рефераты бесплатно

МЕНЮ


Платежный баланс страны, его роль и назначение

обращения и обеспечивающие быструю капиталоотдачу: общественное питание и

торговлю.

Динамика прямых иностранных инвестиций за последние 4 года

характеризует постоянный рост доверия к России со стороны иностранных

партнеров (см. диаграмму ниже).

Приток прямых иностранных инвестиций в определенной степени восполняет

недостаток внутренних капиталовложений. По данным Госкомстата России, в I

полугодии 1997 года продолжался инвестиционный кризис: общие инвестиции в

основной капитал снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого

года на 8,5 процента.

Зарегистрированный размер прямых инвестиций резидентов России за

рубеж существенно вырос и составил в I полугодии 1997 года около 1 млрд.

долларов.

Российские предприятия топливно-энергетического комплекса осуществляли

масштабные капиталовложения, связанные со строительством газо- и

нефтепроводов за рубежом, а также инвестировали в совместные производства

по добыче минеральных ресурсов, главным образом нефти и газа. Тем не менее,

несмотря на внушительные цифры, по мнению экспертов Банка России, по этой

статье возможен недоучет.

Отчетный период характеризовался существенным увеличением (на

13,0 млрд. долларов) иностранных обязательств резидентов России по

портфельным инвестициям, что было вызвано прежде всего дополнительным

притоком иностранного капитала на рынок ГКО-ОФЗ. В целом за I полугодие

1997 года чистые поступления инвестиций на указанный рынок составили 8,2

млрд. долларов. Таким образом, произошло увеличение, особенно во II

квартале, интенсивности поступлений средств нерезидентов, что привело к

росту в рассматриваемом периоде доли иностранного участия на рынке ГКО-ОФЗ

до 30 процентов (по состоянию на 1 января 1997 года эта доля составляла

порядка 16 процентов).

Активное участие нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ способствовало снижению

процентных ставок по обслуживанию государственного внутреннего долга - за I

полугодие 1997 года доходность ГКО снизилась в 1,5 раза.

Как известно, на протяжении 1995-1996 гг. нерезиденты не только

непосредственно влияли на рынок государственных ценных бумаг через

проведение операций с использованием предназначенных для этого рублевых

счетов типа "С", но также оказывали и косвенное воздействие, предоставляя

банкам и инвестиционным компаниям заемные средства в СКВ под операции с ГКО-

ОФЗ. Продолжавшаяся в I полугодии 1997 года либерализация доступа

иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг через механизм

счетов типа "С" привела к тому, что риск "косвенных" вложений стал

экономически не оправданным, и можно сказать, что в рассматриваемом периоде

нерезиденты уже полностью переориентировались на стандартный механизм

инвестирования, т.е. осуществляли инвестиции на рынок ГКО-ОФЗ, используя

только официальный механизм.

На динамику портфельных инвестиций в I полугодии 1997 года

повлиял также выход Правительства России и местных органов власти на рынок

еврооблигаций. Министерство финансов Российской Федерации осуществило в

отчетном периоде два займа в этой форме: в марте (условия выпуска

еврооблигаций: номинал - 2 млрд. нем. марок, облигации выпущены на семь

лет, ставка купона - 9 процентов) и в июне 1997 года (условия: номинал - 2

млрд. долл. США, срок - 10 лет, ставка купона - 10 процентов).

Впервые в отчетном периоде со своими ценными бумагами на международный

рынок капиталов вышли российские регионы. В мае 1997 года Москва разместила

трехлетние еврооблигации на сумму 500 млн. долларов (ставка купона 9,5%), а

в июне 1997 года Санкт-Петербург привлек, также используя евро-

облигационный механизм, 300 млн. долларов на 5 лет (ставка купона - 9,5%).

Таким образом, общая сумма, полученная федеральными и местными

органами власти России от выпуска еврооблигаций, составила в январе-июне

1997 года около 4 млрд. долларов.

Нерезиденты активно инвестировали и в облигации государственного

внутреннего валютного займа (ОГВВЗ) - в I полугодии 1997 года чистый объем

инвестиций составил около 0,4 млрд. долларов. По состоянию на 1 июля 1997

года доля иностранных участников на данном рынке составила около 43

процентов.

