Международные финансовые организации
Международные финансовые организации
[pic]
Министерство высшего
образования Российской Федерации
Санкт-Петербургская Государственная
инженерно-экономическая академия
Институт предпринимательства и финансов
Кафедра финансов и банковского дела
РЕФЕРАТ
на тему:
«Международные финансовые организации»
по дисциплине: «Теория финансов»
Выполнила: Павлова Е. В.
студентка группы 3171, III курс
Проверил: доц. Любимова Е. В.
г. Санкт-Петербург
2000 год
Содержание
Международные финансовые организации 3
Международный валютный фонд 4
Группа Мирового банка 10
Международный банк реконструкции и развития 10
Международная финансовая корпорация 13
Международная ассоциация развития. 15
Международное агентство по инвестиционным гарантиям 16
Россия и международные клубы кредиторов 17
Принципы Парижского клуба 17
Принципы Лондонского клуба. 21
Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. 21
Задолженность России по Парижскому клубу. 23
Внеклубная задолженность России. 24
Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба. 24
Задолженность России по Лондонскому клубу 26
Список литературы 29
Международные финансовые организации
После Второй мировой войны расстройство международной и национальных
валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве
воюющих стран обусловили необходимость мобилизации национальных финансовых
ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций
последствий войны. В этих целях на международной валютно-финансовой
конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), было
принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН
Международного валютного фонда (МВФ) — для восстановления и стабилизации
международной и национальных валютно-финансовых систем и Международного
банка реконструкции и развития (МБРР) - для содействия частному капиталу в
расширении инвестиционного кредитования.
По мере стабилизации национальных хозяйств европейских стран,
расширения международных экономических связей и интернационализации
хозяйственной жизни в мире происходили изменения в деятельности МВФ и МБРР.
Эти международные организации стали больше уделять внимания организации
помощи странам по преодолению возникающих кризисных явлений и структурной
перестройке их экономики, а также значительно расширили финансовое
содействие странам, получившим государственную независимость, в целях
ускорения темпов их экономического развития.
Возросший круг вопросов в валютно-кредитной области, как на
международной арене, так и в отдельных регионах, который необходимо было
решать мировому сообществу, также вызвал потребность в создании
региональных банков долгосрочного кредитования.
В результате если в довоенные годы существовал лишь Банк международных
расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая
система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и
регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк
развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и
развития и др.).
Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания
стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его
задачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международных
валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных
ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами,
предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных
нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал предоставлять
средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет) на «структурную перестройку
экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные экономические и
политические реформы.
МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализированного
органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет
свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44
страны, в 1999 г. его членами являлись 182 государства.
Структура управления
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая
страна — член Фонда представлена управляющим и его заместителем,
назначаемыми правительствами соответствующих стран на пятилетний срок (это,
как правило, министры финансов и руководители центральных банков). Совет
управляющих собирается один раз в год и решает принципиальные вопросы
(прием и исключение стран-членов, пересмотр долей в капитале Фонда, выборы
исполнительных директоров и др.).
Рабочими органами Совета управляющих, подготавливающими для него
необходимые материалы, являются 2 комитета.
Временный комитет (полное название — Временный комитет Совета
управляющих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24
управляющих МВФ, проводит заседания 2 раза в год; отчитывается перед
Советом управляющих о работе по регулированию международной валютной
системы, а также разрабатывает предложения о внесении поправок в Соглашение
о МВФ.
Комитет развития (полное название — Объединенный министерский комитет
Советов управляющих МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся
странам) состоит из 24 управляющих от МВФ и МБРР, проводит консультации и
информирует указанный Совет управляющих по вопросам, касающимся
развивающихся стран.
Исполнительным органом является директорат (исполнительный совет),
состоящий из 24 директоров, из которых 5 назначаются Великобританией,
Германией, США, Францией и Японией, 3 представляют одну страну — Китай,
Россию, Саудовскую Аравию и 16 избираются от остальных стран по
географической принадлежности.
Директорат назначает директора, который возглавляет административный
аппарат Фонда и ведает текущими делами. По традиции им является европеец.
В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером
квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс.
единиц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее
половины) голосов, а по наиболее важным вопросам — специальным большинством
(85% голосов — стратегического характера, и 70% — оперативного). Поскольку
наибольшее количество квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США — 17,5%,
Япония — 6,3, Германия - 6,1, Великобритания и Франция — по 5,1, Италия —
3,3%), а в целом 25 экономически развитых государств — 62,8%, то эти страны
контролируют и направляют его деятельность в своих интересах. Следует
отметить, что США, а также страны ЕС (30,3%) могут налагать вето на
ключевые решения Фонда, поскольку их принятие требует квалифицированного
большинства голосов (85%). Роль других стран в принятии решений невелика,
учитывая их незначительные квоты (Россия — 3,0%, Китай - 3,0%, Украина -
0,69%, Казахстан - 0,17%).
