рефераты бесплатно

МЕНЮ


Надежность коммерческих банков и основные методы ее определения

будет посложнее, чем анализировать финансовую отчетность предприятия, но

заниматься этим придется обязательно.

Реорганизацию своего бизнеса для оптимизации работы в неспекулятивной

среде банкам необходимо в первую очередь осуществлять ради получения

возможности работать на минимальной, для конкретно складывающихся в деловой

среде условиях, марже. Во-вторых, банк должен стремиться наращивать

собственный капитал. И между этими двумя основными ориентирами не должно

возникать противоречий. Наращивание финансовой мощи банка должно

обязательно следовать за повышением эффективности и качества его работы.

Следовательно, на первый план со всей остротой выдвигается необходимость

повышения качества управления банком.

Существенно повысить качество управления банком можно лишь за счет

комплексного совершенствования выполнения всех функций и всех направлений

его деятельности. В России необходимо в широких масштабах внедрить в

экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского

кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие

перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает

условия для эффективного развития российской банковской системы. Чтобы

банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и

выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики, им необходимо

качественно освоить технологии инвестиционного кредитования реального

сектора.

Поставленные проблемы предполагается рассмотреть в данной бакалаврской

работе, состоящей из трех частей. В первой части рассматриваются факторы,

определяющие надежность КБ: характеристики состояния Банковской системы РФ

на современном этапе, причин кризиса банковской системы, методы

определения надежности коммерческими банками. Рассматриваются внешние и

внутренние банковские риски и вопросы управления рисками. Раскрывается

необходимость и Ключевые слова:

В работе использовались материалы ИЦ ”Рейтинг”, независимого

агентства, работающее на рынке банковской информации, , монографии, статьи,

данные финансовой отчетности предприятий и фирм.

Глава 1. Надежность коммерческих банков как необходимое условие развития

банковской системы России

1.1. Факторы, определяющие надежность коммерческого банка. Основные подходы

к оценке надежности коммерческих банков

В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках,

принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка

является актуальной. Актуальность этой проблемы стала еще выше после

августовского банковского кризиса 1998г. еще выше. Последствиями этого

кризиса стали: отсутствие ресурсов для продолжения кредитования различных

секторов экономики, в том числе здоровой ее части что привело к стагнации

производства, падению экспортного потенциала, другим негативным

экономическим и социальным последствиям. Произошло огромное изъятие

средств вкладчиков с банковских счетов, что привело к резкому сокращению

ресурсной базы банков, снижение доверия к банковской системе и к отдельным

банкам как со стороны самого банковского сообщества, так и со стороны

корпоративных клиентов. «Замораживание» значительных объемов банковских

активов в государственных ценных бумагах, потеря банками ликвидности,

значительные убытки, в результате снижение суммарного капитала банковской

системы практически до нуля.

Не лучше отношение к коммерческим банкам и у частных вкладчиков. На

вопрос «Как изменится Ваше отношение к надежности вкладов в коммерческих

банках после принятия закона "О гарантиях вкладов"?» участники опроса,

проводимого ВЦИОМ, дали следующие ответы: Никак не изменится отношение у

2084 (80%) чел.; заметно улучшится - у 56 (2%) опрошенных; 416 (16%) чел.

думают, что их отношение улучшится частично; у 47 (2%) респондентов

отношение частично ухудшится и заметно ухудшится - у 56 (2%) опрошенных[6].

Диаграмма 1. Отношение населения к надежности коммерческих банков

после принятия Закона о частных вкладах

В высшую группу надежности не попал ни один банк, к очень высокой

группе относится только Сбербанк России, к высокой группе надежности

относится только Внешторгбанк России, Газпромбанк, Международный московский

банк.

В «Программе реструктуризации банковской системы России»[7] отмечены

основные проблемы большинства российских банков, накопившиеся в течение 5-

6 лет и приведшие банковскую систему страны к глубокому системному кризису.

Этими проблемами являются:

. значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются

заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в

результате чего значительный объем банковских активов оказался

обесцененным и иммобилизованным;

. тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных

акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их

финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков

проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных групп

клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других

кредиторов;

. низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев –

личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в

проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и

акционеров;

. использование некоторыми московскими банками значительных

государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для

ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что

привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния

государственного бюджета, а также к нерациональному использованию

государственных средств.

В апреле 1999 года лицензию на проведение банковских операций имели

более 600 московских организаций. В середине апреля в Москве прошел девятый

съезд ассоциации российских банков (АРБ). Высокое собрание почтили своим

присутсвием первые лица правительства и Центрального банка. Главной темой

для обсуждения стало состояние российской банковской системы и поиск путей

выхода из кризиса. Выступавшие отмечали, что совокупный капитал банковской

системы России реально равен нулю, что денег на реструктуризацию банков в

бюджете нет, а помощь будут оказываться избирательно только тем кредитным

организациям, которые встроены в региональную и государственные системы.

Были и оптимистичные заявления о том, что реальность оказалась лучше

мрачных прогнозов конца прошлого года.

Однако общий тон выступлений был все-таки минорный, а главным

разочарованием прошедшего съезда, наверное, можно считать отсутствие

единства между правительством, ЦБ и банковским сообществом относительно

того, что нужно делать в сложившейся ситуации. Поэтому чего ждать дальше -

массового отзыва банковских лицензий у так называемых "финансовых бомжей"

или очередных кредитных вливаний в них остается только догадываться. Между

тем заочно в полемику вокруг путей санации российской банковской системы

вступил и председатель Всемирного банка Д.Вулферсон. Тон его заявления был

достаточно жестским. Порекомендовав "быть здоровым и богатым", т.е.

