рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные операции коммерческих банков и риски банковской деятельности

- изменения норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками

в Нацбанке;

- изменения объема кредитов, предоставляемых Нацбанком коммерческим

банкам, а также процентных ставок по кредита;

- проведения операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.

Согласно нормативным документам Нацбанк образует резервный фонд кредитной

системы Украины, средства в котором формируются за счет резервирования в

нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств

сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве

кредитных ресурсов. В основном к ним относятся временно свободные

средства на расчетных, текущих счетах хозорганов, а также внесенные во

вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами, кроме

привлеченных средств других банков.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости

обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед

клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных

средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не

используется в качестве кредитных ресурсов.

Нацбанк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на

кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в

обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов

позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать

сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в

народное хозяйство. И наоборот, повышение процентных ставок по

обязательным резервам увеличивает размеры беспроцентных вкладов

коммерческих банков в Нацбанке Украины, что непосредственно сокращает

размеры вкладов и других привлеченных средств для предоставления ссуд. При

этом, независимо от размера обязательных резервов, банки обязаны

выплачивать проценты по всем вкладам.

На величину норм обязательных резервов влияет уровень развития банковской

системы, состояние экономики в целом. Так, в странах с развитой банковской

системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы

обязательных резервов устанавливаются на относительно длительное время и

существенно ниже, чем например в Украине, где идет формирование

кредитной системы рыночного типа.

Согласно «Положению про порядок формирования банковской системой

Украины обязательных резервов» от 31.12.96 г. норма обязательных резервов,

установленная Нацбанком Украины, составляет 11% от суммы привлеченных

средств, независимо от источников и сроков привлеченных средств и

депозитов.

Покрытие сумм обязательных резервов какими- либо видами активов, которые

приносят доходы, не допускается.

Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется

коммерческими банками не каждый день, а периодически каждые 10 дней, то

необходимо стремится к максимальной величине принимаемых в расчет

привлеченных средств с учетом нормы обязательных резервов 11 %. Чем чаще

и оперативнее будет выполняться регулирование остатка средств, подлежащих

резервированию в Нацбанке, тем выше будет уровень такого соответствия.

Для расчета нормативной величины минимальных резервов за каждый день

расчетной декады определяется сумма остатка обязтельных резервов,

хранящаяся на корсчете. Эта сумма рассчитывается ежедневно путем умножения

общей суммы обязательств банка, которые подлежат резервированию, на

установленную ставку резервирования. нормативная величина минимальных

резервов определяется как среднехронологическая сумма, исходя из

рассчитанных ежедневных остатков обязательных резервов за декадный

период. За этот же период определяется фактический среднехро-нологический

остаток средств, который имелся на корреспондентском счете коммерческого

банка.

Посредством сравнения расчетного и фактического значений этих величин

определяют имеет ли место недовзнос суммы ежедневных обязательных резервов

за прошедшую декаду. Если коммерческий банк допускает невыполнение

обязательств по минимальным резервам НБУ применяет к нему штрафные санкции.

Таким образом, действующая методика формирования обязательных резервов

предоставляет коммерческим банкам возможность для маневра, т. е.

обязательство по минимальным резервам может выполняться не каждый день,

тем самым предоставляется возможность в определенные дни использовть

деньги, которые должны быть перечислены в обязательные резервы, на

другие цели по своему усмотрению. Недоперечисление должно быть

перекрыто в другие дни.

Однако недостаточная гибкость механизма обязательного резервирования может

быть фактором, усугубляющим общую ликвидность банковской системы. Так,

проводимая Нацбанком в конце 1993 г. политика высоких норм обязательных

резервов на фоне ценового бума привела к резкому сокращению остатков

средств на кррреспондентских счетах коммерческих банков, что привело в

свою очередь, к подрыву функции банков по осуществлению расчетов между

хозяйствующими субъектами; банки не могли проводить платежи между

клиентами, располагающими необходимой суммой на счетах. Смягчить это

явление можно было путем полного или частичного включения в обязательные

резервы остатков наличности в кассе банка либо посредством уменьшения норм

обязательных резервов.