Капитал и заемные средства
Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в
соответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая
определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в
мировой экономике и внешней торговле. При создании Фонда его капитал
составлял 7,7 млрд. долл. США. В последующие годы в связи с приемом новых
членов и увеличивающейся потребностью в средствах для оказания помощи
нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые 5 лет, а также
корректировались квоты стран в соответствии с их меняющейся ролью в мировой
экономике. На состоявшейся в 1997 г. в г. Сянгане (Гонконге) сессии МВФ
было принято решение о повышении его капитала на 45%, и после одобрения
этого решения парламентами стран-членов (такой порядок принят в Фонде),
уставный капитал МВФ увеличен до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.).
Первоначально страны-члены должны были оплачивать 25% квоты золотом, а
остальные 75% — национальной валютой. Начиная с 1978 г. вместо взносов
золотом оплата в размере 22,7% квоты производится резервными активами (СДР
и конвертируемой валютой). В дополнение к собственному капиталу для
расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для
пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:
. Генеральное соглашение о займах;
. новые соглашения о займах;
. заимствование средств у государств — членов МВФ.
В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США,
ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о
займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов
Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало
продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд.
долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В
целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере Исполнительный
совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов,
утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с которыми МВФ
может привлечь от 25 предполагаемых стран — участниц этих соглашений
средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также
прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд
займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Японии и других
стран).
Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях
кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.
Кредитная деятельность
Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные
операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для
восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных
курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами
стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными
фондами.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их
покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте,
которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По
истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную
операцию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете
национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР.
Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование
кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и
процентную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается
на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего
это 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-
должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как
погашение задолженности Фонду.
Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения
связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых
для этих стран.
Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в
размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется
как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда
(на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса
национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у
страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других государств —
членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в
соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную
позицию.
Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны
— члена МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автоматически, по
первому требованию, получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким
кредитом страна-член не платит комиссионные и проценты и ей не
устанавливаются сроки возвращения полученного кредита.
Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они
составляют 100% от величины квоты), выдаются на более строгих условиях:
предельная величина получаемых средств от МВФ, когда страна полностью
использовала резервную позицию (т.е. резервную долю и кредитную позицию),
не должна, как правило, превышать 125% ее квоты. Приобретаемые страной
средства сверх резервной доли делятся на 4 части (транша) по 25% каждая, и
по мере использования этих частей (траншей) получаемого кредита требования
по «обоснованному использованию» получаемых средств возрастают. В «письме о
намерениях», направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направления и
меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех
случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиком
взятых обязательств, кредитование сокращаются, а может и полностью
прекратиться.
МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о
резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by
Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ
иностранную валюту в обмен на национальную в любое время, но на
согласованных с Фондом условиях.
В 1974 г. была создана система расширенного кредитования, которая
предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам —
членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах.
Получить такого рода кредиты страны-члены могут, когда имеет место
серьезное нарушение равновесия платежного баланса.
Для получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом
специальное соглашение, в котором оговариваются условия кредита и
принимаемые страной обязательства. Общий размер кредитов, которые страна-
член может получить от Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов,
составляет на протяжении года до 68% от ее квоты, а включая ранее
полученные кредиты — 300% от квоты.
Специальные механизмы
В целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в
экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для
содействия в решении обширных проблем экономического и социального
характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предоставляют
средства на валютных условиях. К ним относятся:
• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средства
которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями,
непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;
• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых
товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;
• Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию
внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам,
оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;
• Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого
направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем
осуществления радикальных экономических и политических реформ.
Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал
временные специальные фонды, которые были призваны содействовать
преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам
(например, нефтяной фонд — для покрытия дополнительных расходов в связи со
значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд — для
оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от
продажи золота из запасов МВФ, и др.).
Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3
млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е
место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты
(резервные кредиты — стэнд-бай, на поддержку структурной перестройки и
др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России
расширенного кредита в сумме 10,2 млрд. долл. США, который в большей части
уже использован, в том числе на погашение Фонду образовавшейся
задолженности по ранее предоставленным кредитам. Общая сумма долга России
Фонду на 1 января 1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.
Группа Мирового банка
Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и
развития (МБРР) и три его филиала — Международную ассоциацию развития
(MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее
инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).
Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов
самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях
Страницы: 1, 2, 3
|