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующие
обязательные нормативы деятельности банков:
- норматив достаточности капитала;
- нормативы ликвидности банков;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу
связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам;
- максимальный размер привлеченных денежных вкладов
(депозитов) населения;
- максимальный размер вексельных обязательств банка;
- нормативы использования собственных средств банков для
приобретения долей (акций) других юридических лиц.
Обязательные нормативы: минимальный размер уставного капитала
для вновь создаваемых банков; минимальный размер собственных
средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении
генеральной лицензии, а также о предоставлении разрешения на
открытие филиалов и дочерних организаций за рубежом; предельный
размер неденежной части уставного капитала; минимальный размер
резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры
валютного, процентного и иных рисков - устанавливаются другими
нормативными актами Банка России.
1.1 Собственные средства (капитал) банка
1.1. Собственные средства (капитал) банка, используемые при
расчете обязательных нормативов, определяются как сумма:
- уставного капитала банка;
- фондов банка;
- нераспределенной прибыли;
скорректированная на величину:
- резерва на возможные потери по ссудам 1-й группы риска;
- полученного (уплаченного) авансом накопленного купонного
дохода;
- переоценки средств в иностранной валюте;
- переоценки ценных бумаг, обращаемых на ОРЦБ;
- переоценки драгоценных металлов;
и уменьшенная на величину:
- допущенных убытков;
- выкупленных собственных акций;
- превышения уставного капитала неакционерного банка над его
зарегистрированным значением;
- недосозданного обязательного резерва на возможные потери по
ссудам;
- резерва на возможные потери по балансовым активам, по
инструментам, отраженным на внебалансовых счетах, по срочным
сделкам, под прочие потери, недосозданный по сравнению с требуемой
в соответствии с Положением Банка России от 12.04.2001 N 137-П "О
порядке формирования кредитными организациями резервов на
возможные потери" ("Вестник Банка России" от 19.04.2001 N 25)
величиной резерва на возможные потери по I - IV группам риска;
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 13.08.2001 N 1019-У)
- недосозданного обязательного резерва под обесценение
вложений в ценные бумаги;
- кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком
своим акционерам (участникам) и инсайдерам сверх установленных
лимитов;
- превышения затрат на приобретение материальных активов (в
т.ч. на приобретение основных средств) над собственными
источниками;
- предстоящие выплаты в части неисполненных обязательств по
процентам по договорам на привлечение средств, а также предстоящие
выплаты по неисполненным обязательствам по процентам, купонам и
дисконтам по выпущенным ценным бумагам;
(в ред. Указания ЦБ РФ от 01.03.2001 N 930-У)
- просроченной дебиторской задолженности длительностью свыше
30 дней;
- расчетов с организациями банков по выделенным средствам;
- вложений банка в акции дочерних и зависимых хозяйственных
обществ, приобретенных для инвестирования;
- вложений в капиталы кредитных организаций - резидентов;
- средства на корреспондентских счетах в кредитных
организациях с отозванной лицензией на осуществление банковских
операций, а также иные требования к кредитным организациям с
отозванной лицензией на осуществление банковских операций, за
минусом сформированных резервов на возможные потери.
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 01.03.2001 N 930-У)
Расчет собственных средств (капитала) банка (К) осуществляется
по формуле: 102 + 103 + 104 - 105 + 106 + 107 - 60319 + (61305 +
61306 + 61307 + 61308 - код 8917 - код 8943 - 61405 - 61406 -
61407 - 61408) + (701 - 702) + (703 - 704 - 705) - код 8948 - код
8949 - код 8965 - код 8967 + (код 8968 - код 8969) - код 8970 -
код 8971 - код 8934 - 50802 - 50803 - 601А - 60201 + 60105 + код
8915.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 01.03.2001 N 930-У)
--------------------------------
Порядок расчета кодов приводится в Приложении 1.
Примечания. 1. В соответствии с п. 8.2 Положения Банка России
от 12.04.2001 N 137-П величина отражаемого по коду 8949 резерва на
возможные потери по балансовым активам, по инструментам,
отраженным на внебалансовых счетах, по срочным сделкам, под прочие
потери, недосозданного по сравнению с требуемой в соответствии с
Положением N 137-П величиной резерва на возможные потери по I - IV
группам риска, рассчитывается исходя из фактически сформированного
резерва, но не более:
20% от суммы требуемого резерва, начиная с отчетности на
01.10.2001;
50% от суммы требуемого резерва, начиная с отчетности на
01.04.2002;
100% от суммы требуемого резерва, начиная с отчетности на
01.10.2002.
(п. 1 в ред. Указания ЦБ РФ от 13.08.2001 N 1019-У)
2. В соответствии с Указанием Банка России от 18.08.98 N 317-У
"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России N 1"
в редакции Указания Банка России от 04.02.99 N 496-У "О внесении
изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 N 1
"О порядке регулирования деятельности банков" (с учетом дополнений
и изменений) с 01.07.99 пункт 1.1 настоящей Инструкции действует в
следующей редакции: "Собственные средства (капитал) банка,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|