В результате принятых мер норма обязательных резервов сначала сократилась с

15% до 11%, с включением в резерв в до 30% остатка наличности в кассах

коммерческих банков, а затем с 20.11.97 г. возвратилась к прежнему

значению 15% и с остатком в кассе до 20% наличности. В сумму обязательных

резервов на корсчете включается также до 30% резерва страхования активных

операций.

По данным НБУ, общий размер банковских резервов в течении октября 1997 г.

колебался от 770 млн. грн. до 1037 млн. грн. в том числе остатки средств

банков на корреспондентском счете в НБУ находились в пределах 470-750

млн. грн. при нормативном значении около 700 млн. грн.

После увеличения нормы обязательных резервов до 15% с помощью эскспресс -

анализа можно было прогнозировать увеличение банковских резервов на сумму

около 330 - 400 млн.грн. за счет увеличения их портфелей ОВГЗ.

По мнению представителей казначейств ряда крупных банков, в сентябре -

ноябре их ежедневная платежеспособность обеспечивалась за счет 50-70 %

остатков на корреспондентском счете в НБУ или 7-9 % привлеченных средств

при норме 11 %.

То есть банки задолго до «кризисного» ноября стали испытывать дефицит

ликвидности. Кредиты банков в экономику в сентябре - ноябре продолжали

падать, а депозитная база продолжала расти.

На корсчетах, казалось, должна была бы скапливаться огромная масса

невостребованных денег, понижающая ставки по межбанковским кредитам.

Однако с сентября по ноябрь банки недополучали существенную долю привычного

денежного потока, поскольку прекратилась эмиссия НБУ, направленная на

приобретение ОВГЗ.

Крупные банки, депозитная база которых продолжала расти, скупали у более

мелких излишки средств, но последних не хватало, и ставки по МБК

стандартно превышали разумно обоснованный уровень.

Принятые НБУ меры по повышению учетной ставки и ужесточения резервов

сделали свое дело. Стабильность на рынке на протяжении декабря

удерживается и скорее всего, будет только усиливатся .

Важным компонентом снижения рисков пассивных операций является умелое

управление наличными средствами в целях поддержания кассы на минимально

допустимом уровне и одновременное обеспечение прибыльности активных

операций. Управление наличностью предполагает выполнение банком

множества расчетов и составление отчетов для контролирующих органов. Каждый

коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных

средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал, исходя из своей

ликвидности, надежности и прибыльности.

На общий уровень рисков пассивных операций коммерческого банка

объективное воздействие оказывает следующая совокупность факторов:

. общая величина мобилизованных в банке средств;

. структура источников кредитного потенциала банка;

. структура и стабильность кредитного портфеля банка;

. уровень обязательных резервов;

. режим пользования обязательными резервами.

Для развитых стран характерно разнообразие форм предоставления вкладчикам

гарантий возврата депозитов, помещенных на банковские счета.

Так например, швейцарская банкирская ассоциация предоставляет клиентам

банков-участников гарантии по оплате сберегательных вкладов и расчетных

счетов, на которые зачисляется заработная плата в размере до 30 тыс.

швейц. франков. Эта сумма выплачивается немедленно, если против банка

начата процедура банкротства.

Во Франции гарантия составляет 400 тыс. фр. на одного вкладчика (за

вычетом срочных вкладных сертификатов и вкладов в иностранной валюте).

Однако имеется общий предел гарантии - не более 200 млн. франков на 1

банк. Ассоциация французских банков не взимает регулярных взносов в

гарантийный фонд, а суммы фактических выплат покрываются членами ассоциации

пропорционально размеру их депозитов.

В Германии существует Фонд защиты депозитов под эгидой Федеральной

ассоциации немецких банков. Участие в фонде носит добровольный характер.

