рефераты бесплатно

МЕНЮ


Межбанковские расчеты в России

договорами-соглашениями, заключаемыми ими на двусторонней основе.

Проведение межгосударственных расчетов и ведение корсчетов Национальных

банков-корреспондентов возложено на специальные отделы (центры)

межгосударственных расчетов. Отделы наделяются правами филиалов Центральных

банков, имеют самостоятельные балансы и номера БИК. При главных

территориальных управлениях Центральных банков созданы отделы

межгосударственных расчетов.

Как и при обычных расчетах по корреспондентским счетам, здесь действует

вышеизложенный принцип совершения операций в пределах их остатков. При

отсутствии средств в достаточной сумме на корсчете банка-корреспондента

страны-плательщика операции прекращаются до оформления межгосударственного

кредита.

При открытии корсчета национальные банки-корреспонденты предоставили друг

другу взаимные (технические) кредиты для обеспечения бесперебойности

межгосударственных расчетов. Размеры и сроки кредитов определены

соглашениями центральных банков о корреспондентских отношениях. При

наступлении срока погашения суммы выданных кредитов взыскиваются

(погашаются) за счет остатков средств на соответствующих корреспондентских

счетах.

В 1993 г. предоставление Банком России технических кредитов другим

центральным банкам производится только после заключения

межправительственного и межбанковского соглашения путем зачисления валюты

кредита на корреспондентский счет соответствующего национального банка.

Впредь до заключения такого соглашения поручения центральных банков-

корреспондентов будут приниматься учреждениями Центрального банка

Российской Федерации строго в пределах наличия денежных средств на

корсчете. Банк России регулярно сообщает вышеуказанным банкам, своим

корреспондентам, размеры остатков средств по корсчетам.

Следует отметить, что возникшие особенно в 1992 г., трудности получения

банковских платежей из Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Грузии,

Молдовы и других государств обусловлены прежде всего отсутствием у

центральных банков этих государств средств на корсчетах в Банке России, в

том числе из-за недостаточной активности со стороны российских плательщиков

по выполнению платежных обязательств перед поставщиками из государств

бывшего СССР.

На 1 января 1993 г. партнеры из стран СНГ должны российским предприятиям

1,2 трлн. руб. при задолженности последних в 550 млрд. руб. Кроме того, по

данным Госкомсотрудничества РФ, в 1992 г. российские технические кредиты

странам СНГ, в которых фиксируется положительное сальдо по текущим

операциям России с этими странами, составили более 1 трлн. руб., что в свою

очередь, по некоторым оценкам, привело к "импорту" инфляции в размере 25%

от российского уровня. В определенной степени это объясняется тем, что цены

на импортируемые Россией товары из других стран СНГ составляют 60-70% от

мировых, а цены российского экспорта не превышают 30-40% мирового уровня.

В поисках выхода из этих трудностей в начале. 1993г. Национальным банком,

МВД и Государственным таможенным комитетом Украины утверждена инструкция о

порядке контроля за оплатой продукции, которая поставляется за пределы

государства.

Субъекты хозяйственной деятельности Украины имеют право открывать счета в

странах, использующих рубль как средство платежа, только с разрешения

Национального банка. Расчеты ведутся через корреспондентские счета

коммерческих банков Украины и их банки- корреспонденты.

Для обеспечения более полного поступления валютных ресурсов на Украину за

реализуемую продукцию (услуги) введен новый документ (помимо лицензии), при

отсутствии которого предприятие не сможет вывезти свой товар через

таможенную границу. Это - справка коммерческого банка о поступлении

денежных средств для гарантированной оплаты продукции или предварительной

ее оплаты, которая выписывается на основании уведомления от банков-

корреспондентов. Если стоимость партии поставляемых товаров превышает сумму

предварительной оплаты или аккредитива, справка клиенту банка не выдается.

Таможня и контрольно-пропускные подразделения МВД республики предупреждены,

что без этого документа строгой отчетности вывоз товаров запрещен.

Возможно, будет установлена и плата за выдачу банками справок.