обанкротить банкротов и помочь тем, кто сможет устоять, г-н Вулферсон

прозрачно намекнул на зависимость между успехами реформ в банковском

секторе и получением Россией новых кредитов от ВБ. Так что дело по-прежнему

за малым - начать и удачно завершить реструктуризацию российской банковской

системы.

Реструктуризация банковской системы – это управляемый мерами

Правительства Российской Федерации и Банка России, действиями учредителей и

руководителей кредитных организаций процесс преодоления финансовых

трудностей банков, проявившихся в период финансового кризиса. Целями

реструктуризации банковской системы являются:

. выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее

капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной

ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной

экономики;

. выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих

перспектив дальнейшего существования;

. выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков,

ликвидация которых принесла бы значительные социальные и

экономические издержки;

. восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков,

корпоративных клиентов и иностранных партнеров;

. восстановление способности банковской системы проводить расчеты;

. защита вкладов населения, размещенных в банках;

. недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов,

которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной

банковской деятельности в среднесрочной перспективе;

. отстранение неспособного к конструктивной работе банковского

управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских

менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и

акционеров банка;

. привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том

числе иностранных инвесторов;

. восстановление нормального функционирования финансовых рынков,

валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов,

межбанковского кредитного рынка.

В процессе реструктуризации банковской системы Правительство России,

Банк России и российские банки должны руководствоваться следующими

основными принципами:

. приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;

. равное отношение к корпоративным кредиторам, в том числе к

иностранным;

. открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков

перед кредиторами, вкладчиками и органами надзора;

. первоочередная экономическая ответственность старых собственников

банка, выраженная в сокращении принадлежащего им банковского

капитала;

. привлечение кредиторов к управлению банками, подлежащими

реструктуризации;

. оказание государственной поддержки только тем банкам, которые

самостоятельно стараются решить свои проблемы, принимают и успешно

реализуют собственные программы финансового оздоровления.

Удачный выбор банка потребителями банковских услуг – предприятиями и

частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора

банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент

предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец,

самое главное – надежность (устойчивость) банка.

Под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой

ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание

устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с

применением широкого набора аналитических приемов.

Надёжность банка зависит от множества различных факторов. Условно их

можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды

на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка,

национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также

форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно

стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным)

положением.

К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем

персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком

операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом,

внутренняя политика банка.

Каждый из субъектов рынка (ЦБ, коммерческие банки, предприятия и

организации, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти,

физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового

состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является

определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.

Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как

внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных

клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними

аналитическими службами банка.

Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны ЦБ,

на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.

1.2. Анализ надежности банков Банком России. Функции ЦБ направленные на

поддержание надежности коммерческих банков

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и

регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных

целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы

всей банковской системы.

В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

. разработка и проведение кредитно-денежной политики;

. регулирование денежного обращения;

. регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление

контроля за ними;

. осуществление безналичных расчетов;

. хранение золотовалютных резервов страны.

Одной из основных функций ЦБ является надзор за деятельностью

коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль играет

система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:

. расчете обязательных нормативов;

. анализе общей финансовой отчетности.

В последнее время также были разработаны и рекомендованы к широкому

применению:

. анализ критериев проблемности коммерческих банков;

. анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при

принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.

Как правило, в текущей работе подразделений ЦБ эти системы оценок

используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные

балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по

балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных

экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской

задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о

деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных

изданиях). Так как основным синтезирующим источником информации о

деятельности коммерческого банка является баланс, анализ начинается с его

«чтения».

В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка,

состояние ликвидности, доходности степени рискованности отдельных

банковских операций.

Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о

деятельности банка производятся:

в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с началом года и другими

отчетными датами за период, не менее одного года;

в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих

примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).

Основными направлениями анализ деятельности банка являются:

1. Соответствие выполняемых банком операций оговоренным в выданной ему

Банком России лицензии.

2. Выполнение банком установленных экономических нормативов (количество

случаев нарушений каждого норматива, причин этого, принимаемые

меры).

3. При появлении в балансе банка новых балансовых счетов, ранее им не

используемых, а также при значительном (в несколько раз) росте

остатков по тем или иным балансовым счетам, значительном удельном

весе отдельных балансовых счетов к итогу баланса необходимо

рассмотрение правомерности причин этого с получением от банков, при

необходимости, дополнительных справок, расшифровок.

4. Полнота сформированного банком резервного фонда, источники его

увеличения. При анализе баланса банка необходимо обращать внимание

на источники формирования резервного фонда банка. В резервный фонд

могут также перечислятся единовременные взносы акционеров, пайщиков

банка (при этом банком должны быть обязательно уплачены налоги на

прибыль и на добавленную стоимость), но только на безвозвратной

основе.

5. Достаточность созданного банком резерва на возможные потери по

ссудам исходя из качества кредитного портфеля банка.

6. Анализ структуры доходов, расходов и прибыли коммерческих банков

производится на основе отчета о прибылях и убытках и баланса. При

анализе доходов (расходов) следует определить удельный вес каждого

вида доходов (расходов) в их общей сумме. Динамика доходных

(расходных) статей может анализироваться на основе их сравнения с

предыдущим периодом или плановыми показателями. Увеличение доли

доходов от небанковских операций или прочих доходов свидетельствует

об ухудшении качества управления активными операциями банка.

7. Состояние платежной дисциплины банка: анализ остатков в кассе банка

и на его корреспондентском счете в РКЦ, наличие просроченной

задолженности по централизованным кредитным ресурсам и полученным

межбанковским кредитам, наличие не оплаченных банком исполнительных

документов и расчетных (платежных) документов в рублях и иностранной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.