Банки-участники должны быть членами Аудиторской ассоциации немецких

коммерческих банков и обязаны проходить аудиторские проверки и соблюдать

ряд требований в отношении капитала, квалификации управленческих кадров

и прибылей. Ежегодные отчисления в фонд составляют 0.03% общей суммы

обязательств банков (за вычетом межбанковских вкладов).

В Японии, Италии, Канаде, Великобритании и США программы страхования

депозитов находятся под контролем федеральных властей. В Италии,

Голландии и Великобритании банки не платят регулярных взносов, а вносят

средства на покрытие расходов или в целях доведения суммы фонда до

запланированного уровня. В Канаде, Японии и США банки регулярно

уплачивают годовые взносы.

Канадская корпорация по страхованию депозитов покрывает страховкой до 60

тыс. долл. на каждого вкладчика. Взносы банков составляют 0.1% суммы

застрахованных депозитов.

В Японии сумма страховки покрывает до 10 млн. йен на одного вкладчика.

Первоначальная сумма страхового фонда в 450 млн. йен была внесена

Министерством финансов, Банком Японии и частными банками. Взносы банков в

фонд очень низки0.012% суммы застрахованных депозитов за предшествующий

год.

Стоимость федеральной программы страхования депозитов в США весьма

высоки и неуклонно растет. Ежегодные взносы составляли сначала 0.083%

общей суммы депозитов; а в 1990 году они возросли до 0.12% и в 1991 году

- до 0.15%. По закону максимальный предел взносов составляет 0.325%

общей суммы депозитов.

Т.о. правительства промышленно развитых стран принимают меры по

недопущению банкротства крупных банков и оказывают помощь банкам в

возмещении потерь их вкладчиков.

На Украине имеются мнения о создании государственной системы депозитного

страхования (CДС) с обязательным вхождением в нее коммерческих банков, с

законодательным определением и закреплением ее основных положений, со

смешанной формой собственности, с ограниченной системой (вклады до

определенной суммы).

Объектами страхования должны выступать вклады до востребования, срочные

вклады физических и юридических лиц, депозитные и сберегательные

сертификаты и др.

По украинскому законодательству в случае банкротства банка в первую

очередь принадлежащие ему средства получает госбюджет, потом юридические

лица а затем только физические лица.

Поэтому создание системы страхования вкладов предотвратило бы

лавинообразный процесс изъятия вкладов в кризисные периоды и тем самым

способствовало бы стабильности банковской системы и доверия к ней

вкладчиков.

Развитие страхования рисков коммерческих банков, как активных так и

пассивных операций, неразрывно связано с развитием института страхования

в целом на Украине. Однако только массовое участие в страховых программах

может придать этой отрасли ту мощность, которой она обладает на Западе.

По последним данным, доля страховых платежей в ВВП в Украине составляет

0.48%, тогда как в развитых странах она достигает 6-7%. Так Германский

Герлинг ежегодно собирает страховые платежи на сумму 78 млрд. DM, а на

Украине за последние 9 месяцев всеми страховыми компаниями было собрано

премий всего на 301 млн. грн.

Однако поступления страховых платежей по всем видам страхования, кроме

обязательного государственного страхования за 9 месяцев 1997г. по

сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло в 1.3 раза.

Объем сформированных страховых резервов на 1.10.97 г. составлял 135.186

млн. грн. Балансовая прибыль страховых компаний за 9 месяцев

составила 62.217 млн.грн. из которых 33.6% - от инвестирования временно

свободных средств.

Т. о. намечается тенденция по стабилизации и развитию отечественного

страхового рынка, что позволит существенно повысить роль страхования во

всех сферах нашей жизни.

II. Анализ рисков основных операций коммерческих банков.

Количественно размер риска может выражаться в абсолютных и относительных

показателях. В абсолютном выражении риск представляет собой размер

возможных потерь при осуществлении определенной операции. Однако

оценить эти потери с достаточной точностью не всегда представляется

возможным. Если же отнести размер вероятных потерь к какому-либо

показателю, характеризующему банковскую деятельность, например к размеру

кредитных ресурсов, размеру расходов или доходов банка в связи с

осуществлением конкретной операции, то величина риска в относительном

выражении.