Необходимо особо отметить рост иностранного участия на рынке

российских корпоративных ценных бумаг. Стремительное увеличение в 1997 году

индексов, характеризующих курсовую стоимость акций крупнейших российских

корпораций (например, индекс РТС вырос за I полугодие 1997 года более чем в

2 раза: с 200,5 до 418,6 пункта), невозможно объяснить только активизацией

российских участников рынка.

Кроме того, по состоянию на 1 июля 1997 года уже более десяти

российских корпораций и несколько крупных коммерческих банков используют

для привлечения иностранных инвестиций такой финансовый инструмент, как

выпуск депозитарных расписок на свои акции (в основном это так называемые

американские депозитарные расписки - ADR's).

В целом за I полугодие 1997 года зарегистрированный официальной

статистикой прирост обязательств по портфельным инвестициям сектора

нефинансовых предприятий составил более 0,4 млрд. долларов. Для сравнения,

в соответствующем периоде 1996 года аналогичный показатель не достигал 0,1

млрд. долларов. Однако, по мнению экспертов Банка России, представленные

данные не в полном объеме учитывают операции нерезидентов с российскими

корпоративными ценными бумагами на вторичном рынке.

Суммарная величина отраженных в платежном балансе прямых и

портфельных иностранных инвестиций в экономику России в отчетном периоде

составила 15,8 млрд. долларов, т.е. около 7,4 % к ВВП страны (в

соответствующем периоде 1996 года - 2,7 млрд. долларов, или около 1,3% к

ВВП), что свидетельствует о существенном росте влияния иностранного

капитала на макроэкономическую ситуацию в России. Согласно методологии

платежного баланса к "прочим инвестициям" относятся операции со следующими

основными финансовыми инструментами: наличная валюта, текущие счета и

депозиты, торговые кредиты и авансы, ссуды и займы, просроченная

задолженность.

Сложившееся по этой статье отрицательное сальдо -6,2 млрд.

долларов свидетельствует о происходившем в I полугодии 1997 года чистом

приросте иностранных активов резидентов в указанной форме.

Прирост наличной иностранной валюты в небанковском секторе экономики в

I полугодии 1997 года составил 3,7 млрд. долларов.

Можно говорить о некотором снижении спроса резидентов на наличную СКВ

по сравнению с уровнем II полугодия 1996 года (порядка 0,6 млрд. долларов в

месяц в 1997 году против 0,9 млрд. долларов в июле-декабре 1996 года). В I

полугодии 1997 года доля покупки иностранной валюты в структуре

использования денежных доходов населения несколько снизилась - с 23,6

процента в январе до 19,5 процента в июне. Тем не менее очевидно, что

население России продолжает использовать наличную СКВ в качестве одного из

инструментов сбережения.

В январе-марте текущего года этому в определенной степени

способствовали обычные для начала года дополнительные наличные денежные

выплаты населению, а во II квартале - происходившее погашение долгов

государства по заработной плате и пенсиям. Кроме того, вслед за общим

снижением процентных ставок на российском финансовом рынке произошло резкое

снижение ставок по вкладам в Сбербанке России, аккумулирующем более 70

процентов вкладов граждан в коммерческих банках. По популярным у населения

рублевым вкладам до востребования с ежемесячным начислением процентов

ставки снизились с 34,5 % до 18,2 % годовых.

Кроме того, дополнительный спрос на наличную СКВ предъявлял

"теневой" сектор экономики, использующий наличные доллары в качестве

средства обращения. Темпы прироста наличной иностранной валюты в

небанковском секторе и депозитов резидентов в иностранной валюте в

коммерческих банках отставали в I полугодии 1997 года от темпов прироста

денежной массы (показатель M2) в стране, что может также служить

подтверждением некоторого снижения интереса резидентов России к

использованию иностранной валюты в качестве замещения рубля.

Изменения, произошедшие в отчетном году по статье "текущие счета

и депозиты", определялись в основном операциями коммерческих банков России.

