рефераты бесплатно

МЕНЮ


Международные финансовые организации

осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует

осуществлению в ряде стран программ экономического развития.

Международный банк реконструкции и развития

МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в

1944 г. с целью оказания помощи п восстановлении и развитии экономики

западноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано Второй мировой

войной. С середины 50-х гг. после восстановления положения в этих странах

основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому

развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Мировой

банк как специализированный институт ООН оказывает развивающимся странам

финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их

экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и

развития международных экономических организаций, оказывающих техническое

содействие этим государствам.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из

представителей всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими

правительствами на пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год

совместно с МВФ. Членами МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ,

поскольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую

Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран, однако, благодаря системе

распределения голосов ведущую роль в Банке играет группа из 10 наиболее

развитых стран во главе с США. Решения в Совете управляющих принимаются

простым большинством. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос за

акцию в 100 тыс. СДР в капитале Банка, и в результате на «группу 10»

приходится более 60% всех голосов. Для принятия наиболее важных решений

требуется квалифицированное большинство (85%) голосов, а потому США,

имеющие более 17% голосов, обладают правом вето по всем важнейшим вопросам.

Даже такие крупные страны, как Россия, Китай и Индия, имеющие по 3%

голосов, не могут оказывать серьезного влияния на принятие решений.

Текущей деятельностью руководит Директорат, состоящий из 22 директоров-

исполнителей, из которых 7 назначаются (представляют США, Англию, Францию,

ФРГ, Индию, КНР и Россию), а остальные избираются членами Банка.

Директорат возглавляет Президент Банка, которым по традиции является

американец (в настоящее время Вульфенсон - от США).

Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его

акции. Первоначально капитал составлял 10 млрд. долл. США, но в дальнейшем

в связи с необходимостью расширения его кредитной деятельности

потребовалось неоднократно увеличивать подписной капитал, который в 1998 г.

достиг 186,4 млрд. долл. США (свыше 150 млрд. СДР, оплаченная часть — 11,3

млрд., а остальное может быть востребовано при необходимости).

Для пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на мировом

финансовом рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационных займов на

сумму более 10 млрд. долл. Поскольку МБРР имеет высокую репутацию, а

облигации приносят солидный доход (около 7% годовых), частные банки и

другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в

облигации МБРР.

Кредитные операции МБРР соответствуют интересам частного капитала,

который через посредство Банка осуществляет активную инвестиционную

деятельность, в частности в развивающихся странах. МБРР предоставляет

кредиты на одобренные им проекты, причем получение этих кредитов

обусловливается выполнением заемщиком ряда рекомендаций Банка как

экономического, так социального порядка. Общая сумма кредитов,

предоставленных Банком 128 странам за более чем 50 лет его деятельности,

превысила 320 млрд. долл. МБРР предоставляет кредиты платежеспособным

заемщикам и исключительно на высокорентабельные проекты.

Получателями кредитов могут быть правительства стран-членов Банка, а

также частные фирмы и организации, имеющие гарантию правительства или

центрального банка. Кредиты МБРР - долгосрочные, обычно предоставляются на

15—20 лет с льготным периодом 5 лет. Сооружаемые с участием МБРР объекты

покрываются его кредитами не более чем на 30% их стоимости. По выдаваемым

кредитам Банк взимает в среднем на 0,5% больше, чем сам Банк платит по

привлекаемым средствам, а поскольку ставки мирового финансового рынка

довольно высоки, то и кредиты МБРР являются дорогими, а потому недоступными

для многих развивающихся стран.

Наибольшая часть предоставленных МБРР кредитов направлена на развитие

инфраструктуры, на подержание сельского хозяйства и рыболовства, а на

развитие промышленности менее 15%.

В кредитной деятельности Банка в начале 80-х гг. произошли

значительные изменения: если ранее Банк предоставлял только целевые кредиты

на какие-то конкретные объекты производственного характера, то с этого

времени МБРР стал выделять средства на осуществление программ структурной

перестройки и на урегулирование обострившихся валютно-финансовых проблем

развивающихся стран. В частности, в связи с разразившимся в 1997 г. валютно-

финансовым кризисом в странах Юго-Восточной Азии в рамках международных

программ экстренной помощи Банк выделил многомиллиардные долларовые кредиты

Южной Корее, Таиланду, Индонезии. Малайзии и другим странам региона.

Доля указанных нецелевых кредитов во всем объеме выделяемых Банком

средств возрастет: если в начале 80-х гг. на них приходилось 10—12%, то в

90-х — уже более 25%. Получателями этих кредитов являются как развивающиеся

страны, так и восточноевропейские государства и республики бывшего СССР.

Россия вступила в МБРР в 1992 г. Общая сумма выделенных Банком

кредитов России составляет 9,2 млрд. долл. США, из которых на начало 1999

г. использовано 5.7 млрд. долл. Кредиты предназначались на осуществление

проектов в угольной и нефтяной промышленности, сельском хозяйстве, на

жилищное и дорожное строительство, развитие системы здравоохранения и

образования и др.

