Организация, цели и функции центральных банков развитых стран и Банка России
Штатов. Однако когда система окрепла необходимость в этом отпала.
Любые другие банки могут быть членами БФР при соблюдении ими
определенных требований.
Другие лица ( физические лица, объединения, корпорации могут быть в
числе пайщиков БФР, причем пакет акций каждого из таких членов не должен
превышать 25 тысяч долларов. Права голоса у них нет.
Основой банковской системы ФРГ является Немецкий Федеральный банк
(НФБ), выступающий в качестве центрального банка страны. Он был создан
вскоре после второй мировой войны оккупационными властями западных зон в
1948 году. Законом о Немецком Федеральном банке, который был принят
Бундесратом 26 июля 1957 г., проведено слияние Берлинского Центрального
банка, центральных банков земель с Банком немецких земель. С очень
незначительными изменениями Закон о НФБ действует и в настоящее время. НФБ
имеет свои представительства в столицах земель, некоторое число главных
филиалов (58) и филиалов (170) по всей территории ФРГ.
В соответствии с Законом НФБ является юридическим лицом публичного
права. Его основной капитал принадлежит Федерации. Основной задачей банка
считается регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения
устойчивости валюты. НФБ стремится к развитию банковского платежного
оборота как в стране, так и с заграницей. Закон предоставляет банку право
участвовать в Международном компенсационном банке, а с согласия
федерального правительства и в других учреждениях, которые обслуживают
межнациональную валютную политику, обеспечивают международный платежный и
кредитный оборот.
В центре кредитной системы Франции находится Банк де Франс, созданный
в 1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков.
Через 145 лет после своего образования он становится центральным
государственным банком страны.
Банк де Франс имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы
профессиональной деятельности.
Банк де Франс уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной
политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий,
осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства.
Банк де Франс в настоящее время превратился из банка, обслуживающего
кредитные учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами
являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не
исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько
Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают
пользоваться его услугами.
Рассмотрим теперь Банк России. Уставный капитал и имущество ЦБ нашего
государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их
на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет
свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку
России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах
(следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом.
Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не
может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в
капиталах международных организаций также ограничено).
Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по
обязательствам Банка России, а Банк России ( по обязательствам
государства.
Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его
компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным
законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает
за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,
необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от
прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок образования и использования резервов и фондов определяется
Советом директоров.
Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих
капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован,
его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу[1]. Он
регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в
отличие от Банка Англии, который издает так называемые просьбы).
Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое
Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не
отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых;
незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем исторического
развития банковских систем.
II. Организация и структура управления центральным банком
Четкое функционирование центральных банков обеспечивается
законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-
кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие
государству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построение
органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с
аналогичной структурой иных национальных компаний.
Высшим органом управления Банка Англии является директорат,
возглавляемый управляющим. В директорат также входят заместитель
управляющего и 16 директоров (четыре штатных и 12 по совместительству) из
числа руководителей крупнейших компаний, в том числе банковских.
Управляющий назначается правительством на срок в пять лет; срок полномочий
директоров (назначаемых в том же порядке) ( четыре года. За ущерб,
возникший в ходе осуществления функций Банка Англии по Закону 1987 г.,
члены директората отвечают лишь в случае, когда доказана их
недобросовестность.
Для обсуждения конкретных практических вопросов при директорате
действует специальный комитет казначейства, в состав которого входят
управляющий, его заместитель и пять директоров.
Организационное строение Банка Италии характеризуется известной
сложностью, что отражает специфику исторического пути его развития от
частного банка к государственному со смешанным капиталом. Внутренняя
структура Банка такова: во главе его стоит Совет директоров, состоящий из
12 членов и председателя. Центральный совет проводит в жизнь решения
Межминистерского комитета, в состав которого входят председатель ( министр
казначейства, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли,
министр промышленности и торговли, министр труда и президент Банка Италии и
решения которого обязательны для государственного банка.
Местонахождение центрального банка Италии ( г. Рим. Здесь расположены
центральные органы управления банком. Система центрального банка включает в
себя подразделения его центральных органов и 97 отделений, расположенных в
главных городах провинций, ряд представительств за рубежом.
В соответствии с уставом центрального банка система его руководящих
органов включает в себя общее собрание акционеров, Совет директоров,
Исполнительный комитет и Совет аудиторов.