Уменьшение их иностранных активов в этой форме составило 0,4 млрд. долларов

(в I полугодии 1996 года иностранные активы коммерческих банков, наоборот,

увеличились на 0,1 млрд. долларов). При этом необходимо отметить, что

динамика иностранных активов коммерческих банков в этой форме носила

разнонаправленный характер. В I квартале 1997 года наблюдалось их заметное

снижение (-1,4 млрд. долларов), а во II квартале - прирост (1 млрд.

долларов), что явилось естественным итогом значительного увеличения

привлеченных экономикой России средств нерезидентов.

Рост пассивов сектора коммерческих банков в данной форме составил в

отчетном периоде 1,5 млрд. долларов (в I полугодии 1996 года

соответствующий показатель составил всего 0,2 млрд. долларов). Одной из

причин роста иностранных обязательств российских банков именно в форме

текущих счетов и депозитов стало то, что российские коммерческие банки

подчас проводили по балансам и отражали в отчетности полученные

синдицированные кредиты как депозиты.

Уменьшение обязательств сектора государственного управления на 8

млрд. долларов в I квартале 1997 года, также отраженное по статье "текущие

счета и депозиты", явилось результатом урегулирования задолженности России

перед Польшей, существовавшей в виде отрицательного сальдо по клиринговому

счету.

По статье "торговые кредиты и авансы", отнесенной к активам по прочим

инвестициям, отрицательное сальдо составило 4,8 млрд. долларов, что

означает увеличение иностранных нетто-активов резидентов по экспортным

операциям. Иными словами, итоги отчетного полугодия показали, что примерно

12% экспортных поставок осуществлялось на условиях рассрочки платежа,

превышающей рамки полугодия.

Решающую роль в операциях между резидентами и нерезидентами, которые

относятся в платежном балансе к разделу "ссуды и займы", по-прежнему играет

деятельность Правительства России по управлению государственным внешним

долгом и государственными внешними активами.

По предоставленным государственным кредитам нерезидентами было

погашено всего около 0,5 млрд. долларов из подлежащих к выплате по графику

10,8 млрд. долларов (общая сумма погашенных основного долга и процентов без

учета взаимозачета финансовых требований между Россией и Польшей). При этом

государства - бывшие республики СССР в счет погашения задолженности перед

Россией фактически перечислили в I полугодии 1997 года около 0,2 млрд.

долларов. В этой связи необходимо упомянуть, что, начиная с 1996 года,

учитывая практическую неспособность государств СНГ осуществлять выплаты на

условиях кредитных соглашений 1993-1994 годов, Россией были подписаны

соглашения о реструктуризации этой задолженности с большинством стран СНГ.

Перенос задолженности в соответствии с новыми соглашениями нашел свое

отражение в платежном балансе за I полугодие 1997 года.

В отчетном периоде Россия предоставила иностранным государствам

кредитов на сумму менее 0,1 млрд. долларов.

По привлеченным государственным кредитам в I полугодии 1997 года

Россией было фактически погашено около 2,9 млрд. долларов из подлежащих

погашению 6,4 млрд. долларов (сумма основного долга и процентов). Наличие

просроченных платежей по внешнему долгу объясняется главным образом тем,

что окончательное соглашение между Россией и Лондонским клубом по долгам

бывшего СССР в I полугодии еще не было подписано.

За отчетный период сектором государственного управления было

использовано кредитов на сумму 3,2 млрд. долларов. Основными кредиторами

России выступали международные финансовые организации - Международный

валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (по их линии привлечено 2,6 млрд.

долларов). При этом отметим, что начинает снижаться роль кредитов МВФ при

одновременном усилении значения средств Мирового банка. Последнее можно

считать положительным моментом, поскольку займы Мирового банка

предоставляются обычно на более льготных условиях.

Мировой банк предоставил России в I полугодии 1997 года два

крупных займа: заем на структурную перестройку экономики (использована

полная сумма 0,6 млрд. долларов) и поддержку реформ в социальном секторе

(во II квартале использовано 0,3 млрд. долларов, в целом предполагается

выделение по этой линии 0,8 млрд. долларов). Для сравнения, за весь 1996

год Мировой банк предоставил России около 0,7 млрд. долларов.

