рефераты бесплатно

МЕНЮ


Парижский клуб кредиторов

ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат

задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых

должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике

таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала

достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги

правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности

перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация

задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя

не всегда.

В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные

методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились

четыре категории стран-должников:

| |

|Категории стран-должников |

|Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия |

|Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия. |

|Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия |

|Парижского Клуба |

|Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может |

|быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных |

|соображений. |

1. Торонтские Условия.

Были приняты в 1988 году.

| |

|ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ |

|Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на|

|душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, |

|который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации|

|развития ( в настоящее время – 540 долларов в год ). |

|Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они |

|могут предоставлять должникам : |

|Вариант А ( уменьшение суммы долга ): |

|Списать треть долга; |

|В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по |

|рыночным процентным ставкам ; |

|Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет. |

|Вариант В ( долгосрочные долги ) : |

|Проценты начисляются по рыночным ставкам; |

|Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет. |

|Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга ) : |

|Предоставление льготных процентных ставок ( выбрать большую из двух |

|величин : 3,5% в год или половина рыночной ставки; |

|Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет. |

Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с

Торонтскими условиями : Республика Мали, Центральноафриканская Республика,

Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским Клубом

было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских

условий на общую сумму в 5,8 млрд. долл.

Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они

применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию

долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения

и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими

глубокой структурной перестройки.

2. Хьюстонские условия.

Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на

душу населения превышает установленный максимальный уровень ( в настоящее

время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе

Торонтских условий.

| |

|Хьюстонские условия. |

|Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный |

|срок 8 лет. |

|Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ |

|официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный |

|период – 10 лет |

|Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать|

|или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы |

|кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия |

|развитию, либо 10 % непогашенной суммы кредитов (либо обязательства |

|по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 % млн. долл. , если|

|данная величина окажется больше, чем упомянутые 10 %). |

Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода,

государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать

на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера

долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.

| |

|Критерии для пересмотра долгов. |

|Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный |

|Всемирным банком потолок (1235 долларов). |

|Соотношение суммы долга кредиторам Парижского Клуба и суммы долга |

|коммерческим кредиторам должно составлять 1,5 |

|Установленные показатели масштабов задолженности : |

|Сумма долга не менее 50% объема ВВП; |

|Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%; |

|Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%. |

Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись

реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем

первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с

государственными долговыми обязательствами, как это допускается

Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и

Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий

заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4

млрд. долларов.

3. Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия).

Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других

беднейших государств.

| |

|Тринидадские условия |

|Аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие |

|категории. |

|Гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями |

|страны-должника: |

|Реструктуризация оставшейся части долга не 25 лет, |

|Предоставление льготного периода в 5 лет, |

|Капитализация процентов за первые 5 лет. |

|Гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями |

|страны-должника |

|Отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, |

|аналогичным Торонтским условиям. |

| |

|Лондонские условия |

|Аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 |

|года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным |

|ставкам |

|Реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на |

|23 года без льготного периода. |

|Реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с |

|16-летним льготным периодом. |

|Реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, |

|предоставленных в порядке оказани официального содействия развитию, на|

|30 лет с 20-летним льготным периодом. |

За период 1991-1993 гг. были пересмотрены долги 10 стран на общую сумму

4 млрд. долл. (Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне).

4. Последние варианты (Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC)

| |

|Неапольские условия |

|67%-ное списание по чистой приведенной стоимости или реструктурирование |

|долга с целью его сокращения на 67% по ставкам ниже рыночных ( ВВП на |

|душу населения менее 500 долл., или долг/экспорт более 350%). |

|50%-ное списание (для других категорий) |

|Капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным |

|периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с|

|прогрессивной шкалой амортизации. |

|Реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, |

|проценты по прежней ставке. |

В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода ( в том числе 20

африканским странам южнее Сахары) Парижский Клуб сократил задолженность на

условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.

С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение

долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт

до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.

Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные

усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при

условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по

финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

5. Стандартные условия Парижского Клуба .

| |

|Стандартные (классические) условия |

|Реструктуризация до 10% долга ( в некоторых случаях только основной долг)|

| |

|Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом |

|Рыночные ставки. |

III. РОССИЯ И Парижский Клуб .

Официальный документ.

О присоединении Российской Федерации к Парижскому клубу кредиторов

17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан

Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации

к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного

государства-участника.

Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции

России в международную финансовую систему и основывается на следующих

принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:

Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования

задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума

российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные

требования членов Парижского клуба.

Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией

официального курса Госбанка СССР.

Предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников

перед Россией. В настоящее время Россия присоединяется к международным

программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания

минимального уровня существования их населения, и в этой связи

присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба

кредиторов в качестве государства-участника предусматривает уменьшение

абсолютного объема финансовых требований б. СССР к государствам-должникам в

зависимости от их экономического положения.

В течение 1998-1999гг. планируется подписание двусторонних соглашений с

27 государствами-должниками о реструктуризации их задолженности перед

Россией на условиях Парижского клуба кредиторов.

1. Какова ситуация с нашей бывшей задолженностью.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР.

Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях

обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг

всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году

составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году

составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в

сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка

России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени

сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может

ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в

год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней

задолженности. В 1993 году Парижский клуб и Лондонский клуб (объединяют

частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на

несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его

придется.

Сегодня внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

. займы международных организаций(64% или 128,3 млрд.$)

. реструктурированный долг СССР;

. кредиты и займы российских банков(9%);

. кредиты и займы российских компаний(12,5% или 25 млрд.$);

. валютные облигации внутреннего займа(6% или 11,4 млрд.$);

. еврооблигации(8% или 16,2 млрд.$)

. субфедеральные внешние займы и кредиты(1% или 2,8 млрд.$).

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными

кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками,

или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками,

входившими ранее в Токийский клуб.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по

кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках

межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или

застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное

положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы

выступаем в качестве должника одних стран(37 млрд. $) и, одновременно,

кредитора других стран(50-100 млрд. $).

На 1999-2001 года приходится пик расчетов страны по внешнему долгу.

Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и

займов должна тратить 18-20 млрд. долларов (сумма, сопоставимая с доходной

частью бюджета). Надвигающийся пик образовался из-за того, что

обязательства по старым, еще советским долгам, наложились на обязательства

по кредитам и займам, полученным после 1.01.92 года. В принципе размер

суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 года

общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд.

$, из них 100 млрд. осталось от СССР. До прихода к власти С. Кириенко сумма

внешнего долга не превышала 35% ВВП и не являлась критической. Однако за 5

месяцев правления "технократический кабинет" к этой сумме добавил примерно

16-17 млрд. долларов: крупные заимствования, сделанные за Апрель-Август;

конверсия внутреннего долга во внешний и резкая девальвация рубля привели к

тому, что внешний долг сейчас близок к 45% ВВП.

Что касается международного кредитного рейтинга современной России, то

после знаменитого внутреннего дефолта, он один из самых низких в мире.

Задолженность России по Парижскому клубу.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные

правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в

отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим

союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга

осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках

базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной

задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения

с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией,

Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой,

Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией,

Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских

соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же

коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг

подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим

графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен

Внешэкономбанк.

Внеклубная задолженность России.

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности

бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки

задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так,

например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд.перед

Венгрией — 480 млн., Республикой Корея — 170 млн., Болгарией — 100 млн.,

Польшей - 20 млн. долл. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми

странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей,

Кувейтом.

[pic]

Рис. 1. Структура внешних финансовых активов России

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.