Операции по межгосударственным расчетам коммерческих банков осуществляются

РКЦ в порядке прямых переводов примерно так же (с точки зрения техники),

как и межбанковские расчеты внутри Российской Федерации. Вместе с тем

имеется и серьезное отличие. Оно заключается в том, что РКЦ, осуществляющий

платеж, направляет расчетно-платежные документы для перечисления средств,

причитающихся получателям государств (бывших союзных республик), прежде

всего Центру межгосударственных расчетов Банка России (см. рис 6).

Платежи между банками России и стран СНГ

Клиент банка- Коммерческий банк Расчетно-

Информационый плательщик Санкт-Петербурга кассовый

центр центр ЦБ России обслуживающий

при ГУЦБ России (Москва)

плательщика Санкт-Петербург

(филиал А)

Расчетно- Информационый

кассовый центр центр национ. Клиент банка-

Коммерческий банк при ГУ национал. Банка Украины

получатель Чернигова обслу- банка Украины (Киев)

живающий получателя (Чернигов)

средств

Рис. 6

При этом документы (сводное платежное поручение или сводное авизо, описи и

расчетные документы клиентов) подбираются по областным РКЦ стран-членов

СНГ, вкладываются в отдельные пакеты, а затем собираются в общий пакет на

соответствующее государство.

Центр межгосударственных расчетов после проверки в установленном порядке

полученной от областных РКЦ корреспонденции осуществляет бухгалтерские

проводки по корреспондентским счетам соответствующих государств-

получателей.

Далее документы рассортировываются по государствам-получателям, формируются

по областным РКЦ государств (а внутри них по РКЦ и коммерческим банкам) с

составлением описи. Затем на общую сумму платежа выписывается поручение,

которое на следующий день вместе с выпиской из корсчета Национального банка

государства направляется Центральному банку-корреспонденту через

фельдъегерскую связь или спецсвязь. В свою очередь, национальные банки-

корреспонденты, получив указанные документы, осуществляют операции по

зачислению средств на свои корреспондентские счета.

Иными словами, платежи из России в адрес клиентов в странах СНГ проходят по

схеме: предприятие - коммерческий банк - РКЦ - Центр межгосударственных

расчетов Банка России - национальный банк в стране СНГ.

Аналогичным образом ведутся и платежи в адрес российских клиентов из стран-

членов СНГ. Сначала они поступают в национальные банки стран СНГ и

пересылаются ими в Центр межгосударственных расчетов ЦБ России, где ведется

учет сбалансированности расчетов между Россией и другими государствами.

Только при достижении такой сбалансированности в двусторонних расчетах (что

может вызвать задержки платежей по времени) платежные документы

направляются далее в территориальные РКЦ России, откуда средства

переводятся в коммерческие банки, обслуживающие российских клиентов.

Для упрощения расчетов установлены прямые корреспондентские отношения между

ГРКЦ (РКЦ) сопредельных областей Российской Федерации и Республики

Казахстан.

В соответствующих ГРКЦ и РКЦ открыты субкорреспондентские счета указанных

двух центральных банков для проведения межгосударственных расчетов по

платежам предприятий и организаций, расположенных на сопредельных

территориях. Порядок совершения операций по этим счетам определяется

соглашениями между территориальными управлениями центральных банков

прилегающих друг к другу областей.

Регулирование остатков субкорреспондентских счетов осуществляется

центральными банками таким образом, чтобы соблюдались согласованные

нормативы использования взаимного технического кредита, предоставляемого

банками в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями.

Базой для регулированиям служит еженедельная информация ГРКЦ и РКП об

оборотах и остатках по субкорреспондентским счетам.

Имеются особенности в проведении операций с валютами стран членов СНГ.

Рассмотрим их на примере корреспондентских отношений России с Украиной.

Прежде всего следует отметить, что введение отдельными государствами

бывшего СССР собственной национальной валюты не освобождает хозяйственные

организации от выполнения своих прежних платежных обязательств.