Общее собрание акционеров проводится 31 мая каждого года под
председательством главы Совета директоров. В работе общего собрания
участвуют акционеры, каждый из которых владеет по меньшей мере 100 акциями
в течение 3-х месяцев. Акционеры, владеющие акциями, число которых
колеблется от 100 до 500, имеют один голос на общем собрании; каждые 500
акций свыше 500 дают один дополнительный голос. Основные функции общего
собрания ( утверждение годовых отчетов, назначение аудиторов, установление
размеров вознаграждения членов Совета директоров и Совета аудиторов.
Директоров выбирают на собраниях акционеров, проводимых на местах,
сроком на 3 года. Однажды избранные директора могут быть избраны на ту же
должность вновь. Совет директоров осуществляет общее управление делами
банка, а также назначает председателя, генерального директора и двух
заместителей генерального директора.
Эти назначения должны быть утверждены декретом Президента Республики,
издаваемым по предложению премьер-министра, с одобрения министра
казначейства и с учетом мнения Совета Министров.
При решении особо важных вопросов Совет директоров проводит
консультации с Исполнительным комитетом, включающим в себя четырех
директоров, которые назначаются на эти должности ежегодно. Председатель
Совета директоров одновременно является председателем Исполнительного
комитета. На заседаниях Совета директоров и Исполнительного комитета
присутствуют генеральный директор (с правом совещательного голоса), два
заместителя генерального директора и председатель ( министр казначейства.
Непосредственное управление банком осуществляет директорат,
возглавляемый председателем Совета директоров. Помимо председателя в
директорат входят генеральный директор и два его заместителя.
Федеративный характер США находит свое отражение в структуре
организации банков Федерального резерва. Управление в БФР осуществляется
Советом директоров численностью девять человек. Совет директоров состоит из
трех классов ( все данные должности выборные): А – три члена от банковских
кругов; В – три члена от представителей торговли, сельского хозяйства и
промышленности и С – три члена, назначаемые Советом управляющих СФР.
Директорами класса А не могут быть сенаторы и конгрессмены, класса В и
С ( должностные лица, директора и служащие банков.
БФР как полномочная корпорация может:
1) утвердить и использовать печать корпорации;
2) обладать имуществом;
3) заключать сделки;
4) искать в суде и быть ответчиком, подавать жалобы, защищаться в суде
общего права или права справедливости;
5) назначать Советом директоров президента, вице-президента;
6) определять Советом директоров устав соответствующий закону и
регулирующий порядок ведения общей предпринимательской деятельности;
7) получать по вкладам казначейства Соединенных Штатов в любых облигациях
Соединенных Штатов от контролера денежного обращения обращающихся
бланковых векселей.
Вся система Федерального резерва управляется с помощью трех органов:
Совета управляющих СФР, Федерального консультативного совета, Федерального
комитета по операциям на открытом рынке.
Совет управляющих системой Федерального резерва состоит из семи членов,
назначаемых президентом по совету и с согласия Сената. Срок полномочий
каждого члена Совета управляющих ( 14 лет. Повторное избрание одного и того
же лица на эту должность исключается. Признается незаконной практика
занятия членами Совета управляющих любой должности в одном из банков-
членов.
Обычно Совет управляющих собирается ежедневно для рассмотрения текущих
вопросов кредитно-денежной политики, выполнения надзорных функций,
возложенных на него Конгрессом США, и рассмотрения административных
вопросов, связанных с деятельностью как самого Совета управляющих, так и
всей системы Федерального резерва.
По закону Совет управляющих наделен следующими полномочиями:
1) инспекция деятельности любого банка Федерального резерва и любого банка
( члена системы Федерального резерва;
2) разрешать или требовать переучета банками Федерального резерва уже
дисконтированных другими банками Федерального резерва ценных бумаг по
учетным ставкам, определяемым Советом управляющих;
3) приостанавливать на срок не более тридцати дней действие требования об
обязательных резервах;
4) контролировать и регулировать через Бюро под руководством контролера
денежного обращения выпуск и изъятие из обращения билетов Федерального
резерва;
5) увеличивать число городов Федерального резерва вследствие создания в них
национальных банковских ассоциаций или исключения ряда городов из списка
городов Федерального резерва;
6) приостанавливать деятельность должностных лиц или директоров какого-либо
банка Федерального резерва или отстранение их от должности;
7) требования представления выписок касательно активов баланса, вызывающих
большое сомнение;
8) приостанавливать операции банка Федерального резерва, идущие с
нарушением законов, брать на себя руководство или ликвидировать его или
преобразовывать;
9) осуществлять общее руководство банками Федерального резерва;
10) передавать некоторые свои функции, кроме самых важных, таких, как
определение кредитно-денежной политики, одному или нескольким членам
Совета управляющих или служащим этого совета или банкам Федерального
резерва;
11) осуществлять наем уполномоченных, экспертов, помощников, клерков и иных
служащих по мере надобности для своей успешной работы. Заработная плата
устанавливается Советом управляющих;
устанавливать нормы обязательного резерва для каждого округа Федерального
резерва и периодически пересматривать их.