По двусторонним соглашениям в январе - июне 1997 года Россия получила

порядка 0,6 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года аналогичная сумма

составила около 3,1 млрд. долларов.

В целом можно констатировать, что происходит сокращение

государственных заимствований в виде кредитов и переориентация на прямой

выход на международные финансовые рынки.

Кроме операций федеральных органов власти, впервые синдицированный

кредит на сумму 0,2 млрд. долларов был получен в отчетном периоде

Правительством г. Москвы (кредит на 3 года, процентная ставка - libor + 3,5

%).

Что касается операций коммерческих банков России с ссудами и

займами, то необходимо отметить, что в I полугодии 1997 года продолжался

начавшийся еще в 1996 году процесс присвоения крупнейшим российским

коммерческим банкам международных рейтингов. По состоянию на 1 июля 1997

года уже более 20 российских коммерческих банков получили кредитные

рейтинги специализированного банковского агентства Thomson Bank Watch, а

некоторые из них - и крупнейших мировых рейтинговых агентств IBCA, Moody's.

В итоге банки получили дополнительную возможность привлечения ресурсов

мировых финансовых рынков. Основной формой такого привлечения выступили

кредиты. Показатели риска вложений в банк, рассчитанные международными

рейтинговыми агентствами, прямо влияют на стоимость получаемых российскими

банками кредитов: средний уровень - libor + 4,5 процента.

Увеличение задолженности сектора нефинансовых предприятий

составило в январе - июне 1997 года почти 3,7 млрд. долларов. Крупнейшие

российские предприятия активно начинают напрямую привлекать средства

нерезидентов для финансирования инвестиционных проектов. Однако, кроме

того, необходимо признать, что одной из причин резкого роста объемов

привлекаемых из-за рубежа средств во II квартале было использование

российскими предприятиями иностранных источников для погашения

задолженности перед федеральным бюджетом.

Усилившийся в январе - июне 1997 года приток иностранного

капитала на фоне сохраняющегося, хотя и несколько сократившегося в I

полугодии 1997 года положительного сальдо по счету текущих операций привел

к значительному превышению предложения иностранной валюты на внутреннем

валютном рынке над спросом.

Избыточное предложение было "нейтрализовано" Банком России в рамках

проводимой им политики обменного курса - наклонного валютного коридора.

В целом по состоянию на 1 июля 1997 года международные золотовалютные

резервы страны достигли рекордного уровня в 24,5 млрд. долларов. За I

полугодие 1997 года они увеличились в результате операций, отражаемых в

платежном балансе, на 9,5 млрд. долларов. При этом запасы монетарного

золота увеличились незначительно.

По состоянию на конец I полугодия накопленный уровень

золотовалютных резервов позволял профинансировать 3,7-месячный импорт

товаров и нефакторных услуг, при общепринятом в мировой практике

трехмесячном критерии достаточности международных резервов.

В заключение отметим, что в отчетном году отдельные секторы российской

экономики играли различную роль с точки зрения накопления иностранных

активов и обязательств.

2. Проблемы и особенности платежного баланса России.

Проблемы составления платежного баланса в России.

В настоящее время ответственность за составление платежного баланса России

возложена на Центральный банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер

отчетности, представляемой в Банк России, позволяет его специалистам

сосредоточить усилия на составлении финансового счета. В Госкомстате

большое внимание уделяется составлению счета текущих операций. В настоящее

время на квартальной основе составляют два платежных баланса — с дальним

зарубежьем и ближним зарубежьем. Хотя некоторые источники информации,

необходимой для составления платежного баланса, уже сформировались,

основной проблемой остается несовершенство информационной базы.

Недавно начала формироваться таможенная статистика: таможенным

комитетом РФ был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об

экспортно-импортных операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные

расходятся с соответствующими данными из других источников, например, из

отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока

никто не выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают

и не могут охватить все экспортно-импортные операции.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.