Межгосударственными соглашениями Российской Федерации с такими

государствами была предусмотрена необходимостью урегулирования всех

платежных обязательств хозяйствующих субъектов сторон. Соответствующими

соглашениями между центральными банками предполагалось завершение всех

расчетов по ранее заключенным договорам в рублях. И лишь при заключении

новых договоров, контрактов ставится вопрос о платежах, скажем, российскими

предпринимателями, в украинских карбованцах (или других национальных

валютах контрагентам соответствующих государств). При этом стороны по

договору должны определить валюту платежа, выбор которой зависит от

согласия договаривающихся сторон с учетом их способности выполнить свои

обязательства в той или иной валюте, включая Российские рубли.

К примеру, чтобы произвести платеж в Россию из Украины, украинские партнеры

должны иметь в своем распоряжении российские рубли, которые они могут или

получить от российских покупателей, или приобрести рубли за украинские

карбованцы на валютном рынке Украины. Соответственно российский плательщик,

чтобы произвести платеж на Украину в карбованцах, должен или получить их от

украинских покупателей своей продукции, или приобрести украинские

карбованцы за рубли на валютном рынке России. Это станет возможным после

начала торгов по карбованцу на Московской международной валютной бирже.

Сделка может не состояться, если стороны не смогут договориться о валюте

платежа.

Экспортная выручка резидентов Российской Федерации в украинских карбованцах

не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской

Федерации. На балансе российского коммерческого банка она учитывается по

счету 074 "Расчеты с иностранными государствами по клирингам" с открытием

на нем специального субсчета "Средства в украинских карбованцах". Указанный

банк открывает своему клиенту текущий счет "Средства в украинских

карбованцах" (либо в рамках ранее открытого текущего валютного счета

клиента российского уполномоченного банка отдельный лицевой счет). Учет

средств на указанных счетах ведется в рублях (код валюты 902 "украинские

карбованцы") с применением курса украинского карбованца к рублю. Указанный

курс устанавливается Банком России на основе спроса и предложения

украинского карбованца на валютных рынках.

Российские коммерческие банки осуществляют операции с украинскими

карбованцами на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а также

операции через украинские коммерческие банки в порядке и в пределах

открытой валютной позиции[2], устанавливаемых Банком России.

Средства в украинских карбованцах, которые находятся на корреспондентских

счетах в украинских коммерческих банках, могут быть использованы для

осуществления платежей в пользу юридических и физических лиц Российской

Федерации и Украины или других государств, ранее входивших в состав СССР,

использующих в расчетах украинские карбованцы.

Украинским коммерческим банкам корреспондентские счета в рублях открываются

в российских коммерческих банках без дополнительного разрешения

Национального банка Украины. На эти счета зачисляется выручка от реализации

в Российской Федерации товаров (работ, услуг) клиентов украинских

коммерческих банков.

За счет средств в рублях, находящихся на корсчетах в российских

коммерческих банках, в пределах имеющихся на них остатков, могут

осуществляться платежи в пользу юридических и физических лиц Украины и

Российской Федерации или других государств, входивших ранее в состав СССР,

использующих в расчетах рубли.

В целях защиты России от денежной экспансии впредь до особого распоряжения

Банка России не допускается использование в Российской Федерации средств в

рублях с корсчетов украинских коммерческих банков в российских коммерческих

банках на цели прямых и портфельных инвестиций, оплаты недвижимости и прав

на недвижимость, а также для приобретения иностранной валюты на внутреннем

валютном рынке России.

Российские и украинские коммерческие банки, ведущие корсчета в украинских

карбованцах и в рублях, могут кредитовать друг друга на договорных условиях

в соответствии с принятой банковской практикой, а также совершать операции

по покупке и продаже рублей против украинских карбованцев на валютных

рынках.

Банк России не несет ответственности по урегулированию возникающих

обязательств банков-сторон и не гарантирует сбалансированности расчетов по

проводимым ими операциям.

Российские коммерческие банки, ведущие счета в украинских коммерческих

банках в украинских карбованцах, а также корреспондентские счета украинских

коммерческих банков в рублях, ежемесячно по состоянию на 1-е число

отчетного месяца (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным)

представляют в Управление международных расчетов Банка России отчетные

данные об остатках средств на указанных корсчетах, общих объемах сделок

купли-продажи украинских карбованцев за рубли на валютных рынках, а также

складывающихся при этом курсовых соотношениях.