В связи с тем, что ресурсы МБРР оказались недостаточными для

удовлетворения возросших потребностей развивающихся стран в кредитах и

одновременно слишком дорогими, в дополнение к МБРР на правах дочерних

организаций были созданы МФК (1956 г.) и MAP (1960 г.).

Международная финансовая корпорация

МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного

капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК

кредитует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные

акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентабельных

проектов в наиболее развитых развивающихся странах, что связано с высокой

стоимостью кредитов.

Высшим органом МФК является Совет управляющих, состоящий из

управляющих и их заместителей. Он может передавать большинство своих

полномочий (за исключением приема новых членов, исключения какого-либо

члена, повышения или снижения уставного капитала, изменения соглашения о

МФК) директорам. Каждый управляющий Всемирного банка (с заместителем)

автоматически является управляющим МФК, если его страна является членом

МФК. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием Всемирного

банка.

Текущую деятельность направляет Директорат. Он состоит из 24

директоров Всемирного банка, чьи страны одновременно являются членами МФК.

Президент МФК по должности является председателем директората МФК. МФК

была реорганизована в 1993 году в соответствии с новыми требованиями

(региональные стратегии, совершенствование экспертной работы, особенно в

секторах инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей

промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отвечает

исполнительный президент.

К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в уставной

капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных

кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.

МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио.

Действуют представительства в Африке, Азии, Латинской Америке и Европе, а

также консультативные бюро по разработке проектов (Project Development

Facilities).

В 1986 году МФК основала Консультативную службу по иностранным

инвестициям (Foreign Investment Advisory Service), для оказания помощи

правительствам развивающихся стран в наиболее эффективном использовании

иностранных инвестиций (капиталы, технология, менеджмент) в рамках

долгосрочных программ развития. Деятельность КСИН контролируется комитетом

(руководство: исполнительный президент МФК, вице-президент МАИГ, вице-

президент МБРР по развитию частного сектора).

Международная ассоциация развития.

МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление

займов/кредитов для приоритетных, экономически и технически обоснованных

проектов в рамках национальной экономики. Организации различаются по

источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то

время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках,

предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие,

условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а

именно возвращающим кредиты), то МАР, получающая свой капитал из других

источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с

ежегодным душевым доходом менее 805 долл. США на 1992 г.).

Структура МАР та же, что и у МБРР. Административную деятельность

осуществляет по совместительству персонал МБРР. Штат сотрудников МАР

разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика,

планирование и исследования.

МАР располагает тремя основными источниками финансирования: прибыли

МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-членов.

Сюда добавляется возврат ранее предоставленных кредитов.

Раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34

государства) назначает официальных представителей, которые проводят

консультации об очередном привлечении средств МАР. Решение о проведении

десятого привлечения средств МАР, используемых, прежде всего для борьбы с

бедностью, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и

экологической среды, было принято в 1993 году (срок действия до 1996 г.).

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической

экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям

МАИГ, основанное в 1988 году, является дочерней организацией МБРР,

обладает юридической и финансовой независимостью.

Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на

производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве

дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка.

Все полномочия по управлению МАИГ принадлежат Совету управляющих (1

управляющий, 1 заместитель), за исключением специально переданных другому

органу. Совет управляющих может передавать свои полномочия директорату.

Совет управляющих обычно собирается на ежегодную сессию, могут быть созваны

и другие совещания.

За текущую деятельность МАИГ отвечает директорат. Президент МБРР по

должности является председателем директората.

Президент МАИГ назначается директоратом по предложению президента МБРР

и ведет текущие дела под общим надзором директората.

Россия и международные клубы кредиторов

Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальные

кредиторы, в основном входящие в Парижский клуб; коммерческие банки или

Лондонский клуб; коммерческие фирмы и банки, входившие ранее в Токийский

клуб. Совокупный долг этим трем группам составляет почти 70 млрд. долл. без

процентов.

Принципы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными

принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,

обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить

определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени

невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия,

которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре

старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом.

Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным:

он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с

пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща

и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению

задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть

пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии

выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило,

наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов

является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти

платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может

проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью

прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к

кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо

непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным

учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным

юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме

задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк

данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой

валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного

сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в

национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте

(чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием

непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности.

Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не

влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Выполнение определенных условий. Смягчение условий погашения

задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику

восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и

преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков

погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками

программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи

дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают

большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий

погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего

протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность

с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются

большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед

официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает

предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно,

заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в

свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности

урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб

разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна

осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с

требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от

МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно

завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права

используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения

указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами

и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить

определенную экономическую политику не является строгим юридическим

термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном

валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают,

что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную

экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они

так считают?

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве

страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

ограничение роста денежной массы, сокращение дефицита государственного

бюджета, контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики

обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного

завышения курса путем девальвации), устранение контроля над ценами,

совершенствование торгового баланса, а также ограничение вмешательства

государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.