12) пересматривать и утверждать правила о передаче фондов и обязательств
между банками Федерального резерва и их филиалами и выступать, по своему
усмотрению, расчетной палатой для таких банков Федерального резерва.
Совет управляющих является сложным органом: в его составе находится
четырнадцать подразделений:
1. Секретариат, возглавляемый секретарем, высшим должностным
административным лицом. Секретариат осуществляет руководство кадрами всех
подразделений Совета управляющих и БФР. Через секретариат идет вся
корреспонденция, он же ответствен за ведение протоколов собраний.
2. Юридическая служба, возглавляемая Главным консультантом Совета
управляющих. Задача службы ( представление разъяснений и дача
рекомендаций по всем обсуждаемым в Совете управляющих вопросам.
3. Служба исследований и статистики, возглавляемая директором. Служба
предоставляет необходимую для выработки правильной политики экономическую
информацию.
4. Служба международных финансов оказывает содействие в вопросах зарубежных
операций членами системы Федерального резерва и представляет Совет
управляющих в национальном консультативном совете по международным
денежным и финансовым вопросам.
5. Служба банковских операций занимается исследованием банковских операций,
дает необходимые рекомендации, представляет доклады о деятельности банков
Федерального резерва с точки зрения техники и себестоимости операций, их
основных направлениях, состоянии самих банков.
6. Служба управления кадрами осуществляет выполнение программ Совета
управляющих по кадровой политике и обеспечивает режим секретности.
7. Служба административной помощи выполняет три основные задачи:
осуществляет техническое обеспечение работы Совета управляющих;
распространение публикаций Совета управляющих и передача распоряжений и
приказов конкретным адресатам; управление недвижимостью Совета
управляющих.
8. Управление контролера (возглавляемое контролером Совета управляющих)
решает все финансовые вопросы, определяет количество расходов по
печатанию, выпуску и изъятию билетов Федерального резерва и др.
9. На управление по планированию защитных мероприятий возложена задача
разработки обеспечения деятельности СФР в чрезвычайных обстоятельствах.
Также в состав Совета управляющих входят группа советников и
помощников, Совет по законодательству. Постоянный издательский комитет
осуществляет ежемесячное издание Бюллетеня Федерального резерва и др.
Федеральный консультативный совет состоит из двенадцати членов ( по
числу округов Федерального резерва. Ежегодно на Совете директоров каждого
банка Федерального резерва избирается от своего округа один человек в
указанный совет. Собрания Федерального консультативного совета должны
происходить не менее четырех раз в год. Решения на собраниях совета
принимаются простым большинством голосов.
Федеральный консультативный совет обладает следующими полномочиями:
1) обсуждать непосредственно с Советом управляющих СФР общие вопросы
предпринимательства;
2) сделать устные или письменные представления по вопросам, входящим в
компетенцию Совета управляющих;
3) делать запросы и представлять рекомендации в отношении учетных ставок,
деятельности, связанной с переучетом, выпуском банковских билетов,
условий обязательных резервов в различных округах Федерального резерва,
проведения операций на открытом рынке банками Федерального резерва и
общих вопросов системы банковских резервов.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке состоит из всех
членов Совета управляющих СФР и пяти представителей двенадцати банков
Федерального резерва США.
Собрания комитета проходят в г. Вашингтоне, Федеральном округе
Колумбия. Собрания должны проводиться минимум четыре раза в год. Созыв
собрания осуществляется по решению председателя Совета управляющих СФР или
по требованию любых трех членов комитета.
Главная задача комитета ( рассмотрение, утверждение и доведение до
сведения каждого федерального резервного банка или их группы правил по
проведению им (ими) операций на открытом рынке.
Органами Немецкого Федерального банка являются Центральный совет банка,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|