Описание риска в абсолютных и относительных показателях достаточно

часто практикуется банками. При этом в абсолютном выражении риск

исчисляется, когда речь идет об одной конкретной сделке. Если же

необходимо определить допустимый уровень риска при совершении различных

банковских операций, то применяются относительные показатели,

характеризирующие, например, размер риска к сумме доходов, ожидаемых в

результате осуществления конкретных операций.

Одним из важнейших направлений внутрибанковской работы является

аналитический контроль за качеством кредитного портфеля банка и факторами

риска, что позволяет банку прогнозировать и осуществлять эффективную

денежно - кредитную политику.

Анализ кредитной деятельности банка включает:

1.Оценку эффективности банковских аналитических систем управления

кредитными рисками, которая разрабатывается с учетом структуры кредитного

портфеля конкретного банка.

2.Оценку качества возможного риска, его правильную классификацию в плане

покрытия и достаточности существующих резервов для покрытия фактического и

потенциального ущерба.

3.Прогноз рентабельности проводимых кредитных операций и обоснование

соответствия дохода степени кредитных рисков.

4.Определение степени, особенностей и типа концентрации рисков

кредитного портфеля.

Поскольку определенные убытки, связанные с кредитами являются неизбежными,

то наличие определенной системы контроля и процедуры принятия решений о

предоставлении кредитов дает возможность минимизировать риск убытков.

Прогноз допустимых рисков кредитных операций должен базироваться на системе

контроля и процедуре предоставления, признанных защищать банковские резервы

и капитал, обеспечивать риски до контролируемых уровней. Эти системы и

процедура предполагают глубокий анализ количественных кредитных

факторов, которые соответственно отображают качество допустимых рисков.

2.1. Система показателей анализа рисков основных операций

коммерческих банков.

Проведенный анализ деятельности коммерческих банков в 1994

году показал, что их работа сопровождалась неоправданными рисками. Так 18

коммерческих банков закончили год с убытками, 62

. нарушили экономические нормативы, а по отношению к 10 коммерческим

банкам было принято решение о ликвидации.

В связи со сложившейся ситуацией НБУ для усиления своих контрольных

функций в процессе надзора за деятельностью коммерческих банков,

обеспечения их финансовой надежности, защиты интересов их вкладчиков и

акционеров установил обязательные экономические нормативы, отраженные в

Инструкции N10 «О порядке регулирования и анализ деятельности коммерческих

банков» от 30.12.97 г. N 469.

Наряду с показателями платежеспособности, достаточности капитала,

ликвидности требуется рассчитывать и соблюдать нормативные показатели

рисков основных операций коммерческих банков. При этом показатели риска

рассчитываются по отношению к величине К - капитала банка.

Капитал банка определяется по формуле:

КАПИТАЛ = АКТИВЫ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Капитал - разница между суммами активов и обязательств. При вычислении

нормативов общая сумма капитала равна сумме капиталов первого и второго

уровня (основного и дополнительного капитала) за минусом отчислений. Общая

сумма капитала, при расчете нормативов которая берется при расчете

нормативов может отличатся от общей суммы капитала, которая показана в

финансовой отчетности. При этом сумма дополнительного капитала не

должна превышать сумму основного капитала.

При определении платежеспособности банка рассчитывается норматив

платежеспособности Н3, как отношение капитала банка к суммарным активам

с учетом соответствующих коэффициентов риска, характерных для разных видов

банковской деятельности согласно таблице N 1.

K

H3= ----*100%

A p

При этом нормативное значение H3 не должно быть ниже 8%.

Таблица N 1.

Распределение активов коммерческого банка по группам риска.

|Группа | Содержание |Балансовые| Коэф.|

|активов| | счета |

риска|

|_______|________________________________|__________|______|

| |

| 1 Банкноты, монеты и дорожные Класс 1 0 %

чеки Раздел 10

| Банковские металлы Раздел 11

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.