И все же пока взаиморасчеты между бывшими союзными республиками крайне

затруднены. В этой связи предприятия вынуждены обращаться к услугам

финансовых посредников, которые организуют расчеты по системе валютного

клиринга. Последний, однако, происходит не на межгосударственном уровне, а

на уровне коммерческих банков и финансовых групп. В результате это

позволяет предпринимателям нередко обходить законы, ограничивающие потоки

товаров и денег через государственные границы.

Отдельные группы банков подписывают между собой различного рода соглашения,

финансовые компании создают синдикаты. В качестве примера можно привести

создание по инициативе днепропетровского "Приватбанка" с участием ряда

коммерческих банков России, Молдовы, Беларуси, Украины, Казахстана, Литвы и

других государств межбанковской клиринговой палаты "Экспресс" на

негосударственном уровне. Данная система предполагает аккумулирование в

различных регионах денежных средств и налаживание многоступенчатой единой

практики взаиморасчетов. Предусматривается введение межгосударственных

вексельных расчетов.

Появились и принципиально новые схемы расчетов, основанные на выпуске

небанковских векселей. Так, небанковские векселя "Международного

финансового синдиката" не предполагают использование корреспондентских

счетов банков и позволяют заниматься эффективным управлением денежными

ресурсами, получаемыми от продажи векселей, храня их в наиболее стабильных

финансовых инструментах со стопроцентной ликвидн6стью, и обеспечивающими

мгновенные расчеты по векселю независимо от остатков средств на указанных

счетах (т.е. без введения лимитов технического кредитования). Причем

вексель данного синдиката может быть предъявлен к погашению в национальных

валютах Латвии, Украины, Молдовы и Казахстана. Но проведение подобного рода

расчетов требует гармонизации вексельного законодательства стран-членов СНГ

и обеспечения более тесной координации денежно-кредитной политики

соответствующих центральных банков.

На встрече в Минске 22 января 1993 г. глав государств - бывших субъектов

СССР был подписан целый ряд совместных документов. В частности одобрен

Устав СНГ, в котором предусмотрены: формирование общего экономического

пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров,

услуг, капиталов и рабочей силы, координация кредитно-финансовой политики.

Соглашение о единой денежной ситце и согласованной денежно-кредитной и

валютой политике государств, сохранивших рубль в качестве законного

платежного средства, было подписана еще в Бишкеке 9 октября 1992 г.

представителями восьми республик, входивших в состав бывшего СССР -

Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации,

Таджикистана и Узбекистана.

Во исполнение этого соглашения на встрече в Минске было также, подписано

соглашение об учреждении Межгосударственного банка СНГ. Основная Цель его

создания - организация системы многосторонних межгосударственных расчетов

между центральными (национальными) банками в связи с торговыми и иными

операциями, усиление валютно-финансового воздействия на выполнение взаимных

межгосударственных обязательств и влияния платежно-расчетного механизма на

расширение непосредственных связей предприятий, организаций и коммерческих

структур. С подписанием соглашения об указанном банке появились реальные

возможности для практической реализации его деятельности отработки

технологических инструкций по осуществлению многостороннего клиринга,

подбора служащих Банка, определениям состава Совета Банка, предоставления

соответствующего помещения и его оборудования.

В качестве единого межгосударственного расчетного средства используется

рубль, эмитируемый Банком России. Завершение же расчетов по клирингу,

проходящих через Межгосударственный банк будет осуществляться в рублях либо

по решению Совета Банка в свободою конвертируемой или иной валюте.

Основы расчетов через Межгосударственный банк заключаются в следующем.

Каждому центральному (национальному) банку в Межгосударственном банке

открывается один корреспондентский счет. По этом счету проходят текущие

платежи, связанные с экспортом и импортом товаров (услуг) и неторговым

операциям.

Ежедневно Межгосударственный банк производит многосторонний клиринг и

определяет расчетную позицию каждого национального банка в отношениях со

всеми-другими центральными банками. Периодичность и порядок завершения

расчетов по результатам многостороннего клиринга определяются Советом

Банка.

Для завершения расчетов по многостороннему клирингу Межгосударственный банк

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.